Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 3. Почему власть так жестоко преследовала раскольников

  • А. Городские восстания (1648,1662)

  • Б. Восстание Степана Разина (1670—1671)

  • 2. Какие изменения в жизни страны привели к восстанию Степана Разина

  • Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в. ПЛАН ОТВЕТА

  • А. Русско-польская (Смоленская) война (1632—1634). Азов

  • Б. Русско-польская война 1654—1667 гг. Присоединение украинских и белорусских земель

  • В. Присоединение к России Сибири в XVII в.

  • А. Русское народное творчество. Литература ПЛАН ОТВЕТА

  • В. Развитие научных знаний

  • Шпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. П.). Шпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    АнкорШпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. П.).doc
    Дата24.03.2017
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Эзамену По Истории России Для Заочников (Лебедев Н. .doc
    ТипДокументы
    #4149
    КатегорияИстория
    страница8 из 24
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

    Б. Церковные реформы Никона

    1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

    > устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

    > вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

    > земные поклоны заменялись поясными;

    > устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

    > во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

    > иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;

    > «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;

    > заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

    > для богослужения допускались иконы только греческого письма.

    2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

    3. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

    4. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство». О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом «Житии...». В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения».

    5. Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.
    В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы

    1. В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

    2. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

    3. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Чем были вызваны церковные реформы середины XVII в.?

    2. Какие черты характера роднят Аввакума и Никона?

    3. Почему власть так жестоко преследовала раскольников?

    Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Городские восстания (1648,1662).

    Б. Восстание Степана Разина (1670—1671).
    А. Городские восстания (1648,1662)

    1. В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.

    2. В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказньм. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования «белых» слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.

    3. 1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

    4. Соляной бунт был необычен тем, что правительство, видя широкий размах городских восстаний, пошло на уступки:

    > было прекращено взимание недоимок по налогам;

    > стрельцам выдано повышенное жалованье;

    > сменены судьи в приказах;

    > дано согласие на созыв Земского собора, который 1 сентября 1648 г. начал свою работу и в январе 1649 г. принял Соборное уложение. По своему содержанию оно было крепостническим и отражало победу дворянства. Были отменены «урочные лета» и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало «белые» слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.

    5. Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

    6. В 1662 г. вновь произошло восстание в Москве, получившее название «медного бунта». Его участники — московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина была в следующем. В 60—70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. — 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту».

    7. 25 июля 1662 г. в Москве на Лобном месте читали «воровские» (анонимные) письма, в которых перечислялись изменники, причастные к чеканке «преступных денег». Называли боярина Милославского, князя Ртищева, купца Шорина. Огромная толпа бунтовщиков направилась в Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович пообещал разобраться, толпа двинулась в Москву, где грабила дома ненавистных бояр. К вечеру народ вновь потребовал встречи с царем, требуя расправы с изменниками. Но к этому моменту в Коломенское прибыли стрельцы, царь уже не разговаривал с повстанцами, а приказал «рубить их до смерти». Безоружную толпу погнали к берегу Москвы-реки. Было убито до тысячи человек, многих утопили в реке, около 2 тысяч человек были арестованы, 150 — повешены, а остальных заклеймили. В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.
    Б. Восстание Степана Разина (1670—1671)

    1. Но через несколько лет после «медного бунта» началось крупнейшее социальное выступление под руководством донского казака Степана Разина. Его причиной стало Соборное уложение 1649 г., окончательно закрепостившее крестьян, усилившее феодальную эксплуатацию. Выросли натуральный и денежный оброки, барщина достигла 4 дней в неделю в страдную пору. В Поволжье появились крупные вотчины бояр Морозовых, Милославских, Черкасских, где повинности крестьян были очень высоки. Ухудшилось положение стрельцов, были введены налоги на торговлю, ремесло, уменьшено жалованье, ожесточились наказания.

    2. В это время на Волге было много так называемых «гулящих людей», т. е. ушедших из своих мест или от непосильного гнета, или в поисках вольных заработков. Проживавшие здесь нерусские народности — татары, мордва, башкиры — тоже находились в тяжелом положении.

    3. После 1649 г. и отмены Юрьева дня началось широкое бегство крепостных крестьян в основном в казачьи области Дона, откуда казаки никогда не выдавали беглецов: «С Дона выдачи нет». Казаки охраняли южные границы России, получали царское жалованье деньгами, хлебом и порохом, занимались рыбной ловлей и охотой. Они также получали доход от набегов («за зипунами») на Турцию, в Крым и Персию. Здесь устанавливались казачьи порядки: отсутствие помещиков и воевод, выборность атаманов, важные решения принимали общие сходы. Но и среди казаков уже выделялись богатые (домовитые) и бедные (голытьба). Предвестником крестьянской войны стал поход казаков во главе с Василием Усом с Дона до Тулы в 1666 г. Они разгромили многие имения, убивали помещиков. Правительство срочно бросило против восставших войска, и казаки отступили к Дону. Особенно обострилась ситуация после окончания войны с Польшей (1667) — на Дон устремились тысячи беглых, начался голод. Чтобы добыть средства к существованию, бедные казаки объединялись в ватаги и грабили торговые суда. Во главе крупной ватаги встал казак Степан Разин.

    4. Весной 1667 г., собрав отряд в тысячу человек, Разин на Волге совершал нападения на купеческие и царские караваны судов. Спустившись вниз по Волге, отряд Разина морем дошел до устья Яика и овладел укрепленным Яицким городком. Спустя почти год двухтысячный отряд, уже имевший артиллерию, подошел к берегам Ирана, пограбил западные берега Каспийского моря — владения персидского шаха. В июне 1669 г. Разин нанес сокрушительное поражение флоту шаха. Из 70 легких стругов, специально снаряженных шахом для борьбы с разинцами, в целости остались только три. Были захвачены Баку, Фарабад и Дербент. В августе 1669 г. разинцы направились к устью Волги, где раздали щедрую милостыню. Несмотря на то что в Астрахани была многочисленная рать и на рейде Каспийского моря стоял первый русский военный трехъярусный корабль «Орел», царские воеводы не рискнули вступить в бой с казаками Разина — они боялись, что многие царские ратники, а тем более «черные люди города», перейдут на сторону Разина, если дело дойдет до битвы. Послав Разину грамоту, в которой казакам прощалось их воровское прошлое, и обещав им свободное возвращение домой, воеводы впустили богато разукрашенные струги повстанцев в Астрахань. Толпа простого народа встретила их бурными приветственными возгласами. Поднявшись по Волге, захватив Царицын, Разин вскоре вернулся на Дон. Здесь он начал возводить свой центр — Кагальницкий земляной город. Зимой 1669/70 г. Разин стал готовиться к новому походу, но не за добычей, а против бояр московских, «бояр-изменников», и для того, чтобы «дать всем волю».

    5. В начале 1670 г. казацкое восстание начинает перерастать в крестьянскую войну. В ней принимают участие крепостные крестьяне, холопы, донские и волжские казаки, работные люди, городская беднота, чуваши, татары и другие народы Поволжья. Тысячи людей бегут к атаману Разину, придавая новую окраску выступлению казацкой голытьбы. В рассылаемых Разиным посланиях народ призывался к восстанию за волю, землю, хорошего государя.

    6. В апреле 1670 г. Разин захватил Царицын и ввел там казацкое управление. Число разинцев достигло 10 тысяч. В конце июня 1670 г. Разин штурмом взял Астрахань, где управление было также организовано по казацкому образцу. Летом 1670 г. война, начатая Разиным, достигла наибольшего размаха на Волге, были взяты Саратов, Самара, осажден Симбирск. Как пламя огромного пожара, война перекинулась в глубинные районы России, полыхали Дон и Слободская Украина.

    7. Правительство было обеспокоено успехами Разина и в августе 1670 г. сформировало отряд стрельцов и служилых людей (60 тысяч). В октябре 1670 г. разинцы были разбиты под Симбирском, Разин ранен и отвезен друзьями на Дон. Еще в течение нескольких месяцев восстание продолжалось в Поволжье и на Слободской Украине, там действовал брат Разина — Фрол. В начале 1671 г. основные очаги восстания были подавлены, а в апреле Разин вместе с братом были схвачены домовитыми казаками и выданы правительству. Разина подвергли пытке и в июне 1671 г. четвертовали в Москве на Лобном месте.

    8. В ходе кровавой войны казачество пыталось свергнуть государственный строй в России, утвердить вольное правление. Но, если даже предположить, что восставшие захватили бы власть в центре, ликвидировали ненавистных бояр, уничтожили приказы и т. п., они не смогли бы создать новое, справедливое общество по образцу и подобию казацкой вольницы. Казаки жили за счет захвата и раздела чужого имущества. Страна не могла бы жить по таким порядкам. Однако никакого другого порядка восставшие не знали и не могли знать. Поэтому в конечном счете государственное правление неизбежно установилось бы в старых формах. Но светлая память о славном борце за волю и «правду», о защитнике обиженных, обещавшем бесправному и нищему народу свободную и сытую жизнь, о храбром крестьянском атамане и политическом деятеле России XVII в. Степане Разине глубоко хранится в сердце и памяти народа.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Городские восстания потерпели поражение.

    Но какое влияние они оказали на российскую жизнь того времени?

    2. Какие изменения в жизни страны привели к восстанию Степана Разина?

    3. Могло ли победить восстание Разина? При каких условиях?

    4. Стенька Разин — борец за дело народное или обыкновенный вор и разбойник? Ваше мнение.

    Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Русско-польская (Смоленская) война(1632—1634). Азов.

    Б. Русско-польская война 1654—1667гг. Присоединение украинских и белорусских земель.

    В. Присоединение к России Сибири в XVII в.
    А. Русско-польская (Смоленская) война (1632—1634). Азов

    1. После Смутного времени Россия стала налаживать международные отношения, во многих странах были открыты русские посольства. Отец царя Михаила патриарх Филарет возглавил также Посольский приказ.

    2. Важнейшей целью Москвы стало возвращение Смоленска, который был отторгнут Речью Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. Возвращение Смоленска необходимо было для обеспечения безопасности страны с запада. Правительство долго готовилось к войне с Польшей, было увеличено производство оружия, пороха, припасов, приводились в порядок западные крепости. Заключен союз со Швецией.

    3. В 1632 г. истек срок Деулинского перемирия, и в этот же год умер польский король Сигизмунд III, что ослабило Речь Посполитую. На Земском соборе решено было начать войну, чтобы вернуть Смоленск. Во главе войска был поставлен боярин Михаил Шеин. В течение восьми месяцев длилась осада Смоленска, город готов был сдаться русским войскам, но в это время крымский хан по договоренности с поляками перешел Оку, а новый король — Владислав с большим войском пришел на помощь Смоленску. Многие солдаты бежали из-под Смоленска, и Шеин вынужден был капитулировать. В это время умер патриарх Филарет, а боярская знать, очень недолюбливавшая способного и независимого Шеина, обвинила его в измене и настояла на казни. Летом 1634 г. был заключен мирный Поляновский договор: Смоленск и Северские земли оставались в руках поляков. Владиславу была заплачена контрибуция в размере 20 тыс. рублей.

    4. Другой серьезной проблемой Москвы являлись постоянные набеги крымских татар. В 30-е годы XVII в. для защиты южных рубежей были построены города Тамбов, Козлов, мелкие городки и крепости. В борьбе с турками и татарами видную роль играли казаки. В 1637 г. казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов, сообщили об этом в Москву, прося царя принять крепость. В 1641 г. город осадили турецкие войска и флот. Около года продолжалось «Азовское сидение», однако казаки понимали, что при новом наступлении турецких войск они устоять не смогут, и просили царя принять Азов под свою власть. Но Михаил Федорович отказал, опасаясь войны с Османской империей.
    Б. Русско-польская война 1654—1667 гг. Присоединение украинских и белорусских земель

    1. По Люблинской унии 1569 года, в результате которой образовалось польско-литовское государство Речь Посполитая, украинские и белорусские земли были присоединены непосредственно к Польше.

    2. На украинских землях стали обосновываться польские магнаты и шляхта. Так, князю Вишневецкому принадлежали 53 города и села Полтавщины, графу Потоцкому — вся Нежинщина. Польские паны имели неограниченные права на жизнь и имущество крепостных крестьян-украинцев. Крестьян называли «быдло», «хлопы», приравнивая их к скоту и рабам. Паны получили от королевской власти право смертной казни по отношению к своим крепостным. Польские чиновники притесняли украинских ремесленников, а польские купцы вытесняли с рынка украинских. Украинцы насильственно ополячивались, официальным языком был признан польский, преследовались национальные обычаи. Насаждалось католичество, запрещались православные обряды. Народ южной части Украины страдал от набегов крымских татар и турок. Все это тормозило развитие Украины и Белоруссии и приводило к мощным восстаниям против польского господства.

    3. Была и сила, способная возглавить антипольские выступления, — казаки. Казачество делилось на городовое и запорожское. Главой городовых казаков был выборный гетман. Они были внесены в так называемый реестр, т. е. список казаков, находившихся на государственной службе, охранявших границы от нападений крымских татар. Они получали от короля жалованье и землю. Но реестр (определенное число) был постоянным, а численность казаков росла. Недовольные казаки организовали свой центр — Запорожскую Сечь (на островах нижнего Днепра, за порогами).

    4. В 30-е годы XVII в. на Украине произошли многочисленные крестьянские и казацкие восстания против польского господства. Они были жестоко подавлены, часть населения перешла в Россию, где образовалась обширная область — Слободская (свободная) Украина.

    5. Весной 1648 г. началось новое восстание, которое возглавил выдающийся полководец и государственный деятель Богдан Хмельницкий. В течение 1648 г. в трех сражениях Хмельницкий нанес серьезные поражения польским войскам; были освобождены вся Волынь, большая часть Подолии. Повстанческие отряды крестьян появились в окрестностях Варшавы. Народное восстание перекинулось в Белоруссию. В декабре 1648 г. Богдан Хмельницкий торжественно въехал в Киев.

    После смерти короля Владислава II Польша предложила Хмельницкому заключить перемирие. Нехватка продовольствия и одежды, начавшаяся эпидемия чумы, колебания определенной части казацкой старшины — все это заставило Хмельницкого согласиться на перемирие. Время перемирия он использовал для создания органов власти зарождающейся украинской государственности.

    Как дальновидный политик, Богдан Хмельницкий в освободительной борьбе украинского народа против польской шляхты особые надежды возлагал на Россию. В июне 1648 г. он обратился к русском правительству с предложением о воссоединении и совместном ведении борьбы с Польшей. Россия, испытывавшая в то время экономические трудности и политические осложнения в связи с народными восстаниями, не готова была к военным действиям с Польшей. Но она оказывала Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку. Хмельницкий вступил в союз с крымским ханом. Летом 1649 г. украинское войско и силы хана наголову разбили армию короля Яна-Казимира под Зборовом. Король предложил начать переговоры, но Хмельницкий готов был вести борьбу до победного конца. Однако подкупленный поляками хан изменил, подписал с ними мир. Хмельницкий вынужден был начать переговоры.

    6. 8 августа 1649 г. был заключен Зборовский мир. Но он не устраивал обе стороны. Польскую знать — потому, что Хмельницкий оставался реальной грозной силой и теперь официально представлял Украину, так как по соглашению польский король официально признавал Хмельницкого гетманом. Широкие народные массы он не устраивал потому, что не вошедшие в реестр казаки, а таких было большинство, снова превращались в подданных своих господ.

    Весной восстание возобновилось. В сражении под Берестечком восставшие из-за подлого предательства крымского хана потерпели поражение. Войска Речи Посполитой удалось остановить только в сентябре под Белой Церковью, где 18 сентября 1651 г. был подписан новый договор с Польшей. Условия его были тяжелыми для казаков. Ответом явились новые выступления в Приднепровье. В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину «под руку Москвы».

    10 мая 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о включении Малороссии в состав России и объявлении войны Польше. В январе 1654 г. Украинская рада в Переяславе приняла присягу на верность русскому царю. При этом Украина сохраняла широкую автономию: она имела выборного атамана, органы местного самоуправления, местный суд, сословные права дворянства и казацкой старшины, право внешних сношений со всеми странами, кроме Польши и Турции, устанавливался казачий реестр в 60 тысяч.

    7. Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украины с Россией. Летом 1654 г. началась русско-польская война, которая приняла затяжной характер и закончилась только в 1667 г. Андрусовское перемирие установило границей между Речью Посполитой и Россией Днепр. Левобережная Украина вместе с Киевом отходили к России, а Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. Запорожская Сечь управлялась совместно. К России отходили Смоленск, Чернигов, Северская земля. В 1648 г. возникает «Священная лига»: против Турции объединяются Австрия, Польша, Венеция. Они приглашают Россию вступить в лигу, на что та дает согласие при условии заключения мира с Польшей. В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен «Вечный мир», где подтверждалось Андрусовское перемирие.

    8. Таким образом, началось объединение бывших земель Киевской Руси. Укрепилась безопасность Украины, в едином государстве было легче бороться против Турции. Более надежными стали южные границы России.
    В. Присоединение к России Сибири в XVII в.

    1. Осваивать Сибирь русские люди начали еще в XVI в., когда по инициативе купцов Строгановых был организован поход в Сибирь дружины Ермака. На громадной территории — от Уральских гор до Тихого океана к началу XVII в. проживали разные народы, но численность их была невелика — 200 тысяч человек. Племена ненцев жили в тундре. Эвенки обитали к востоку от Енисея. В низовьях Амура и на Сахалине жили нивхи, на Курилах — айны, по реке Лене — якуты, в Прибайкалье — буряты и монголы. Многие народы находились еще на стадии первобытнообщинного строя. А у юкагиров, коряков, чукчей, камчадалов, населявших Северо-Восточную Сибирь, общественные отношения были на уровне каменного века. У сибирских татар и бурятов шел уже процесс феодализации. Суровые климатические условия сдерживали развитие этого края.

    2. Сибирь давно привлекала Россию. Правительство стремилось захватить огромные территории, ввести там царское правление и собирать налоги. Купцы хотели добывать пушнину, промышленники искали руды благородных металлов, крестьян интересовала свободная земля.

    3. В продвижении на Восток огромную роль сыграло казачество, из среды которого вышли землепроходцы. В 1598 г. казаки, снаряженные купцами Строгановыми, присоединили к России Западную Сибирь. В первой половине XVII в. происходит активное продвижение в Сибирь русских людей — казаков, военных, охотников, служилых. Ими были построены зимовья, остроги — Братский, Якутск, Томск, Енисейск, Красноярск, Кузнецк, Нерчинск и др. Сибирские города-остроги становятся русскими административными единицами. В Сибирь хлынул поток крестьян-переселенцев и беглых людей. Для обзаведения хозяйством государство оказывало переселенцам материальную помощь. Все земли находились в собственности государства, за пользование ими крестьяне несли определенные повинности (тягло). Частная собственность на землю не получила здесь распространения. К концу XVII в. половина населения Сибири занималась земледелием.

    Местное население было обложено налогом, который назывался «ясак». Он сдавался пушниной. Кроме того, на него возлагались ямские повинности. Произвол и насилие, которые творили царские воеводы, были причиной частых восстаний местных народов.

    В 1640 г. экспедиция казаков во главе с Иваном Московитиным из Тюмени вышла на берега Тихого океана.

    4. В 1643 г. экспедиция служилого человека Василия Пояркова, выйдя из Якутска, проделала сложный путь по Лене, Алдану, перешла на речную систему реки Зеи и по Амуру вышла в Сахалинский залив.

    5. Экспедиция во главе с казаком Семеном Дежневым дошла по рекам Анадырю и Колыме до Северного Ледовитого океана, повернула на восток и обогнула Чукотский полуостров по неизвестному тогда проливу. Дежнев так никогда и не узнал, что открыл пролив между Азией и Северной Америкой. Позже пролив был назван Беринговым, а северо-восточная оконечность материка Азии — именем Дежнева.

    6. В 1649—1653 гг. была организована экспедиция по исследованию Амура, которую возглавил устюжский крестьянин Ерофей Хабаров. Он совершил походы на Даурские земли Амура, привел к присяге местные племена обложил их налогом, но столкнулся с сопротивлением местных народов (маньчжур) и вынужден был уйти с Амура. Для дальнейшего продвижения в Приамурье в 1658 г. был построен Нерчинский острог. Составленный Хабаровым «чертеж реке Амуру» стал основой для создания карт Восточной Сибири. Память об этом землепроходце увековечена в названии города Хабаровск и станции Ерофей Павлович. В конце XVII в. отряд сибирского казака В. В. Атласова совершил походы по Камчатке, посетил Курильские острова, получил сведения о Сахалине.

    7. В результате походов первопроходцев Приамурье было присоединено к России, местное население обложено налогом, построены русские укрепленные городки. Но Китай потребовал от России отказаться от этих земель, произошли столкновения с маньчжурами, начались нападения на русские крепости. Удержать этот край русскому правительству было трудно, оно начало переговоры с Китаем. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор, который определял торговые и дипломатические отношения и разграничивал владения сторон. Условия договора были пересмотрены только в XIX в.

    8. Управлением Сибирью ведал Посольский приказ, а потом специальный — Сибирский. Вхождение Сибири в состав России имело положительное значение для местных племен — под влиянием русского населения у них стало развиваться земледелие, совершенствовались орудия труда. Началась разработка сибирских руд, золота, добыча соли. Доходы от пушнины составили в XVII в. 1/4 всех государственных доходов России. Русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в географические открытия на Востоке.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?

    2. К каким территориальным изменениям привели войны России в 30—80-е годы XVII в.?

    Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

    А. Русское народное творчество. Литература
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Русское народное творчество. Литература.

    Б. Школа и образование.

    В. Развитие научных знаний.

    Г. Живопись.

    Д. Архитектура. Русский театр.
    1. XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

    2. В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

    > борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польскими и шведскими интервентами;

    > рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина-

    > обличение произвола царского суда и служилых людей.

    3. Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.

    4. В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:

    «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя И. М. Катырева-Ростовского и «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

    Во второй половине XVII в. защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича «Политика» и сочинениях Симеона Полоцкого.

    5. Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.

    6. В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. С этим было связано и появление нового героя — не исторического лица, принадлежавшего к верхам общества, а вымышленного персонажа, чисто литературного образа. Литературными героями могли быть и князья, и купцы, и простые горожане. Наиболее значительные произведения этого жанра — «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульянии Осорьиной».

    7. Другим новым жанром стала бытовая сатира. Появились сатирические повести, большинство из которых высмеивали быт и нравы церковников, лицемерие духовенства, пьянство и распутство монахов. Это — «Служба кабаку», «Сказание о куре и лисице», «Калядинская челобитная», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о бражнике». Судебные порядки, взяточничество и продажность судей высмеивались в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». «Азбука о голом и небогатом человеке» рассказывала об участи городского бедняка. Литература по-прежнему была анонимна.

    8. Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое в первую очередь связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. В 1678 и 1679 гг. вышли два сборника его стихотворений, в которых воплотился так называемый «стиль барокко», — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
    Б. Школа и образование

    1. Развитие городов, ремесла, торговли, мануфактур, связей с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения. В Москве в 80-х годах XVII в. около 24% посадского населения было грамотным.

    2. С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. Наряду с рукописными изданиями в обиход все более входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Это позволило издавать массовым тиражом пособия по грамматике и арифметике: «Грамматику» М. Смирницкого, иллюстрированный букварь К. Истомина, «Считание удобное для купующих или продающих» и др. Букварь («Азбука») Василия Бурцева тиражом 2400 экземпляров разошелся в один день. Выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

    3. Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий. Боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике, философии. При Спасском монастыре во главе школы стоял сам Симеон Полоцкий. При Печатном дворе существовала школа, где обучалось 232 ученика.

    4. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Здесь проходили весь школьный курс от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой, богословием. Принимали сюда людей «всякого чина, сана и возраста». В свое время Академию закончат великий М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир.
    В. Развитие научных знаний

    1. Продолжалось накопление и распространение научных знаний, в основном носивших прикладной, практический характер. Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В медицинской практике пользовались переводными «травниками» и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела». Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

    2. Освоение новых земель, расширение связей с другими странами способствовало накоплению географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены «Большой чертеж» (карта) и «Книга Большому чертежу». Землепроходцы, осваивавшие Сибирь, присылали описания и «чертежи» этого края. После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Семен Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

    3. Усиливается интерес к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.
    Г. Живопись

    1. Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков (1626—1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе «Спас Нерукотворный» изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы «Троица», «Насаждение древа государства Всероссийского» и др.

    2. В рамках церковной живописи развивалась светская портретная живопись — парсуна. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то позднее они принимают более реалистический характер (парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

    3. Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

    В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I, князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.
    Д. Архитектура. Русский театр

    1. Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.

    2. Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667—1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми «колоннами». Разнохарактерные по форме и объемам постройки — хоромы связывались между собой переходами и галереями, насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Современники называли его «восьмым чудом света». Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.

    3. Заказчиками строительства церквей все чаще выступают купцы и посадские общины. Монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам. Они отличаются нарядностью, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшаются богатым архитектурным орнаментом и цветными изразцами. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы — церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

    4. Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Для постройки величественного Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря была использована модель храма над «гробом Господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни.

    5. Однако, несмотря на все запреты, шатровый стиль стал преобладающим в церковной архитектуре. Кроме уже упомянутых церквей Рождества в Путинках и Троицы в Никитниках в Москве, возводятся «Дивная» Успенская церковь в Алексеевском монастыре в Угличе, имеющая три шатра, церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, храмы в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в Муроме и Устюге. Все они декоративны, нарядны, богаты архитектурным убранством и орнаментикой.

    6. В конце XVII в. возникает новый архитектурный стиль — нарышкинское, или «московское барокко». В ею формировании заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Замечательным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I

    Л. К. Нарышкиным. Она отличается безукоризненными пропорциями, изяществом, декоративными украшениями здания — колоннами, капителями, раковинами, а также своим двуцветием: использованием только красного и белого цветов.

    7. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый виц — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.

    8. Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

    9. Как и прежде, большой популярностью в народе пользовались представления бродячих актеров — скоморохов. Выступления скоморохов во многом продолжали еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви и властей. В 1648 г. царская грамота запретила эти «позорища» (зрелища); предписывалось ломать и жечь «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». За ослушание велено было бить батогами.

    В XVII в. в Москве возникает первый придворный театр. Царю Алексею Михайловичу понравилось представление, данное во время торжеств по случаю вступления его во второй брак, и он приказал построить в Преображенском потешную палату. Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1642 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Первоначально труппа набиралась из жителей Немецкой слободы, позднее появляются русские актеры — из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Первые спектакли были преимущественно духовного содержания на легендарно-исторические и библейские сюжеты. Авторами пьес были Симеон Полоцкий и архимандрит Дм. Савин. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. Церковь враждебно относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.

    10. ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Какие факторы повлияли на развитие культуры России в XVII в. ?

    2. Как «новые идеи и стремления» XVII в. отразились в различных сферах русской культуры?

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


    написать администратору сайта