Екатерина 2. Реферат. Екатерина ii и французские просветители
Скачать 1.54 Mb.
|
Казанский государственный медицинский университет «Екатерина II и французские просветители» Работу выполнила Миронова Елена Дмитриевна Казань 2019 ОглавлениеВведение Глава I. Знакомство с французским Просвещением, понятие «просвещенный абсолютизм» Глава II. Общение Екатерины II с французскими просветителями Глава Ш. Реформы Екатерины II Глава IV. Заключение. Список литературы Приложение ВведениеЛюбая историческая эпоха оставляет за собой глубокий след в истории. Эпоха дворцовых переворотов – одно из самых ярких и волнительных времен. Это период волнений, торможения и вместе с тем динамического развития Российской империи. Интерес к этой эпохе всегда оставался, остается и будет оставаться актуальным. Это время наполнено множеством значимых событий, которые никогда не угаснут в памяти людей и не исчезнут со страниц истории. Последствия дворцовых переворотов определили дальнейшее развитие страны как в положительном, так и в отрицательном направлении. В данной работе я рассмотрю правление великой женщины, которая, наравне с предыдущими правителями, провела крупнейшие преобразования в России. Золотой век, век Екатерины, Великое царствование, расцвет абсолютизма в России — так обозначали и обозначают историки время правления Россией императрицей Екатериной Второй (1729-1796). Политика «просвещенного абсолютизма» внесла значительные изменения в устройство страны, являясь одним из наиболее значимых периодов в истории развитии России. Рассматривая правления Екатерины II меня, как и любого другого гражданина, патриота страны, интересовали вопросы по поводу её политики. Почему все же не получилось преобразовать государство в соответствии с идеалами французского просвещения? Почему при правлении Екатерины Великой пострадали именно крестьяне, а аристократия процветала и стала еще могущественней? Эти и многие другие вопросы будут волновать не только меня, но и историков нашей страны, зарубежных стран еще очень долго, ведь история никогда не бывает однозначной. Нельзя четко сказать, какой шаг был верный, а какой нет, не проследив все этапы развития и управления, не расследовав всех нюансов и тонкостей, не прочувствовав и не предприняв попытку постараться мысленно побывать в удивительной исторической эпохе. Цель работы: Рассмотреть политику «просвещённого абсолютизма», которую вела Екатерина II под влиянием французских просветителей XVIII века. Задачи: Ознакомиться с французским Просвещением. Дать определение «просвещенному абсолютизму». Проанализировать взаимоотношения Екатерины с французскими просветителями. Отследить деятельность Екатерины согласно политике просвещенного абсолютизма. Сделать выводы по деятельности императрицы. Глава I. Знакомство с французским Просвещением, понятие «просвещенный абсолютизм»Французское Просвещение XVIII века явилось продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии и Голландии XVI—XVII столетий, французского свободомыслия предыдущей эпохи. Конечно же, французское Просвещение XVIII века нельзя рассматривать как простое продолжение предшествующих прогрессивных социально-политических, философских, этических и эстетических идей, поскольку оно отражало более высокий этап борьбы против феодализма и абсолютизма. Французское просвещение имело огромную роль в развитии естественных и общественных наук. Просветители в свою очередь стимулировали дальнейшее развитие науки, отвергали все разновидности идеализма; были предприняты всяческие попытки объяснить реальный мир. Не только во Франции, но и там, где велась борьба за упразднение феодальных отношений, идеи французского Просвещения содействовали освободительной борьбе, историческому прогрессу, утверждению новых общественных отношений. В числе многих других передовые люди России, поднявшиеся на борьбу против царизма, крепостничества, господствующей религии и церкви, против обскурантизма, брали на вооружение лучшее из наследия французского Просвещения. В центре внимания просветителей был человек с его естественными правами. Общество обязано было обеспечивать благо человека. Благо человека и общества – основной этический и социальный закон просветительства. Известно, что французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных учений. Так, представители старшего поколения просветителей — Монтескье и Вольтер, выражавшие умонастроение верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, ее стремление к постепенному изменению феодального общества на путях классовых компромиссов. Они стремились к узаконению прав буржуазии, но не ставили вопрос о ликвидации феодального сословия. Они рассчитывали на то, что интересы буржуазии и феодалов совпадут и не будут находиться в конфликте. Основные идеологи дореволюционной Франции — Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах. Их единомышленники и соратники отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, но при этом, выступали за просвещенный абсолютизм. Они отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм. Значительно острее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Один из них — выдающийся мыслитель эпохи Жан Мелье — отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность, защищал коммунистический идеал. Мелье был сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма. Его идеи сыграли выдающуюся роль накануне и в период французской буржуазной революции 1789—1794 годов. «Просвещенный абсолютизм» - результат эволюции абсолютизма под напором происходящего в стране исторического развития, а также под влиянием развивающей просветительской мысли. Просветители верили, что просвещение должно было помочь людям увидеть и исправить пороки общества. Все надежды возлагались на просвещенного монарха, который понимал интересы народа, способствовал тому, чтобы гражданам было комфортно, заботился о благополучии государства в той мере, в которой это было нужно. Также одни историки полагают, что «просвещенный абсолютизм» — это определенная стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах, опираясь на идеи философов-просветителей. Глава II. Общение Екатерины II с французскими просветителямиМногие историки находят, что у Екатерины II были просветительские взгляды. Однако Екатерина лишь пыталась соединить идеалы Просвещения с российской действительностью, так как Просвещение выдвинуло ряд таких идей и принципов, которые могли быть использованы абсолютизмом для проведения реформ, усиления и усовершенствования абсолютского государства. Екатерина II состояла в переписке с Вольтом и другими французскими просветителями, которая началась в 1763 году. С ее помощью императрица стремилась укрепить свой личный авторитет, внушить народу веру в просвещенность своего правления. В письмах к Вальтеру она восхваляла старого мудреца, хвасталась успехами своего царствования и держала его в курсе политических, а в особенности внешнеполитических дел России, представляя все в выгодном свете. Она сообщала Вольтеру, что в России распространена полная веротерпимость, свобода мнений. Затем она уверяла его, что весь народ в России благоденствует, что «в России нет мужика, который не ел бы курицы, когда ему угодно, а с некоторого времени они предпочитают курам индеек». Конечно, Екатерина хорошо знала, что крестьяне в России массами голодают... В другом письме, отправленном в конце 1770 года: «В России все идет обыкновенным порядком: есть провинции, в которых почти не знают того, что у нас два года продолжается война. Нигде нет недостатка ни в чем: поют благодарственные молебны, танцуют и веселятся». Екатерина переписывалась и с другими просветителями; она поддержала материально Дидро, человека сильно нуждавшегося - у того была единственная дочь, для приобретения приданого которой он намеревался продать главное свое богатство — библиотеку. В 1766 году Екатерина купила у него библиотеку за 15 тысяч франков, предоставив ему право держать ее у себя до смерти; более того, императрица назначила Дидро хранителем библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с выплатою его за 50 лет вперед. Два события портили идиллическую картину и опровергали успехи, которые она описывала. Речь идет о чумном бунте в 1771 году и пугачевщине. Скрыть их было невозможно, ибо первое происходило в Москве, а второе приобрело широкий размах и было продолжительным. Пугачевское восстание в открытую роняло престиж «мудрой правительницы». 9 февраля 1774 года она заклинала одного из карателей — А. И. Бибикова — постараться «прежде весны окончить дурные и поносные сии хлопоты. Для Бога вас прошу и вам приказываю всячески приложить труда для искоренения злодейств сих, весьма стыдных пред светом» Связь императрицы с французскими просветителями не ограничивалась перепиской. С Дидро и Гриммом Екатерина общалась лично, причем с Гриммом дважды. В первый раз оба они явились в Петербург в 1773 году, когда императрице было не до светских и ученых разговоров — продолжалась русско-турецкая война, ее занимали тревожные слухи о движении, вспыхнувшем в Оренбургских степях. Тем не менее Екатерина почти ежедневно беседовала с гостями по нескольку часов. В столице России Дидро пробыл пять месяцев вместо двух, как собирался вначале: Екатерина умела слушать собеседника и умела говорить сама. Собеседники не всегда высказывали взгляды, приемлемые для каждого из них. Споры были неизбежны, поскольку Дидро выступал в роли мечтателя, по мнению которого абсолютной монархине достаточно захотеть, чтобы события развивались в угодном ей направлении, в то время как Екатерина изображала себя реалисткой. Граф Сегюр, французский посол при дворе императрицы, выразил это различие достаточно четко: «Она восхищалась его умом, но отвергла его теории, заманчивые по своим идеям, но неприложимые к практике» Благодаря запискам Сегюра историкам известно одно примечательное суждение императрицы: «Господин Дидро, я с большим удовольствием выслушала все, что вам внушает ваш блестящий ум. Но вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо… Вы трудитесь на бумаге, которая все терпит: она гладка и мягка и не представляет затруднений ни воображению, ни перу вашему, между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы» В этом высказывании — ключ к пониманию различий между либеральными идеями Екатерины II и ее консервативной практикой, между личными взглядами на тот или иной вопрос и отношением к нему дворянства, интересы которого она не могла игнорировать, если намеревалась сохранить за собой корону. Глава Ш. Реформы Екатерины IIПолитика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II была направлена на сохранение и укрепление государственного абсолютизма путем обновления порядка, господства дворянства и феодально-крепостнических порядков. Екатерина II стремилась стабилизировать положение внутри государства созданием «законной монархии». Путь к этому, по мнению императрицы, был в правовой реформе. Смысл правовой реформы заключался не в обновлении и систематизации права в свете Просвещения, а в регулировании всего правопорядка, которое проводил самодержавный монарх. В ходе данной правовой реформы была закреплена неограниченная власть монарха, что, безусловно, было выгодно для Екатерины. Сенат был лишен законодательных прав, разделен на шесть департаментов (четыре в Петербурге и два в Москве) и превратился в обычный бюрократический орган с чисто судебными функциями. Государственный аппарат возглавила сама императрица. Была создана разветвленная сеть губернских и уездных органов власти, которая позволила усилить надзор за населением. Осуществление этого надзора передавалось в руки дворян. Так была реализована давняя мечта дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений. Проведение на практике реформы местных органов власти значительно увеличило штат чиновников. Определенные выгоды от реформы извлекло также городское население, особенно верхушка купечества. Горожане получили свои выборные органы власти в виде городских дум. Параллельно с ними городом управлял городничий, назначаемый правительством. Правительство осуществило также ряд мер в пользу купечества. Так, Манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают две грамоты: "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" и "Жалованная грамота городам". Данный документ: подтвердил манифест Петра III «О вольности дворянской»; распространил права и привилегии русского дворянства на шляхту Украины, Белоруссии, Польши, казачьих старшин Дона, прибалтийских баронов, феодалов Кавказа; закрепил за дворянами монопольное право на землю, на труд и личность крепостных крестьян; освободил дворян от обязательной военной службы, от телесных наказаний, от постоя войск, предоставил им право на самоуправление (губернские и уездные дворянские собрания); закрепил передачу по наследству дворянского звания, дворянских прав и привилегий. Одновременное их опубликование (21 апреля 1785 г.) свидетельствует о стремлении самодержавия консолидировать силы, на которые оно опиралось, — дворянство и верхушка городского населения, в основном торговое купечество. Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права. При Екатерине II упорядочено управление удельными и государственными крестьянами на основе сочетания государственного начала и крестьянского самоуправления на уровне села и волости. На местах создан аппарат департамента уделов в виде экспедиций уделов при девятиместных казенных палатах. Сельский сход удельных крестьян избирал старосту, сотских и десятских, которые выполняли полицейские функции, имея низшие полицейские чины. Для государственных крестьян создана новая система самоуправления. Сельский сход в составе до 20 дворов избирал сельского старшину, его помощника — старосту, сборщика податей, а также сотских, десятских с теми же функциями, что у удельных. Укрепить власть императрицы, поднять ее престиж в Европе, помочь разобраться в расстановке классовых сил была призвана комиссия по составлению проекта нового Уложения, поскольку Уложение 1649 г. устарело. В комиссии участвовали представители различных свободных сословий — 620 человек (45% — дворяне, 35% — депутаты от городов, 20% — депутаты от сельского населения, исключая крепостных крестьян). Комиссия работала с перерывами с июля 1767 г. до декабря 1768 г. Дебаты в комиссии отличались остротой и вскрыли как чаяния различных слоев населения, так и непримиримые противоречия по всем вопросам. Екатерина провела секуляризацию церковных земель, лишив церковь основы экономического могущества. С 1764 г. у церквей и монастырей было изъято 8 млн десятин земли и около 1 млн крестьян. Из 954 монастырей сохранились лишь 385. Как всякий абсолютный монарх, Екатерина считала, что благо народа обеспечивается законами. И в среднем издавала по 12 законов в месяц. Вот лишь некоторые из них: в 1763 г. крестьян обязали содержать воинские команды, присылаемые на подавление волнений; в 1765 г. помещикам дано право отправлять крестьян без суда и следствия на каторгу «на толикое время, на сколько помещики их похотят»; по указу 1767 г. любая жалоба крестьян на помещика рассматривалась как ложный донос; жалобщика отправляли на каторгу, а сосланные засчитывались как рекруты. В целях укрепления и централизации государственной власти была ликвидирована политическая автономия Украины, разгромлена Запорожская Сечь, отменено самоуправление Дона. Волжское казачье войско переселено на Терек. На территорию Украины распространилось крепостное право. Следует отметить, что Екатериной была проведена и образовательная реформа. Были сформированы кадетские корпуса, Воспитательные дома, Смольный институт, а также множество иных учебных заведений. Вырабатывается устав для народных училищ. При этом, екатерининская реформа образования не была доведена до логического завершения. Однако, именно она смогла сыграть основную роль в дальнейшем развитии российского образования. Так, за 1782 – 1800 годы множество школ сумело окончить около двухсот тысяч детей, семь процентов из которых были девочками. В начале девятнадцатого века в России насчитывалось триста пансионов и школ с двадцатью тысячами учащихся, которым преподавали около восьмисот учителей. Императрица России пристально изучала опыт организации народного образования в ведущих европейских странах, внедряя новаторские педагогические идеи. Из этого была сложена и новая формулировка школьных задач: воспитывать, а не только обучать. В основе всего был гуманитарный идеал, который зародился в период Возрождения. Он проповедовал «уважение к свободе и правам личности», а также исключал из педагогики всякое проявление принуждения и насилия. Глава IV. Заключение.Сложно однозначно оценить политику Екатерины II, поскольку её методы и то, как она была благосклонна исключительно дворянскому сословию, показывает ее как правительницу, которая не стремилась улучшить жизнь людям среднего и низшего сословия. То, что она уделяла больше внимания защите интересов именно дворянства, легко объясняется желанием сохранить свою монархическую власть. Я могу понять данный «феномен», поскольку мнение дворян и других представителей высшего сословия имели значительное влияние в обществе. Их недовольство могло пагубно отразиться на самой Екатерине и поставить под угрозу её правление. А учитывая, что время правления Екатерины II – это эпоха дворцовых переворотов, то есть, не самое спокойное и стабильное время, её политика в отношении крестьян и дворян объяснима. Но все же нужно отдать должное Императрице, поскольку при ее правлении значительно поднялся престиж Российской империи. Её общение с великими и уважаемыми французскими философами сыграли свою роль. В глазах других государств Россия становится более развитым и прогрессивным государством, несмотря на то, что изначальный смысл просвещенного абсолютизма не сохранился и не был «произведен» в политике Екатерины II. Конечно, усовершенствованная Екатериной II система управления обеспечила развитие и высокий международный авторитет России, но не ослабила остроты внутренних противоречий, не обеспечила продекларированных ею всеобщего благополучия, спокойствия, не избавила империю от потрясений, вызванных разложением средневековых институтов. Список литературыВ.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ — Москва: КНОРУС, 2018. – 138-150 с. Павленко Н. И.: Екатерина Великая. Глава III. Просвещенная монархиня -[Режим доступа]- http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history/pavlenko-ekaterina-velikaya/glava-iii-prosveschennaya-monarhinya.htm Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II. 1785-1789 -[Режим доступа]- https://www.litmir.me/bd/?b=549037 Письма Екатерины к Вольтеру -[Режим доступа]- http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/text_1779_pisma_volteru.shtml http://www.historyru.com/docs/rulers/ekaterina-2/ekaterina-2-lt1.html#/overview Семин В.П. История России -[Режим доступа]- https://b-ok.org/book/2898032/5245e7 ПриложениеВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ, французский просветитель ДЕНИ ДИДРО, французский просветитель |