Политические взгляды Аристотеля. Е. В. Коврякова Политические взгляды Аристотеля и современный механизм народовластия за рубежом в статье рассмотрены некоторые политические взгляды Аристотеля и их реализация в современных западных странах в связи с
Скачать 251.92 Kb.
|
19 Е.В. Коврякова Политические взгляды Аристотеля и современный механизм народовластия за рубежом В статье рассмотрены некоторые политические взгляды Аристотеля и их реализация в современных западных странах. В связи с политическими взглядами Аристотеля автором проанализированы современный политический режим, проблемы политического плюрализма, права на неприкосновенность частной жизни и иные политико-правовые проблемы западных стран. Ключевые слова идеология, национализм, неоколониализм, глобализация, нравственность, парламент, исполнительная власть. E. Kovryakova Political Views of Aristotle and Modern Mechanism of Democracy Abroad The article covers some political views of Aristotle and their realization in the modern western countries. Due to the political views of Aristotle the author analyzed modern political regime, problems of political pluralism, right for personal privacy and other political and law problems of the western countries. Key-words: ideology, nationalism, neo-colonialism, globalization, morality, parliament, executive power. Аристотеля, являющегося, по мнению многих авторов, основоположником теории разделения властей, пожалуй, можно отнести к родоначальнику существующих на данный момент западных ценностей, на которых строится внешняя и внутренняя политика соответствующих стран. Известно, что со своими учениками он описал, проанализировали сопоставил более 150 конституций и проектов. Аристотель считается основателем политической науки.Его политические взгляды нашли отражение, прежде всего, в работах Политика, Афинская поли- тия» [1] и «Никомахова этика [3]. Аристотель считал государство продуктом естественного развития, а человека определял как политическое (общественное) животное, т.к. древнегреческий полис – это общество. Власть в полисе распространяется только на свободных и равных граждан, т.к. раб лишен разума, поэтому управлять им также естественно, как помыкать волом. Одни люди (как и народы) по своей природе рабы, другие – свободны (ср. с п. 4 Программы НСДАП, провозглашенной в 1920 г. А. Гитлером, в соответствии с которой только представитель немецкой расы может быть гражданином Е.К. [14, с. 440]). Эллины рождены свободными, а варвары по своей природе рабы, поэтому их покорение естественно. Право регулирует только отношения между свободными и равными людьми, отношения между рабовладельцами и рабами – не предмет права (ср. с внешней политикой США и ряда других западных страна также решениями Международного трибунала побывшей Югославии – Е.К.) [2, с. 13]. Так, Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 годастал первым после Нюрнбергского трибунала и Международного военного трибунала для Дальнего Востока международным органом для рассмотрения дело военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. Однако важное отличие состоит в том, что в Нюрнберге и Токио победители судили побежденных, а МТБЮ является органом международного сообщества, который рассматривает дела о преступлениях независимо оттого, на чьей стороне были те, кто их совершили. Данный трибунал зачастую подвергается критике, за имеющуюся в его работе необъективность, выливающуюся в более строгие приговоры в отношении сербов, чем в отношении хорватов, боснийских мусульман и косовских албанцев. 60% обвиняемых составляют сербы- черногорцы, в гаагских тюрьмах оказалось практически все военное и гражданское командование Сербии. Хорваты составляли лишь 18% всех обвиняемых, однако все хорватские генералы были полностью оправданы. В результате, по версии судей, входе х летней войны преступления совершали исключительно сербы, что превращает конфликт в борьбу добра со злом» Выступая с критикой в адрес трибунала на заседании Совета Безопасности ООН в связи с рассмотрением докладов МТБЮ 6 декабря 2012 года, Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединенных Наций ив Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин заявил, что оправдательные приговоры югославского трибунала дискредитируют идею международного уголовного правосудия. Он добавил, что вопрос о том, кто виноват в сотнях убитых и изгнании четверти миллиона сербов с мест их проживания остается открытыми сообщило намерении его делегации добиваться завершения деятельности МТБЮ в сроки, определенные Резолюцией Совета Безопасности ООН 1966. Кроме того, критику вызывает то обстоятельство, что МТБЮ учрежден не международным договором, а резолюцией Совета Безопасности ООН. Кроме того, многие юристы полагают, что Совет Безопасности не имеет полномочий преследовать частных лиц и, соответственно, создавать для этого судебные органы. Идеи Аристотеля о превосходстве одного народа (эллинов) над другими воплотились на практике не только в XX веке в идеологии фашизма (превосходство арийцев над иными народами служили обоснованием для зверств нацистов, но ив м входе государственного переворота на Украине в феврале 2014 года. При непосредственной поддержке ведущих западных стран подобная политика в настоящее время проводится против коренных жителей, являющихся носителями русской цивилизации и защищающих ее на Украине, не имевшей до распада СССР своей государственности. По мнению Аристотеля люди среднего достатка (средний класс) являются надежной опорой полиса, т.к. они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям. Они и являются гражданами (все остальные - нет - Е.К.). Должностное положение, по его мнению, должно зависеть от имущественного состояния гражданина [3, с. 23-24; 6, с. 55, 57-61]. Аристотель отдавал предпочтение законам решениям царя вследствие их общего характера. Этим обусловливается весьма спорная, на наш взгляд, его идея о свободе законов от страстей (эмоций, симпатий и антипатий, совершенствование права, а нелюдей. Однако даже несправедливый закон имеет обязательную силу, вином случаев обществе не будет порядка, с. 9; 6, с. 55-57]. Кроме того, в решении многих важных вопросов главенствующая роль должна принадлежать магистратам, а не народному собранию, с. 19; 6, с. 60]. Следовательно, народу, народному собранию не отводится главенствующая роль при решении важных политических вопросов. По его мнению, худшая из всех форм правления – тирания, лучшая – по- лития. Последняя является сочетанием лучших сторон олигархии и демократии. Тем не менее, советы Аристотеля не остановили утрату суверенитета Греции. Попав под власть Македонии, Греции не удалось восстановить свободу, а вскоре, как известно, она покорилась Риму, с. 24; 2, с. 18; 6, с. 58 -61]. В настоящее время формально- юридически западной цивилизации в целом соответствует либеральная (либе- рально-демократическая) идеология. По крайней мере, ее основополагающие принципы закреплены в конституциях большинства западных государств демократический политический режим верховенство права политический плюрализм разделение властей местное самоуправление кроме того основными являются личные и политические права, среди которых важнейшим является право на жизнь, право частной собственности, всеобщее избирательное право и т.д. Суть идеологиилиберализма,по мнению Б.С. Крылова, – требование к органам государства действовать по отношению к населению более гуманно, отсюда и признание того, что высшей политической ценностью является свобода личности. Традиционно большое значение придается респектабельному имиджу избираемых населением органов, а также системе сдержек и противовесов, которая, по мнению либералов, защищает граждан от произвола власти. Однако, как и консерваторы, либералы полагают, что если власть отдать необразованным массами неискушенным в политике гражданам, то это может поставить под угрозу демократические ценности. Так, после поражения в 1997 году на выборах в Палату общин Великобритании Правительства консерваторов и прихода к власти Правительства лейбористов, либералы даже не предприняли попытку возвратиться к провозглашаемой лейбористами демократизации общества и расширения участия населения в местном управлении. Отсюда следует, что партии либерал- демократов чаще всего являются как бы дублерами партии консерваторов, с. 71-76, 77]. Схожая ситуация существует ив других странах, например, в США [7, с. 33 -34]. Кроме того, в ряде самих государств с западной идеологией, считающихся демократичными, граждане обладают неравным правовым статусом (те. не все граждане входят в категорию народ Следует иметь ввиду, что в англо- американском законодательстве существует множественность терминов, означающих принадлежность лица государству (причина – обладание колониями, население которых необходимо было ограничить вправе управления делами метрополии Е.К.). Так, наряду с терминами “citizen” (гражданин) и “subject” (подданный) распространено понятие “national” дословно - лицо определенной национальной принадлежности. Такая множественность терминов была порождена государствами-метрополиями, обладавшими колониями. В них термин гражданство) применялся вот- ношении лиц, имевших политические и гражданские права в полном объеме. Коренное население колоний обычно относили и относят к лицам, обладавших юридической принадлежностью к данному государству (“nationals”). В полном объеме политические и гражданские права такие лица не имеют [12, с. 110]. В Великобритании веками население национальных меньшинств, за исключением шотландцев, не имело собственных представительных органов, и все вопросы, затрагивающие их интересы в области культуры и образования, решались в общегосударственном Парламенте. При этом представители национальных меньшинств не имели необходимого числа голосов, а подобные проблемы не интересовали большинство парламентариев. Только в 2012 году было достигнуто соглашение между правительством Великобритании и Правительством Шотландии о проведении референдума по вопросу предоставления Шотландии независимости, с. 82]. Кроме того, в США и странах Британского содружества - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, а также Колумбии до сих пор существуют резервациид- ля коренного (автохтонного) населения, значительная часть которого была уничтожена европейскими завоевателями. Это значит, что индейцы закреплены на определенных землях, те. ограничена свобода племен. Проживающие на территории резерваций не участвуют в выборах государственных органов (те. ограничены в политических правах, однако имеют собственное самоуправление [8, с. 32]. 22 Низкий уровень образования, предоставляемый в резервациях США, не позволяет составить индейцам конкуренцию представителям белого и негроидного населения на рынке труда, а плохое медицинское обслуживание является причиной того, что средний возраст индейцев лет. В настоящее время индейцы составляют только 1,5 % от общей численности населения США. Официальные власти Австралии, Канады в 2008 году, США в 2010 году принесли извинения за насилие в отношении индейцев. В 2008 году Конгресс США извинился и перед чернокожими согражданами за эксплуатацию их предков в качестве рабов, правда это не предполагает выплату компенсации государством, с. 32]. В Латвии неграждан более 15 % это лица, переехавшие на территорию Латвийской Советской Социалистической Республики из других областей Советского Союза, а также их потомки, родившиеся на территории ЛССР, а позже на территории Латвийской Республики. В Эстонии таких неграждан – не менее одной трети страны. Такие лица лишены, прежде всего, права на управление делами государства ив частности, права на народное представительство. Однако в международном праве института негражданства» не существует, следовательно, это нарушает общепризнанные права национальных меньшинств. Тем не менее, Совет Европы и ОБСЕ, нередко позиционирующие себя как школа демократии, ничего не делают для сокращения числа лишенных элементарных прав и не имеющих гражданства, с. 81]. При этом культурную программу современного либерализма невозможно понять, не осознавая, что она заменяет традиционную американскую культуру чем-то другимделая сами перемены естественным порядком вещей за счет высмеивания самого понятия естественного порядка [4, с. 21, 382, отход от традиционных общечеловеческих ценностей в западных странах вмешательство во внутренние дела других государств иной цивилизационной принадлежности с целью захвата их ресурсов с нарушением международного публичного права, которое оправдывается борьбой за демократию и сопровождается внедрением чуждых политических, социальных и культурных институтов создание некой наднациональной глобальной структуры с тотальной системой слежения, действующей как внутри США, таки за их пределами – Е.К.). Тоже самое в свое время произошло как с немецкой культурой, таки с культурой оккупированных Германией государств после прихода к власти фаши- стов.В этой связи американский исследователь Дж. Голдберг проводит параллель с постепенной заменой кирпичей и балок на железнодорожном мосту, т.к. нельзя просто взять и снести старый мост (повлечет прекращение перевозки пассажиров и грузов, а также протесты общественности. Так, в свое время, Национал- социалистическая немецкая рабочая партия создавала новую религию, антипода церкви с собственными священниками, догматами, праздниками, ритуалами и обрядами. Следуя примеру якобинцев, нацисты заменили традиционный христианский календарь. Новый год начинался января в День захвата власти. В ноябре праздновался пивной путч Гитлера. Смерть Хорста Весселя и его товарищей из старой гвардии уподобили Иисусу и апостолам. Кроме того, прославлялись языческие арийцы, храбро сражавшиеся с чужеземными армиями, насаждавшими христианство. В апреле 1933 года нацистский Конгресс немецких христиан объявил, что все церкви должны внушать своим прихожанам следующую мысль Бог создал меня немцем быть немцем – это дар Божий. Бог хочет, чтобы я сражался за Германию. Военная служба нив коей мере не вредит христианской совести, но является послушанием Божьим. При этом параллельно шел процесс снижения роли традиционной религии и церкви в гражданском обществе (была запрещена религиозная благотворительность, в тоже время духовенство финансировалось государственной 23 властью и, следовательно, должно было ей подчиняться, с. 381-382, 378-379]. Нечто подобное происходит и на Украине с приходом профашистских сил после государственного переворота 19-22 февраля 2014 года героизация С. Банде- ры и шельмование победы СССР во Второй мировой войне, открытое использование нацистской свастики при одновременном запрете носить советские награды и Георгиевские ленточки, принятие первого же закона новыми властями о запрете русского языка (от которого, правда, позднее открестились, открытые призывы убивать русских, преследование священников Украинской православной церкви в составе РПЦ и безусловная поддержка новой власти раскольнической Украинской православной церковью Киевского патриархата, чей автокефальный статус непризнан ни одной канонической православной церковью, массовое убийство мирных граждан на Юго-востоке Украины входе так называемой контр- террористической операции и т.п. Представляется, что в дальнейшем подобная политика может привести к формированию в этой стране сильной централизованной профашистской власти, также как это произошло в фашистской Германии. Так, согласно пункту 4 Программы Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) 1920 года, идеология которой впоследствии признана на Нюрнбергском процессе одной из главных причин Второй мировой войны, гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течет немецкая кровь. Соответственно право занимать посты, связанные с законотворчеством, а также управлением государством, может принадлежать исключительно гражданам (п. 6). Пункт 18 провозглашает беспощадную борьбу с теми, чья деятельность вредит так называемым общественным интересам. В соответствии с пунктом 25 этой же Программы для реализации ее принципов необходимо формирование сильной централизованной имперской власти, неограниченной власти центрального парламента над государством в целом и над всеми его организациями, а также сословных и профессиональных представительных органов для исполнениязаконов, принятых государственной властью, во всех федеральных землях [4, с. те. федеральные исполнительные органы по смыслу этого пункта должны были быть органами народного представительства – Е.К.). Таким образом, данная система власти весьма далека от западного понимания теории разделения властей. Тем не менее, полностью отданной системы организации власти ФРГ не отказалась, по крайней мерена федеральном уровне. Так, согласно статье 51 Основного закона ФРГ 1949 года Бундесрат (в отечественной литературе зачастую рассматривается в качестве верхней палаты немецкого парламента) фактически является органом представительства исполнительной власти (правительств) земель, также как и Рейхсрат согласно статье 60 Веймарской конституции являлся представительным органом германских областей в законодательстве и управлении империи. Идея создания социально- экономического представительства вне парламента, по мнению В.В. Маклакова, в наши дни также нашла выражение в Экономическом и социальном совете Франции (консультативный орган при Правительстве, деятельность которого направлена на представительство интересов различных экономических и социальных групп населения, а также Национальном совете экономики и труда Италии (консультативный орган парламента и правительства, включающий представителей различных сфер народного хозяйства и социальной деятельности) [11, c. 589 – 590]. На наш взгляд, принцип создания иных представительных органов, помимо парламентов разных уровней, в этих странах заимствован у Программы На- ционал-социалистической немецкой рабочей партии, идеология которой, как было сказано ранее, была признана на Нюрнбергском процессе одной из главных причин Второй мировой войны. 24 Неслучайно в Конституции Австрии от 1 мая 1934 года, принятой после установления диктатуры австрийских фашистов и заимствованной у режима Муссолини, предусматривалось создание представительных органов с консультативными функциями, которые работают вне парламента и высказывают свое мнение по различным вопросам социально- экономического характера [11, с. 589 - 590] (принцип корпоративного государства. При этом следует отличать фашистскую организацию политической системы от социалистической. Обе признают необходимость концентрации ресурсов в руках государства для проведения быстрой экономической модернизации, однако сторонники фашистского корпорати- визма в тоже время пропагандировали единство всех классов в рамках нации и считали разрушительными для государства широкие социальные уступки и смешение социальных слоев, противопоставляя им принципы элиты и важности каждого на своем месте, то есть в своей профессиональной касте. Социальным реформам, проводившимся в социалистических странах, сторонники корпо- ративизма противопоставляли власть корпораций (камер) — неизбираемых органов, представляющих различные отрасли промышленности исельского хозяйства, которые должны были заменить собой профсоюзы. Невыборный характер этих органов подчеркивался как достоинство по сравнению с демократией и связанной с ней борьбой политических партий, так как это якобы препятствовало единению нации. Дж. Голдберг вводит иное понятие - либеральный фашизм, по сути, понимая под ним западный неоконсерватизм неоколониализм- Е.К.) [4]. Как представляется, это понятие применимо не только для характеристики внутренней политики США и Великобритании, но ив отношении внешней, глобальной политики, проводниками которой являются названные страны. Отсюда можно сделать вывод о происходящих процессах переустройства мира в целях создания так называемой своеобразной империи, куда входит большинство стран, с глобальной системой слежения, осуществляемой с помощью технических средств. В этой связи ни о какой реализации права на управление делами этих государств гражданами речь не идет, особенно в условиях так называемого информационного общества [9, с. 24-29]. В частности, Н.Н. Лебедева отмечает, что на данный момент невозможно с определенностью утверждать как ки- бердемократия в сочетании с упрощенной системой электронного голосования например, через Интернет) скажется на политическом процессе. Информация может стать властью, а властью можно злоупотреблять [5, с. 49]. Как представляется, именно таки произойдет, если в условиях информационного общества не будут введены действенные национальные и международные гарантии реализации прав и свобод, в частности право на неприкосновенность личной жизни. Так, в США под предлогом борьбы с терроризмом, было принято законодательство, в частности так называемый антитеррористический закон – Патриотический акт, которое существенно ограничило ряд личных прав и свобод. Спецслужбам предоставляется право прослушивать телефонные переговоры и знакомиться с перепиской по электронной почте, разрешается доступ к персональным данным граждан США без судебного решения. Закон также наделил власти широкими полномочиями, упрощая процедуру следствия и ареста вот- ношении подозреваемых в террористической деятельности [8, с. 43]. Кроме того, в соответствии с законом о защите Америки устанавливаются правила проведения негласного наблюдения за подозреваемыми в терроризме иностранцами. В США проводится рекламная кампания по проведению чипирования граждан (предполагается, что в микрочипе с индивидуальным номером будет содержаться основная информация о человеке. Также существует законопроект от 14 июля 2009 года, который содержит норму об учреждении Национального медицинского реестра устройств, используемых вили на пациенте (ст. 2521). При этом так называемые устройства подразделяются на класс III и класс II (в том числе имплантируемые. Подобные ограничения прав и свобод являются опасной тенденцией, в условиях глобализации ставящей под угрозу все демократические ценности, включая институты прямой и представительной демократии, причем не только самих Соединенных Штатов, но и других стран. Неслучайно, в Конституции Португалии года (ст. 35), принятой после свержения в этой стране фашистского правительства в 1974 году, содержится прямой запрет на присвоение гражданам единственного в национальном масштабе номера. Представители восточной цивилизации также критикуют сложившийся на западе либерал-демократический режим за недемократические, анархистские и даже фашистские методы с применением новейших достижений в области высоких технологий в целях достижения власти элитой [15, с. 30]. Несомненно, подобные ограничения прав и свобод являются опасной тенденцией, ставящей под угрозу все демократические ценности, включая институты прямой и представительной демократии, причем в условиях глобализации не только самих Соединенных Штатов, но и других стран. Таким образом, современное западное общество, как и общество Аристотеля разъединено, у него отсутствуют нравственные устои (допускается господство даже несправедливого права) [1, с. 8], При этом реальные конституционные механизмы народовластия большинству граждан задействовать крайне сложно. В числе основных функций такого государства, на наш взгляд, во внутренней политике следует назвать функцию скрытого или явного подавления инакомыслия (в том числе с помощью информационного противоборства, во внешней – ведение захватнических войн. Список литературы 1. Аристотель. Политика. Афинская полития. - М Мысль, 1997 - 343 с. 2. Аристотель. Политика. Сочинения в 4 т. Т. 4. - М Мысль, 1983. - С. 376–644. 3. Аристотель. Никомахова этика. Книга третья (ГМ ЭКСМО-Пресс, 1997. - 110 с. 4. Голдберг Дж. Либеральный фашизм. - М Рид Групп, 2012.- 512 с. 5. Информационное право актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. ИЛ. Бачило. - М Издательство Юрайт, 2009. - 530 с. 6. История политических учений / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА∙М), 2002. - 912 с. 7. Коврякова Е.В. Народное представительство вчера, сегодня, завтра (по материалам работ Б.А. Страшуна)// Мир юридической науки. 2015. №5. - С. 27 - 36. 8. Коврякова Е.В. Глава 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в различных группах стран // Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. - М Проспект, 2013. - 296 с. 9. Коврякова Е.В. Либеральный фашизм в эпоху информационных войн Информационные войны. - 2015. №1 (33). - С. 24 -29. 10. Крылов Б.С. Проблемы влияния идеологии на общество и государство. - М, 2013. - 134 c. 11. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть- М Инфотропик Медиа, 2012. - 896 с. 12. Международное право / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М Международные отношения, 1998. - 620 с. 26 13. Политология / рук. авт. кол. А.Ю. Мельвиль. - М Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2011. - 624 с. 14. Программа нацистской партии //Голдберг Дж. Либеральный фашизм. - М Рид Групп, 2012. - С. 440-443. 15. Религиозное народовластие сущность, определяющие компоненты и основные вопросы. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. - 416 с. Примечание главного редактора. Взгляды авторов статей не всегда совпадают с мнением редакции. Во всяком случае, статья Е.В. Ковряковой – прекрасный повод открыть на страницах журнала научную дискуссию по поднятым в ней проблемам. УГОЛОВНОЕ ПРАВО АН. Метельков Ядерные объекты как предмет преступления, орудие и средство его совершения и их классификация В статье рассмотрены ядерные объекты как предмет ряда преступленийи как орудие и средство совершения преступления. Автором предложена развернутая классификация ядерных объектов. Ключевые слова ядерный объект, предмет преступления, орудие совершения преступления, средство совершения преступления, классификация. А. Metelkov Nuclear Objects as Matter of Crime, Tool and Means of Its Commission and Their Classification The article covers nuclear objects as matter of number of crimes and as tool and means of commission of crime. The author offered developed classification of nuclear objects. Key-words: nuclear object, matter of crime, tool of commission of crime, means of com- mission of crime, classification. Отношениям, связанным с противодействием ядерному терроризму, присущи специфические черты, обусловленные теми объектами воздействия актов ядерного терроризма, по поводу которых эти отношения возникают. Объект, как философская категория, является тем, что противостоит в диалектическом смысле субъекту в его познавательной и иной целенаправленной деятельности. Под объектом безопасности понимают объект, представленный системой своих существенных свойств, безопасность которого обеспечивается. Ядерный объект в самом общем виде можно определить как объект использования атомной энергии в мирных и военных целях. Понятие ядерный объект достаточно широко используется в подзаконных актах Российский Федерации, в юридической и специальной литературе. Отдельные из ядерных объектов могут быть отнесены к |