проект для 11 класса. Проект. Либеральное движение. Распространение марксизма в России
Скачать 54.46 Kb.
|
2.2 Марксизм в РоссииГруппа «Освобождение труда». 80-90 годы XIX в. были временем увлечения марксизмом в России, но марксизм1883 год – Женева (Швейцария) русские революционеры создали за границей организацию «Освобождение труда» (Плеханов – руководитель, Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов.) Через 2 года состав группы стал ещё меньше (Дейч задержан германской полицией и выданрусским властям, а молодой Игнатов умер от туберкулеза) Ещё раз: руководитель и организатор группы «Освобождение труда» талантливый революционер Георгий Валентинович Плеханов. Он выходец из дворян. Учится в горном институте в Петербурге. В это время сблизиться с народниками. После раскола «Земли и воли» он в 1880г. эмигрирует за границу. Знакомится с борьбой западноевропейского пролетариата, много читает Маркса и Энгельса. В итоге Плеханов становиться убежденных марксистов. Главная задача группы «Освобождение труда» - распространение произведений К.Маркса и Ф.Энгельса в России (т.е. распространить марксистские идеи в России) 1848г. – вышла книга Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии. Эту книгу и много других работ (например, «Нищету философии») перевели на рус. язык. Чтобы люди в России начитались и заразились марксизмом. Вы знаете, что в 90-е г. 19в. Возникло новое народничество– либеральное. С либеральными работниками будет бороться Плеханов, т.к. либеральные народники выступили против марксизма. Плеханов: «Путь к социализму пролетариат может положить, только завоевав политическую власть». Не случайно ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Либерал. Народники – против группы «Освобождение труда». Плеханов ответил на этот протест работой «Наши разногласия», в которой критиковал народников. Плеханов: против высказывания народников, которые считали, что капитализм в России – случайное явление. Он доказал, что в России капитализм победил. Он – против общины – это пережиток старины. Плеханов показал, что первоочередной задачей является борьба за победу буржуазно-демократической революции (нужны политические свободы, ликвидация крепостных пережитков), а затем проводить социалистическую революцию (т.е. власть передать народу) Плеханов: руководящую роль по нему в революции отдается пролетариату, а также он за создание рабочей партии. Но у группы были и ошибки: 1. Нет ясного понимания движущих сил революции 2. Недооценена роль крестьянства 3. Он против крестьянства, как союзника пролетариата. Т.е. Плеханов не понял, что революцию должны совершить рабочий класс и крестьянство. Плеханов говорил, что союзник пролетариата — это буржуазия (он не понял, что буржуазия – это враг народа). Группа просуществовала 20 лет и сыграла большую роль в революционном движении. Барановский и его последователи считали, что Россия должна пройти «выучку» капитализмом, а значит, социалистическое переустройство общества следует отложить на долгие времена. Так возник «легальный марксизм», не представлявший для российского царизма реальной угрозы. В конце 90-х годов XIX века «легальные марксисты» много сделали для распространения нового учения в обществе. Они доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. Они были уверены, что, несмотря на все издержки, становление крупного промышленного производства является благом для России. В тоже время «легальные марксисты» не признавали революционных методов борьбы, что превращало их в противников социал-демократии. Это идейное течение было представлено лишь небольшой группой талантливых ученых и общественных деятелей, большая часть которых впоследствии отошла от марксизма. В конце 90-х г. г. в ряде полемических столкновений по вопросам марксистского учения и будущего России окончательно обозначилась разница в подходах между «легальными марксистами» и социал-демократами. Именно социал-демократия становится главным проводником взглядов Маркса в России в конце XIX века. Первые группы, кружки по изучению и распространению произведений К. Маркса и Ф. Энгельса появляются в начале 80-х г. г. Группа «Освобождение труда», первая русская марксистская организация; существовала с сентября 1883 по август 1903. Создана в Женеве. В 1884 в связи с арестом выбыл Дейч, в 1885 умер Игнатов, в 1888 был принят, который активно работал до переезда в Америку в 1891. До 1883 года члены «Освобождения труда» были революционными народниками (чернопередельцами). Возникновение российского рабочего движения, неудачи народнического движения заставили их искать новую революционную теорию. В эмиграции Плеханов и его соратники ознакомились с опытом западноевропейского рабочего движения, изучили теорию научного социализма. Это привело к коренному пересмотру ими собственной революционной практики. В объявлении об издании «Библиотеки современного социализма» 13(25) сентября 1883 «Освобождение труда» провозгласила свои основные цели и задачи: перевод на русский язык важнейших трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также произведений их последователей для распространения идей научного социализма; критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения теории марксизма. Ещё в 1882 Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894). Эти произведения в 80-х — начала 90-х гг. изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму. Важное значение имели работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма в применении к России. В его работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) обосновывается вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывается, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат. В распространении марксизма участвовали все члены группы. Кроме серии «Библиотека современного социализма», группа выпустила серию «Рабочая библиотека» (С. Дикштейн, «Кто, чем живёт?», предисловие Плеханова, 1885; П. Аксельрод, «Рабочее движение и социальная демократия», 1884; «Речь на суде», с предисловием Плеханова, 1889; В. Засулич, «Варлен перед судом исправительной полиции», 1890, и др.). В 1888 «Освобождение труда» издала сборник «Социал-демократ», а в 1890—92 — литературно-политическое обозрение «Социал-демократ» (4 книги), в котором пропагандировались революционные идеи марксизма, подвергалось критике народничество, и освещалась деятельность российских и международных социал-демократов. Наряду с теоретической и пропагандистской деятельностью группа вела за границей большую работу по объединению сил российской социал-демократии. Осенью 1888 группа основала «Русский социал-демократический союз»; в конце 1894 был создан «Союз русских социал-демократов за границей», редакция изданий которого принадлежала «Освобождению труда». Несмотря на огромные трудности группа имела связь с социал-демократическими организациями в России (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Вильнюс, Рига, Минск, Одесса, Нижний Новгород и др.). Важнейший этап деятельности «Освобождения труда» (1901—03) протекал в рамках Заграничной лиги русской революционной социал-демократии, когда группа объединилась с ленинской «Искрой». Вначале это был период плодотворного сотрудничества Ленина и Плеханова, затем между ними выявились идейные разногласия, которые окончательно обострились после 2-го съезда РСДРП, что привело к расколу российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Ленин отмечал недостатки «Освобождения труда», которые он главным образом усматривал в том, что группа не была связана с рабочим движением, что у её членов отсутствовали конкретный анализ особенностей развития капитализма в России и признание вытекающих особых задач российской социал-демократии в борьбе за создание партии нового типа. Историческое значение деятельности группы Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Заслугой «Освобождения труда» и прежде всего Плеханова Ленин считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма. Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнической теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей западноевропейского рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вызвали переворот во взглядах Плеханова. Позже Плеханов напишет: «Революционная по своему внутреннему содержанию идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире. И пока наше движение будет происходить под знаменем отсталых или ошибочных теорий, оно будет иметь революционное значение лишь некоторыми, но далеко не всеми своими сторонами». Он становится первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России. С 1900 года Плеханов принял участие в основании первой общероссийской марксистской газеты «Искра», вдохновителем и организатором которой был Ленин. Газета «Искра» и журнал «Заря», в редакцию которых входил Плеханов, стали сильнейшим оружием в борьбе за создание пролетарской партии в России. На втором съезде РСДРП (1903) Плеханов вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против так называемых оппортунистов. Но уже вскоре после 2-го съезда он перешёл на сторону меньшевизма. С конца 1903г. Плеханов повёл борьбу против ленинизма, особенно по вопросам стратегии и тактики пролетариата и его большевистской партии. Плеханов провозглашал, что конечная цель социал-демократов состоит в коммунистической революции и полном освобождении труда от гнета капитала, которое может быть достигнуто путем перехода всех средств и предметов производства в общественную собственность. Но коммунистическая революция, на его взгляд, будет возможна лишь при участии в ней всех или по крайней мере нескольких цивилизованных обществ. Что касается России, то здесь трудящиеся массы находятся под двойным гнетом развивающегося капитализма и отживающего патриархального хозяйства и ближайшей целью рабочей партии, которую предстоит создать, является завоевание демократической конституции и осуществление ряда общедемократических преобразований. Во время революции 1905-07г. г. в России Плеханов открыто выступал за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооружённое восстание, считал главной парламентскую форму борьбы. Деятельность Плеханова и группы «Освобождение труда» трудно переоценить. Благодаря их усилиям русский марксизм стал реальностью. Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Он показал, что вся история русской революционной мысли - это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Сейчас задним числом к нему можно предъявить немало претензий и критиковать за тенденцию к догматизму и излишней идеологической жесткости, нетерпимость к инакомыслию, идеализацию рабочего класса, недооценку революционного потенциала крестьянства. Но большинство исследователей признают, что неизгладимый отпечаток на русский марксизм наложило то важное обстоятельство, что рождался он в борьбе с народничеством, часто воспроизводя - только, как бы в обратном отражении - его преувеличенные или односторонние трактовки общественных явлений в России. Можно услышать и мнение о том, что Плеханов был слишком «послушным» учеником Маркса, безоговорочно принявшим для России ту схему общественного развития, которая отражала реалии Западной Европы. Наверное, во всем этом есть доля истины. И все же главное заключается в том, что в начале 80-х годов XIX века Плеханов, если пользоваться образами любимой им древнегреческой мифологии, нашел ту нить Ариадны, которая помогла русским революционерам выбраться из запутанного лабиринта, где, несмотря на весь их героизм, заблудились народники. Этой нитью стало учение Маркса, которое вскоре удалось соединить с могучим движением пролетариата. В заключение хотелось бы добавить, благодаря усилиям Плеханова и его товарищей общественная мысль России поднялась на принципиально новую ступень. На работах Плеханова «учились марксизму» многие русские социал-демократы. |