Эссе на тему «Душа в учениях Платона и Аристотеля». История психологии.. Эссе. История психологии.. Душа в учениях Платона и Аристотеля
Скачать 18.4 Kb.
|
Эссе на тему «Душа в учениях Платона и Аристотеля». Многие люди в те или иные времена по-разному пытались обосновать причины и способы человеческого существования. Какая такая невидимая сила движет всеми нами? Благодаря чему мы можем чувствовать и мыслить, расти и развиваться духовно? Уже во времена Древней Греции, родины современной европейской философии, мыслители задавались подобными вопросами. Душа. Именно это понятие стало отражать интересующее нас явление. Но что суть душа? Такие известные философы как Платон и его ученик Аристотель достигли в своих размышлениях по этому поводу ценных результатов. Каждый из них построил собственную теорию, раскрывающую смысл и структуру души. Рассмотрим, каким образом «внутренний двигатель» человека понимается великими умами древности. Согласно Платону, душа представляет собой нечто вечное, не имеющее ни начала, ни конца. Она является безграничной и свободной, не зависит от тела и может существовать вне его – в царстве идей, которое возвышается над всем материальным, – оттуда приходит и туда возвращается. Там душа сталкивается с неизменными истинами и познает их. Вселившись в тело, она подчиняет его себе. После этого человек становится живым: может двигаться и изучать окружающий мир. Очень важная часть концепции Платона – теория припоминания. Она заключается в том, что процесс познания не является открытием чего-то нового. Узнавание душой чего бы то ни было – лишь вспоминание того, с чем она уже встречалась в царстве идей. В пример демонстрации этой особенности Платон приводит разговор своего учителя, Сократа, с неким юношей. Последний, благодаря правильно сформулированным и поставленным вопросам Сократа, смог самостоятельно сформировать теорему Пифагора, несмотря на полное отсутствие знаний в математике. Состоит душа, по Платону, из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разумная составляющая способна направлять две другие, лишь она может делать поведение человека нравственным. Однако не каждый человек ставит ее во главе, дает возможность заглушить низшие стремления. Таким образом, люди в разной степени ориентированы либо на благородное и светлое, либо на дурное, низкое. Помимо того, любая душа – часть мировой души, общей для целого света. Тогда как все сущее имеет свои смысл и цель, значит в любой материи заключена душа, ею управляющая. Мировое тело – есть материя, поэтому наличие у него собственной души неоспоримо. И учитывая, что оно намного больше человеческого, можно сделать вывод о гораздо более совершенном и высоком развитии его души. Она, в гармонии с материей, способна привести все в порядок: расположить части света структурированно и заставить любые процессы протекать своим чередом. В свою очередь Аристотель считал необходимой задачей определить, к какой категории принадлежит душа: является материей, ее формой, чем-либо другим? Он пришел к заключению, что душа – форма и способ бытия живого тела. Под формой подразумевается сущность материи, причина ее существования. Без души тело перестает быть живым, в то время как без тела душа невозможна. В этом заключается различие идей Аристотеля с концепцией Платона, который не устанавливал зависимость души от тела. Наиболее сложное определение души – способ бытия. Здесь важно понимать аналогию: способ бытия глаза – зрение, способ бытия топора – раскалывание. Подобно этому, душа – способ бытия человека. Можно сказать, что это сам смысл его существования. Что может делать топор? Раскалывать. Это его предназначение, работа, функция. Получается, что предназначением живых существ является обладание душой. Аристотель полагал, что в процессе жизни учится, мыслит, переживает, не душа, а ее целостный носитель. Он считал центральным органом души сердце, которое соединено с каждой частью тела кровеносными сосудами и посредством этого управляет целым организмом. Учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов, что привело к возникновению системно-функционального подхода в организации живого. На основе понимания организма как системы философ ввел понятие способностей (то есть функций) души, которые иерархическим образом подразделялись. Вегетативная присуща всему живому, включая растения; чувственно-двигательная есть у животных и человека; и только разумная имеется у одного лишь человека. Функции души располагаются в подчинительном порядке, из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной развивается чувствительная, из которой формируется мыслительная, разумная. При этом каждый человек в процессе взросления проходит те же стадии, что и весь мир в ходе своего становления. Учение Аристотеля о душе заслуживает высокой оценки. Он первым определил душу как способ бытия живого существа – нечто большее, чем способность ощущения. Примечательно, что, в отличие от Платона, Аристотеля интересует не столько сущность и происхождение души, сколько ее функциональное предназначение. Он не стремится вглубь, как его учитель, а разлагает на части (поэтому в первую очередь пытается определить категориальную принадлежность души). По мнению Платона, суть души – тяга к высшему, абсолютному, прекрасному. Аристотель в этом плане более критичен и рационален: он учит, что у души, как и у всего в мире, есть своя объективная цель. Если задуматься о сравнении этих концепций, становится неизбежным столкновение с вопросом: какая из двух наиболее правильная? Но также неизбежна в данном случае и неопределенность ответа. Нельзя, должно быть, выдвинуть какое-либо воззрение на первый план. Ведь, с одной стороны, расплывчатость и далекость рассуждений Платона заменяются у Аристотеля зрелостью обдуманной мысли, но с другой – сухость и категоричность последнего компенсируются у его учителя поэтичностью и одухотворенностью возвышенной мысли. |