Главная страница

Книга. Думай медленно, решай быстро.. Думай медленно решай быстро Даниэль Канеман аст Москва 2014 isbn 9785170800537


Скачать 2.92 Mb.
НазваниеДумай медленно решай быстро Даниэль Канеман аст Москва 2014 isbn 9785170800537
АнкорКнига
Дата17.05.2022
Размер2.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДумай медленно, решай быстро. .pdf
ТипКраткое содержание
#534252
страница9 из 65
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   65
иллюзии не возникнет.
Когда некий цемент не вписывается в текущий контекст активированных идей,
система выявляет отклонение от нормы – вы и сами то лько что это ощутили. Вы не
знали точно, какое слово последует за «некий» в предыдущем предложении, но, увидев
слово «цемент», поняли, что ему здесь не место. Исследования реакций мозга показали,
что нарушения нормальности определяются удивительно искусно и быстро. В
недавнем эксперименте испытуемые слушали фразу «Каждый год Земля обращается
вокруг неприятностей». В мозговой активности был выделен характерный всплеск,
начинающийся в течение двух десятых секунды после появления странного слова. Что
еще интереснее, такой же всплеск появляется с той же скоростью, когда мужской голос
произносит: «Меня тошнит по утрам, наверное, я в положении» или когда
аристократичный голос говорит: «У меня спина покрыта татуировкой». Чтобы
определить несоответствие, нужно вспомнить огромное количество сведений об
окружающем мире: голос должны опознать как принадлежащий человеку из высших
слоев общества и сопоставить это с обобщением, что татуировки у таких людей
встречаются редко.
Мы способны общаться друг с другом потому, что у нас преимущественно
одинаковые знания о мире и мы вкладываем в слова одинаковые значения. Если я
упоминаю стол, не уточняя подробностей, вы понимаете, что имеется в виду обычный
стол. Вы уверены, что его поверхность примерно горизонтальна и что у него меньше 25
ножек. У нас есть нормы для огромного количества категорий, и эти нормы дают нам
основание немедленно выявить аномалии вроде беременных мужчин и татуированных
аристократов.
Чтобы оценить роль норм в общении, подумайте над предложением: «Крупная мышь
забралась на хобот очень маленького слона». Я вполне уверен, что ваши нормы
размеров мышей и слонов не слишком отличаются от моих. Нормы определяют
типичный или средний размер этих животных, а также содержат информацию о
диапазоне вариаций внутри категории. Вряд ли кто-то из нас представил себе мышь
размером со слона, которая взобралась на слона размером с мышь. Вместо этого мы с
вами – каждый по отдельности, но в о бщем одинаково – вообразили мышь размером
меньше ботинка, забирающуюся на слона размером больше дивана. Система 1,
понимающая язык, имеет доступ к нормативным категориям, которые определяют
диапазон вероятных значений и самые типичные случаи.
Понимание причин и намерений
«Родители Фреда явились с опозданием. Вот-вот должны были приехать из
службы доставки. Фред рассердился». Вы знаете, отчего рассердился Фред, и служба
доставки тут ни при чем. В вашей сети ассоциаций раздражение и недостаточная

пунктуальность связаны между собой как результат и возможная причина, но с
ожиданием службы доставки у раздражения связи нет. Во время чтения у вас
мгновенно сложилась связная история, вы сразу же поняли причину злости Фреда.
Нахождение таких причинных связей – часть понимания, и это – автоматическая
функция Системы 1. Система 2, то есть ваше сознательное «я», получила
интерпретацию причин и приняла ее.
История в « Черном лебеде» Нассима Талеба иллюстрирует этот автоматический
поиск причин. Талеб рассказывает, что в день поимки Саддама Хусейна цены на
облигации сначала подскочили. Очевидно, инвесторы в то утро хотели более
безопасных вложений, а «бегущая строка» новостного агентства «Блумберг» гласила:
«ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США РАСТУТ; ЗАХВАТИТЬ ХУСЕЙНА НЕ
ЗНАЧИТ ОБУЗДАТЬ ТЕРРОРИЗМ». Спустя полчаса цены на облигации упали до
прежнего уровня, и новые заголовки гласили: «ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА
США ПАДАЮТ; ПЛЕН ХУСЕЙНА УВЕЛИЧИВАЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
РИСКОВАННЫХ ВЛОЖЕНИЙ». Очевидно, что поимка Хусейна была главным
событием дня, и из-за того, каким образом автоматический поиск причин влияет на
наше мышление, новость в тот день стала объяснением любых изменений на рынке. На
первый взгляд заголовки объясняют происходящее, но утверждение, подходящее сразу
для двух противоположных исходов, на самом деле не объясняет вообще ничего. В
действительности все новостные заголовки лишь удовлетворяют нашу потребность в
когерентности: у крупных событий должны быть последствия, а последствиям нужны
объясняющие их причины. У нас нет полной информации о происходящем в течение
дня, а Система 1 ловко придумывает связную историю причин и следствий,
объединяющую доступные ей кусочки информации.
Прочитайте предложение:
Проведя целый день на людных улицах Нью-Йорка за осмотром прекрасных
достопримечательностей, Джейн обнаружила, что у нее пропал кошелек.
Испытуемых просили прочесть эту нехитрую фразу и затем неожиданно предлагали
пройти дополнительный тест на воспроизведение. Оказалось, что слово «карманник»
сильнее
ассоциируется
с
содержанием
этого
предложения,
чем
слово
«достопримечательности», хотя второе слово употреблено в предложении, а первое –
нет. Объяснение лежит в правилах ассоциативной связности. У исчезновения кошелька
могло быть много разных причин: он выпал из кармана, его забыли в ресторане и т. д.
Однако с очетание идеи пропавшего кошелька с мыслями о Нью-Йорке и толпах
порождает объяснение, что причиной пропажи стал карманник. В истории с
необычным супом – и в случае, когда второй посетитель морщится, и когда первый
посетитель вздрагивает от прикосновения официанта, – возникает ассоциативно
когерентная интерпретация первоначального удивления, создающая правдоподобную
историю.
Бельгийский психолог-аристократ Альберт Мишотт в 1945 году опубликовал книгу
(на английский ее перевели в 1963 году), опровергнувшую многовековые – как
минимум со времен исследования Юмом ассоциации идей – философские воззрения на
каузальность. До этого считалось, что мы выводим физическую каузальность из
многократных наблюдений корреляций между событиями. Мы бесчисленное
количество раз видели, как один движущийся предмет задевает другой предмет,
который немедленно начинает двигаться, часто (но не всегда) в том же направлении.
Так получается, когда один бильярдный шар сталкивается с другим или когда вы
задеваете и сбиваете вазу. Мишотт предположил другое: он утверждал, что мы видим
каузальность так же непосредственно, как видим цвет. Для доказательства он создавал
последовательность событий с участием нарисованных на бумаге черных квадратов,

приведенных в движение. Один квадрат входит в контакт с другим, и второй
немедленно начинает двигаться. Наблюдателям известно, что настоящего физического
контакта нет, но тем не менее у них создается мощная «иллюзия причинности». Если
второй предмет начинает двигаться немедленно, о нем говорят, что первый его
«запустил». Эксперименты показали, что и шестимесячные младенцы видят
последовательность событий как каузальный сценарий с причиной и следствием,
выражая удивление, когда последовательность меняется. Очевидно, мы с рождения
готовы получать впечатления каузальности, производимые Системой 1, которые не
зависят от рассуждений о моделях каузальной зависимости.
В 1944 году, примерно в то же время, когда Мишотт опуб ликовал результаты своих
исследований физической причинности, психологи Фриц Хайдер и Марианна Зиммель
использовали метод, сходный с методом Мишотта, чтобы показать восприятие
интенциональной (намеренной) причинности. Они сняли фильм длиной в минуту и
сорок секунд: большой треугольник, маленький треугольник и круг передвигаются
внутри фигуры, которая выглядит как схематичное изображение дома с открытой
дверью. Зрители видят, как агрессивный большой треугольник угрожает маленькому,
круг испуганно мечется, потом маленький треугольник и круг объединяются и
побеждают обидчика. Зрители видят происходящее у двери и бурный финал.
Намерения и эмоции воспринимаются однозначно, их не ощущают только люди,
страдающие аутизмом. Все это, конечно же, происходит у вас в голове. Разум с
готовностью стремится опознать персонажей, приписать им черты характера и
определенные намерения, рассматривая действия как выражение личных склонностей.
Это яркое свидетельство того, что с самого рождения мы готовы нам еренно
приписывать признаки: даже дети возрастом до года различают жертв
и*censored*ганов и ожидают, что преследователь будет гнаться за преследуемым по
кратчайшему пути.
Ощущение действия, совершенного по своей воле, отличается от физической
каузальности. Хотя соль берет ваша рука, вы не думаете об этом в терминах цепочки
физических причин и следствий. Вы ощущаете это как результат решения, принятого
вашим бестелесным «я» из-за того, что вам захотелось посолить свою еду. Многие
считают естественным описывать свою душу как источник и причину своих же
действий. В 2005 году психолог Пол Блум опубликовал в журнале The Atlantic статью, в
которой содержалось провокационное утверждение, что наша врожденная готовность
разделять физическую и намеренную причинность объясняет почти полную
универсальность религиозных верований. Он говорит, что «…мы воспринимаем
предметный мир как, по сути, отдельный от мира наших умов и потому можем
представлять себе тела без душ и души без тел». Два типа причинности, которые мы
способны воспринимать, позволяют нам легко усваивать две центральные идеи многих
религий: во-первых, идею бесплотного божества, являющегося первопричиной
существования физического мира, и, во-вторых, идею бессмертной души, временно
контролирующей наше тело при жизни и оставляющей его после смерти. По мнению
Блума, две концепции каузальности сформировались раздельно под влиянием
эволюционных сил, встроив истоки религии в структуру Системы 1.
Главенство каузальной интуиции – сквозная тема в этой книге, поскольку мы
склонны неуместно применять каузальные рассуждения в случаях, где следует
рассуждать с точки зрения статистики. Статистическое мышление делает заключения
об отдельных случаях из свойств категорий и групп. К несчастью, Система 1 не
способна к такому методу рассуждений, а Система 2 может научиться мыслить
статистически, но мало кто получает необходимое обучение.
Психология каузальности стала основанием для моего решения описывать
психологические процессы через метафоры деятельности, не обращая внимания на
возможные противоречия. Иногда я говорю о Системе 1 как о действующем лице с

определенными чертами и предпочтениями, а иногда – как об ассоциативном
механизме, представляющем реальность в виде запутанной схемы связей. И система, и
механизм – выдумки, соответствующие нашему способу рассуждать о причинах.
Треугольники и круги Хайдера – вовсе не действующие лица, однако нам легко и
естественно так о них думать. Это делается в целях экономии умственных ресурсов. Я
предполагаю, что вам, как и мне, легче думать о разуме, если происходящее
описывается с точки зрения характерных черт и намерений (то есть как две системы),
а иногда – в терминах механических закономерностей (то есть как ассоциативный
механизм). Я не намерен убеждать вас, что системы настоящие, точно так же, как
Хайдер не собирался вас убеждать, что большой треугольник – злодей.
Разговоры о н ормах и причинах
«Когда оказалось, что второй кандидат – тоже мой старый приятель, я уже не так
удивился. Как мало повторений нужно, чтобы новое стало привычным!»
«Собирая оценки этого продукта, давайте не будем концентрироваться на
усредненной реакции. Следует рассмотреть весь диапазон типичных отзывов».
«Она не может смириться с простым невезением, а ищет причины. В конце концов
она решит, что ее работу саботировали».
7
Механизм поспешных выводов
Замечательный комик Дэнни Кей когда-то произнес фразу, которую я помню с
юности. Он сказал о неприятной ему женщине: «Быть она предпочитает вне себя, а
делать – поспешные выводы». Я вспомнил эту формулировку в первом разговоре с
Амосом Тверски о рациональности догадок, основанных на статистике, а теперь я
считаю, что она хорошо описывает функционирование Системы 1. Посп ешные
выводы эффективны, если они, скорее всего, будут правильны, цена случайной ошибки
приемлема, а сама поспешность экономит много времени и сил. Когда ситуация
незнакома, ставки высоки, а времени на сбор дополнительной информации нет, делать
поспешные выводы рискованно. В этих условиях ошибки интуиции вероятны, и их
можно предотвратить намеренным вмешательством Системы 2.
Игнорирование неоднозначности и подавление сомнений
Рис. 6
Что общего у трех блоков на рисунке 6? Они все неоднозначны. Вы почти наверняка
прочитали левый как «A B C», а правый – как «12 13 14», но символы посередине
идентичны в обоих блоках. Вы с таким же успехом могли бы прочитать их как «A 13 C»

или «12 B 14», но не прочитали. Почему? Одна и та же форма читается как буква в
контексте букв или как число в контексте цифр. Контекст помогает определить
интерпретацию каждого из элементов. Форма неопр еделенна, но вы делаете
поспешный вывод о том, что она представляет, и не осознаете разрешенной
неоднозначности.
Прочитав надпись в среднем блоке, вы, вероятно, представили женщину, входящую в
здание с кассирами и хранилищами. Но предложение неоднозначно, возможна и другая
интерпретация. Если бы перед этим вы увидели слова: «В кладовке на полке», вы бы
вообразили совсем другую сцену. Когда вы только что думали о кладовке, слова «в
банке» не ассоциировались с финансовым учреждением. В отсутствие явного контекста
Система 1 сама сгенерировала вероятные обстоятельства. Мы знаем, что это сделала
именно она, поскольку мы не осознавали возможность другой интерпретации. Если вы
редко пользуетесь кладовками, то и неопределенность разрешаете соответственно. В
случае неуверенности Система 1 делает ставку на тот или иной ответ, исходя из опыта.
Правила ставок рациональны: недавним событиям и текущему контексту придается
самое большое значение при интерпретации. Если недавние события не вспоминаются,
то в силу вступают более давние. Вы наверняка давно и хорошо выучили алфавит:
буквы «13» в нем нет.
В обоих примерах важно то, что был сделан определенный выбор, но вы об этом не
знали. В голову пришла единственная интерпретация, а о неоднозначности вы не
подозревали. Система 1 не отслеживает ни альтернативы, которые ей пришлось
отбросить, ни даже сам факт их наличия. Осознанные сомнения в репертуар Системы 1
не входят, для них в голове нужно одновременно держать несовместимые
интерпретации, что требует умственных усилий. Неуверенностью и сомнениями ведает
Система 2.
Склонность верить и подтверждать
Психолог Дэниел Гилберт, автор книги «Спотыкаясь о счастье», когда-то
написал очерк под названием «Как верят мыслительные системы», где изложил
теорию веры и неверия, восходящую к философу XVII века Баруху Спинозе. Гилберт
предположил, что понимание утверждения начинается с попытки в него поверить:
сначала нужно узнать, что будет означать мысль, если окажется правдой. Только после
этого можно решить, разувериват ься в ней или нет. Первоначальная попытка
поверить – автоматическое действие Системы 1, состоящее из построения наилучшей
из возможных трактовок ситуации. Гилберт показывает, что даже бессмысленное
утверждение первоначально вызывает реакцию поверить. Попробуйте такой пример:
«Треска ест конфеты». Вероятно, у вас в уме пронеслись смутные образы рыбы и
конфет, пока ассоциативная память автоматически перебирала возможные связи
между этими понятиями в поисках тех, которые придадут смысл бессмыслице.
Гилберт рассматривает неверие как действие Системы 2 и в подтверждение приводит
изящный эксперимент. Испытуемые видели бессмысленные утверждения, вроде
«динка – это пламя», за которыми через несколько секунд следовало слово «правда»
или «ложь». Позже испытуемых опрашивали, помнят ли они предложения, отмеченные
словом «правда». В одном из вариантов эксперимента участников просили во время
выполнения задания удерживать в памяти цифры. Помеха Системе 2 оказала
избирательное д ействие: испытуемым стало трудно «разувериваться» в ложных
предложениях. В последующем тесте усталые участники вспоминали многие ложные
утверждения как истинные. Из вышеизложенного следует важный вывод: когда
Система 2 занята чем-то еще, мы готовы поверить почти чему угодно. Система 1
наивна и склонна верить, недоверие и сомнения – прерогатива Системы 2, но она
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   65


написать администратору сайта