Главная страница

Духовная жизнь человека. Духовная жизнь и духовный мир человека


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеДуховная жизнь и духовный мир человека
Дата28.10.2021
Размер1.06 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаДуховная жизнь человека.ppt
ТипПрезентация
#258147

Тема: Духовная жизнь и духовный мир человека


ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»


презентация по обществознанию


Преподаватель
Глотова Светлана Николаевна

Тема: Человек как главная философская проблема


Проблема сущности человека
Категории человеческого бытия
Духовное развитие человека


1. Проблема сущности человека


Феномен человека в системе
философского знания


ФЕНОМЕН
ЧЕЛОВЕКА


Понятие «личность»
Выражает социальную сущность человека как продукта общественного развития, конкретно-исторической системы, общественных отношений, субъекта труда, общения, познания, творчества


«Человеческий индивид»-
это индивидуальный представитель человеческого рода


Понятие «человек»
(биосоциальное)
означает принадлежность к роду homo sapiens, связан с другими формами жизни, но отличается наличием сознания


Понятие «индивидуальность»
(психологическое)
Обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных


105


Структура личности


Структура личности


Интересы,
мотивы,
ценностные,
ориентации


Сознание Мировоззрение


Самосознание


Способности


Характер


106


Потребности исторического развития


Общественное, групповое сознание
Общественные, групповые интересы
Общественное разделение труда, система социальных отношений
Характер социальной структуры общества

свобода


свобода
смысл жизни
творчество
любовь
счастье
вера


2. Категории человеческого бытия

свобода


Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.
Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

Смысл жизни


Философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
«Зачем (для чего) жить?».

творчество


процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), —уникальность его результата.
В процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

любовь


Чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного 
отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.
Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.
Противоположность любви называется ненавистью.

счастье


Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека.

вера


Такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются за достоверные и истинные без доказательства.
Религиозная вера имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или
понятие о Боге, а сам Бог — сверхъестественное как реально существующее.


3. Духовное развитие человека


Духовная жизнь человека


Духовный мир (внутренний) человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.


Основой духовного мира человека является мировоззрение.


Мировоззрение, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей деятельности и характеризующая видения мира в целом и место человека в этом мире.


Именно мировоззрение, а не объём знаний человека определяет его поведение и поступки.


Обыденные
Религиозные
Научные
Гуманистические


Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества.


Ценность


Духовный мир человека


Цель и Смысл жизни


мировоззрение


Жизненная стратегия


Вера Знания Ценности Чувства и эмоции цели


Духовная культура


Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и её продукты.


Духовная культура формирует личность – её мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида у индивиду, от поколения к поколению.


Образование


Этика


Религия


Эстетика


Духовная культура


Право


Наука


Мораль


Мораль (от лат. нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.


Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.


И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:
-право вырабатывается государством, мораль — обществом;
-право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
-за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.


Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.


Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.


Моральные нормы:
«не лги», «уважай старших», «будь вежлив»


Высшие духовные ценности:
Гуманизм, коллективизм, трудолюбие, патриотизм


Нравственный идеал:
Морально безупречный человек


Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.


Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности.


Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.


Добро


Зло

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ


Этические категории – это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
Древнейшими моральными категориями являются добро и зло.


Другой моральной категорией является категория долга.
В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания – понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.


Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть – это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей». Манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всегда начиналась с проявления бессовестности.


Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Названные категории способствуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности, контролируя развитие личностей реальных.


Моральный идеал – это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.
Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности.


Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.
Понятие «справедливость» содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.


Человек в системе социального знания
(детерминация свободы человека)


Свобода личности


Объективные причины


Субъективные причины


Связаны со свободой общества:
-с господством людей над силами природы, что характеризуется уровнем развития производительных сил;
-господство людей над своими собственными отношениями, что определяется характером производственных отношений


Связаны с индивидуальными
качествами личности:
-приспособление человека к социально-экономическим условиям;
-приспособление к социальным нормам;
-успешное усвоение ролевых функций и т.п.


определяется


108


Свобода и ответственность личности


СВОБОДА
ДУХОВНАЯ


СВОБОДА
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ


СВОБОДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ


СВОБОДА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


свобода от эксплуатации;
равноправные экономические отношения;
свобода экономического действия и т.д.


наличие гражданских прав, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность;
справедливое национально-государственное устройство;
всеобщее избирательное право и т.д.


свобода выбора мировоззрения;
свобода выбора вероисповедания;
свобода выбора идеологии;
свобода духовной пропаганды.


свобода как способность человека
действовать на основе познания
закономерностей природного и
социального мира.


Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность
за пользование этими свободами


109


Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
При этом под необходимостью понимается знание объективных обстоятельств, например, овладение природной необходимостью реализуются в развитии производительных сил, которые все время нужно учитывать. Таким образом, не в независимости от законов природы и общества (в абсолютном смысле такая независимость невозможна) заключается свобода, а в познании этих законов.


Ответственность - это понимание индивидом общественных последствий своих действий, управление поведением в соответствии с должным, предполагающее превращение должного во внутреннее поведение.
Поэтому свобода есть социальные поступки, зависящие, прежде всего, от законов. В то же время действия не могут быть свободными, если они навязаны человеку извне, не являются результатом его собственного волеизлияния, его творческого осмысления накопленного опыта.


Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление.
Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. 



написать администратору сайта