Шпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. П.). Шпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Скачать 1.39 Mb.
|
Вопрос 14. Опричнина. ПЛАН ОТВЕТА: А. Накануне опричнины. Б. События начала января 1565 г. В. Опричная политика 1565—1572 гг. Г. Последствия опричнины и ее воздействие на жизнь страны. А. Накануне опричнины 1. Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налога разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников и посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался князя Владимира Старицкого, имевшего большой авторитет в стране. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Тогда Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву. Б. События начала января 1565 г. 1. В начале декабря 1564 г. царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая, «гневная», грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, «слезная», — «посаду, всем людям» и читалась «в собрании народа велегласно». В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство — в зловредном пособничестве боярам; в другом послании — заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней — царем и народом. Народ единодушно поддержал государя. Бояре, духовенство, дворяне, приказные люди, купцы и посадские направили делегацию в Александровскую слободу просить государя вернуться на престол. Иван IV согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В общем виде они сводились к тому, что отныне царь будет по своему усмотрению казнить изменников «опалою, смертию, лишением достоинств»... В. Опричная политика 1565—1572 гг. 1. 2 февраля 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. Вопричнину (от слова «опричь» — кроме, особо), подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину. Из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне и приказные люди, если они добровольно не записывались опричниками; все это сопровождалось грабежами, убийствами со стороны опричников. Противников опричнины уничтожали: были казнены 200 депутатов Земского собора 1566 г., митрополит Ефим Колычев, богатейший боярин Иван Федоров, известный дипломат Иван Висковатый, отравлен князь Владимир Старицкий и многие, многие другие. 2. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, сначала из одной тысячи, потом оно было доведено до пяти тысяч человек. Когда была отобрана первая тысяча опричников, они в присутствии митрополита, всего кремлевского духовенства и бояр дали клятву быть верными государю великому князю и его государству, искоренять «крамолу» и сообщать обо всем дурном, что замышляется против царя и его государства. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену. Опричники превратились в полицейскую силу государства, подозреваемых в измене пытали и казнили. 3. Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе. В это время появился «подметный» донос, что новгородцы замышляют измену и хотят «отдаться» под власть Литовского княжества. В 1570 г. под предлогом борьбы с изменой была проведена карательная экспедиция против Новгорода. Иван Грозный вместе с сыном Иваном возглавил 15-тысячное опричное войско, поход которого по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым разгулом его слуг. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. Погром Новгорода длился 40 дней. Число жертв достигло 15 тысяч. Город был полностью разграблен. Это был настоящий террор, ставивший целью не только подавить бояр, но и запугать народ. Но вскоре царь сам стал бояться опричников. В число обвиняемых по делу «о новгородской измене» неожиданно попали и были казнены многие руководители самих опричников, люди, близкие царю: Басмановы, Вяземский, Черкасский. На смену им во главе опричнины встали известные палачи — думные дворяне Малюта Скуратов и Василий Грязной. 4. В 60—70-х годах XVI в. в России разразился настоящий хозяйственный кризис. В годы Ливонской войны и опричнины сильно ухудшилось положение главных производителей страны — крестьян, возросла барщина, увеличился оброк. Многие губернии и города были охвачены голодом, участилось бегство людей на окраины. В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось пред лицом народа. 5. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово. Были вновь объединены опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди. Восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские бояре получили обратно свои вотчины, но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины. Г. Последствия опричнины и ее воздействие на жизнь страны 1. Иван IV, вводя опричнину, преследовал прежде всего главную цель — укрепление своей самодержавной власти. Нельзя также не признать, что объективно опричнина способствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Однако цель и средства в данном случае оказались несоизмеримы. Последствия опричнины для России были трагичными: > опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян; > была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право; > опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV? 2. В чем Вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России к концу его царствования? 3. Иван Грозный — реформатор России или сумасшедший тиран? Ваше мнение. Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в XIV-XVI вв. ПЛАН ОТВЕТА: А. Русское народное творчество. Литература. Летописи. Б. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в ХVI в. В. Живопись. Г. Зодчество. Д. Просвещение, научные знания, книгопечатание в XVI в. А. Русское народное творчество. Литература. Летописи. 1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура. 2. Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни. Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных. Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме — борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в «Сказании о царстве Казанском» говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести «О прихождении Стефана Батория в Псков» рассказывается, как король «лютый зверь» обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления. 3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» князь изображен идеальным правителем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: «Задонщина», «Тохтамышево разорение 1382 года» и др. Автор «Задонщины» образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В «Сказании о Мамаевом побоище» автор поэтически описывает саму битву. В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии». Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день. 4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения. Б. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в. 1. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. Первой русской ересью было стригольничество. Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и Пскове. Стригольники критиковали недостойное поведение духовенства: пьянство, назначение на церковную должность за плату. Они не признавали некоторых православных таинств, например обряд причащения. По их убеждению, это противоречит разуму и является бессмысленным. В Новгороде состоялись казни еретиков-стригольников. 2. В конце XVa. новгородское низшее духовенство заявило, что не признает догмата о троичности Бога, отрицает священность икон и саму церковную организацию. Против них выступил игумен Иосиф Волоцкий (его сторонники стали называться иосифлянами). Он заявил, что еретиков надо заключать в тюрьмы и предавать лютой казни. В то же время так называемые нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться, что их надо миловать. Борьба иосифлян с нестяжателями проходила не только по вопросу об отношении к церковным догмам: первые отстаивали их незыблемость и требовали жестокой расправы с еретиками, вторые допускали возможность полемики с инакомыслящими и их помилование. Борьба двух группировок в православной церкви отражала разные взгляды на великокняжескую власть. Иосифляне провозглашали великого князя наместником Бога на земле. Из этого круга церковников вышла теория «Москва — третий Рим», обосновывавшая вселенские претензии Московской митрополии. Противоположная группировка утверждала, что Божья власть выше светской. Наконец, нестяжатели в отличие от иосифлян считали, что монахи должны существовать только «от своих трудных подвигов», т. е. кормиться личным трудом, и отрицали необходимость монастырского землевладения как средства для поддержания всей обители. В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Многие были сожжены на костре. В XVI в. церковь все более подчиняется княжеской светской власти. Продолжается борьба между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 г. руководители нестяжателей были осуждены церковным собором. До нашего времени дошли сведения о деле боярина Матвея Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен. 3. В XVI в. в России было много талантливых публицистов, среди них — Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбский и сам Иван Грозный. Федор Карпов, образованный человек, сокольничий, считал, что правители должны нести в мир правду, искоренять зло. Замечательным русским мыслителем XVI в. был Иван Пересветов, который в челобитных Ивану Грозному изложил свои политические взгляды. Он выступал сторонником сильной царской власти, централизации управления, призывал ограничить власть бояр и поддерживать дворян. Сильная царская власть, по его мнению, должна управлять на основе определенных законов. Талантливым писателем-публицистом был князь Андрей Курбский, который в 1564 г. бежал в Литву и обратился с тремя посланиями к Ивану Грозному, позже написал знаменитую «Историю о великом князе Московском». Курбский — враг «лютости» царя, который не только не считается с теми, кто верой и правдой служил отечеству, но и подвергает страшным мукам, проливает их кровь. В ответных посланиях Грозный отстаивал незыблемость самодержавной власти, считая бояр своими подданными, утверждал, что его власть Божественного происхождения и в своих действиях он ни перед кем не подотчетен. Послания Грозного в то же время пронизаны юмором и сарказмом, его литературный стиль отличается лаконичностью, яркостью художественных образов. По указанию царя создаются большие летописные своды — Воскресенская, Никоновская летописи со множеством документов. В них вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Один из списков Никоновской летописи представлял собой роскошный лицевой свод, который украсили 16 тысяч иллюстраций. В. Живопись 1. Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи. 2. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе. 3. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей. 4. Самая известная работа Рублева — «Троица» (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число «8» означало «вечную жизнь». Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства. 5. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены. 6. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории. 7. Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 «местночтимых» угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона «Церковь воинствующая» воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты: «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян», «Венчание Владимира Мономаха», композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года. 8. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма», они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В этой манере работали Чирин, Савин. Г. Зодчество 1. Средневековое зодчество было тесно связано с княжеской властью. Только у богатого и сильного князя находились деньги, чтобы строить каменные храмы и укрепления. В конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов, особенно выделялись хоромы великого князя, бояр, дворян, высшего духовенства. Они частью располагались в Кремле, частью — вокруг него и в подмосковных селах. Москва строилась по традиционному для средневекового русского города радиально-кольцевому принципу. К началу XV в. город занимал территорию внутри нынешнего Бульварного кольца, а в XVI в. — в границах современного Садового кольца. При Дмитрии Донском в 1367г. Кремль обнесли стеной из белого камня, а при Иване III были возведены стены из красного кирпича. В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня — Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце. 2. В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства — Успенский. За образец был взят Владимирский Успенский собор, но использовалась новая техника. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божией Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства. 3. Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения. В 1481—1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей. 4. В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском(1532). она господствовала над местностью, была видна издалека, «чудна высотою и красотою» (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного). Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик. Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве. 5. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район — Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий Федор Конь построил крупнейшую крепость — Смоленский кремль. Д. Просвещение, научные знания, книгопечатание в XVI в. 1. Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. В городах и деревнях появляются учителя — «мастера грамоты» — монахи и дьяки. Ученики осваивали сначала азбуку, потом часослов (молитвы), письмо, Псалтырь, счет до тысячи, сложение, вычитание. Обучение велось с розгой. Появились руководства по грамматике Максима Грека — «Начало грамоты греческой и русской», «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник». Первое пособие по арифметике — «Книга — Арифметика, цифирная мудрость». Большое собрание рукописных книг имел Иван Грозный. 2. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание, возникает Московский печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии. Федоров был также и редактором, делал свои переводы Священного Писания, за что его преследовали. Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались на Украину. Во Львове ими был издан первый русский печатный букварь с грамматикой. В Москве до конца XVI в. было издано 20 названий богословских книг. В деле просвещения был сделан большой шаг вперед. 3. Научные знания в XVI в. носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии — специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других церковных праздников по годам. Сочинения «Шестокрыл», «Космография» позволили вычислять лунные фазы, затмения Солнца, Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам, оружейникам. В Москве был организован Пушечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку (40 т, длина 5 м). Солеварение, поташное производство, лечебное дело требовали знаний из химии, медицины, способов изготовления лекарств из трав. Большой популярностью пользовалась рукописная книга «Вертоград», переведенная с немецкого языка. В ней содержались медицинские сведения, правила личной гигиены и ухода за больными. Но в целом практическая медицина еще во многом была связана со знахарством. Путешественники, дипломаты составляли карты. Выходили словари — «Се татарский язык», «Толк языка половецкого», «Славянские слова». При строительстве Покровского собора использовались теоретические знания по механике, математике. 4. С именем протопопа Сильвестра связано оформление «Домостроя». Это произведение относилось к литературе бытового жанра. Оно содержало целый кодекс житейских правил, который требовал беспрекословного подчинения мужу, отцу, хозяину и узаконивал наказания как основной метод воспитания. «Домострой» содержал также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось, когда надлежит поститься, какие кушанья и напитки употреблять. «Домострой» учил вежливости, правилам поведения в гостях и давал советы на бытовые темы: как просушивать платье или уберечься от долгов... ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в XIV-XVI вв.? 2. Можно ли считать культуру этого периода исконно русской? Почему? Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время ПЛАН ОТВЕТА: А. Конец династии Рюриковичей и вопросе престолонаследии. Б. Борис Годунов. В. Обострение социальных противоречий в начале XVII в. Г. Лжедмитрий). Д. Интервенция, патриотический подъем народа и его освободительная борьба. Е. Земский собор 1613 г.: начало правления династии Романовых. А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии 1. Весной 1579 г., когда Иван Грозный тяжело заболел, своим наследником он назначил старшего сына — Ивана. Царевич Иван был образован, умен, жесток. Но в ноябре 1581 г. в ссоре Иван Грозный ударом посоха в висок убил своего сына. В марте 1584 г. Иван Грозный умирает. Но еще в начале марта Иван Васильевич собрал бояр и продиктовал им свое завещание, что оказалось весьма своевременным. В завещании наследником престола и царем всея Руси объявлялся его сын — царевич Федор, болезненный, религиозный и суеверный человек. По свидетельству очевидцев, в том числе иностранных послов, царь Федор был не только слаб телом, но производил впечатление умственно неполноценного человека. Его советниками и блюстителями державы стали князья И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, бояре Н. Р. Юрьев, Б. Ф. Годунов и Б. Я. Бельский. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его жены — Ирины). Неудивительно, что между советниками царя и его родней сразу же началась борьба за власть. И здесь победу одержал Борис Годунов. 2. Годунов еще подростком попал в Кремль вместе с дядей Дмитрием Ивановичем, в семье которого он воспитывался после смерти своего отца. С момента совершеннолетия стал стрельцом. Человек для своего времени в общем-то малообразованный, он отличался живым и гибким умом, умением ладить с людьми в любых сложных ситуациях, что и предопределило его быстрое восхождение к власти. В течение трех лет после коронации Федора Ивановича опытный придворный политик Годунов поочередно устранил соперников и с 1587 г., умело используя имя царя Федора, стал единолично управлять страной. Первым крупным успехом его как правителя стало учреждение в 1589 г. самостоятельной Московской патриархии. По совету Годунова Собор избрал на Московский патриарший престол митрополита Иову. Учреждение патриаршества в Москве, с одной стороны, возвысило международный авторитет Москвы, с другой — укрепило позиции государства по отношению к церкви. Некоторых успехов добился Годунов и в области внешней политики. В результате двух войн со Швецией удалось добиться частичного пересмотра итогов Ливонской войны. Отразив нападение на Москву крымского хана, Россия укрепила безопасность своих южных рубежей. В области внутренней политики самым значительным актом правительства Годунова стало завершение процесса закрепощения крестьянства. В 1597 г. был издан указ о пятигодичном сроке розыска беглых крестьян. Еще ранее, в 1592 г., было завершено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан, владельцев домов. Найденные беглые крестьяне принудительно возвращались тем феодалам, от которых они бежали. На личной судьбе Бориса Годунова и на оценке его неспокойного правления сказалось так называемое углическое дело. В мае 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе младший сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий. Комиссия во главе с боярином Василием Шуйским установила, что царевич, страдавший эпилепсией, во время игры случайно закололся ножом. Но пошел слух, что Дмитрия убили по приказу Годунова (в будущем это оказало влияние на обострение обстановки в стране). Загадка смерти Дмитрия не разгадана и сейчас. В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не оставив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда. Б. Борис Годунов 1. В феврале 1598 г. по инициативе царицы Ирины и при активной поддержке патриарха Иова и других московских иерархов специально созванный Земский собор в Москве избирает царем Бориса Годунова. Став царем, Борис Годунов поддерживал мирные отношения с крымским ханом и османским султаном, заключил на 20 лет перемирие с Речью Посполитой; при нем русские разгромили становище хана Кучума, Сибирское ханство перестало существовать. Борис Годунов хотел создать по европейскому образцу школы и университеты, он первым из русских царей послал на учебу за границу дворянских детей. При Годунове много внимания уделялось строительству и благоустройству столицы. 2. Однако положение внутри страны оставалось напряженным. Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства народа. В 1598 г. он снял недоимки по налогам, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей, объявил амнистию заключенным, отменил смертную казнь (на 5 лет), разрешил частичный выход крестьян от одного владельца к другому. Но многие знатные бояре были недовольны избранием Годунова, считая себя обойденными, распространяли слухи о его причастности к смерти царевича Дмитрия. Им не нравились его подозрительность, склонность к интригам, вера в предсказания колдунов, гадалок. Возобновились ссылки, пострижения неугодных в монахи. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли страшные события, сыгравшие в ее истории трагическую роль. В. Обострение социальных противоречий в начале XVII в. 1. В 1601 г. в России шли долгие дожди, потом наступили ранние морозы, погиб урожай. В 1602 г. морозы погубили посевы, на которые возлагали надежды земледельцы. В 1603 г. уже нечем было засевать поля. Неурожай продолжался 3 года подряд, в стране начался голод. Цена на хлеб возросла в 100 раз. В Москве за эти годы от голода умерло 127 тысяч человек. То же происходило по всей стране. Погибло огромное число людей. Повсюду бродили нищие, бездомные. 2. Тысячи холопов, крестьян, посадских людей бежали на окраины страны. Стихийно возникали отряды, которые нападали на помещиков и бояр. Против них посылались карательные отряды. Кульминацией «голодных бунтов» стало восстание Хлопка (1603), охватившее все Подмосковье. Восставшие громили дворянские имения, лишь в конце года под Москвой повстанцы были разгромлены царским отрядом. В это же время стали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий не погиб, а чудесно спасен и скрывается. В распространении слухов Годунов обвинил Романовых и сослал пятерых братьев в монастырь. Старшего, Федора, под именем Филарета отправили в северный монастырь. Это имя мы еще вспомним, когда речь пойдет об избрании на царство первого из династии Романовых — Михаила Федоровича Романова. Г. Лжедмитрий I 1. В 1601г. Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Существует версия, что Отрепьев был холопом Романовых, которые внушили ему веру в его царское происхождение. Оказавшись в Польше, Отрепьев тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку (его дочь стала женой Отрепьева) — Новгород, Псков, другое земли. В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву. 2. Самозванец выбрал не короткий путь (через Смоленск), а длинный — через Чернигов, где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Они видели в Лжедмитрии законного наследника престола, «доброго царя». Быстро сдались города Чернигов, Путивль, Курск, к Лжедмитрию шли запорожские казаки, многие русские дворяне, недовольные Годуновым. 3. Войско Лжедмитрия быстро продвигалось к Москве. 13 апреля 1605 г. скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, он был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. В это же время самозванец присылает в Москву грамоту, в которой требует устранить Годуновых. Группа дворян убивает всех Годуновых (кроме Ксении — дочери Бориса). 20 июня 1605 г. Лжедмитрий въехал в столицу — вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, и 30 июля 1605 г. «Дмитрий» венчался на царство. 4. Лжедмитрий, став царем, повел себя независимо от польского короля: не разрешил строить католические храмы, не отдал полякам Смоленск, стал именоваться императором. Он обладал блестящими способностями, был умен и сообразителен. Бояре дивились его умению быстро и самостоятельно решать трудные вопросы. Но в поведении «Дмитрия» было много необычного: он свободно гулял по городу, не ложился спать после обеда, лично принимал челобитные. В общем, он разрушал образ царя-полубога, держался как обыкновенный человек. А в чем-то просто проявлял легкомыслие, не считаясь с русскими обычаями, порядками, установившимися при русском дворе. Возникли слухи о его переходе в католичество. Особенно они усилились после официальной женитьбы Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек. Нарастало недовольство среди бояр, дворян, простых москвичей. 5. Возник заговор бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 г. при попытке скрыться от заговорщиков Лжедмитрий был убит. Два дня его тело лежало непогребенным, потом его сожгли, зарядили в пушку и выстрелили в сторону, откуда он пришел. Лжедмитрий был смелым человеком, но в основе его действий лежал авантюризм. Он невыполнил своих обещаний, им были недовольны практически все: польский король, русские дворяне, церковь, крестьяне, поэтому он так легко был свергнут. На Земском соборе царем был избран Василий Шуйский (1606—1610), лживый, подозрительный, хитрый человек. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Поэтому по приказу Шуйского мощи царевича были привезены в Кремль, а сам он был объявлен святым мучеником. Д. Интервенция, патриотический подъем народа и его освободительная борьба 1. Летом 1606 г. на юго-западе страны, в районе Путивля, началось восстание во главе с бывшим холопом Иваном Болотниковым. Для привлечения на свою сторону крестьян Болотников использовал имя царевича Дмитрия, который якобы не погиб в 1606 г. в Москве, а чудом спасся. От имени Дмитрия Болотников, как царский воевода, рассылал повсюду грамоты, призывая бороться с изменником Шуйским. В целом же состав участников восстания был крайне разнороден: крестьяне, кабальные холопы, посадские люди, казаки, стрельцы, на первых порах в восстаний участвовали даже дворяне, недовольные Шуйским. Восставшие одержали крупные победы под Кромами и в устье реки Угры и осенью 1606 г. подошли к Москве. В решающий момент дворяне, испугавшись ширившегося народного восстания, пошли на сговор с Шуйским. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение и отошел к Туле. Стремясь консолидировать землевладельцев в борьбе с восставшими, Шуйский в 1607 г. издает указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян. Одновременно перебежчики из лагеря Болотникова освобождаются от крепостной зависимости. Болотников четыре месяца держался в осажденной Туле. Шуйский пошел на обман: он заверил восставших, что сохранит им жизнь, если они сдадутся. Но как только ворота крепости были открыты, руководители восстания были схвачены. Болотникова сослали на север, в Каргополь, сначала ослепили, а потом он был утоплен. 2. Летом 1607 г. поляки направили в Россию очередного самозванца — Лжедмитрия II, происхождение которого неизвестно. Собрав большое войско, около 40 тысяч человек, самозванец дошел до Москвы, но не смог ее взять и обосновался лагерем в подмосковном селе Тушино, откуда пошло прозвище «тушинского вора» (государственного преступника). Из Тушина отряды самозванца грабили центральные и северные уезды. К новому царю пришли большие польские войска, его «признала» Марина Мнишек. Теперь польско-литовские войска не просто поддерживали авантюру Лжедмитрия II, а защищали «русского царя» и «русскую царицу». 3. Положение царя Василия Шуйского в Москве было очень непрочно. Его популярность в народе падала. Не хватало войск для борьбы с противником. В то же время царь боялся привлечь для освободительной борьбы широкие народные массы. И Шуйский избирает другое решение — обратиться за военной помощью к шведскому королю Карлу DC. В 1609 г. он заключил договор со Швецией, по которому Россия отказывалась от побережья Балтики, возвращенного в 1509 г. Годуновым, соглашалась на свободное хождение на территории России шведской монеты и обязалась выплатить шведским наемникам большое жалованье. Взамен Шуйский получал военную помощь — 15 тысяч наемников. Летом 1609 г. шведско-русские войска разгромили «тушинцев» под Тверью. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили требуемых денег. Польша, находившаяся в состоянии войны со Швецией, воспользовалась ситуацией и начала в 1610 г. открытую интервенцию против России. Польские войска подошли к столице. С началом польской интервенции лагерь Лжедмитрия II распался, он бежал в Калугу и был там убит. 4. Авторитет Василия Шуйского продолжал падать. В этой обстановке возник заговор дворян во главе с Захаром Ляпуновым, которого поддержало посадское население Москвы. Шуйский был свергнут, насильно пострижен в монахи и вместе с братьями Дмитрием и Иваном передан в качестве заложников полякам. Власть перешла к семи московским боярам («семибоярщина»). Бояре задумали посадить на русский престол польского королевича Владислава и в сентябре 1610 г. тайно впустили польские отряды в Москву. Шведы, узнав о русско-польском сговоре, оккупировали северо-западные русские земли. Началась открытая интервенция Польши и Швеции в Россию. 5. В Москве присягают сыну польского короля Владиславу, но в других городах не следуют примеру «семибоярщины». На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. В Рязанской земле формируется первое ополчение во главе с дворянином Прокопием Ляпуновым для изгнания поляков из Москвы. В него входят дворяне, посадские люди, казаки. В конце марта 1611 г. первое ополчение осадило Москву, польский гарнизон отошел в пределы Китай-города и Кремля. Но в ополчении возникли серьезные расхождения между дворянской и крестьянско-казачьей частью. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, за то, чтобы казаки не имели права занимать прибыльные должности. Ляпунова вызвали на казацкий круг и убили. Первое ополчение не выполнило своей задачи. Поляки остались в Москве, а шведы захватили новгородские земли и осадили Псков. 6. России грозила потеря национальной независимости, расчленение земель. В этой обстановке осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде создается второе ополчение, во главе которого встали князь Дмитрий Пожарский и посадский староста Козьма Минин. В ночь на 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве. По пути в Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли». Поляки пытались прорваться, но были отброшены. Гарнизон начал голодать. 22 октября 1612 г. ополчение освободило Китай-город, а 26 октября поляки в Кремле сдались. Москва была освобождена. Польский король вернулся в Польшу. В памяти народа сохранились имена русских патриотов — Минина, Пожарского, костромского «проводника» Ивана Сусанина, который завел в лес на верную смерть отряд польских интервентов. Военные действия против шведов велись до 1618 г. Е. Земский собор 1613 г.: начало правления династии Романовых. 1. Теперь встал вопрос о государственной власти в стране. Для решения его в 1613 г. собрался Земский собор, в Москву прибыли выборные люди от дворян, посадских людей, черносошных и дворовых крестьян (кроме крепостных). Но главную роль на Земском соборе играли бояре и представители церкви. 2. Собор отверг кандидатуры польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. 21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, родственника царя Федора Ивановича). Избрание Михаила не было случайностью: > один из бояр писал, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен»; > отсутствие у Михаила ярких талантов, жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; > избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; > царская власть опять становилась самодержавной, ничем не ограниченной, было запрещено даже упоминать о том, что царей на Руси избирали; > избрание царя означало возрождение страны, ее самостоятельности и самобытности. 1613 год считается годом основания нового царского рода — династии Романовых, которым предстояло править Россией 304 года. 3. Избранный на Земском соборе царем Михаил Романов правил 32 года (1613—1645). Неглупый от природы, Михаил был слаб здоровьем, робок, прост, недостаточно образован, набожен до фанатизма. Многие вельможи видели в нем повторение царя Федора Ивановича. Главную роль при дворе играла его мать — монахиня Вознесенского монастыря Марфа. Она вмешивалась не только в государственные дела, но и в личную жизнь Михаила: не дала ему жениться на любимой Марии Хлоповой, а женила на княжне Долгорукой. После смерти Долгорукой царь вступил во второй брак с Евдокией Стрешневой. От нее он имел 10 детей, из которых выжило четверо. В 1619 г. из польского плена возвратился отец Михаила — Филарет, умный, властный, ставший патриархом. Он совместно с сыном управлял и государством, и церковью. Его официально называли «великим государем», власть Филарета была безгранична. 4. В 1645 г. после смерти Михаила российский трон занял его сын Алексей Михайлович (1645—1676). Он имел мягкий характер, но часто был подвержен гневу. По свидетельству современников, управление делами государства царь не хотел принимать непосредственно на себя. Для этого у него существовали бояре и приказные люди. Сам же царь присутствовал при их работе, находил удовольствие в забавах и зрелищах. Двор при Алексее приобрел невиданное величие. Царь удачно женился на Марии Милославской, имел от нее 13 детей, от второй жены — Натальи Нарышкиной — 3 детей (в том числе и Петра I). Современники так рисовали его внешность: полная фигура, красивая борода, белое лицо; царь проявлял особую любовь к церковному пению и соколиной охоте. В историю он вошел под именем Алексей Михайлович Тишайший. Хотя это, мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Именно Алексей Михайлович явился основателем Приказа тайных дел. Мнительный и подозрительный царь с большой опаской следил за тем, чтобы люди, «знавшиеся с колдунами», не проникли в Кремлевский дворец. По малейшему подозрению их с пристрастием допрашивали в Приказе тайных дел. Сохранились свидетельства крайне жестокой расправы царя с людьми, осмелившимися жаловаться ему на несправедливое с ними обращение. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Чем было вызвано Смутное время? Было ли его появление закономерным? 2. В чем проявился подъем национального самосознания русского народа в начале XVII в.? 3. Кого из участников событий Смутного времени можно назвать народными героями? Почему? 4. Какую роль в истории России сыграло избрание Земским собором Михаила Федоровича на престол? Раздел II. Россия в Новое время (XVII в. — до конца XIX в.) |