ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕННОСТИ ИХ ФОРМЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. Духовное наследие ценности их формы и взаимоотношения
Скачать 21.45 Kb.
|
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЦЕННОСТИ ИХ ФОРМЫ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Ценность – от глагола ценить; что-либо, что составляет для человека и общества в целом определенное значение. Ценности могут быть предметные (культурное наследие прошлого, моральное добро и зло, эстетические характеристики объектов ценности), духовные, эмоциональные, объективные (т.е. от желаний самого человека не зависящие, например предметные) и субъективные. Культура – (от лат. возделывание, обрабатывание); все то, что создано человечеством благодаря его физическому и умственному труду. В таком широком смысле этот термин употребляется в настоящее время редко, т.к. существуют другие термины, отражающие более частные стороны культурной деятельности человека – производство, создание идей и теорий, техническое творчество и т.д. В узком и наиболее употребляемом смысле культура – идейное и нравственное состояние общества, выраженное в его воспитании, быте, достижениях искусства и науки. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин «К.» относят только к сфере духовной жизни людей. Наука – (буквально означает знание) сведения о материальных и интеллектуальных явлениях, система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний; то, что поучает, дает опыт, урок. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценки основываются на понятии ценность. Ценность – это положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта, выполняющая нормативную, предписательно-оценочную функцию в отношении явлений общественного сознания. Но ценность – это прежде всего положительная значимость, которая своим истоком имеет коренные цели и идеалы человека. Ценности, в том числе познавательные, будучи субъективными, оказываются объективными по своей детерминированности (детерминизм – учение о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества), с одной стороны, объектом, а с другой – личностями и социальными факторами. Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические – благо, справедливость, добро, Бог, красота. Неопозитивисты (представители: Дж. Мур, Б. Рассел; пытались переопределить математику через логику, в центре рассмотрения дедуктивно-аксиоматическая модель) вообще отрицают реальное существование ценностных свойств в объектах, утверждая, что добро и прекрасное просто выражение нашего субъективного отношение к оцениваемому объекту. Всякая оценка складывается из акта сравнения (собственно оценки) и рекомендаций к отбору (выбор) того, что признается за ценность. Оценка организует деятельность, в том числе познавательную. Для ученых в качестве непосредственных внутренних ценностей выступают познавательная информация, истинное ее содержание, научная картина мира (целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, а также на основе определенных философских представлений), стиль научного мышления, методы, методики проведения экспериментов и т.д. Ученым свойственны также социальные ценности – этические, политические, мировоззренческие, эстетические (эстетика – наука об искусстве) и др. В наше время возрастает роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки. Одни лишь методологические (методология – философское учение о методе познания) принципы нередко оказываются недостаточными для принятия конкретных решений в ходе научной деятельности. Исходя из ориентации на благо человека, ученые предлагают наложить мораторий на некоторые направления научных исследований. Возникает нередко вопрос: если истина есть адекватное отражение действительности и в своем содержании обусловливается предметом отражения, то не проще ли ориентироваться только на истину как на ценность? Дело, однако, в том, что истина никогда не дается сразу, в чистом виде. Реальное знание может быть более достоверным или менее достоверным, вероятностным. Кроме того, в истине отражается только один момент соответствия: соответствие знаний предмету. В ней ничего не говорит о соответствии знаний природе человека, его жизни. Для этого и нужна особая – аксиологическая (аксиология – наука о ценностях)- составляющая познавательной деятельности. Проблема не в том, нужна или не нужна науке оценочная ориентация, а в том, какой должна быть такая ориентация познания, каким должно быть ее понимание. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать поколениям и составляет культуру. Принято различать материальную и духовную культуру. Хотя они цельны, к материальной относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Она связана с производственными отношениями. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природы. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, искусство, нравственные нормы и т.п. Культура – это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительной или отрицательное значение для человека. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или наоборот ненависти. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью, благодаря не только свои объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ценность – это субъективно-объективная реальность. Каждая вещь входит в оборот общественной жизни и выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальными, но и духовные: произведения искусства, достижение науки, нормы нравственности. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. Культура – это система идеальных образов, ценностей. Под ценностью подразумевается не каждая вещь, предмет, явление, обладающие для человека определенной значимостью, но некая вещь, имеющая для человека абсолютную смысложизненную значимость (счастье, добро), недостижимую в полной мере в реальной жизни и поэтому представленную в мире культуры в символической форме. Вторым источником (первый – связан с ценностями) формирования науки, научного знания явилось первоначальное накопление на основе повседневной деятельности и опыта людей, а также первых знаний о культуре других народов, что позволило сравнивать достижения одних народов с достижениями других и тем самым получать и иные сведения о мире. Ценности могут быть и становятся предметом изучения, но в состав наук они сами по себе не входят. Ценности противоположны научному знанию, но соотносительны с ним и оказывают огромное влияние на развитие науки. В частности, именно ценности определяют, каким наукам и научным направлениям следует отдать предпочтение в то или ином время, а на какие серьезного внимания обращать нет смысла. В соотношении науки и ценностей ведущая роль принадлежит ценностям, как по преимуществу эмоционально-психологическому отношению человека к тому или иному событию, предмету, явлению. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. В культуре философия выполняет важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути истинному познанию. По отношению к предшествующему культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи следующим периодам истории. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности. Это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем. |