Главная страница
Навигация по странице:

  • Опыт о человеческом разуме

  • Шарль Монтескье

  • Жан-Жак Руссо

  • Эпоха просвящения. Эпоха Просвящения. Э поха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры


    Скачать 24.73 Kb.
    НазваниеЭ поха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры
    АнкорЭпоха просвящения
    Дата14.12.2021
    Размер24.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭпоха Просвящения.docx
    ТипДокументы
    #303606

    Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789).

    Культура Просвещения имеет ряд специфических черт.

    (Переключение на третий слайд)


    1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Джон Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.


    (переключение на четвертый слайд)

    2.  Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

    (Эмиль Фаге, франзузский писатель, говорил:)"С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" . На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!".
    (переключение слайда)
    3. Культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает Вернадский, окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.



    (переключение слайда)
    4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе от Петербурга до Кадиса.



    (переключение слайда)
    5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

    6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. "Опыт о человеческом разуме" - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости

    (переключение слайда)
    (сказать, что на слайде представлены основные его идеи, и что сейчас я расскажу о возникшей в следствии Просвящения новой экономической модели)

    Самыми известным представителем классической политической экономии были шотландский учёный Адам Смит . Его главным всемирно известным трудом было «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе А. Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

    В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

    А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, — прибыли, заработной платы и земельной ренты, — и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

    (переключение слайда)

    Шарль Монтескье  барон и космополит, распространил экспериментальные методы на изучение социума и как один из отцов социологии установил общие принципы, с помощью которых, по его мнению, следовало бы закономерно оформить разнообразие традиций и обычаев, юридических установлений, религиозных поклонений и политических конституций. Макиавеллиевские основы политики государя он бережно объединил с историко-политическими, физико-географическими и моральными причинами, определяющими человеческие деяния и происшествия. В "Персидских письмах" (1721), "Размышлениях о причинах величия и падения римлян" (1733), "Размышлениях о всемирной монархии" (1733) и других работах он, как философ-просветитель, утверждает веру в возможность улучшения человека и общества. Он полагался на просвещенческую миссию науки, которая спасает народы от "пагубных предрассудков". Любознательность и внутреннее удовлетворение выступают побудительными причинами к изучению наук. Любовь к учению им признается за единственную страсть, имеющую вечный характер.

    В "Персидских письмах" Монтескье применяет методы естественных наук для анализа исторических и социальных фактов, приходя к заключению, что общество подчиняется естественным закономерностям, а не провидение и случай управляют им. В письме 83 он раскрывает натуралистическо-рационалистическую теорию справедливости и правосудия, уповая на добродетели, из которых они исходят. Выделяя три формы правления – республиканскую, монархическую и деспотическую – он классифицирует их по этическим принципам: добродетели, чести и страху, соответственно. Эти формы правления подвержены разложению, и только политическая свобода и разделение властей дадут необходимые условия для процветания народов.

     Жан-Жак Руссо (1712–1778).. Романтический просветитель, индивидуалистический коллективист – таковы его противоречивые характеристики как предшественника Канта и Маркса. Он был теоретиком сентиментализма в литературе, отстаивал полное слияние индивида с обществом на основе общности интересов, являлся теоретиком социализма и педагогики.

    Не будучи профессиональным философом, он резко выступил против подъема наук и искусств, которые, по его убеждению, ведут к деградации и извращению нравственности, к распространению роскоши, праздности и подавлению чувства свободы.

    Главный вопрос, который волновал Руссо: как преодолеть вред, приносимый простому человеку социальным неравенством, физическим, политическим и имущественным? Как идеолог "третьего сословия", народных масс, он оправдывает революционное действие и проект "реставрации" патриархальной республики с уравненной мелкой частной собственностью. Вторая тенденция учения – возвращение людей к природе, т.е. превращение их в "людей природы", способных жить в будущем, лучшем, идеальном обществе. Об этом он пишет в таких сочинениях, как "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1750), в трактате "Эмиль, или О воспитании" (1755). Написал целый ряд статей для "Энциклопедии", "Музыкальный словарь" (1767) и статью "Политическая экономия" (1758)

    учение Руссо получило распространение среди широких народных масс, ибо "свобода не может существовать без равенства". Философы и революционно настроенные деятели развивают многие его идеи. Сомнения Руссо в абсолютной достоверности рациональных воззрений сказалось на становлении идеологии романтизма и попытках И. Канта синтезировать рациональное и чувственное и определить границы разума. Однако главной темой его попечений является естественный человек, обладающий целостностью, добротой, биологическим здоровьем, моральной честностью, справедливый. Разлад гармонии с природой делает человека злым, и если случайные обстоятельства способствовали улучшению разума, но ухудшили расу. Природа у него – некоторое божество, прототип всяческого добродушия и благоденствия, мерило подлинной ценности. Дикари у него истинно нравственны, они не знают пороков и не просвещены. Звучный язык музыки – это язык свободы граждан республики, а "шумный" язык (как и музыка) – результат падения республик античности и нашествия варваров. Такими сравнениями он пытался подтолкнуть человека к спасительному изменению.

    Руссо считает разум наилучшим инструментом развития естественного нрава. Его трактат "Об общественном договоре" открывается словами: "Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах". Задача философа – высвободить человека и возвратить ему свободу в новой модели общества, которая основана на сознательном голосе общественного человека, уповающего на общую волю народа. Стоит только создать человеку такие учреждения, которые не будут искажать развитие человека, а предоставят подлинную свободу. Воспитывать человека в соответствии с требованиями общественного договора требует сил и мужества. Об этом – его педагогические сочинения в форме эпистолярного романа, показывающего, что путем верно установленного воспитания на лоне природы можно решать главнейшие проблемы общества.

    Жан Мелье -французский социалист-утопист. Центральное произведение Мелье – Завещание, обнаруженное уже после его смерти и опубликованное лишь тридцать лет спустя. В нем в форме обращения к прихожанам Мелье изложил свои взгляды, пронизанные антиклерикализмом и эгалитаризмом. По Мелье, люди от природы равны и обладают естественным правом на свободу. Вопреки этому очевидному факту религия освещает сословное неравенство, увековечивает господство избранных и нищенское положение большинства людей. Социально-политический идеал Мелье – община, в которой полностью отсутствуют социальные разделения, нет частной собственности, а все ее члены трудятся. Союз общин такого рода образует государство.

    В философском отношении Мелье – предшественник просвещенческого материализма 18 в. Он утверждал, что природа не создана богом, а имеет действенное и сущее бытие. Мир и все вещи в нем – результат развития материальных форм, материя существует вечно. Человеческая душа также материальна и смертна.

    (переключение слайда)

    Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице ВольтераМонтескьёРуссоДидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

    Под влиянием идей Просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция.

    В начале XIX века просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века

    Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берёт свои основания из эпохи Просвещения (основателем экономического либерализма считается Джон Локк). Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам.

    Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантностирыночных механизмовкапитализманаучного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своём праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».


    написать администратору сайта