Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЛАН ОТВЕТА

  • А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)

  • Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

  • В. Либеральное народничество

  • Г. Консерваторы

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 3. Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIXв.

  • А. Развитие образования

  • Б. Русская наука

  • Все вопросы и билеты во Истории России. До Начала 1900. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.38 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    Дата25.03.2022
    Размер1.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВсе вопросы и билеты во Истории России. До Начала 1900.doc
    ТипДокументы
    #416712
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885г.).

    Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

    В. Либеральное народничество.

    Г. Консерваторы.

    Д. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г.В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина).
    А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)

    1. В конце XIX в. с развитием капиталистических отношений в пореформенной России численность рабочих увеличилась втрое, она равнялась в 1900 г. 3 млн. человек (в большинстве своем это были выходцы из крестьян, ушедших на заработ­ки). Положение рабочих было крайне тяжелым. Рабочий день доходил до 15 часов, широко применялся дешевый женский и детский труд, особенно на ткацких фабриках. Зарплата в России была в 2—4 раза ниже, чем в Англии и США. К тому же зарплату рабочие получали не полностью: 30—40% уходи­ло на штрафы (за прогулы, курение, недисциплинирован­ность, пение во время работы и пр.), деньги выдавались нерегулярно, и рабочие вынуждены были брать продоволь­ствие в кредит в фабричной лавке по высоким ценам.

    2. Рабочие жили в казармах при фабриках. Часть казарм отводи­лась под общие спальни, а часть разгораживалась на каморки. Только к концу XIX в. для женщин и мужчин стали выделять отдельные спальни. В каморках располагались семейные ра­бочие. Лишь высококвалифицированные рабочие, постоян­но проживающие в городе, имели возможность снять кварти­ру или купить собственный домик.

    3. Тяжелые, подчас невыносимые условия труда вызывали различ­ные формы протеста. Зарожда­ется рабочее движение. В 60-е годы рабочее движение имело свои особенности. Это были стихийные волнения, близкие к крестьянским бунтам. Но уже стала появляться такая форма борьбы, как стачка («стакнуть­ся» — сговориться) и забастов­ка («баста» — хватит, прекра­тить). Требования имели экономический характер: по­вышение зарплаты, сокраще­ние рабочего дня до 11 часов, отмена или сокращение штра­фов. В 60-х годах в России про­изошли 63 стачки, в них уча­ствовало 30 тысяч рабочих.

    4. В 70-х годах стачки стали преобладать: из 350 выступлений рабочих 187 были стачками, в них участвовало 80 тысяч че­ловек. Наиболее крупная стачка произошла на Кренгольмс-кой мануфактуре в Нарве в 1872 г., в ней участвовало 5 тысяч человек. В 1880 г. произошла стачка на Ярцевской мануфак­туре купцов Хлудовых в Смоленской губернии. Для подав­ления рабочих в Ярцево, как и в Нарву, были направлены войска.

    5. В 1885 г. началась знаменитая Морозовская стачка. Николь­ская мануфактура Т. С. Морозова (около Орехово-Зуева) была крупнейшим предприятием, на котором работало 8 тысяч человек. За год здесь 5 раз снижалась зарплата, штрафы со­ставляли 25% заработной платы. Крайне плохими были бы­товые условия.

    6. Руководили стачкой ткачи П. А. Моисеенко и В. С. Волков. Они договорились с рабочими остановить фабрику 7 января 1885 г. Вначале стачка имела характер стихийного бунта: тол­па громила квартиры директора, мастеров, продовольствен­ную лавку. В Орехово-Зуево прибыли войска, на улицах по­явились патрули, приехал губернатор, которому Волков изложил требования рабочих:

    > повышение зарплаты;

    > снижение штрафов до 5 копеек с заработанного рубля;

    > прием продукции при свидетелях;

    > сокращение рабочего дня для подростков;

    > предупреждение за 15 дней об увольнении;

    > оплата времени стачки.

    7. Волков, позднее Моисеенко и другие депутаты-рабочие были арестованы, произошли столкновения с полицией. Стачка была подавлена, 18 января работа возобновилась. 33 стачеч­ника были отданы под суд, прокурор выдвинул обвинение по 101 пункту На суде вскрылись столь чудовищные условия тру­да на фабрике, что присяжные заседатели оправдали подсу­димых. Но по приказу Александра III Волков и Моисеенко были сосланы в северные губернии.

    8. Рост стачечного движения, общественный резонанс, вызван­ный Морозовской стачкой, заставили правительство издать серию законов, регламентирующих отношения между рабо­чими и фабрикантами:

    > запрещались забастовки, за участие в них — арест на 1 ме­сяц;

    > запрещался ночной труд детей до 17 лет;

    > вводилась фабричная инспекция;

    > была повышена заработная плата;

    > устанавливался максимальный размер штрафа —10% с руб­ля, а штрафные деньги должны были использоваться толь­ко на рабочие нужды.

    Эти законы редко соблюдались фабрикантами, но они по­ложили начало фабричному законодательству в России. Лишь с наступлением промышленного подъема в 1893 г. за­бастовки пошли на убыль.
    Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

    1. После убийства Александра II Исполком «Народной воли» обратился к Александру III с письмом, обещая прекратить террор в обмен на конституцию. Но волна репрессий, после­довавшая после убийства Александра II, обескровила «Народ­ную волю». Исполком был полностью разгромлен, 56 наро­довольцев заключили в крепость, 28 человек казнили, 500 были отправлены на каторгу. Последним актом революционной деятельности этой организации стала неудавшаяся попытка покушения на Александра III. Готовившие ее народовольцы, среди которых был и Александр Ульянов, были преданы суду и казнены,

    2. Все это поставило либеральную оппозицию в двусмысленное положение: требовать конституцию вслед за террористичес­кими актами было невозможно. Если раньше общество с сим­патией относилось к народникам, то теперь оно отвернулось от радикалов. Ведущее место в народническом движении на­чинает занимать либеральное народничество.

    3. Министр внутренних дел Д. А. Толстой вел активную борьбу против земского либерализма, в результате прекратил свою деятельность «Земский союз», была проведена земская кон­трреформа. Многие земские работники отказались от борь­бы за конституцию и избрали идеологию «незаметного сбли­жения», тактику «мальгхдел»: они спокойно, без громких фраз учили крестьян грамоте, проводили беседы о литературе, жи­вописи, истории культуры. Либералы предлагали:

    > введение всеобщего начального образования;

    > отмену телесных наказаний;

    > улучшение волостного управления.

    Эти требования были опубликованы в журналах. Петербург­ский комитет грамотности (В. И. Шаховской, А. А. Вернад­ский) издавал популярные книги и рассылал их в народные библиотеки. Но Комитет попал под надзор полиции.

    4. Большую популярность приобрели заседания Вольного эко­номического общества. Здесь обсуждались вопросы об отме­не телесных наказаний, введении всеобщего обучения. В 1898г., когда в России в очередной раз разразился голод. Общество выступило с резкой критикой правительства. В ответ власти запретили печатать отчеты о его заседаниях, ив знак протес­та общие собрания были прекращены. В 1893 г. возникло Общество русских врачей в память о выдающемся хирурге Н. И. Пирогове. Врачи подняли вопрос об отмене телесных наказаний и помощи голодающим. Но и на Пироговское об­щество вскоре было оказано давление.

    5. В конце ХIХ в. в либеральный лагерь входили не только дво­ряне, но и земская и городская интеллигенция («третий эле­мент»).
    В. Либеральное народничество

    1. После разгрома «Народной воли» (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразова­ний, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только «игра в капитализм», поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддержи­вать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за соци­альное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма.

    2. Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся лич­ностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.
    Г. Консерваторы

    1. В конце XIX в. ведущим направлением правительственной политики становится консерватизм. Его главными идеолога­ми были бывший наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и редактор «Московских ведо­мостей» М. Н. Катков. Первыми жертвами реакционного кур­са стали печать и школа. Многие правительственные печат­ные издания находились под контролем М. Н. Каткова. Он требовал введения жесткой цензуры, считал, что правитель­ство не должно делать уступок общественному мнению. Ми­нистр просвещения И. Д. Делянов подписал позорный циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей лакеев, прачек, мелких лавочников» и т. п.

    2. Победоносцев и Катков решили сплотить общество на осно­ве идей русской самобытности, православия, самодержавия. Они пытались доказать, что особенности развития России делают невозможным переустройство страны по образцу ев­ропейских государств, как это предлагали либералы. Русское самодержавие — божественного происхождения, поэтому из­менение политического строя является кощунственным, ан­тибожественным делом.

    3. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация во главе с П. Шуваловым. В нее входили министры, великие князья, генералы. Она имела свою сеть шпионов, провокато­ров, двойную конспирацию. Организация, получившая назва­ние Священной дружины, ставила своей целью борьбу с рево­люционным движением, издавала в Женеве свою газету «Вольное слово», ее участники громили подпольные типогра­фии, следили за революционерами. Однако по требованию им­ператора Александра III Священная дружина была распущена.

    Д. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

    1. После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк­сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод­ством коммунистической партии совершит социалистиче­скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на обществен­ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со­циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче­ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

    2. Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей ра­боте «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические сво­боды и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут про­мышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть само­державие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

    3. Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал со­здание рабочей партии. После победы социалистической ре­волюции рабочие должны установить «диктатуру пролетариа­та». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалис­тическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле­дующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народ­никами, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вско­ре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток ус­тановления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «воз­никнет обновленный царский деспотизм на коммунистичес­кой подкладке».

    4. Главной задачей группы «Освобождение труда» ее члены счи­тали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возник­новения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, кото­рые разошлись по всей России.

    5. Для распространения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру­жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв­ший студент Владимир Ульянов.

    6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек­сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими­ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер­бургского университета. После получения диплома занял дол­жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са­маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

    7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк­систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста­рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но­вый, более справедливый — социализм.

    8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк­систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де­мократов?», главное содержание которой сводилось к поле­мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

    9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобож­дение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли­ция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

    10. Но петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марк­систских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIX в.

    2. Какие причины вызвали рабочее движение?

    3. Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIXв.?

    Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в.
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Развитие образования.

    Б. Русская наука.

    В. Русская литература. Печать.

    Г. Живопись.

    Д. Скульптура, архитектура.

    Е. Музыка. Театр.
    А. Развитие образования

    1. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в усло­виях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест про­тив самодержавия, происходили серьезные изменения в со­циальной структуре. Все это оказало воздействие на культур­ное развитие России.

    2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения на­рода. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышлен­ности и техники требовало грамотных работников. Усили­вается внимание правящих кругов к народному образо­ванию. Были открыты ре­альные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскрес­ные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.

    3. Основным типом средней школы были гимназии, в ко­торых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право по­ступать в университеты. Существовали также мужские ре­альные училища, где преподавались математика, физика, хи­мия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений.

    4. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 (в Одес­се и Томске). Увеличилось количество технических вузов. От­крылись консерватории в Петербурге и Москве. Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).
    Б. Русская наука

    1. Российская наука во второй половине XIX в. достигла круп­ных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. вы­пустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обус­ловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и выс­шей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Ти­мирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

    2. Математик П. Л. Чебышев исследовал теорию чисел и тео­рию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А. Г. Столетов ис­следовал магнетизм и фотоэлектрические явления, осно­вал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элемен­тов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию.

    3. А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накалива­ния, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электричес­кую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстри­ровал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учи­тель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реак­тивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект ди­рижабля.

    4. Большую известность получили работы этнографа Н. Н. Мик­лухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Но­вой Гвинеи. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных.

    5. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Про­фессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смер­ти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложе­ние до 1775 г.

    6. Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Клю­чевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепост­ного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта