Главная страница

Е. В. Максимюк Сибирский государственный автодорожный университет, г. Омск удк 8113 811. 12 Психоэмоциональные особенности жанрового наполнения речевого портрета подростка (на материале сериала Деффчонки) Аннотация. Статья


Скачать 17.85 Kb.
НазваниеЕ. В. Максимюк Сибирский государственный автодорожный университет, г. Омск удк 8113 811. 12 Психоэмоциональные особенности жанрового наполнения речевого портрета подростка (на материале сериала Деффчонки) Аннотация. Статья
Дата27.04.2022
Размер17.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЕ.docx
ТипСтатья
#500210

Е.В. Максимюк Сибирский государственный автодорожный университет, г. Омск УДК 81-13:811.1/2 Психоэмоциональные особенности жанрового наполнения речевого портрета подростка (на материале сериала «Деффчонки»)

Аннотация. Статья посвящена жанровому составу речевого портрета подростка. Автором описываются ценностные установки, эксплицированные в речи. Особое внимание уделяется рецептивным особенностям, характерным для подростка, тактикам и стратегиям, которые они применяют в процессе речевой интеракции. Отмечается активное использование языковых средств в качестве инструмента достижения и реализации своих интенций и описано их функциональное своеобразие. Автором фиксируется несовпадение ценностных установок и ориентиров подростков с ценностными ориентирами и установками представителей старшего поколения и описывается стремление к рефлексивной конфронтации, отраженной в речи подростка. Ключевые слова: жанр, коммуникация, восприятие, языковые средства, подросток.

В современной лингвистике проблемы речевой коммуникации как самостоятельного объекта приобрели особую актуальность. Внимание исследователей привлекают специфика различных сфер речевой коммуникации и факторы, определяющие эту специфику; жанровая организация речи; межтекстовые коммуникативные связи; проблемы релевантности понимания сообщения, возможности различных интерпретаций его смысла, явление коммуникативных неудач и др. Ведущим методом исследования при этом становится дискурсивный анализ. Моделирование ментальной сферы предполагает, что говорящий находится внутри своей семиосферы, которая понимается как конгломерат объектов, оценок, фактов и событий. Деятельность говорящего детерминируется по меньшей мере двумя семиотическими моделями мира: национальной и индивидуальной [5, с. 5]. Речевая коммуникация многокомпонентна по своему содержанию. В ее состав входят адресант, адресат, ситуация, интенция, язык как знаковая система, текстовое вопло- © Е.В. Максимюк, 2019 320 щение коммуникации [6, с. 5]. Эти компоненты по-разному реализуются в условиях официальной и неофициальной коммуникации, массовой и персонально адресованной, межличностной и социально ролевой, устной и письменной и т. д. Речевое общение имеет свои особенности в каждой из разновидностей речевой культуры народа, поэтому исследователями должны учитываться культурно обусловленные сценарии речевого поведения [1, с. 263]. В последние годы все более детально прослеживается зависимость речевой коммуникации от этнической принадлежности, пола (гендерные исследования речи и языков), возраста, профессии, типа образования, от принадлежности к той или иной речевой культуре, от социальной ориентации человека, его психофизиологических особенностей [2; 3; 4]. Объектом для анализа стала Василиса – самый молодой и самый эксцентричный персонаж из сериала «Деффчонки». Особое внимание было уделено первой серии, поскольку именно эта серия имеет своей целью “involving” (включение) зрителя в событийный континуум, погружение с целью удерживания внимания в течение всего сериала. Стартовая серия должна отразить то, что актуально и интересно для целевой аудитории в возрастном диапазоне 15–25 лет. Самыми актуальными в речевом дискурсе подростка оказались жанры: • комплимента (20 %): (Вася) Лелька, вот это look! Это Федор покупал? (Леля) Нет, сама. • предложения (20 %): (Вася) Может, потом покажешь мне Третьяковку? Может, лучше ЦУМ или клуб «Рай»? • упрека (20 %): (Маша) Благодаря этим правилам я выжила в этом городе и встала на ноги. (Вася) Работаешь официанткой. Это называется – встала с колен, а не встала на ноги. • жалобы (15 %): (Вася) У меня тут деньги неожиданно улетели. Остальные 25 % дискурса организованы рефлексивными жанрами: возражения, согласия, отказа и обещания: (Вася) Надзирательница, можно подумать, что в 17 лет ты никуда не ходила. (Маша) Ходила, но это были приличные места. (Вася) Ага, лавочки, скамейки, подъезды… В тематическом плане подростка больше всего волнует досуг (35 %): Пр. (Вася) Поехали к Лельке в пентхаус. Столь же актуальной является тема денег и денежного достатка (30 %): (Маша) Никаких рок-групп, там одни негры. (Вася) Наш негр – очень крутой барабанщик с Ямайки! (Маша) Ты хоть знаешь, что там СПИД, наркотики и детская проституция? И вообще неизвестно, что он делает здесь в Москве. (Вася) Он учится в МГИМО, у него папа – посол. (Маша) МГИМО – это хорошо. Не могла бы ты давать всю информацию целиком, а не частями, чтобы не создавалось превратное впечатление? Чуть менее, но все же достаточно актуальной для подростка является тема внешности и имиджа (20 %): (Василиса пытается увеличить ватой объем груди) (Маша) Что ты засовываешь? (Вася) Это для имиджа. (Маша) Это не имидж – это позор! Оставшаяся часть речевого дискурса (15 %) в равной степени раскрывает темы: 321 • будущей профессии (5 %): Пр. (Маша Васе) Никаких тебе прослушиваний! Никаких рок-групп! Тебе надо готовиться к поступлению! (Вася) Надзирательница, можно подумать в 17 лет ты никуда не ходила. • манеры поведения (5 %): (Вася Павловне) Скрючилась, скукожилась, рожу кирпичом сделала и чешет на работу. А как мы, молодые, ходим: систе – пофиг, подарки – пофиг, пацаны – пофиг, все – пофиг! • одаренности (5 %): (Вася) Я в жизни с таким крутым музыкантом не пела. А главное – он сам такой нелепенький, некузявенький: ручки – плеточки, ножки – макаронинки. Но как начал играть, у меня прямо все перевернулось. В качестве особенностей речевого поведения подростка можно выделить: 1. Когнитивную глухоту (подросток не слышит собеседника, убежден в своей правоте): пр. (Вася обращается к милиционеру) Можно забрать свою сестру, ее сегодня ваши менты, то есть милиционеры замели, то есть задержали? Можно ее освободить? (милиционер) Нет! (Вася). А меня к ней посадить? (милиционер) Нет! Современный подросток отличается тем, что он мгновенно начинает подбирать альтернативные пути решения, не слышит и не хочет воспринимать отказ: пр. (Вася обращается к милиционеру) У Вас есть сын? А он, случайно, не сатанист? А то у меня есть диск. Мерлин Менсон. Последний альбом. Ценность. Шеф, командир, начальник, может, договоримся? (милиционер) Нет! При этом акцент можно сделать именно на коммерческом способе решения вопросов – предложении материальных благ в обмен на услугу. Амбивалентность оценки, отсутствие границ (подросток обсуждает и оценивает то, что находится в зоне табу, и таким образом, что человеку становится неловко): оценочная шкала перемешана – плюсы и минусы «в одном флаконе»: (Вася) По-моему, Пална не сильно разжирела, не намного толще, чем в школе была. 2. Поверхностность отношения к человеку (оценка человека по внешности): (Яша) Здравствуйте, Василиса. Меня зовут Яша. Я играю на 5 разных инструментах: рояле, скрипке, контрабасе, саксе и волынке. (Вася) Я набираю рок-группу, а не хор мальчиков – одуванчиков. (Яша) Впрочем, зря вы так! Военный оркестр Великобритании играет на волынке, «Битлз» и «Ролинг стоун» тоже. (Вася) Если я буду набирать военный оркестр, я тебе первому позвоню. 3. Утилитарный подход к любой ситуации: (Маша) Мама сказала, что посадила тебя в поезд с приличными людьми. (Вася) Я потом с одной бабкой поменялась за сотку. Делов-то! 4. Манипулирование близкими (подростки давят на жалость): (Вася) Приехала в Москву, сижу, как дура. В контакт стыдно войти. Друзья спрашивают, где была. Что мне ответить – на кухне сидела? 5. Несовпадение ценностных установок и ориентиров с ценностными установками представителей старшего поколения: (В музее экскурсовод) В этой картине художник отразил жизненную драму бедной девушки, которая будет игрушкой в доме богатого и властного старика. 322 (Вася) Старик-то вот-вот крякнется, а бедная девушка останется со всеми активами и лавандосами. По-моему, эта картина должна называться «Удачный брак». 6. Высокую степень образности речи: (Вася Леле) Очень круто, прямо Перис Хилтон. (Леля) Я тебя не беру, ты облажаешься и меня опозоришь. (Вася) Я, как рыбка, вольюсь в твою тусовку. 7. Желание поучать взрослых: (Вася) Сечешь? (Павловна) Понятно. (Вася) Не понятно, а ясен перец! 8. Креативные способы выражения (словотворчество на базе прецедентных феноменов): (Вася поет) Вот оно какое, наше лето, делать нефига, и бабок нету, систе будет час нудеть. Ла-а-ла-ла – ла-а-ла-ла! 9. Стремление везде получить свою выгоду: (Вася) Полторы тысячи, и встреча не состоится. 10. Пререкание: (Павловна Васе) Майкл Джексон в твои годы уже платиновый альбом выпустил. (Вася) С Куинси Джонсом и обезьяна платиновый альбом выпустит. 11. Стремление приукрасить действительность (вранье): (Вася на вечеринке врет о Леле и себе) Она как была халявщицей, так и осталась. А у меня красная икра в крови, я на ней выросла. 12. Прямолинейность, максимализм: Это Отрадный или отрыжка, здесь мы с девками снимаем квартиру, так себе квартирка, но зато Москва. Москва, это тебе не Саратов! Тут возможности и вообще! В качестве психоэмоциональных особенностей жанрового наполнения речевого портрета подростка можно отметить экспрессивность, образность эллипсоидного характера, креативность и словотворчество. В речи подростка легко «приживается» и находит применение все странное и необычное (речевые выражения маргинального характера). Наблюдается смешение речевых регистров и стилей. Речь характеризуется постоянной сменой тактик и стратегий на пути к достижению и реализации неречевых целей. Зафиксировано присутствие амбивалентных оценок, связанных с недоформированностью и подвижностью некоторых фрагментов картины мира подростка, в рамках которой материальные блага часто доминируют над духовными.


написать администратору сайта