Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему Химена в начале пьесы скрывает свои чувства к Родриго от отца Почему она ждёт его решения по поводу её замужества

  • Почему Химена обещает выйти замуж за дона Санчо, если он убьёт дона Родриго

  • Подведём итог.

  • Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»

  • СИД. ДЗ. Зарубежная литература. Семинар 2


    Скачать 30.53 Kb.
    НазваниеДЗ. Зарубежная литература. Семинар 2
    Дата28.10.2022
    Размер30.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСИД.docx
    ТипСеминар
    #760307

    ДЗ. Зарубежная литература. Семинар 2
    Жанр:

    На титульном листе пьесы стоит обозначение жанра — «трагикомедия». Трагикомедия — жанр барочный, смешанный, резко критиковавшийся классицистами. Ставя в подзаголовок «трагикомедия», Корнель указывает на то, что у его пьесы счастливый финал, не мыслимый для трагедии, которая должна заканчиваться смертью главных героев.

    «Сид» не может закончиться трагически, потому что его сюжетные источники восходят к средневековым испанским романсам о юности Сида. Сид в трагедии — тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе «Песнь о моем Сиде». Только взят другой эпизод из его жизни — история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса. Непосредственным источником для Корнеля, помимо испанских романсов, была пьеса «Юность Сида» (1618 г.) испанского драматурга Гильена де Кастро (реальные исторические события в основе произведения – черта классицизма)

    Первоначально «Сид» назывался трагикомедией, поскольку пьеса не кончалась гибелью героев, а основой ее сюжета был семейный и любовный конфликт. Однако уже в споре о «Сиде» шедевру Корнеля предъявили требования, сформулированные Аристотелем для трагедии. Сам писатель в издании 1648 г. назвал пьесу трагедией, а позже нередко приводил ее в качестве примера «совершенной» трагедии. (инфа из заметок к пьесе).

    Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем. Что очень хорошо показано на примере пьесы Сид: герои там всегда идут по пути долга и чести, а не чувства.

    Эльвира (о Химене):

    Вы первенства ничьей не дарите надежде

    И ждете, не судя пристрастно их заслуг,

    Чтоб волею отца вам избран был супруг…

    (делает так, как заведено в обществе, во всём подчиняется воле отца)
    Инфанта (принцесса):

    Я помню - и скорей всю кровь пролью из ран,

    Чем соглашусь забыть и запятнать мой сан(…)

    ...И если мне сужден супруг и господин,

    То это может быть лишь королевский сын…

    (блюдёт свой долг принцессы – жениться только на короле)
    Дон Дьего:

    Я мог быть случаю обязан, не заслугам,

    Но есть священный долг, - и я его блюду,

    Веленья короля не подвергать суду….
    Дон Родриго:

    Ужели же я мог бы предпочесть

    Постыдный путь измены?

    Смелей, рука! Спасем хотя бы честь,

    Раз все равно нам не вернуть Химены…
    Граф (Отец Химены):

    Я всякую беду согласен перенесть,

    Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь…
    Химена:

    И все-таки мой долг властительней всего

    И, сердцу вопреки, не пощадит его…
    По традиции классицизма герои всегда остаются самими собой; они выбрали путь долга и до конца ступают по нему. Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. Корнель показывает, как тяжело дается героям этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.
    Особенности конфликта:

    Основной трагический конфликт трагедии Пьера Корнеля «Сид» строится на столкновении личного чувства – страстной любви Родриго и Химены – с долгом, который каждый из них считает более высоким, «сверхличным», началом. Таким «сверхличным» долгом представляется им обоим защита фамильной чети. В соответствие с основной философско-моральной концепцией Корнеля «разумная» воля, сознание долга торжествует над «неразумной» страстью.

    Химена:

    Я неколеблемо спешу на голос чести.

    Родриго дорог мне, я с ним душою вместе,

    Я сердцем за него; но долг мне говорит:

    Ты знаешь, чья ты дочь и твой отец убит…
    Химена:

    Достойному, меня долг повелел отмстить;

    Достойная тебя должна тебя убить…
    Граф:

    Идем; остаться жить сын не имеет права,

    Когда омрачена отеческая слава…
    Дон Родриго:

    Ужели же я мог бы предпочесть

    Постыдный путь измены?

    Смелей, рука! Спасем хотя бы честь,

    Раз все равно нам не вернуть Химены…
    Конфликт индивидуального чувства и общественного долга и составляет суть трагической коллизии. И ни одно действующее лицо в «Сиде» не избегло этого рокового конфликта; это ведущее противоречие пронизывает поступки и судьбы героев .

    Принципиальная новизна, коренные отличия «Сида» от других современных трагедий заключались в остроте психологического конфликта, построенного на большой и актуальной морально-общественной проблеме. Это и определило ее успех . Значительно упростив фабулу испанской пьесы, изъяв из нее второстепенные эпизоды и лишних персонажей. Корнель сосредоточил все внимание на душевной борьбе и психологических переживаний героев. Они разрываются между чувствами и долгом.

    Химена любит Дона Родриго, но обязана выполнить свой дочерний долг и отомстить за смерть отца:

    Химена:

    Вы знали - я люблю; но ради кровной чести

    Главу любимого я обрекала мести.

    Вы сами, государь, свидетелем тому,

    Служила ль я любви иль долгу моему…
    Химена:

    Но кровью на земле начертывал мой долг;

    Вернее, мощь бойца, струей точась багряной,

    Мне о возмездии кричала этой раной,

    Чтоб тот, кто правит суд пред истиной самой,

    Из скорбных уст ее услышал голос мой…
    Химена:

    Как! Мой отец убит, взывает к мщенью кровь,

    И не откликнется дочерняя любовь?

    Постыдно погрузясь в ласкающие грезы,

    Я посвящу ему одни пустые слезы?

    И вкрадчивой любви обманчивая лесть

    В бесславной тишине мою задушит честь?...
    Она драже сама готова умереть, свершив месть (так отчаянно она любит Родриго):

    ...Чтоб честь свою спасти и обрести покой,

    Послать его на казнь и умереть самой…
    Дон Родриго даже готов покорно умереть от её руки, чтобы искупить свой грех и помочь Химене исполнить долг:

    Я прихожу предстать перед моим судьею.

    Забудь смущение и отложи боязнь:

    Казнив обидчика, я сам иду на казнь.

    Судья - моя любовь, судья - моя Химена.

    Снискать ее вражду - ужасней, чем измена,

    И я пришел снискать, как утоленье мук,

    Свой суд из милых уст и смерть из милых рук…
    Герои разрываются между долгом и чувством, и всё равно выбирают долг:

    Дон Родриго:

    Я предан внутренней войне;

    Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:

    Вступиться: за отца, отречься от любимой!

    Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.

    Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе

    Иль прозябать в позоре, -

    И там и здесь терзаньям нет конца.

    О, злых судеб измены!

    Забыть ли мне о казни наглеца?

    Казнить ли мне отца моей Химены?..
    Химена:

    Увы! Моей души одна из половин

    Другою сражена, и страшен долг, велевший,

    Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей…
    И что за бедствиям я обрекла себя,

    Раз я должна карать, преступника любя?..

    Почему Химена в начале пьесы скрывает свои чувства к Родриго от отца? Почему она ждёт его решения по поводу её замужества?

    В то время, отец полностью распоряжался жизнью дочери, он выбирал ей дойстойного жениха. Химена скрывает свою симпатию к Родриго, чтобы никак не повлиять на выбор отца. Она примерная дочь и покорно блюдёт свой долг, ждёт вердикт родителя.

    Эльвира:

    Вы первенства ничьей не дарите надежде

    И ждете, не судя пристрастно их заслуг,

    Чтоб волею отца вам избран был супруг.

    Он принял эту весть с восторгом…
    Эльвира:

    То вот, что он про них отметил и про вас:

    «Она блюдет свой долг, ее достойны оба,

    В обоих кровь чиста, смелы, верны до гроба,

    И юношеский взгляд легко дает прочесть

    Отважных пращуров блистательную честь…»…

    Почему Химена обещает выйти замуж за дона Санчо, если он убьёт дона Родриго?

    Химене нужен был человек, который сразиться за её честь с Родриго. Она объявила перед королём, что кто победить Родриго получит её в жёны.

    За эту голову даю себя в добычу;

    Когда мой враг падет и примет казнь свою,

    Я выйду за того, кто победит в бою…

    Дон Санчо первым вызвался добровольцем. Родриго прославился как могучий воин, но ради женитьбы на Химене, он готов был рискнуть жизнью на дуэли.
    Какова художественная функция сюжетной линии, связанной с доньей Урракой?

    Одно из обвинений, предъявленных Корнелю после опубликования «Сида», заключалось в том, что инфанта кастильская – лишний персонаж в трагедии . Херасков, первый переводчик «Сида», вообще убирает сюжетную линию, тем самым значительно упрощая проблематику произведения. Но роль сюжетной линии инфанты необычайно важна.

    Инфанта любит Родриго, но долг повелевает ей заглушить в себе это чувство. Как наследница монарха она знает своё предназначение:

    Я помню — и скорей всю кровь пролью из ран,

    Чем соглашусь забыть и запятнать мой сан.

    Казалось бы, решение принято, чувство подавлено и противоречие разрешено. Однако чувство не покидает поля битвы. Как и у остальных персонажей пьесы её чувства борются с долгом:

    Я силюсь с ним порвать — и неохотно рву...

    Я вижу, что душа раздвоена во мне

    Высоко мужество, но сердце все в огне…

    Инфанта предпочитает долг чувству, при этом она не отрекается от любви, а, наоборот, ценит ее. Пусть донья Уррака понимает, что ей не предначертано быть с Родриго, все же она уважает свое чувство, изредка лелеет надежду и все равно поступает, как подобает ее благородному происхождению.

    В «действующих лицах» интересующая нас героиня обозначена как «донья Уррака, инфанта кастильская». При этом в самом тексте трагедии автор, указывая, что следующие слова принадлежат ей, называет героиню инфантой. Корнель подчеркивает, что, прежде всего, важно происхождение героини: она инфанта. Имя же, как таковое, индивидуально. Донья Уррака – определенная женщина со своей личной судьбой. Счастье, любовь она готова принести в жертву своему благородному происхождению. По сути, личное уступает место «сверхличному», как уже было сказано ранее.

    Инфанта не просто отказывается от Родриго, она собственноручно устраивает его личную жизнь

    <…> Мои трудились руки,

    Чтоб душу ей пронзить стрелами нежной муки.

    Родриго дорог ей; он ей подарен мною;

    Он торжеством своим обязан мне одной.

    Я этих любящих сама сковала страстью

    И потому должна сочувствовать их счастью.
    Я уступила то, чем овладеть не смела:

    Ему, взамен себя, Химену я даю,

    И я зажгла их страсть, чтоб угасить мою…

    <…>И я супругами увижу этих двух,

    Мои мечты умрут, но исцелится дух…
    Этот выбор дается инфанте нелегко: она знает, что другого выхода нет, но все же с душевными переживаниями ей сложно справиться. Это подчеркивает нравственный характер героини.

    Примечательно, что на протяжении всей пьесы мы так и не становимся свидетелями разговора инфанты и самого Сида. Дон Родриго, вероятно, и не подозревает о чувствах доньи Урраки к нему. Инфанта наблюдает со стороны за своим возлюбленным, при этом она, по сути, и устраивает его судьбу: сначала «творит» любовь между Хименой и Родриго, а затем, после всех трагических событий, мирит их.

    Необычайно интересны взаимоотношения инфанты и Химены. Донья Уррака «отдала» своего возлюбленного другой женщине. По сути, ее сердце должно волновать если не ненависть, то уж точно жгучая ревность. Но что мы видим? Для доньи Урраки Химена не соперница, а подруга. Она искренне успокаивает возлюбленную дона Родриго. Конечно, для инфанты эта любовь необычайно важна, брак Химены и Родриго – крушение всех надежд, которого так жаждет королевская дочь: «Мои мечты умрут, но исцелится дух ». Но все же ревность должна была хоть как-то проявиться. Неприязнь к Химене совершенно не выражается в разговоре, даже можно с большой вероятностью предположить, что ее просто нет. Донья Уррака искренне сочувствует молодой девушке:

    Поверь, твоих надежд их ссора не разрушит:

    Миг породил ее, и миг ее потушит.

    Чрезмерность отклика положит ей конец:

    Их примирения желает мой отец…

    Любовь инфанты – это не мимолетная страсть, а благородное чувство. В начале трагедии она жертвует своим чувством во имя своего благородного происхождения. Затем, когда дон Родриго становится Сидом, «властителем двух царей», инфанта уже может быть с ним. Но она снова отказывается от всяких попыток сблизиться с доном Родриго, тут донья Уррака выполняет долг уже нравственного характера:

    Уже не к рыцарю летит моя мечта.

    То не Родриго, нет, не наших слуг потомок;

    Для сердца моего он по-иному громок:

    То славный паладин, всех выше и храбрей,

    Неустрашимый Сид, властитель двух царей.

    Все ж я себя сломлю: не в страхе осужденья,

    Но чтобы не смущать столь верного служенья;

    Хотя б, в угоду мне, вручили скиптр ему,

    Я отданного мной обратно не возьму.

    И так как в час суда он победит бесспорно,

    Химене тот же дар я принесу повторно.

    А ты, свидетель мой в мучительной борьбе,

    Смотри, могу ль я быть верна сама себе.

    Именно инфанте выпадает честь вручить Химену Родриго – свою подругу своему возлюбленному:

    Забудь, Химена, скорбь и, как залог покоя,

    Прими из рук моих счастливого героя.

    В последнем явлении пьесы она действует увереннее, надежды больше нет, путеводной звездой королевской дочери становится только благородство. Инфанта дала слово своей воспитательнице Леоноре «быть верной самой себе» и с поистине королевской выдержкой выполняет его.

    Инфанта обладает потрясающем благородством, дважды она отказывается от чувства в пользу долга, сначала социального, затем нравственного характера. И эта невероятно сильная духом героиня, чьи моральные принципы непоколебимы ничем, любит дона Родриго. Её любовь – дополнительное свидетельство благородства героя, его достоинства

    Образ донья Урраки, впрочем, как и образ дона Фернандо, позволяет думать, что автор «Сида» уверен в необходимости для царских особ следовать законам разума и справедливости. Такой абсолютизм потом назовут просвещенным. Донья Уррака – сильная личность, которая согласна пожертвовать личным счастьем во имя благоденствия народа.

    Любовь такой женщины – дополнительное свидетельство благородства героя. Она предсказывает возвышение Родриго. В образе доньи Урраки соединились черты идеального правителя: справедливость, разумность и честь.
    Какова специфика разрешения конфликта в пьесе? Как способ разрешения конфликта связан с поэтикой жанра произведения? С установками эстетики классицизма?

    Конфликт между героями разрешается необычно. Химена не сумела свершить свою месть и всё ещё разрывается между долгом и чувством: но король после её обещания выйти замуж за победителя дуэли (Санчо против Родриго) постановил ей выйти за Родриго. Химена не может смириться с таким вердиктом, пусть и любит Родриго, но уже долг обещания не даёт ей права отказаться. Король отправляет Родриго воевать, добиваться успеха и заключает, что со временем Химена сможет примирить долг и чувства.

    Получается, развязка пьесы - счастливая, что и делает «трагедию» трагикомедией. А это, как уже было сказано раньше, черты барокко, неодобряемые консервативным классицизмом. Но конфликт разрешается согласно эстетике классицизма – долг побеждает над чувством; от этого канона Пьер Корнель не отступил.

    Все, что было связано с законами классицизма, абсолютизма не подвергалось сомнению, поэтому это очень странное сочетание призвано выразить положение человека данной эпохи, раскрыть его двойственное положение: с одной стороны полет, страсть души человека, с другой – холодное, расчетливое понимание и признание закона. Поэтому Родриго возвращает честь отца, сразив на дуэли отца Химены. Герой обязан был это сделать не только исходя из собственного чувства правоты, но более от признания закона чести: честь должна была быть незапятнанной. По этой же причине Химена начинает требовать правосудия и смерти Родриго, хотя и любит его всей душой.

    Подведём итог. Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:

    — Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.

    — Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.

    — Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.

    — Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.

    — Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.

    — Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.

    — Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.
    Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»:

    — Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.

    — Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней. В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.

    — Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.


    написать администратору сайта