Главная страница

япония. Древняя японская архитектура


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеДревняя японская архитектура
Анкоряпония.docx
Дата05.10.2018
Размер0.87 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаяпония.docx
ТипДокументы
#25558
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА


Архитектура Японии — одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе — XI в., в России — XV в. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

 О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по постройкам двух почитаемых синтоистских святилищ Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ — ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны — стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода — многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии — Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптуры. Наиболее почитаемый монастырь Нары — Тодайдзи, его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) — крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

 Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них — Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам. Начало эпохи Мэйдзи (1867–1912) обозначило решительный разрыв с традиционными формами. Пройдя через период освоения европейских форм и поиска национальных корней (творчество Тюто Ита), японская архитектура во второй половине ХХ в. смогла стать одной из ведущих в мире, соединив в лучших произведениях универсальность с яркой индивидуальностью.

ЯПОНСКАЯ БУДДИСТСКАЯ СКУЛЬПТУРА


— одно из самых замечательных проявлений японской культуры, мало известное широкой публике. Будучи каноническим религиозным искусством, она на протяжении столетий воспроизводила однажды найденные прекрасные формы, поэтому оценить ее богатство и разнообразие можно лишь при ближнем осмотре, подробном сравнении, изучении. К тому же, если гравюры и керамика уже давно являются предметом восхищения и распространились по музеям всего мира, то скульптура создавалась для храмов и в них же и продолжает пребывать. И в этом — ее магическая сила: мы можем наслаждаться ей среди деревянных колонн храмов, красочных одежд и предметов богослужения, звуков молитв и ароматов благовоний.

Самым древним из видов искусств Японии является скульптура[3]. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия(посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.

В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.

История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.[3] В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей.

В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.

статуя будды - нара Мало где в мире сохранилось такое впечатляющее количество средневековых скульптур, как в Японии. Это тем более удивительно, что почти вся скульптура делалась из дерева. Из дорогой бронзы выполнялись лишь самые почитаемые изображения — например, гигантские Будды в Наре (храм Тодайдзи) и Камакуре. Каменная и глиняная скульптура не прижились, хотя сохранилась уникальная Паранирвана Будды в пагоде монастыря Хорюдзи.

Храмовая скульптура начала создаваться в Японии вместе с распространением буддизма. Самые ранние скульптуры — напоминающие произведения греческой архаики — относятся к VII в. (Триада в кондо Хорюдзи). Они выполнены под влиянием Кореи, связанной тогда с Великим шёлковым путем. В период Нара (710–794) складывается классический тип скульптуры, сочетающий величественность с реализмом в передаче анатомических деталей и выражений человеческого лица. Основное место занимают образы Будды (Нёрай) — исторического Шакьямуни (Сяка), будды Вайрочаны (Дайнити), будды-целителя Бхайшаджиягуру (Якуси). Также очень широко почитался бодхисаттва (босатцу) Авалокитешвара в его китайском женском варианте Гуанинь (Каннон). По легенде, Будда даровал ему 10 голов, чтобы слышать крики всех страждущих и утешать их проповедью, а также 1000 рук, чтобы помогать им (обычно изображаются 40 рук с символическими предметами).

Главные моленные образы окружаются различными божествами. Почти всегда их группы располагаются фронтально, но в некоторых древних храмах вокруг них есть круговой обход, в исключительных случаях (скульптуры храма Син-Якусидзи в Наре) они ставятся по кругу. В храме Кофукудзи в Наре сохранились замечательные скульптурные группы 8 низших божеств и 10 великих учеников Будды. Часты изображения 12 небесных стражей, 4 Небесных царей, 8 стражей царства Тенбу и др. В главных южных воротах монастырей помещаются огромные фигуры двух нё — стражей. Справа ставится Нараэн-конго с открытым ртом (произносит санскритское «А»), слева — Миссяку-конго с закрытым (произносит «Ун»); они символизируют явную и скрытую силу, а также начало и конец, ибо произносимые ими буквы — аналоги альфы и омеги. Набор божеств может различаться, например, он особый в храмах эзотерической школы Сингон (например, в монастыре Тодзи в Киото).

В период Хэйан (794–1185) в связи с широким распространением учения школы Чистой земли особое почитание придается образу будды Амитабхи (Амида Нёрай). Образы этого времени следуют в русле традиции, но предпочтение отдается величественным, отвлеченным образам, часто с более обобщенными чертами. Изумительный образец искусства этого времени — зал Феникса (1053) монастыря Бёдоин в Удзи близ Киото. Элегантный павильон (изображен на монете в 10 иен) расположен на искусственном острове, и лик огромного Амиды, окруженного ангельскими созданиями, виден снаружи, с противоположного берега пруда.

храм сандзюсангендо В период Камакура (1185–1333), когда после смут XII в. происходит восстановление древних храмов Нары, мастера вновь обращаются к древним экспрессивным и динамичным образам. От этого времени дошло много ансамблей скульптур, в том числе самый большой в Японии — из храма Сандзюсангендо в Киото. Изображение 1000-рукой Каннон окружено здесь еще 1000 статуй Каннон (каждая в человеческий рост), а также уникальным набором из 28 небесных стражей. Пристальный интерес к человеку проявляется в удивительных по реализму и проникновенных изображениях почитаемых монахов, бродячих проповедников (Куя в монастыре Рокухарамисудзи в Киото), обожествленных правителей (Уэсуги Сигэфуса, музей в Камакуре). Период Камакура оказывается последним расцветом японской буддийской скульптуры, которая в дальнейшим по разным причинам приходит в упадок.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта