Главная страница

проект для 11 класса. Проект. Либеральное движение. Распространение марксизма в России


Скачать 54.46 Kb.
НазваниеЛиберальное движение. Распространение марксизма в России
Анкорпроект для 11 класса
Дата11.10.2021
Размер54.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроект.docx
ТипДокументы
#245478
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


Либеральное движение. Распространение марксизма в России

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Либерализм 4

1.1 Либерализм как идеология 4

1.2 Возникновение и особенности русского либерализма 8

Западники и славянофилы 9

Либеральные реформы Александра II 10

Земский либерализм 12

Глава 2. Марксизм 15

2.1 Причины возникновения марксизма 15

2.2 Марксизм в России 17

2.3 Первые марксистские организации. 21

Заключение 26

Список использованной литературы  30


Введение



Тема проекта «Либеральное движение. Распространение марксизма в России» является достаточно объемной по содержанию. Она охватывает этап становления политических идеологий, период поиска оптимального пути развития общества и государства.

Объектом исследования в данной работе являются либерализм и марксизм как идеология

В качестве предмета исследования рассматриваются особенности либерального движения и марксизма в России.

Цель исследования: выяснить почему реформаторская деятельность Александра II привела к кризису либерального движения в России и что способствовало распространению марксизма в России.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

1) изучить идеологические основы либерализма и марксизма;

2) выявить и проанализировать истоки и особенности формирования либеральных взглядов в России;

3) охарактеризовать либеральное движение в России;

4) исследовать причины возникновения и распространения марксизма в России;

5) изучить деятельность марксистских организаций.

Необходимо отметить, что основной проблематикой данного исследования является то, что данная тема достаточно изучена в исторической литературе, но является актуальной, так как в современном мире вопросы демократии, свободы человека, революционного или эволюционного путей развития общества звучат все громче. Человечество по-прежнему, ищет выход из экономических кризисов, пытается найти оптимальную форму правления.

Гипотеза: предполагаем, что слабость либерального движения способствовала росту революционных настроений и быстрому распространению марксизма


Глава 1. Либерализм

1.1 Либерализм как идеология


Знакомство с идеями либерализма в России происходит во время Петра I, ключевым стало пребывание русских в европейских странах во время учёбы или дипломатической работы. Когда Петр развернул Россию к Западу элита была вынуждена овладевать достижениями Европы.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения в Европе в ответ на монархический абсолютизм возникают идеи либерализма. Если монархи настаивали на божественном праве управлять жизнью общества, то сторонники либеральных идей считали, что лучше предоставить гражданское общество самому себе - в религии, культуре, в экономической жизни. Либеральный лозунг «не вмешивайтесь, дайте дорогу, мир идет сам по себе» отражал суть либеральной философии. На западе складывалась система, основанная на свободе труда, на праве собственности.

Идеи либерализма реализуются через взаимоотношения общества, государства и отдельного индивида. Основой либерализма в экономике является частная собственность, как необходимое условие индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободная конкуренция, равенство возможностей; в политике - принцип разделения властей, идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, гарантия личных прав и свобод личности.

При всем том либерализм - это гораздо большее, нежели чем экономическая или политическая доктрина, это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика.

Основоположниками либерального мировоззрения были Дж.Локк, Монтескье, И.Кант, А.Смит. Понятие “либерализм” вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Оно пришло из Испании, где “либералами” называли группу делегатов-националистов в испанском парламенте.

Общей для всех мыслителей была идея пересмотра устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, перестройки государственных институтов.

Ключевую роль в формировании либерализма сыграла Великая французская революция, и ее главный документ – «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Вторая статья декларации гласила:” Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”.

Либеральные принципы реализовывались во Франции, Великобритании, США. В России либеральное мировоззрение формировалось в XIX – начале XX в. Представители русской общественно-политической мысли внесли свое понимание либерализма, исходя из российской действительности.

Либерализм формировался, утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. В силу большего разнообразия исторических условий здесь в каждой стране либерализм обрел собственную окраску.

Как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую. В XIX в. первая ассоциировалась со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей.
Что касается континентально-европейской традиции, то в ней акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Постепенно в нем выделились два соперничающих между собой течения – умеренных и прогрессистов. Последние также характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности, проявилось в названиях их партий – от либералов до радикалов.

В целом, либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Индивидуализм развивался рука об руку с гуманизмом, идеями самоценности человека и человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений, он стимулировал их, стал как бы их основанием, подпоркой. Свобода понималась приверженцами либерализма в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Поэтому классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия.
Именно индивидуализм лежит в основе принципа отождествления свободы и частной собственности, которые в совокупности стали могущественной стимулирующей силой развития производительных сил, общественно-исторического развития, формирования и утверждения политической демократии. Здесь частная собственность рассматривалась в качестве гаранта и меры свободы. “Идея свободы, - писал В. фон Гумбольдт, -развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности”. При этом исходили из постулата, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности. Именно из экономической свободы выводились политическая и гражданская свободы. Как бы воплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступают принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализацию которых обеспечили беспрецедентные темпы интенсивного и экстенсивного роста производительных сил.

С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялась проблема отношений государства и отдельного человека и, соответственно, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривалась как сфера реализации естественной свободы и, стало быть, естественного права.
Поскольку это право призвано защищать отдельного человека от неправомочного вмешательства в его личную жизнь со стороны государства или церкви, оно, по замечанию итальянского исследователя XIX в. Дж.Руджиеро, является формой” юридического протестантизма”. Адепты естественного права исходили из идеи, что человек появился на свет раньше общества и государства. Уже в дообщественном, догосударственном “естественном” состоянии он был наделен неотчуждаемыми правами, руководствуясь которыми каждый получал то, что он заслуживал. Исходя из этого постулата, были сформулированы политическая, юридически-правовая система и государственно-политическая концепция, в которых право было превращено в инструмент гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создания условий для претворения в жизнь этого выбора. В политической сфере они нашли отражение в идеях “государства – ночного сторожа” и правового государства, демократии и парламентаризма.

Суть идеи “государства – ночного сторожа” состояла в обосновании достаточности так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Дж. Локка можно сделать вывод: верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить. Иначе говоря, общество – постоянная величина, а государство производное от него.
Но либерализм ни в коем случае нельзя отождествлять с апологией неограниченной, анархически понимаемой свободы индивида делать все, что ему заблагорассудится, игнорируя при этом общепринятые в данном обществе нормы и правила игры. Неотъемлемой составной частью либеральной идеи, свободы индивида является не менее важный принцип ответственности последнего перед обществом за свои действия.
Представители либерализма, особенно умеренного крыла не отвергали позитивные функции государства. Для либералов была и остается аксиомой мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного человека. Важное место в либерализме занимал постулат, по-разному сформулированный А.Смитом и И.Кантом. Первый говорил, что собственность дает права, но эти последние нужно использовать В заключение хотелось бы добавить, чтобы не нарушить прав других членов общества. Как утверждал Кант, “моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека”. В обоих случаях подразумевались действия государства по защите прав и свобод человека. Но у либералов речь шла не только о таких присущих государству полномочиях, как обеспечение правопорядка внутри страны и защита национального суверенитета и территориальной неприкосновенности от притязаний извне. Отцы – основатели либерализма предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения. Так, рассматривая в качестве главной обязанности государства “стоять на страже” прав личности, Кант писал о необходимости со стороны государства помочь бедным и с этой целью облагать богатых специальным налогом, предназначенным на поддержку тех членов общества, которые не в состоянии жить своими средствами, тем самым помогая им осуществлять свои права.

Либерализм разрабатывал принципы конституционализма, парламентаризма и правового государства. Основополагающее значение имел сформулированный Монтескье принцип разделения властей на три главные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По его мысли, в случае соединения законодательной и исполнительной ветвей неизбежно подавление свободы, господство произвола и тирании. То же самое произойдет и в случае соединения одной из этих ветвей с судебной властью. А соединение всех трех в одном лице или органе составляет характерную черту деспотизма.

Отцам-основателям либерального мировоззрения принадлежит идея о том, что в государстве должны властвовать не отдельные личности, а законы. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина”.
“Истоками либеральной общественно-политической мысли служат идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Л.Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, Б. Констан и др. Классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия. Борьба за свободу в понимании радикальных сил поднимавшейся буржуазии означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека.
В соответствии с такими установками были сформулированы политэкономическая, юридическая, правовая системы и государственно-политическая концепция, в которых право было превращено в инструмент гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создания условий для претворения его в жизнь. Эти идеи воплотились в принципах “laissez faire”, свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции и государства как “ночного сторожа”.
В политической сфере они нашли отражение в идее правового государства. По мнению либералов, закон должен гарантировать свободу личности, неприкосновенность жилища, духовную свободу. В обществе должен господствовать закон, функции государства состоят в регулировании отношений между свободными гражданами на основе законов. В наиболее законченной форме подобные установки нашли выражение в апологетике формально-правовых норм буржуазной демократии и парламентаризма, которые отождествлялись с политическим равенством”.

  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта