философско-правовая мысль. Единственными носителями культуры
Скачать 1.4 Mb.
|
Слайд 1 Естественная замкнутость (моря, горы) и искусственная (Великая Китайская стена) сказались на особенностях экономического, социального и политического развития китайского государства, его философии в целом, в том числе философско-правовых идей Древнего Китая. Изолированность Китая от других государств мира сформировала у китайцев ощущение, что их государство — центр мироздания 中国 «Срединное царство», а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей. Древние китайцы воспринимали себя и свою цивилизацию как «Середину мира», центром которой, в свою очередь, являлся император. Культ прошлого и его представителей в реальной жизни (старики, пожилые родственники, родители, старшие братья) стал неотъемлемой частью китайского национального менталитета. С середины 1-го тысячелетия до н. э. на один уровень с высокопочитаемыми предками были возведены все начальствующие лица. Данная иерархия: старшие и начальники — наверху, а младшие и подчиненные — внизу, оказала существенное влияние на дальнейший генезис этико-правовых взглядов в Китае. Китайские мыслители были озабочены проблемами государственного управления, их интересовал человек с его отношением к государству и к другим людям. Сущность человека как социального субъекта понималась в основном функционально. Именно в Древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены и нравственно осмыслены вопросы о методах государственного управления: каково соотношение в обществе ритуализованных правил поведения и закона; как осуществлять управление людьми — посредством добродетели или посредством страха. Так же, стоит отметить влияние мифов на сложившуюся философию в Китае. Само китайское представление о сотворении мира очень отличается от европейского. Несколько теорий мироздания. Миф о сотвеорении мира: Паньгу сам зародился и вырос в яйце, заполненном хаосом. Его расстроило наличие мрака вокруг него, и он разрубил яйцо. И тогда все светлое и чистое поднялось вверх, образовав небо – ян, а все темное опустилось вниз, образовав землю – инь. Чтобы небо и земля больше не соединились, Паньгу поднял небо очень высоко, но одно дерево все еще соединяло небо и землю. . Испугавшись объединения темного и светлого, Паньгу начал рубить это дерево, а, закончив это занятие, погиб. «После его смерти вздох его сделался ветром и облаками, вскрик – громом, левый глаз – солнцем, а правый – луной. Туловище Паньгу превратилось в пять священных гор, руки и ноги – в четыре страны светы, кровь – в реки, жилы – в дороги, кожа и волосы стали лесами и травами, зубы и кости преобразовались в драгоценные камни и металлы, а спинной мозг стал священным камнем нефритом, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капли дождя и росу» Появление же самого человечества во Вселенной китайцы связывают с деятельностью богини Нюйвы. По преданиям, Нюйва обладает человеческой головой и телом змеи. Несмотря на развитость данного образа, вопрос о происхождение Нюйвы все еще остается открытым. В то время, когда Земля полностью возникла со всеми ее прелестями в виде рек, гор, лесов, животных, людей еще не существовало. И Нюйва стала ощущать одиночество и тоску. Однажды ради забавы она вылепила из лёссовой глины фигурку, которая вдруг ожила. Нюйве так понравилась эта фигурка, что она решила слепить еще несколько, которые тоже ожили и разбежались в разные стороны. Для сохранения человеческого рода Нюйва каждого мужчину наделила женщиной, установила порядок бракосочетания, а чтобы людям не было скучно, изготовила для них свирель, тем самым став создателем музыкального искусства. Ну и конечно же, своё влияние оказал исторический фон: междоусобные войны, нападения врагов с севера и так далее. Однако, не будем об этом и перейдем непосредственно к учениям. Определенно, самой влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая стало конфуцианство. Слайд 2 Конфуций (551—479 гг. до н. э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций. Философско-правовая концепция Конфуция представляет собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал бюрократического патерналистского государства, построенного на принципах морали и религиозном культе. Родился он в небольшом царстве Лу, где сохранялась сильная чжоуская традиция, в родовитой, но обедневшей семье, генеалогически восходящей к династии Шан-Инь. Юность свою он проводит, управляя складами, смотря за стадами скота, затем в столице Лу, в 27 лет становится помощником при совершении жертвоприношений. В 50 лет он достигает поста сян 相«первого советника» и да-сыкоу 大司寇«министра юстиции» в Лу (496 до н. э.) (со временем его пребывания на этом посту связано скандальное «дело Шаочжэн Мао», казнь Конфуцием знатного человека в первую же неделю своего занятия данной должности за нарушения им принципа «преданности правителю»), но затем, когда Конфуций стал неудобен правителю, его вынудили (правитель прилюдно и при Конфуции нарушил один из ритуалов уважения к чиновникам) подать в отставку и покинуть княжество Лу. Много лет Конфуций путешествует по разным княжествам и наносит визиты ко дворам властителей позднечжоуского Китая, однако нигде не получает чиновничью должность. Под конец жизни он осознает несбыточность своих политических мечтаний и отходит от политических дел, возвращаясь в княжество Лу, где открывает собственную школу (он становится первым частным учителем в Китае) и занимается редактированием древних хроник и ритуальных текстов. Здесь же, на родине, в княжестве Лу, он встречает смерть. Главные идеи Конфуцианства и основную информацию о самом Конфуции мы узнаем в основном из lùn yǔ 論語 «Рассуждений и речений», составленным учениками конфуция, который является памятником конфуцию. Конфуцианство. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными Преобладание ритов. Рита (ऋत, IAST: ṛtá) — термин на санскрите, в буквальном переводе означающий «естественный порядок вещей» Тип общества, который всячески поддерживался в течение веков и соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества -- это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание. В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений. Да и власти остерегались править по произволу: они сами были воспитаны в уважении к ритам, а кроме того, их сдерживали моральные установки. Конфуцианство предусматривает осознание людьми своих прав и обязанностей. Конфуций учил: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником»[2]. Очевидно, что каждый человек занимает своё место в социальной иерархии. Таким образом, можно рассматривать общество, состоящее из двух категорий людей: один социальный слой, представители которого думают и управляют, представители другого – трудятся и повинуются. В данном случае именно знания и добродетельность, а не материальная обеспеченность, становятся критерием подобного разделения. Кроме того, согласно положениям учения, руководить и управлять государством должны люди с высокими нравственными качествами. Правителю необходимо помнить о том, что законы в государстве основываются не на строгости наказания, а на добродетели и соблюдении ритуалов, чтобы поддержать общественный порядок. Конфуций считал, что высшей целью управления должны быть интересы народа, потому что население не может обойтись без правителя и его попечения. Также любой «младший» в государстве, коллективе, семье обязан слепо повиноваться воле «старшего». rén 仁 - Человеколюбие. У Конфуция, однако, как мы помним, все категории не социального, а морального характера, поэтому жэнь – не социальное, а моральное «благородство», то, что делает человека (в широком смысле) «Человеком», т. е. «гуманность». По сути это тот, кто не делает другому того, чего не хочет для себя). yì 義 « - Долг. Когда человек реализует 仁 во всех человеческих отношениях, его можно назвать и 義 «[исполняющим] долг / должным образом относящимся к людям». Или даже просто «моральным» (часто, особенно на Западе, слово и переводится как «мораль»). lǐ 禮 - Ритуал. Итак, конкретный способ проявления «человеколюбия» в государстве. Переводят этот термин по-разному: «ритуал», «церемонии», «правила поведения», «благопристойность», «этикет», «этика» и т. п. «Ритуал» – это, исторически, прежде всего правила жертвования духам и нормы поведения царей и государственных служащих по отношению к себе и к народу. zhì 智 – Мудрость. Или же «рассудок/рассудительность» как основной судья «правильного» и «неправильного». Моральный компас. xìn 信 - Искренность. Так же вера, «доверия» народа. Попытка привить народу признаки ритуального поведения Ли (а по сути – обучать его моральности через «ритуал»), должна прививаться без всякого лукавства и лжи. Иначе «благородный муж» лишится синь 信. Незначительная роль права Строгая иерархия В ходе исторического развития конфуцианство играло важную роль во время кризисов, восстаний: при некоторых обстоятельствах религия была вынуждена выполнять функции местной власти, функции сохранения и защиты порядка, выступать в качестве основы, на которой сравнительно легко возрождалось новое правительство, опирающееся на конфуцианство в идеологическом и организационном плане. Учение могло поддерживать политическую стабильность в стране благодаря тому, что его принципы основывались на строгой дисциплине. Слайд 3 Даосизм, философское течение возникло в некотрой степени в противовес Конфуцианству. Понятие даоизм соответствует китайскому dàojiào 道教, что означает «Учение Пути». Надо сказать, что Путь (Дао) — одна из важнейших категорий китайской культуры вообще, а не только даосизма. Основатели – lǎo zi老子 и Чжуан-цзы Zhuāng zi庄子 lǎo zi老子 Родился в селении в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу, что говорит о его высокой образованности. В преклонном возрасте Лао-цзы отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Dào Dé Jīng 道德经- один из основополагающих источников учения данной правовой семьи, о котором в последствии расскажет коллега.. После чего он ушёл, и неизвестно как и где он умер. Zhuāng zi庄子. Он был уроженцем царства Сун (в нем проживали потомки царского рода древнейшего государства Шан-Инь и иньцев вообще, и поэтому оно славилось своими древними обычаями и уважением к архаическим нормам и ритуалам) и одно время занимал в нем незначительную чиновничью должность смотрителя шелковичной рощи. Однако по своему глубокому отвращению к службе Чжуан-цзы оставил ее и большую часть жизни провел свободным отшельником-скитальцем и независимым мыслителем гдето на юге, в основном в царстве Чу, культура которого, видимо, оказала на него огромное влияние. Даосизм – это теория, защищающая признание сил природы и важность проживания в гармонии с ними. В основном философия является скептической и рассматривает жизнь ограниченной, а знание безграничным. Даосизм учит, что Вселенная существует по закону дао (в переводе с китайского «путь»), в соответствии с которым, всем управляет нечто, существующее само по себе и ни от чего не зависящее и неизменное. Дао управляет всеми процессами во Вселенной Принцип дао управляет всем, что существует в мире, задача человека подчиниться принципу дао и не принимать никаких волевых усилий. По сути, это принцип бездействия. Даосская этика различается в зависимости от конкретной школы, но в целом, как правило, делается упор на несколько принципов: Дао (道) — «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. dé (德) — «добродетель» или «мораль». Благодать, которой небо наделяло правителя которую он мог передавать своим подданным wú wèi (無為) — «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать pǔ (樸) — природа, естество «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов. Простота души Слайд 4 Гуань Чжун— 管仲, guǎn zhòng. Иншан (совр. пров. Шаньдун), ум. 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци. Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств. аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Гуань Чжун традиционно считается автором трактата «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), основу к-рого составляют его высказывания. Гуань Чжун одним из первых в истории Китая выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании законов (фа [1], разд. 1): «закон — отец и мать народа». Шан Ян (кит. упр. 商鞅, пиньинь Shang Yang, 390 до н. э. — 338 до н. э.) — китайский мыслитель и политический деятель, один из основоположников легизма. Шан Ян, был выходцем из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, отчего его летописцы называли также «вэйским Яном». Побочный сын правителя царства, Гунсунь Ян занимал невысокий чиновничий пост чжуншуцзы (чуть выше секретаря) при первом министре Гун Шу-цзо. Стремясь выдвинуться, он предложил вэйскому правителю план радикальных реформ государства в рамках идеологии легизма. Получив категорический отказ, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к правителю царства Цинь Сяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Ли Сы (кит. 李斯, пиньинь Lǐ Sī; ок. 280 до н. э — сентябрь или октябрь 208 до н. э.) — сановник при дворе императора Цинь Шихуана, занимавший должность главного советника в государстве Цинь между 246 до н. э. и 208 до н. э. Ли Сы родился в местности Шанцай (кит. 上蔡) царства Чу (современная провинция Хэнань). В молодости он был дровосеком, затем сумел получить должность младшего чиновника в Чу. Однажды он обратил внимание, что крысы в отхожем месте были злые и грязные, а в амбаре — сытые и спокойные. Он сделал вывод, что значимость людей определяется их социальным статусом, который каждому выпадает случайным образом, и люди не имеют моральных ограничений в стремлении добиться того, что они считают в данный момент наилучшим для них. Он решил сделать карьеру и принялся упорно учиться — это был его единственный шанс, так как он не принадлежал аристократической семье. Проучившись у выдающегося конфуцианского ученого Сюнь-цзы, он решил поискать счастья в самом сильном государстве того времени — царстве Цинь. |