Главная страница

Реферат. Э.Дюркгейм. Дюркгейм был продолжателем идей французского философа


Скачать 18.52 Kb.
НазваниеДюркгейм был продолжателем идей французского философа
АнкорРеферат
Дата10.07.2021
Размер18.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭ.Дюркгейм.docx
ТипДокументы
#223908

Эмиль Дюркгейм (Durkheim)(1858-1917) – французский социолог, , внесший особый вклад в институализацию социологии как науки, в превращению её в учебную дисциплину и профессию, основатель французской социалистической школы. Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале (Франция) в семье потомственного раввина. Образование будущий ученый получил в различных учебных заведениях Франции и Германии. В 1887 году он становится преподавателем Бордоского университета, где им были предложены курсы социальной науки и морали. С 1902 г. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет социологическую кафедру.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Э. Дюркгейм рассматривал общество, как реальность, несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию».

Основные труды: «О разделении общественного труда»(1893), «Самоубийство»(1897), «Элементарные формы религиозной жизни»(1912).

Дюркгейм в своей теории предлагал опираться на социальные факты и изучать их научными методами. В концентрированной форме свое методологическое кредо ученый изложил в знаменитой формуле: “Социальные факты нужно рассматривать как вещи”. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации характера поведения людей. В идеале социальное регулирование, осуществляемое социальными фактами, может быть настолько мягким, что индивид его не замечает и не воспринимает как внешнее воздействие.

По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:

  1. материального характера:

  • само общество;

  • его социальные структуры (государство, религия, право);

  • морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;

  1. нематериального, духовного характера:

  • мораль, ценности и нормы;

  • коллективное сознание;

  • коллективные представления, верования.

Таким образом, по Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные.

В принципе Э. Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога, по мнению ученого, сводится к тому, чтобы исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать общие представления (“норму”) о социальных и политических реалиях, а также, анализируя отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его социальных структурах, так и поведении индивидов.

Конкретизацию своего теоретико-методологического инструментария Дюркгейм дает в докторской диссертации, которая затем была опубликована в виде книге под названием “О разделении общественного труда” (1893). По его мнению, разделение труда “составляет необходимое условие материального и интеллектуального развития обществ, источник цивилизации”; это – закон, который управляет обществами “почти без их ведома” Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену.

По Дюркгейму, в истории человеческих обществ можно выделить два типа разделения труда и, соответственно, два вида солидарности – механическую и органическую.

  1. Для механической солидарности характерно следующее (материальные социальные факты): низкий уровень разделения труда (индивиды практически могут заменять друг друга в выполнении производственных и общественных функций), социальные структуры слабо дифференцированы, их функции носят жесткий, рельефно выраженный характер. Им соответствуют духовные социальные факты: наличие общей для всех морали, общих ценностей и норм, общей для всех религии или идеологии; одинаковость отношений индивидов к обществу, существующим структурам; их сходство, особенно по индивидуальному сознанию, которое полностью подчиняется сознанию коллективному.

  2. Органическая солидарность предполагает качественно иное разделение труда, связанное с выполнение каждым индивидом специфических профессиональных и общественных функций, которые в силу сложности и специфичности не могут быть выполнены всеми. Резко увеличивается количество структур и их функций. Люди отличаются друг от друга, имеют свою собственную сферу деятельности, своеобразное индивидуальное сознание и, следовательно, являются личностями. Влияние общества на индивида не утрачивается, но коллективное сознание оставляет открытым часть индивидуального сознания, которую оно не может регламентировать.

Как считал Дюркгейм, любое общество в зависимости от состояния функционирования свои структур может находиться в нормальном или патологическом состоянии. Основная причина патологии – анормальное разделение труда, которая, в свою очередь, ведет к аномии. Аномия – рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешению законного и незаконного, т.е. состояние общества, характеризующееся отсутствием социальной сплочённости.

Одним из проявлений аномии является самоубийство. Исходя из постулатов своей теории, Дюркгейм считал, что самоубийство прежде всего зависит от внешних причин – определенных социальных фактов.


написать администратору сайта