реферат. филосик. Главные философские школы Древнего Китая это
Скачать 23.16 Kb.
|
В Китае философия возникает раньше, чем в Европе. Если Античная философия начала формироваться как система знаний о мире в 5 в. до н.э., то время формирования философии Древнего Китая - это 7 в. до н.э. Первые философские системы формируются в нестабильное социально-политическое время, когда общество было сильно дифференцировано и по социальному статусу, и по уровню материального благосостояния. В стране не прекращался феодальный кризис власти и региональная раздробленность. Это была Эпоха Борющихся Царств - эпоха Джань. Как было отмечено в предыдущих лекциях, философия всегда отвечает на вызовы, которые ей бросает история и социальные кризисы, новыми философскими концепциями. Возможно, именно это стало причиной формирования философских школ в этот период. Для философии эпохи Джань характерно большое количество школ философии, разнообразие их проблематики и направленности. Только в Эпоху Цинь происходит объединение многих философских школ, идеологизация философии и унификация. Конфуцианство становится не только лидирующей философской школой, но даже официальной государственной идеологией. Главные философские школы Древнего Китая - это Конфуцианство. Основатель Конфуций Даосизм. Основатель -Лао-цзы (мудрец -ребенок, пер. кит.) Моизм. Основатель Мо-цзы Легизм Школа исправления имен Натурофилософия У каждой философской школы был лидирующий учитель, который издавал свои монографии, а также был неприкасаемым авторитетом для данной школы. Идеи учителя лежали в основе философской концепции и не подлежали критике или обсуждению. Каждая школа имела и странствующих философов, которые шли в народ и распространяли философские знания. Такие странники не просто приобщали простых людей к философскому течению, но несли просвещение. В этом заключается одна из отличительных черт философии Древнего Китая. В Древней Греции, например, философия считалась уделом аристократии и до Сократа и софистов была достаточно элитарным знанием ученых и мудрецов. В Китае к философии приобщали и простой народ. Еще одной отличительной чертой китайской философии является ориентация на этическую проблематику. Как это не казалось странным мудрецам Древней Греции или Рима, но философия Древнего Китая не так сильно интересовалась вопросами мироздания, устройства вселенной или всего сущего. Человек, его поведение, цель жизни, устройство общества, казались, более важными вопросами для разрешения китайским философам. Конечно, в философии Древнего Китая присутствуют идеи относительно космогонии, первоосновы мира, религии и веры, в частности этим занималась школа натурфилософии и даосизм. Главные понятия и категории китайской философии: Дао - в первом приближении переводится как путь. Ди - почитание старшего брата. Инь- пассивное женское начало бытия. Ли - церемония, традиция, ритуал. Сяо - принцип почитания родителей. Ян - активное мужское начало. Натурофилософия Древнего Китая. Натурофилософия исходила из понятия хаоса. Вначале был хаос. Потом из хаоса зарождается бытие. Упорядочивание хаоса происходило за счет двух перводвижущих сил бытия - земного пассивного начала Инь и небесного активного огненного начала Ян. Силами Инь и Ян обладал сверхъестественный герой Китайской философии, которого зовут Пань-Гунь, который породился из хаоса и упорядочил хаос, создав все из ничего. Как взаимодействуют эти две противоположные силы и не уничтожают друг друга остается не ясным, поскольку принцип диалектики еще не был разработан в китайской философии. Это еще одна характерная черта для Китайской философии - слабодоказательность и недостаточная аргументация. Даже зачатки науки - математики, формальной логики(!), астрономии и геометрии не привнесли в китайскую философию рационализм. Доказательства исходят из принципа авторитета или аналогии. В Китайской философии, как и в эпоху средневековья действовал принцип авторитета. (Если Конфуций так сказал, значит так оно и есть). Для рациональных аргументов необходимо было более сильное развитие науки, в том числе науки логики. Также слабой чертой китайской философии является недостаток научных философских терминов, понятий и категорий. Философский язык китайской философии исходит из основных понятий (часть которых выше приведена), которые могли не пополняться годами. Слабая аргументация и недостаточность философских терминов приводит и к плохой систематизации философского знания. Таким образом, слабыми чертами древнекитайской философии являются: Плохая систематизация Слабая доказательность Недостаток философских терминов и категорий. Однако, для реабилитации философии Древнего Китая, справедливо будет заметить, что многие философские системы древности и не только древности подвержены этим недостаткам. Например, первые античные течения считали первоосновой бытия природные стихии - воду, огонь, воздух, землю. Однако логические или экспериментальные доказательства этому не приводятся. Более того, многие идеалистические концепции опираются на некий идеальный первоэлемент бытия, доказать который достаточно сложно, как например, доказать существование бытия Бога. Однако, попыток предпринималось немало. Итак, рассмотрим учения философских школ Древнего Китая. Конфуцианство (6-5 в. До н.э.) Основателем является Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуций был представителем китайской знати. Когда Конфуций был еще юношей, его семья разорилась и обеднела. Конфуцию пришлось вести тяжелую трудовую жизнь и сторожем, и пастухом. Учиться он начал достаточно поздно, и только в 50 лет основал свою философскую школу. Его основной философский труд "Беседы и высказывания", который был частично написан им самим, а частично с его слов его учениками, и затем систематизирован. Онтология. Следует отметить, что основной философской проблематикой конфуцианства является этика. Однако, в его философской системе определенное место занимает и онтологическая проблематика. Достаточное внимание уделено космогонии. Главной онтологической проблематикой у Конфуция является небо. Небо рассматривается не как физическая категория, а скорее, как идеальная. Небо есть высшая сила, высший закон мироздания. Оно является мерилом человеческих поступков и воздает за поведение человека на земле. Небо иногда ассоциируется с дао. Дао -это рок или провиденция. Поскольку дао - есть нематериальная сила, то отсюда можно сделать вывод, что философия конфуцианства идеалистична. Этика. Поскольку небо следит за человеком и определяет его судьбу, то мы выходим на следующую черту философии конфуцианства - провиденциализм. Провиденциализм - это философский принцип, в соответствии с которым судьба человека предопределена свыше. Этот принцип, безусловно, накладывает обязательства и на поведение человека, например, настоятельно не рекомендуется идти наперекор судьбе. Человек должен скорее следовать по течению событий своей жизни. Можно сказать, что Конфуций один из первых выдвинул принцип наименьшей затраты энергии. Наилучшим считался тот путь, который отнимает меньше сил. Поэтому, например, считалось правильным говорить правду. Как сказал Иешуа в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" - "Правду говорить легко и приятно". Действительно, правда затрачивает меньше усилий, тогда зачем лгать? Конфуций считал, что в его время произошел сильный упадок нравов. Он полагал, что прежние поколения людей были более честными, открытыми, говорили правду, стремились к совершенству. Своих современников Конфуций считал мелочными, хитрыми, эгоистичными, меркантильными и пр. Видимо, именно поэтому Конфуций такое значение уделял этике и культу старины. Уважение предков был один из главных принципов в учении Конфуция. Человек, не уважающий предков, свою историю, это человек без памяти о прошлом, а без этого нет будущего. Развитие этой идеи можно найти в произведениях советского писателя Чингиза Айтматова. Главные этические принципы Конфуция состоят в следующем: золотая середина - компромиссное поведение между риском и осмотрительностью человеколюбие (жэ нь ). В основе этого правила положены принципы сяо и ди - почитание родителей и старшего брата, также уважение и любовь к ближним взаимность - главный этический принцип Конфуция. " Чего не желаешь себе, того не делай другим ". Человек, который придерживается этих этических принципов, был благородным мужем. Это такой человек, который знает и выполняет свой долг, не стремится извлечь из всего выгоду, живет в согласии с окружающими, он придерживается закона неба, а не слов авторитетов и мудрецов. Благородный муж - и этическое и политическое понятие. Правящая элита Китая была сформирована из благородных мужей. Так поддерживался патриотический дух в народе. Социальная философия. Социальная теория Конфуция исходит из патриархального принципа. Так же, как было, скажем на Руси. Следовательно, правитель знает закон неба - дао, и его задача вести народ по этому закону, если надо, методом принуждения и насилия, потому что простой народ не знает дао и ему надо указать путь. Также обязательным является выполнение принципов почитания родителей и старшего брата - сяо и ди. Нарушение этих принципов говорит о безнравственности человека и ведет ко многим порокам, не уважающий своего отца не может уважать других. Интересной идеей конфуцианства является исправление имен - это попытка сопоставить вещи с их сутью, глубинным значением. Так мудрец должен быть мудрецом по своим делам, а не статусу, монах монахом. Гносеология. Истинное знание Конфуций связывал со знанием людей. Это можно назвать этической гносеологией (схожие идеи в дальнейшем мы увидим в философии психоанализа). Знание об окружающем мире, конечно, важно, но все же это частное знание, которое меньше помогает человеку в его жизни. Конфуций выделял несколько уровней познания. Врожденное знание. Это люди, которые знают и чувствуют Дао от рождения всем свои существом. Таких людей мало. Эти люди выше остальных обычных людей. Учебное знание. Это знание, которое можно получить от образования, чтения, общения с мудрыми людьми, и которое осмысленно самим человеком. Конфуций говорил: "Слушай мудрое, но выбирай только хорошее". знание, связанное с преодолением препятствий на жизненном пути. Учение Конфуция было продолжено и дополнено его учениками - Мен-цзы, Гао-цзы, Сюнь-цзы. Его последователи также считались великими мудрецами в Китае, однако собственных философских школ они не создали. Основной философской проблематикой их учения была этика, как и у их учителя. Учение Гао-цзы. Учил о том, что не бывает изначально злых или добрых людей. Сущность человека нейтральна. В дальнейшем английский философ Дж.Локк назовет этот принцип tabula rasa и сравнит сознание человека с чистой доской. Следовательно, поступки человека зависят от многих факторов, которые влияют на личность и поведение, и могут стать плохими или хорошими. Мен-цзы. По мнению же Мен-цзы, человек от природы не нейтрален. Человеческая природа добрая. Это принцип этического оптимизма в философии. А значит, все люди равны между собой и всем скорее свойственно проявлять любовь и сострадание, чем агрессию или злость. Но социальное неравенство может объясняться, в частности, спецификой работы людей. Ведь люди, пашущие земли и политические деятели не могут быть социально равны, только этически. Сюнь-Цзы, считал природу человека злой от рождения. Человек склонен к злу и плохим поступкам. Злое начало ближе к животным инстинктам, а для формирования хорошего светлого начала в человеке нужно воспитание и отсутствие административного принуждения (легитимного). Для Конфуция главным принципом было нравственное убеждение. Для Сюнь-цзы - сила закона и легитимного принуждения. Отсюда и важная роль законотворчества в обществе. Еще одним достижением Сюнь-цзы было разработка онтологической проблематики. Его учение было материалистическим. Он признавал небо центральной онтологической категорией, небо было подвержено движению, как и все небесные тела на нем. Но небо было больше не всемогуще и сверхъестественно, оно содержит в себе тайны, которые еще предстоит открыть. Здесь мы видим определенный отход от мифологического мышления в сторону научно-философского. Подобно тому, как постоянно движение неба, постоянно и движение природных процессов и общественных. И дело не в том, что небо - есть вездесущая сила, которая все приводит в движение. Просто небо движется и все также движется. Сюнь-цзы в учении о познании - гносеологический оптимист. Моизм (5 нач. 4 в. до н.э.) Основателем моизма является Мо-цзы. Основной труд " Мо-цзы ", который также как и у Конфуция содержит мысли различных мудрецов - представителей моизма. Онтология. Основной онтологической категорией в моизме является небо. Это характерно для китайской философии, как мы видим. Однако, небу придаются человеческие качества. Небо одухотворено, а в некоторых сказаниях даже персонифицировано. Такая характеристика неба характерна для мифологического мышления, что указывает на то, что ранние философские учения Китая находились под влиянием мифологического мировоззрения. Небо несет в себе закон дао. Этот закон должен выполняться людьми, так как этот закон милосерден и благороден. Небо может чувствовать как человек - любить, сострадать, а иногда проявлять злость и агрессию. Этика. Моисты отрицали провиденциализм, для того чтобы оставить смысл человеческим действиям и не допустить этический паразитизм или инфантилизм. Ведь если все определено небом, то с человека снимается ответственность за его действия, а это не есть хорошо. В отличие от конфуцианства моисты проповедовали не любовь к ближнему, но любовь к дальнему, т.е. человек должен любить всех, а в особенности чужих. Так можно избежать конфликтов. Моисты полагали, что повеление неба должно соответствовать воле народа. Правитель должен следовать закону неба. Социальная философия. Моисты предлагали достаточно революционные идеи в отношении управления обществом. Они считали, что правящую элиту надо выбирать не по знатности, но по уму и поступкам. Гносеология. Источником знаний в первоначальном варианте моизма считалась трудовая деятельность. Критерием истинности также являлось знание народа, т.е практика. Впоследствии моисты отказались от этой концепции и стали считать, что основным источником знаний являются человеческие ощущения, получаемые с помощью органов чувств. Такое направление в теории познания называется сенсуализм. Моисты считали, что любое понятие или категория должны быть не абстрактными, но выражать конкретный пример. Задача знания - выявление взаимосвязи явлений. Даосизм (4-3 вв. до н.э.) Основателем даосизма является полулегендарная (с точки зрения большинства исследователей) личность Лао-цзы. Основной труд - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ "). В даосизме дао носит характер идеальной онтологической категории, используется в этике и онтологии. Онтология. С точки зрения даосистов, дао -первоначало всего бытия; в "Книге о дао и дэ " указано, что "Дао - это мать всех вещей и первооснова всех вещей". В этой же книге: "Дао - глубокая основа всех вещей". Все вещи рождаются из дао и возвращаются в дао. Дао - всеобщий закон мироздания. Итак, понятие дао несет следующие функции: первоначало первооснова завершение всего всеобщий закон мироздания. Кроме того, в этой же книге есть отдельные принципы диалектики. Диалектика - это учение о противоположностях. Само дао обладает противоположными качествами - например, пустоты и наполненности. Дао несет в себе прообразы и идеи вещей. В европейской философии аналогом дао является бытие. Дао несет в себе силы бытия - Инь, Ян и Ци (энергию мироздания). Эти силы рождают все вещи и явления. Выделяют, таким образом, безымянное дао, которое есть пустота, дао с именем - которое рождает вещи и, наконец, гармония, которая есть соединение дао с именем и дао без имени. Этика. Даосисты имели свой этический идеал, как и Конфуций. Для них этическим идеалом был совершенно мудрый. Даосисты отрицали принципы этикета конфуцианцев, такие как следование традициям, или взаимности. Мудрец независим и силен духом. Он сам себе авторитет. Социальная философия. Правитель в философии даосистов должен руководствоваться принципом недеяния. Это принцип в соответствии с которым правители должны подчиняться естественному пути развития процессов. Общественные процессы также подчиняются мирозданию. И вмешавшись, правитель может испортить естественный ход вещей. Даосисты полагали, что государство должно быть маленьким и люди из разных государств не должны общаться друг с другом. Принцип изоляции - весьма недальновидный в философии даосистов. Легизм (школа закона) (4-3 вв. до н.э.) Основное внимание в легизме уделялось этике и вопросам управления государством. Этика. Легисты придерживались идеи Сюнь-цзы о том, что человек по своей природе недобрый. Природу человеку нельзя изменить, но человека можно заставить поступать правильно. Человек должен испытывать страх, который заставит его подчиниться. Поэтому государство должно быть жестоким механизмом, обладать методами принуждения, чтобы подчинять людей своей воле. Идеал государства для них было - объединение всех государств, через войну и воссоединение. Основные принципы управления. Для наведения порядков легисты считали необходимым придерживаться следующих принципов: распространять наказание карать жестоко, даже за мелкие преступления распространить систему доносов Дао у легистов -это юридический закон, который имел небесную божественную основу. Этому закону подчиняется и небо, и люди. *** Подводя итоги, зарождение китайской философии как нового типа преднаучного мировоззрения происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в период феодальной раздробленности эпохи Джань. Несмотря на формирование онтологии, как отдельного философского направления, первые китайские философские учения были все еще подвержены мифологическому мышлению, что проявлялось в одухотворении стихий и элементов окружающего мира. Однако, наибольшее внимание в Древней Китайской философии уделяется этическим концепциям. Отсюда основная проблематика древнекитайских учений посвящена принципам управления государством, вопросам нравственности, поведению человека. Глоссарий к лекции: Дао -основная онтологическая категория китайской философии. Основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единая верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии. В основе вероучения - поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.), и соблюдение заповедей. Инь - онтологическая категория китайской философии, означающее земное, пассивное женское первоначало Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось государственной идеологией. Конфуций - китайский философ, основатель философского течения конфуцианства, Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как "Школа законников". Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Лао-цзы - легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Моизм - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы древнекитайский мыслитель Мо-цзы. Провиденциализм - (от лат. providentia провидение) истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. Ци - онтологическая категория китайской философии, означающая "энергия", "движущее начало" Эманация - (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Ян - центральная онтологическая категория китайской философии, означающая активное огненное мужское начало бытия |