Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика Названия произведений

  • 276 Глава 10. Управление эмоциями Таблица 10.2 Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния (по Н. Н. Обозову, 1997).

  • 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний

  • Психическая регуляция

  • 278 Глава 10. Управление эмоциями Изменение направленности сознания.

  • 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279

  • Е. П. Ильин эмоции и чувства


    Скачать 1.97 Mb.
    НазваниеЕ. П. Ильин эмоции и чувства
    Дата28.10.2020
    Размер1.97 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаiljin_01.docx
    ТипУчебное пособие
    #146464
    страница38 из 110
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   110

    274 Глава 10, Управление зияниями

    Таблица 10.1

    Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие сходные

    эмоциональные состояния

    Основные

    параметры музыки (темп и лад)

    Основное настроение

    Характеристика

    Названия произведений

    Медленная мажорная

    Спокойствие

    Лирическая, мягкая, созерцательная, напевная, элегическая

    Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); Его же. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. Аве Мария; Сен-Сане. Лебедь.

    Медленная минорная

    Печаль

    Сумрачная, трагическая, тоскливая, гнетущая, унылая, скорбная

    Чайковский. V симфония, вступление; Его же. VI симфония, финал; Григ. Смерть; Шопен. Прелюдия до-минор; Его же. Марш из сонаты си-бемоль-минор.

    Быстрая минорная

    Гнев

    Драматическая,

    взволнованная,

    тревожная,

    беспокойная,

    мятежная,

    гневная,

    отчаянная

    Шопен. Скерцо № 1 этюд № 12, соч. 10; Скрябин. Этюд № 12, соч. 8; Чайковский. VI симфония, 1-я ч., разработка; Бетховен. Финалы сонат № 14, 23; Шуман. Порыв.

    Быстрая мажорная

    Радость

    Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная

    Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6,12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. Руслан и Людмила, увертюра; Бетховен. Финалы симфоний №V, IX

    налам, в большей мере будет адресована к левому полушарию и связанным с ним эмоциям.

    Это предположение, высказанное Л. П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, классическая музыка, в которой выражена частотно-амплитудная модуляция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом. Рок и диско-музыка, характеризующиеся ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.

    Ю. А. Цагарелли (1981) изучал, какая музыка - классическая или джазовая -эффективнее снимает послеэкзаменационное психо-эмоциональное напряжение. Оказалось, что первая имеет явное преимущество. После нее зафиксировано снижение психо-эмоционального напряжения у 91 % студентов. При этом у 71 % студентов уровень напряжения снизился до фонового и ниже.

    Под влиянием джазовой музыки снижение эмоционального напряжения было зафиксировано только у 52 % студентов. При этом ниже фонового снижение было

    10,3. Вызов Желательных эмоций 275

    лишь у 19 % студентов, а у 48 % было даже повышение эмоционального напряжения. В этом отношении отдых без прослушивания джазовой музыки оказался для студентов контрольной группы даже эффективнее: через 2,5 минуты эмоциональное напряжение понизилось у 75 % студентов, причем у 33 % до и ниже фонового уровня.

    Ю. А. Цагарелли показал также, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.

    По данным Л. Я. Дорфмана (1981), влияние музыки на эмоциональное возбуждение человека зависит от силы-слабости нервной системы. У «сильных» активация возрастает по сравнению с фоном при любой музыке (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а у «слабых» - при быстрой музыке любого лада.

    Как показала Л. Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), либо печаль, грусть, непривычная музыка - эмоционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).

    Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, как музыкотерапия (Schwabe, 1972; Kohler et al, 1971, и др.).

    Музыкальной терапией занимались врачи в Древней Греции, например Гиппократ. Пифагор тоже считал, что музыка способствует здоровью, влияя на настроение человека: одни мелодии действуют против уныния, другие против гнева, раздражения. Арабские врачи использовали музыку для улучшения настроения больного, что было важно для успешного лечения. Авиценна рекомендовал страдающим меланхолией развлекаться прослушиванием музыки и пения. Попытки использовать музыку в качестве терапевтического средства предпринимались и в последующие века.

    В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 году было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Были составлены своеобразные «лечебные каталоги музыки», примером которых может служить табл. 10.1.

    Снижение нейротизма и тревожности больше наблюдается при прослушивании печальной музыки. При этом больший эффект достигается, если тревожность ситуативная, а не личностная (Buller, Olson, Breen, 1974). В то же время использование веселой музыки для снятия тревожности, по данным Дж. Альтшулера (Altshuler, 1954) и ряда других авторов, может иметь обратный эффект, т. е. повышать тревогу и раздражительность.

    То же выявлено и при попытке лечить музыкой депрессию. При патологической депрессии больные не воспринимают веселую музыку, она еще больше углубляет депрессию, актуализируя переживания больного и препятствуя таким образом восприятию веселого. Больные, находящиеся в глубокой депрессии, испытывают облегчение, когда слушают грустную, скорбную музыку. На больных, находящихся в легкой депрессии, особенно при циклотимии или циркулярном психозе, благотворно воздействуют элегии, ноктюрны, колыбельные песни (Слободяник, 1966). По мнению Г. П. Шипулина (1966), больным с депрессией целесообразнее сначала давать прослушивать минорную музыку, которая способствует установлению с ними «му-

    276 Глава 10. Управление эмоциями

    Таблица 10.2 Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния (по Н. Н. Обозову, 1997).

    1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни

    Бах «Кантата № 2» Бетховен «Лунная соната» Прокофьев «Соната «Ре» Франк «Симфония ре-минор»

    2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего

    Шопен «Мазурка и прелюдии» Штраус «Вальсы» Рубинштейн «Мелодия»

    3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть

    Бетховен «6-я симфония», ч. 2 Брамс «Колыбельная» Шуберт «Аве Мария» Шуберт «Анданте из квартета» Шопен «Ноктюрн соль минор» Дебюсси «Свет луны»

    4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей

    Бах «Итальянский концерт» Гайдн «Симфония» Сибелиус «Финляндия»

    5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми

    Бах «Концер ре-минор для скрипки Барток «Соната для фортепьяно» Брукнер «Месса ми-минор» Бах «Кантата № 21» Барток «Квартет № 5»

    6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением

    Бетховен «Фиделио»

    Моцарт «Дон Жуан»

    Лист «Венгерская рапсодия № 1»

    Хачатурян «Сюита «Маскарад»

    Гершвин «Американец в Париже»

    7. Для улучшения настроения

    Шопен «Прелюдия»

    Лист «Венгерская рапсодия № 2»

    зыкального контакта». Лишь после нескольких таких сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку.

    10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний

    К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это пере-

    10.4. Устранение нежелательных ьикщюнагьиых состояний 277

    ключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

    Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

    В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

    Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

    И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

    Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции -«прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

    А. В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

    Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60 %). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Мною, например, выявлено, что эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их небольшое напряжение (Ильин, 1961).

    278 Глава 10. Управление эмоциями

    Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

    Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоцио-генных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

    Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

    Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л. Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».

    Приведенный способ является, по сути, одним из вариантов использования контрфактического мышления (контрфактов). В когнитивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактического мышления. Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы..., то...». Например, после не очень успешной сдачи экзамена студент думает: «Если бы я не сидел столько за компьютером, то вполне мог бы сдать экзамен на четверку» или: «Если бы я вчера не перелистал учебник, то я не получил бы на экзамене даже тройку». В первом случае студент конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз. Именно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.

    Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

    • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.

    • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).

    10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279

    • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.

    • Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.

    • Слушание музыки.

    • Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвав-

    шей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую - то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных. Использование этого аналитического способа возможно и при диалоговом варианте, когда кто-то другой показывает субъекту значимость свершившегося в другом свете (по принципу «нет худа без добра»). Вот как сумели взглянуть на трагическую ситуацию герои «Игроков» Н. В. Гоголя:

    «Утешительный (держа Глова за руку с пистолетом): Что ты, что ты, брат, рехнулся? Слышите, слышите, господа, уж пистолет вздумал было сунуть в рот, а? Стыдись! ...Ты дурак просто, позволь тебе сказать. Ты счастья своего не видишь. Разве ты не чувствуешь, как ты выиграл тем, что проиграл?
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   110


    написать администратору сайта