Главная страница

проект для 11 класса. Проект. Либеральное движение. Распространение марксизма в России


Скачать 54.46 Kb.
НазваниеЛиберальное движение. Распространение марксизма в России
Анкорпроект для 11 класса
Дата11.10.2021
Размер54.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроект.docx
ТипДокументы
#245478
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1.2 Возникновение и особенности русского либерализма



Либерализм (лат. свободный)) – это учение, rкоторое основывается на принципах свободы личности, гражданских, политических и экономических правах и свободах.

Зарождение либеральной мысли в России происходит в начале XIX века.

Либерализм стал ответом на развитие капиталистического общества, когда личность, освобождаясь от феодальной зависимости, начинает борьбу за равные с привилегированными сословиями права и свободы.

В начале XIX века сторонники либеральных идей поддерживали основное положение либерализма - уважение к частной собственности. Но это заставляло предопределило их осторожно относится к проблеме крепостного права. Если поместья являются дворянской собственностью, а крестьяне к ней прикреплены, рассуждали они, то нельзя даже волей императора отменить один из основных законов империи, а заодно и пошатнуть сам фундамент либерализма.

Декабристы вслед за М.М. Сперанским стали одними из первых в России, кто выступили с либеральными требованиями наделения общества правами и свободами. Но в конце царствования Александра произошел раскол в либеральном лагере. По убеждению членов тайных обществ, мирный, эволюционный путь развития России исчерпал себя, и реформы можно осуществить, только обратившись к революционным методам.

С 1825 года либеральное движение в России постоянно колебалось: оно то приближалось к трону, пытаясь подтолкнуть монархов к проведению реформ «сверху», то искало союзников в стане революционеров.

В середине XIX века либеральное движение представлено западниками и славянофилами. Либеральных взглядов придерживались видные политические и государственные деятели Кавелин, Лорис-Меликов.

Во второй половине XIX века происходит быстрое развитие капитализма, на процесс формирования либерализма в России оказывает воздействие западноевропейская либеральная мысль, но с учетом особенностей российской действительности.

Европейский либерализм XIX века выдвигал требования свободного развития человека, верховенства личности и её интересов над коллективизмом, гарантированные государством права и свободы человека, право на собственность и свободную конкуренцию. В России же либералы опирались на чисто русские традиции – монархию, крестьянскую общину. Они предлагали ликвидацию сословных привилегий, создание земств, проведение реформы Государственного совета, привлечение земств к законосовещательной деятельности.

Данные требования не затрагивали принципиальных основ самодержавия и были направлены на постепенное реформирование формы правления в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.

Буржуазия, которая выступала главным носителем либеральных идей на Западе, в России была слаба и зависима от власти, сама боялась радикальных реформ, и поэтому занимала правый фланг движения – так называемый либеральный консерватизм. И как следствие, носителями либеральных идей в России стало прогрессивное дворянство и интеллигенция. Это лишь усилило промонархические оттенки либерального общественно-политического движения.

Западники и славянофилы



Началом формирования либерализма как самостоятельного направления в общественном движении можно считать западничество 1840-х-начала 1850-х годов. Его яркими представителями были Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, М.Н. Катков, П.В. Анненков. Их взгляды базировались на идеях Гегеля, они полностью разделяли убеждение философа в том, что все человечество развивается по одним и тем же законам. Но народы вступают на этот путь не одновременно; поэтому одни занимают лидирующие позиции, другие – отстают. Россия благодаря Петру I вступила на путь прогресса, но сделала это позже других стран. Однако теперь перспективы ее совершенно ясны: она должна пройти те же вехи развития, которые остались уже позади у передовых государств Западной Европы. Выбранный путь должен привести к переменам, к замене подневольного крепостного труда свободным и преобразованию самодержавного строя в конституционный. Главная задача «образованного меньшинства», по мнению западников, подготовить русское общество к преобразованиям и оказать влияние на власть. Речь в данном случае шла не о столько о Николае I, сколько западники пытались смотреть в будущее. Они надеялись на хорошо подготовленные реформы, которые власть будет проводить в сотрудничестве с обществом.

Более сложную позицию занимали славянофилы: А.С.Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, братья И.В. и П.В. Киреевские. «Друзья-враги» западников мечтали о возвращении России на свой   особый путь развития, с которого, ее заставил свернуть Петр I. Славянофилы видели основу российского общества в общинным строе, православной вере и самодержавной государственности. Кажется, что это никак не стыкуется с идеалами либерализма, никак не соответствует либеральным ценностям. Но славянофилы резко критиковали крепостное право, деспотический характер государственной власти, мечтали о возобновлении Земских соборов. Стремление освободить крестьян можно рассматривать как проявление либерализма.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта