оааа. Е. Н. Кравцова Тремоло Из цикла Примы игры на шестиструнной гитаре
Скачать 225.83 Kb.
|
Е.Н.Кравцова Тремоло Из цикла Примы игры на шестиструнной гитаре» г. Тверь 2018 2 Тремоло ема эта является разновидностью двухголосия и может быть пройдена сразу за ней или вместе с ней. Мы же поставили её на это место, чтобы не смешивать разные темы и придать стройный вид каждой из них. Тремоло дрожащий) - быстрое и равномерное чередование одного звука, интервала или аккорда Специального обозначения не имеет, так как отличается ясностью нотной записи. Может обозначаться и словом Появился этот приём от слияния водном образе двух популярных народных инструментов - мандолины, исполняющей тремоло медиатором, и гитары, исполняющей сопровождение. В создании тремоло участвуют безымянный, средний и указательный пальцы, играющие ногтевым способом. Именно по этой причине данный приём недоступен исполнителям с плохими ногтями. В создании гитарного сопровождения участвует только большой палец. Бытует устойчивое мнение, что приём этот настолько сложен, что к его изучению вплотную подходят лишь в музыкальном училище или (в крайнем случаев старших классах музыкальных школ. Это ошибочное мнение подтверждается и практикой. Анализируя программы участников Всесоюзных, Республиканских, Международных конкурсов (а также многочисленных фестивалей, проходивших в России за последние десятилетия, автор с сожалением констатирует почти полное отсутствие в их программах произведений на тремоло, а если они и встречаются, то уровень их исполнения чрезвычайно низкий. И этому есть свои объяснения. В предыдущих темах цикла, указывая причины, побудившие его взяться за перо, автор данной работы подробно описал взаимосвязь между уровнем развития гитарного искусства в нашей стране и уровнем развития методической мысли. Возьмём для примера хотя бы один, но определяющий тезис о том, что на гитаре (по мнению большинства) нужно учиться примерно лет си. И этаже мысль высказывается авторитетными педагогами и особенно в то время, когда всё чаще слышатся предложения о начале музыкального образования стр х- четырёх лет. Так вот, если в главных, глобальных вопросах методика преподавания гитары идёт не тем путём, то что говорить о мелочах, то есть о том, когда начинать учить тремоло, которое может и не пригодиться никогда. В этом вопросе нужно видеть корневую проблему, а не то, что лежит на поверхности. Тремоло является показателем общего мастерства исполнителя, своеобразным эталоном звукоизвлечения 1 В первую очередь в тех случаях, когда тремоло имеет сокращённый вид записи. 2 Удары осуществляются именно в такой последовательности. 3 Приём игры, требующий идеальных гитарных рук, строение которых описывалось в других темах цикла, и отсутствие которых так обедняет репертуар гитариста. 4 Попробуйте предложить это пианистам или скрипачам. У детей такого возраста, поступающих в музкаль- ную школу на эти инструменты, даже не принимают заявления. Т 3 Гитарист, владеющий этим приёмом, не может играть плохо, так как тремоло требует идеальной постановки рук, идеальной чистоты звукоизвлечения. Поэтому тремоло - это непросто приём игры на гитаре - это мировоззрение и мироощущение гитариста. Продолжая мысль о конкурсах, можно констатировать неутешительный факт, что среди участников Международных конкурсов юных исполнителей на классической гитаре в различных городах приятным исключением стал лишь лауреат этих конкурсов, в сольной программе которого значились такие произведения на тремоло, как “Грёзы” и Вариации на тему романса А.Варламова Назаре ты её не буди А. Иванова-Крамского, Оригинальная фантазия Х. Виньяса, Большое тремоло А. Барриоса 5 , Воспоминание об Альгамбре” Ф. Тарреги. И всё это влет. Успехи молодого лауреата не являются в плане технического оснащения исключением (исключительность его в талантливости и работоспособности, а являются результатом длительной и планомерной работы в течение многих лет. А теперь давайте сравним высказывания авторитетных педагогов о возрасте, с которого нужно начинать обучение на гитаре (и конкретно о приёме игры тремоло, с реальными достижениями. В то время, когда одни ученики только садятся за гитару, другие уже побеждают на конкурсах, делая это без напряжения сил, так как впитали в себя всё, можно сказать, с материнским молоком. Что же касается исполнения тремоло, требующее многолетней кропотливой работы, тов большинстве случаев у детей - переростков оно некачественное даже при наличии хорошего строения рук, так как упущено время. А ведь многие молодые люди желают принять участие в престижных международных конкурсах (уже для взрослых, в программы которых обязательно входят произведение на тремоло Бельгия, Брюссель - в программу первого тура (из трёх) входит обязательное произведение на тремоло Германия, Мюнхен - в программу второго тура (из четырёх) входит обязательное произведение на тремоло. И этот список можно продолжать. Из него видно главное тремоло - это показатель выучки, школы, мастерства. Кроме того, для детей, поздно начавших заниматься на гитаре (да и вообще музыкой, часто непреодолимым остаётся сценический барьер, так как подростковый возраст - не самый лучший для начала какого-либо серьёзного дела. Он характеризуется довольно ощутимыми физиологическими, анатомическими и психическими изменениями. Дети часто не выдерживают дополнительно свалившихся на них физических и психологических нагрузок и оставляют обучение. Конечно, помимо устоявшегося страха перед сложностью этого приёма (а это уже из области психологии, есть и объективные причины, которые хотелось бы ещё раз подчеркнуть. В класс гитары часто попадают дети, обладающие хорошими общемузыкальными данными, но плохими (сточки зрения узкого профессионализма) руками, что тормозит или полностью исключает развитие ногтевых способов звукоизвлечения 5 В России это произведение имеет название Последнее тремоло, так как является последним сочинением композитора. 6 Особенно у девочек, которые формируются быстрее мальчиков, ив этом возрасте в их организме происходят большие преобразования, повышающие их нервозность и утомляемость. 7 Смотреть тему Ногтевые способы звукоизвлечения данного цикла. 4 Но как бы там ни было, а мы начинаем изучение этого приёма вместе с педагогами, учащимися, любителями игры на гитаре, которых (хочется надеяться) убедили в важности и (что самое главное) необходимости его освоения с первых шагов обучения игре на гитаре. Распространённой ошибкой является то, что тремоло из-за его сложности рассматривают в отрыве от начального этапа обучения и строения конкретного игрового аппарата. На открытых уроках автора часто спрашивают Такс какого же класса нужно начинать освоение приёма tremolo?” Это равносильно тому, что спросить бегуна Такс какого же возраста нужно начинать бегать Любое дело, каким бы оно трудным не было, осваивается с детства. Это аксиома Но только не для гитаристов. Укоренившиеся понятия сложности мешают перейти психологический барьер. И действительно, как жене станет страшно, когда слышишь льющееся тремоло мастера Невозможно представить, что сам сможешь так сыграть. Невольно появляется мысль, что это будет через много лет. Вот поэтому и нужно учить этому приёму дошкольников, у которых никаких вопросов, мыслей, страхов и комплексов нет. Они не понимают (слава богу, что это трудно. Итак, если человек начинает бегать сразу, как только его держат ноги, несмотря на то, что спотыкается и падает (ведь на качество его бега никто не обращает внимание, таки будущий гитарист должен с первых шагов начинать играть этот прим. Ведь тремоло (как мы выяснили) - это последовательность ударов, а удары - это первое, что извлекает ученик на гитаре. Значит, извлекая первые удары, ученик уже идёт по пути освоения тремоло 9 Именно поэтому на начальном этапе обучения уделяется такое пристальное внимание посадке, постановке игрового аппарата, рациональным пальцевым движениям, то есть всему тому, отчего в сущности и зависит исполнение, как тремоло, таки других приёмов игры. Сразу нужно сказать, что автор является сторонником традиционного исполнения тремоло с последовательностью пальцев “a-m-i”. Другой вариант аппликатуры) тоже используется и приводит к неплохим результатам, следовательно имеет право на существование. Однако всё-таки три разных пальца дают в техническом отношении более совершенный результат, приводя в итоге к чрезвычайно слитному, певучему звучанию. У второго варианта есть тоже свои плюсы ровность звучания, как ритмическая, таки динамическая, так как в игре участвуют более сильные пальцы отсутствие извечных проблем с соединением большого и безымянного пальцев, между которыми часто бывают перерывы большая тренированность, так как эти пальцы активно участвуют практически во всех пьесах. Однако, несмотря на перечисленные достоинства, конечный результат (то есть льющееся тремоло) этому варианту не под силу. При освоении первого варианта, хотя и имеется довольно много проблемно и конечный результат таков, что заставляет забыть о всех затраченных усилиях. На нём мы и остановимся. 8 Это подтверждается приведёнными высказываниями о возможности изучения этого приёма лишь в музыкальном училище, которые исходят от самих преподавателей этих учебных заведений. 9 Да и не только тремоло, а по большому счёту любого прима, зарождающегося в простых ударах, которые важно только вовремя направить в соответствующее русло. 5 Начинать работу над тремоло нужно на открытых струнах (даже в том случае, если преподаватель не прислушался к нашему совету о порядке прохождения материала и отодвинул изучение этого приёма на более поздний срок, когда ученик, возможно, даже играет уже двумя руками) последующим причинам учащийся в данном случае не владеет пока левой рукой, так как, следуя нашему же совету, мы поставили освоение этого приёма на начальный этап обучения чтобы не добавлять ученику лишних трудностей, а сосредоточить всё внимание на действиях правой руки. Как и при изучении любого прима, ученику следует продемонстрировать звучание тремоло на каком-либо отрывке из классического произведения и познакомить его с формой записи (прим. Как видно из приведённого нотного примера, тремоло записывается новыми для начинающего длительностями, c которыми и нужно его познакомить прим. 10 Вот тут-то и встречаются трудности, так как далеко не все преподаватели преподают то, что могут. Не владея приёмом игры тремоло, они и сами неохотно изучают его с учениками, так как не имеют игровых навыков и не знают, что сказать. 6 Тридцатьвторые длительности (прим.52б), как и шестнадцатые (прима, нельзя просчитать по одной, поэтому в примере 52 указан счёт для каждой самой маленькой группы нот. Именно такими группами и нотируется приём тремоло. Часто преподаватели опасаются, что детине поймут такую сложную запись и используют в работе более привычные длительности (шестнадцатые и даже восьмые, которые не отражают сути прима. На наш взгляд не стоит в работе менять форму записи, чтобы зрительно учащийся привыкал к оригинальному изображению этого приёма и мог узнать его в пьесах (пусть пока ему даже и недоступных. Нужно только объяснить ему, что мелкие длительности не всегда являются выразителями быстрого движения, что в этом вопросе ведущая роль принадлежит указанию темпа. В медленном темпе даже мелкие длительности будут протекать достаточно спокойно. В тоже время в быстром темпе восьмые могут лететь с головокружительной быстротой. Если учащийся очень мал, то с ним можно применить метод донотного обучения. Нужно просто продемонстрировать ему приём в реальном звучании, а потом показать последовательность звуков и пальцев. Хорошие результаты для дошкольников даёт подтекстовка, проставляемая под нотами. Учащийся может играть и одновременно проговаривать или напевать слова. Дети очень любят сочинять. Можно предложить ученику сочинить стишок или песенку на имеющиеся ноты. Думается, что он с удовольствием займётся этим. Пока сочиняется текст, ненавязчиво выучивается приём тремоло, так как учащийся будет много раз пробовать разные варианты слови приспосабливать их к музыке. Не беда, если он придумает белые стихи (без рифмы. Главное, чтобы в них были смысли конкретное содержание (прим. 7 Примеры с подтекстовкой даны в таком порядке, который основан на постепенном учащении движения. Такое большое количество ударов у ученика встречается впервые и поэтому ему нужна естественная передышка в виде более крупных длительностей (прим. По мере освоения приёма движение постепенно приобретает непрерывный характер, что соответствует, как изложению музыки в тремоло, таки общему принципу обучения от простого к сложному. В дальнейшем (со сменой струн и подключением левой руки) упражнения на тремоло приобретут более разноплановый характера пока (в связи с длительностью процесса освоения) перед педагогом стоит непростая задача - найти новые формы в работе для поддержания интереса ученика к данному приму. Техника исполнения. Технические задачи (какими бы важными они небыли) всегда должны основываться на конкретном содержании, на создаваемом образе и, разумеется, на пройденном материале. Если учащийся твёрдо усвоил движения в двухголосии, то ему не составит особого труда перейти на тремоло, а в дальнейшем и соединить эти два вида фактуры. Перед нами в первую очередь стоит задача создания дуэта, в котором каждый инструмент (будь то мандолина или гитара) имел бы равные права. Партия каждого инструмента должна звучать выпукло и самостоятельно (сточки зрения полифонического мышления, нов тоже время в рамках единого целого без чрезмерного выделения одной из них. Для создания этих условий необходимо при исполнении нижнего голоса (партии гитары) большим пальцем должно быть органичное сочетание мякоти и ногтя, что даст насыщенность и густоту звука при исполнении верхнего голоса (партии мандолины) безымянным, средними указательным пальцами должны использоваться в большей степени ногти, что даст серебристый, льющийся звук. Таким образом, очевидная разница в тембре и насыщенности звука, с одной стороны сделает голоса хорошо прослушиваемыми, ас другой стороны создаст с помощью слияния этих тембров неповторимый по красоте звук, который, кстати говоря, будет иметь у каждого исполнителя ярко выраженный индивидуальный характер, зависящий, прежде всего, от анатомического строения рук, то есть от материала звукообразования. Так как тремоло является прямым продолжением выделения мелодии в нижнем голосе (тема Игра мелодических интервалов из раздела “Двухголосие”), то рассмотренные ранее постановочные моменты, техника звукоизвлечения, взаимодействие пальцев и приёмов игры, а также изменения динамики и тембра полностью относятся к примеру 53 (и к последующим упражнениям этой темы. Фактически техника исполнения примера 53 аналогична технике примера 25 15 , а разница заключается лишь в деталях изменение последовательности ударов значительное учащение движения. 11 Оба эти условия обеспечиваются при соблюдении необходимых постановочных требований. 12 При игре тремоло на всех струнах в нижнем голосе будут сочетаться разные функции, а следовательно и разные приёмы игры, что сделает его ещё более рельефным. Предвидя это, можно уже теперь звуки, приходящиеся на более сильные доли играть “apoyando”, а звуки, приходящиеся на более слабые доли - “tirando”. 13 Этим выражением автор нисколько не желает умолить общемузыкальных и интеллектуальных способностей исполнителя, которые играют громадную роль в создании качественного звука. В данном случае под- чёркивается лишь узкопрофессиональная сторона вопроса. 14 Заметим лишь, что эти изменения чаще носят постепенный, а не контрастный характер. 15 Смотреть предыдущие темы данного цикла. 8 Работа большого пальца в этой связи требует отдельного рассмотрения. В двухголосии рекомендовалось использовать два варианта для его работы 1. он поднимался с опоры при ударе указательного, среднего или безымянного пальца и продолжал висеть в течение всей доли такта возле струн 2. он продолжал стоять на опоре в течение всей доли такта до своего следующего удара. В тремоло первый вариант несколько преобразовался за счёт появления в верхнем голосе вместо одной нескольких нот и стал выгодно отличаться от предыдущего тем, что ненужно после удара заботиться о том, где ив каком положении будет потом висеть большой палец и тем, что снижается опасность на- жимов на струну 17 Более подробное описание и приведение музыкальных примеров об использовании того или иного варианта читатель найдёт в следующих темах данного цикла. Здесь же следует лишь коротко заметить, что они полностью зависят от применения одного из следующих видов аккомпанемента 1. постепенного восходящего и нисходящего движения мелодии нижнего голоса 2. гармонической фигурации в нижнем голосе 3. двухголосия, образующего скрытое голосоведение. Тремоло в сочетании с двухголосием Тремоло в сочетании с мелодическими интервалами ля их сравнения и подчёркивания идентичности технических задач предлагается поиграть упражнение на чередование этих видов фактуры. Оно может иметь две формы записи. Если преподаватель желает, как предлагалось выше, сразу приучать ученика к оригинальной форме записи, которая была представлена в примерах 51 и 53, то для решения поставленной задачи предлагается использовать пример 54. Если он хочет ограничиться на первых порах более привычными длительностями, то для этого предлагается пример 55 21 16 Его действия заранее определены на всю долю. Большой палец стал подниматься с опоры постепенно вовремя последовательных ударов безымянного, среднего и указательного пальцев, как бы заполняя этим замедленным движением всю долю такта. 17 После удара большой палец сразу расслабляется и начинает плавно подниматься для подготовки следующего удара. 18 При игре на гитаре - это прямо противоположное движение большого пальца вниз, что на первых порах бывает очень непривычно для ученика, который на предложение педагога подняться в верхний регистр должен наоборот опускать палец. 19 При игре на гитаре - это движение большого пальца вверх. 20 Выражение это имеет достаточно условный характер, так как тремоло, исключая непринципиальные различия, касающиеся разного количества звуков в верхнем голосе, практически является более сложным вариантом мелодических интервалов. 21 Во всяком случае любая из этих форм записи может встретиться в гитарной литературе и ученику не повредит познакомиться сними обеими. Д Нисходящее движение - движение мелодии вниз, в сторону низкого регистра Восходящее движение - движение мелодии вверх, в сторону верхнего регистра 9 При взаимодействии пальцев в двухголосии главные проблемы у учащихся возникают с безымянным пальцем, который обычно не бьёт по струне там, где он висит, а смещается влево. В тремоло этот недостаток (если его вовремя не ликвидировать в двухголосии) усугубляется, так как пальцы не могут располагаться в один ряд поперёк струн - не соблюдается одно из главных его условий, касающихся постановки игрового аппарата. Следовательно, нужно усилить нагрузку на слабое звено так, как мы это делали, начиная с одноголосия (прим. Техника игры остаётся, атренированность слабых пальцев возрастает. Кроме этого значительным препятствием освоения тремоло является природная неровность всех пальцев, которая больше сказывается именно теперь, когда пальцы начали совершать поочерёдные движения в подвижном темпе. Основную помощь в ликвидации этого недостатка может оказать только слух, контролирующий динамическую и ритмическую ровность. Все упражнения на тремоло всегда педализируются, так как певучесть является природой приёма игры тремоло 22 Раньше пальцы тоже двигались последовательно, но было это в замедленном движении, более крупными длительностями да ещё и с паузами. 23 Какое бы важное место не занимали руки в исполнительстве на гитаре, но любой музыкант играет на инструменте прежде всего ушами. 10 Тремоло в сочетании с гармоническими интервалами Примеры 54-56 были приведены с целью сравнения идентичности техники звукоизвлечения в мелодических интервалах ив тремоло. Однако, во многих вопросах они являются иллюстрацией и к данной теме, то есть сочетанию тремоло с гармоническими интервалами, а комментарии, сопровождавшие указанные примеры, смело можно использовать в качестве рекомендаций и здесь. Теперь необходимо привести пример одновременного сочетания тремоло с гармоническими интервалами. В примере 57 за основу взята форма записи, предложенная нами в примере 54 и техника звукоизвлечения, пройденная нами в примерах 33 и 53. Все рекомендации, характерные для указанных примеров, имеют силу ив этом упражнении. Соединение тремоло с гармоническими интервалами осуществляется аналогично примеру 39 25 стой лишь разницей, что в данном случае на его подготовку (в связи с появлением более мелких длительностей) практически нет времени. Поэтому рекомендуется соединение второй и третьей доли поучить отдельно для выработки автоматизма (в хорошем смысле слова) в движениях. Игра с паузами в этой теме не рассматривается, так как в тремоло наоборот мы стремимся к созданию максимально певучего звука. 24 Прежде всего они касаются постановочных моментов и способов звукоизвлечения. 25 Как успел уже, наверное, заметить читатель, номера примеров данной темы полностью сочетаются с номерами предыдущих тем. Сохранение нумерации позволяет сохранить и единство цикла, сделав процесс обучения неделимым. Чтобы внести ясность в суть излагаемых мыслей, надо лишь иметь при себе текст тех темна которые ссылается автор. |