Главная страница

проект для 11 класса. Проект. Либеральное движение. Распространение марксизма в России


Скачать 54.46 Kb.
НазваниеЛиберальное движение. Распространение марксизма в России
Анкорпроект для 11 класса
Дата11.10.2021
Размер54.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроект.docx
ТипДокументы
#245478
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Либеральные реформы Александра II


Великие реформы Александра II дали возможность либералам отодвинуть традиционные споры о судьбах России на второй план и заняться реальным делом. И славянофилы К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, и западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин принимали активное участие в разработке программы преобразований. Некоторые сторонники либеральных идей (Н.А Милютин, Д.А. Милютин, М. Т. Лорис-Меликов, А.В. Головнин, С.С. Ланской, А.А. Абаза) вошли в состав правительства и реализовывали свои планы.

Либералы действовали легально, через печать и земство. Историки К.Д, Кавелин и Б. Н. Чичерин изложили программу российского либерализма в своем “Письме к издателю” (1856), где высказались за реформирование существующих порядков “сверху” и провозгласили основным принципом “закон постепенности”. «Письмо к издателю» стало первым печатным программным документом русского либерализма. Были озвучены основные положения: свобода совести и свобода выражения общественного мнения; отмена крепостного состояния; публичность правительственных действий и гласность суда. Но отсутствовало одно из основных либеральных требований - введение в России конституционного правления. Это имело свои объяснения.

Александр II, приступив к разработке крестьянской и иных реформ, фактически стал выполнять программу либералов. Поэтому своей главной задачей представители этого движения стали считать поддержку правительства. Крупным успехом сторонников преобразований стало включение в конце 50-х гг. многих либеральных деятелей в состав Редакционных комиссий.

К тому же многие либералы полагали, что в России еще не созрели условия для введения конституции. И если даже об этом будет объявлено, считали они, то она либо останется лишь на бумаге, либо усилит влияние консерваторов, так как большинство мест в парламенте неизбежно займут дворяне, а это может привести к свертыванию либеральных преобразований.

Но это не означало, что русские либералы отказались от идеи принятия конституции и введения народного представительства. Они считали, что страну необходимо готовить к этому шагу: проводить реформы государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать хозяйство, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа, т.е. создавать основы гражданского общества.

Большое развитие в конце 50-х гг. получила либеральная журналистика, предлагались проекты реформ. Трибуной либеральных западнических идей стал новый журнал “Русский вестник” (1856-1862) основанный М. Н. Катковым. Славянофилы не отставали, А. И. Кошелев издавал журналы “Русская беседа” и “Сельское благоустройство”. На его страницах пропагандировалась необходимость отмены крепостного права и наделения крестьян землей, введения независимого суда и местного самоуправления. В качестве необходимого условия осуществления реформ журнал выдвигал принцип постепенности преобразований и выступал против революционного пути развития страны.

Особое внимание журнал уделял национальным проблемам, выяснению роли и значения «народности» в различных сферах жизни общества. Русская самобытность являлась главной ценностью для славянофилов, она корнями уходила в допетровскую эпоху, была примером для подражания. Но признавая православие, самодержавие и крестьянскую общину исконными, необходимыми устоями русской жизни, они не допускали в частной жизни и в общинном быте никакого вмешательства государственной власти, в религиозных вопросах требовали полной свободы совести, выступали за свободу слова. Политическое устройство, за которое выступали славянофилы, укладывалось в формулу К. С. Аксакова, содержавшуюся в его записке Александру II: сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения - народу.

Звучали либеральные идеи также на страницах «Отечественных записок» А. А. Краевского, «Библиотеки для чтения» А. В. Дружинина. Отказавшись на время от своего основного требования, либералы полагали, что-то же самое должны сделать и другие общественные силы. В сентябре 1858 г. Б. Н. Чичерин отправился в Лондон для переговоров с А. И. Герценом об изменении содержания изданий Вольной русской типографии. Попытка склонить главного теоретика «общинного» социализма к уступкам либеральным взглядам закончилась полным провалом. Она привела к разрыву Чичерина с Герценом, который стал одним из этапов размежевания либералов и революционеров. Философ Борис Николаевич Чичерин был одним из ярких представителей русской либеральной мысли 60-х гг. XIX века, юрист, историк, считался одним из лучших учеников Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина. Чичерин с радостью встретил реформы Александра II, считая путь реформ самым оптимальным для России. Взгляды Чичерина о преобразовании России «сверху» получила поддержку многих либерально настроенных государственных деятелей. Именно тогда окончательно сформировалась его программа «либерального консервативизма», в основе которой лежал принцип «либеральные меры и сильная власть».

Наряду с официальным либерализмом в царствование Александра II существовал и либерализм оппозиционный, представители которого настаивали на расширении и углублении реформ. В конце 1850 -- начале 1860-х гг. оппозиционные либералы сосредоточили свою деятельность в органах местного управления, а после проведения земской реформы в 1864 г. - в земствах.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта