Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Екатерина II. Формирование политического мировоззрения.

  • Глава 2. С кем из французских просветителей общалась Екатерина II

  • Глава 3. Какие реформы провела Екатерина II в России под влиянием французских просветителей

  • «Жалованная грамота дворянству»

  • «Жалованная грамота городам»

  • Список использованной литературы.

  • Екатерина II и французские просветители. РЕФЕРАТ. Екатерина ii и французские просветители


    Скачать 37.02 Kb.
    НазваниеЕкатерина ii и французские просветители
    АнкорЕкатерина II и французские просветители
    Дата05.10.2022
    Размер37.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ.docx
    ТипДокументы
    #716552

    Казанский Государственный Медицинский Университет

    Тема: «Екатерина II и французские просветители»

    Работу выполнила

    студентка первого курса

    Института фармации (гр. 5101)

    Сергеева Полина Павловна

    Научный руководитель

    Хабибрахманова Ольга Аркадьевна

    Казань 2018

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава 1. Екатерина II. Формирование политического мировоззрения………4

    Глава 2. С кем из французских просветителей общалась Екатерина II? ........5

    Глава 3. Какие реформы провела Екатерина II в России под влиянием французских просветителей? ..............................................................................8

    Заключение……………………………………………………………………...14

    Список использованной литературы…………………………………………..15

    Введение.

    XVIII век вошел в мировую историю как век «просвещенного абсолютизма». Историки называют «просвещенным абсолютизмом» определенную стадию в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах на основе идей философов-просветителей.

    В центре внимания философов-просветителей был человек и его естественные права. Просветители считали, что за народом остаются его «неотъемлемые права», а за верховной властью право управлять обществом путем издания только справедливых законов. Просветители верили во всесилие просвещения и в то, что оно должно было помочь людям увидеть и исправить пороки общества.

    Первым российским монархом, предпринявшем попытку использовать идеи Просвещения для усовершенствования страны, была Екатерина II. Время ее правления вошло в историю страны как период решающих инноваций, блестящих военных побед, закрепивших за Россией звание поистине великой державы.

    Целью моего реферата является изучение интереса Екатерины II к идеям французских просветителей и возможности реализации этих идеи в жизни нашей страны.

    Чтобы достичь поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:

    1) Изучить биографию императрицы;

    2) Рассмотреть взаимоотношения императрицы с представителями «просвещенного абсолютизма», влияние их идей на ее политическое мировоззрение;

    3) Рассмотреть реформы Екатерины II, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

    Глава 1. Екатерина II. Формирование политического мировоззрения.

    Императрица Екатерина II взошла на российский престол в результате дворцового переворота 29 июня 1762 года.

    Будучи уже императрицей, в свои тридцать три года Екатерина все еще помнила свое несчастливое, одинокое детство, прошедшее в Цербсте, тихом, скромном немецком княжестве. Родители ее всегда жалели, что первым ребенком родился не мальчик. У Екатерины сохранилась своего рода смесь досады от того, что она родилась не мальчиком, и желания стать наравне с мужчинами. Но от этого трудного детства у нее сохранилось и счастливое воспоминание о гувернантке-француженке Бабет Кардель, которая научила ее не только своему языку, но и умению любить и быть веселой.

    Еще девочкой в Гамбурге, у своей бабушки, она встретила шведского графа Гилленборга, который сумел, несмотря на краткость их бесед, оказать большое влияние на ее интеллектуальное развитие. На графа глубокое впечатление произвела зрелость ума этой девочки с грустным взором, весь вид которой говорил об одиноком детстве ребенка. Матери он сказал с суровым упреком: «Вы не знаете силу духа вашей дочери». А девочке он посоветовал больше читать и развивать свой ум, который так его поразил.

    Приехав в Россию в 1744 году, Екатерина была отдана замуж за недоразвитого подростка, увлекавшегося оружием и игрой в солдатики, но безразличного к девице, ставшей в дальнейшем его супругой, и она совсем потерялась бы при российском дворе, если бы не увлеклась учебой и чтением, что всегда было ей по вкусу. В один миг ее жизнь заполнили книги. Сначала она читала все, что попадало ей под руку, особенно французские романы, которые она обожала. Вскоре ей будет прочитана книга «История Германии», изданная во Франции. Затем наступил новый этап в ее литературном образовании, благодаря барону Акселю фон Мардефельду, который представлял Фридриха II при русском дворе. Он порекомендовал ей прочесть «Исторический и критический словарь» Пьера Бейля. Через два года углубленного изучения этого произведения она обратилась к книге Монтескьё «О духе законов». Следующим этапом стал Вольтер и его «Опыт о нравах», а также многие другие произведения.

    Увлеченная чтением этих книг, формировавших и развивавших ее ум, уносивших ее далеко от тех, кто ее окружает, Екатерина забыла о своем одиночестве. Через книги она общалась с величайшими умами и прошлого, и настоящего. С тех пор она увидела Россию именно такой, какой ее и следовало видеть.

    В сочинениях западных просветителей Екатерина черпала обоснование идей просвещенного абсолютизма. Екатерина считала, что России нужны новые современные законы, обязательные для всего населения страны, всех сословий, управление страной должно быть разумным и гибким. Коррупцию и казнокрадство, по ее мнению, нужно было искоренить. Главное, что Екатерина понимала, что система крепостного права является одной из причин отсталости страны. Можно сказать, что Екатерина – первый русский правитель, поставивший перед обществом вопрос об ограничении крепостной неволи.

    Глава 2. С кем из французских просветителей общалась Екатерина II?

    Как уже упоминалось, XVIII век – это время господства просветительской идеологии. Такие французские философы-просветители как М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Напомним, что один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

    С самого начала своего правления Екатерина II поддерживала постоянную переписку с французскими просветителями, кого-то даже приглашала лично в гости. Многие решения Екатерины II в области внутренней политики были подсказаны ей в той или иной степени французскими просветителями.

    Екатерину II действительно можно назвать другом философов, которым она обязана широтой своих интересов и пониманием мира. Французские просветители занимали особое место в жизни императрицы, с некоторыми из них ее связывают дружеские отношения и увлеченные беседы обо всем на свете.

    К числу некоторых можно отнести, например, французского философа, писателя, теоретика искусства Дени Дидро. Он был одним из наиболее глубоких умов своей эпохи и своей интеллектуальной среды. Дидро стал одним из лучших писателей своего времени. Его повести «Монахиня», «Жак фаталист и его хозяин», «Племянник Рамо» вошли в золотой фонд французской литературы Нового времени. Дидро был другом Екатерины II, с которой состоял не только в переписке. Их отношения отличались непосредственным общением, продолжительностью и регулярностью бесед.

    Дидро присутствовал при дворе в 1773-1774 годах. В течение пяти месяцев он имел регулярные встречи с государыней, их беседы продолжались около трех часов каждая. Дидро свободно отвечал на вопросы императрицы на самые разные темы. Когда ответ представлялся более сложным, требующим подготовки, он излагал его письменно, и эту рукопись императрица оставляла себе. Философ хотел не только ответить на вопросы императрицы, вызванные ее любознательностью, но и повлиять на ее взгляды и проекты.

    Дидро сурово раскритиковал метод модернизации, который преобладал в ту пору в России. Аргументировал он это так: «Вы хотите просветить народы, но начинаете здание с крыши, приглашая к себе умы изо всех стран. Что создадут эти редкие экзотические растения? Ничего!.. Научитесь сначала пахать землю, обрабатывать шкуры, прясть шерсть, делать обувь, и со временем, даже без Вашего вмешательства, у вас научатся создавать картины и статуи, ибо без этих начальных условий не появятся богатые дома и многочисленные семьи», добавляя, что «Вы останетесь почти в том же состоянии дикости, из которого хотите выбраться». Таким образом, Дидро призывал императрицу «…начинать с начала».

    Дидро предлагал превратить Уложенную комиссию, к тому времени уже распущенную, в постоянное учреждение. Тем самым он намекал на установление в России режима народного просветительства. Также он предложил, чтобы участие дворянства в правлении и администрации было ограничено введением конкурсов на все виды должностей. Эти предложения соответствовали политическим взглядам Дидро, но он не учитывал вес аристократии в империи, заботу Екатерины о сохранении дворянства из опасения восстановить против императрицы помещиков в результате слишком поспешных реформ. Императрица все же опиралась на дворянство и считала, что не наступил еще срок отказа от этой опоры.

    Екатерина искала во Франции источник вдохновения, она хотела узнать мнение Дидро о развитии Франции, ее проблемах. Она не собиралась копировать модель устройства государства, предложенную Дидро, и не хотела проявлять неосторожность и ускорять ход развития России.

    В начале своего пути она какое-то время мечтала если не отменить, то хотя бы ограничить крепостное право. Но сопротивление помещиков, выраженное на заседаниях Уложенной комиссии, быстро убедило ее в том, что необходимо забыть про этот проект. По это поводу Дидро не стал настаивать, но заговорил о необходимости для России поощрять собственность крестьян на землю, что необходимо для создания процветающего сельского хозяйства с ответственными собственниками (по примеру Франции).

    По возвращении домой во Францию Дидро изложил императрице идеи о России. Например, «Замечания о Наказе», изложенные в двух письмах. Эти замечания Екатерина воспринимала неохотно, но не теряла связи с философом. Например, она просила его по возвращении разработать проект системы воспитания в ее стране.

    С Вольтером императрица общалась только письменно, но сколько сотен писем они написали друг другу! В 1763 году она начала с ним переписку, длившуюся до конца жизни философа. Вольтер как самый влиятельный философ своего времени любил общаться с просвещенными монархами. Много раз философ восхищался качеством французского языка императрицы. Эта переписка очень способствовала репутации Екатерины. Например, Вольтер свел смерть Петра III к «семейным обстоятельствам». Императрица совершала поступки, которые только укрепляли чувства Вольтера к ней. Так, она передала дар вдове Жана Каласа, что вдохновило философа на такие слова: «Вот видите, она не виновата в смерти своего мужа, и мы, философы, никогда не допустим клеветы в ее адрес!». Поддержка и ручательство Вольтера имели для Екатерины огромное значение. В 1765 году он именно Екатерине посвящает свою «Философию истории» и ряд статей из «Вопросов об Энциклопедии». Расхваливая ее, повторяя, что ее политика вдохновляется мыслями философов, Вольтер пытается довести до сведения его земляков, что и во Франции философы должны бы управлять и государством, и теми, кто правит страной.

    Таким образом, можно сказать, что отношения между Екатериной и Вольтером были основаны на понимании общей заинтересованности и взаимного восхищения.

    Жан-Жак Руссо - французский философ, писатель, педагог, музыковед. Руссо подчеркивал необходимость господства закона: «Если в стране господствует закон, то независимо от формы правления, будь то монархия, все равно это республика».

    В 1762 г. появился его педагогический роман «Эмиль, или о воспитании», после чего он окончательно рассорился с просветителями и вынужден был покинуть Францию, опасаясь преследования со стороны властей.

    Руссо был одним из первых в европейской педагогике, кто заговорил о ненасильственности воспитательных мер. До него ребенок воспринимался исключительно как объект воспитания, из которого можно делать то, что задается целями той иной системы воспитания. Между тем ребенок всегда и прежде всего субъект воспитания. Единственно успешное воспитание - это самовоспитание, умело направляемое наставником. Руссо призвал учителя соответствовать ученику, увидеть в нем то, что в нем есть от природы. Целью воспитания становилось не моделирование ребенка в соответствии с образцами, но раскрытие исходного содержания (все той же человеческой природы). Не вопреки склонностям ребенка, но вслед за ними, обнаруживая и давая им волю, должен был действовать педагог-просветитель. Воспитание, согласно Руссо, должно быть естественным, ориентированным на природные склонности ребенка. Он считал, что жизнь - главный воспитатель естественного человека.

    Идеи Руссо не давали покоя Екатерине, которая была не согласна со многими из них и особенно с принципами воспитания. Этот философ очень нравился Орлову, который пригласил его в 1765 году в Петербург. Но приглашение было отвергнуто Руссо.

    Шарль Луи де Монтескье - французский философ и литератор эпохи Просвещения, давший классическую формулировку теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Философ подчеркивал связь политической свободы с правом ее реального осуществления: «Свобода – есть право делать все, что не запрещено законом». Идеалом Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением властей на три известные ветви. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические поло

    Глава 3. Какие реформы провела Екатерина II в России под влиянием французских просветителей?

    Взойдя на престол, Екатерина II понимала необходимость преобразований, отвечавших духу того времени. Она осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Екатерина считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, так как их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.

    Несмотря на вдохновленность идеями Просвещения, императрица с осторожностью относилась ко взглядам просветителей. Она считала, что знать их необходимо, но также необходимо учитывать, что в рамках самодержавной монархии будет не так просто реализовать все эти идеи. Считая себя в душе республиканкой, образец правления, пригодный для России она видела все же в самодержавии.

    Уложенная комиссия

    По мнению Екатерины, лучшим способом организации общества является разработка идеальной системы законов. Ведь правильно составленные законы – гарантия четко действующего государства. И именно здесь решающая роль должна принадлежать «просвещенному монарху», способному одарить общество правильными законами. Поэтому весьма важным делом екатерининской политики «просвещенного абсолютизма» стал пересмотр кодекса законов Соборного уложения 1649 года. Штабом разработки нового Уложения стала Уложенная комиссия, созванная императрицей в 1767 году в Москве. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, которые представляли дворянство, государственные учреждения, крестьянство и казачество. Крепостные в работе комиссии не участвовали, ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (45%).

    В качестве руководящего документа Комиссии императрица лично составила для нее «Наказ», включающий в себя 22 главы и 655 статей. На три четверти он состоял из выписок, взятых из работы Монтескье «О духе законов».

    «Наказ» представлял собой некое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Главной идеей этого документа стала идея необходимости в России, европейской стране с большой территорией, самодержавной монархии. По мнению императрицы, наличие всей полноты власти в руках самодержца – это залог защиты общества и его существования. Самодержавный монарх является и издателем законов, и их толкователем. Екатерина II защищала самодержавие. Она считала, что в такой огромной стране, как Россия, возможна лишь сильная, централизованная власть, способная защитить страну и оградить ее от развала.

    Также в «Наказе» говорилось о необходимости видеть «граждан России» «охраняемыми законами» и провозглашалось равенство всех перед этими законами. Более того, Екатерина давала рекомендации помещикам так облагать податями и повинностями крестьян, чтобы это не наносило ущерба их хозяйствам и не вело к разорению государства в целом.

    В «Наказе» утверждалась правомерность существования сословного строя и закрепления за сословиями определенных прав (равенство людей рассматривалось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами, то есть у дворян одни права, а у крестьян другие).

    Екатерина II запретила в документах, идущих на ее имя, подписываться, как прежде, «раб» и «холоп». Этот на первый взгляд незначительный факт показывал, что «век Просвещения» оказывал воздействие и на наше Отечество.

    В ходе работы комиссии сразу же выявились непримиримые противоречия между сословиями. Дворянство требовало ужесточить сыск беглых крестьян и жаловалось на торговую конкуренцию со стороны купцов и предпринимателей. Депутаты городов, наоборот, рассматривали сферу торговли как исключительное право городских слоев, в первую очередь купечества. Крестьяне жаловались на переход в частные руки и расхищение государственных земель, на нехватку земель для собственного хозяйствования.

    Обсуждение возможности ликвидации крепостного права вызывало резкую отповедь дворянских депутатов. Страсти накалялись, особенно когда комиссия перешла к обсуждению самих статей будущего свода законов. Работа затягивалась, и комиссия медленно умирала. Екатерина II не собиралась ее оживлять.

    Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия в 1768 году была распущена, так и не оставив нового уложения.

    Таким образом, Екатерина II попыталась осуществить масштабный эксперимент «по внедрению» социальной теории в практику государственной жизни страны, при этом сохранить незыблемость самодержавной власти.

    Губернская реформа

    Екатерина решила, что самым удобным поприщем, где она смогла бы реализовать политические идеи, заимствованные у французских просветителей, является система местного управления. В силу этого 7 ноября 1775 года было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» (губернская реформа).

    Вводилось новое областное управление, империя была поделена уже на 50 губерний – основных административных образований. Губернии представляли собой округа с населением 300-400 тыс. человек; губернии подразделялись на уезды на 20-30 тыс. жителей.

    По закону две-три губернии на окраинах страны объединялись в наместничества, которые возглавлялись наместниками или генерал-губернаторами. Административным начальником каждой губернии был губернатор, во главе уезда ставился капитан-исправник.

    Параллельно с губернской реформой была проведена городская реформа, цель которой состояла в упорядочении и усилении городского управления. Города управлялись городскими магистратами во главе с городничими. Состав магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. А городничий назначался Сенатом из дворян. Столицы Санкт-Петербург и Москва возглавлялись обер-полицмейстерами.

    Используя теорию разделения властей и совершенствую систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд: помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах; государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде; горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, кроме судов нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органов страны становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда, члены которой назначались государством. Разделение властей все-таки не было полным, так как губернатор мог вмешивать в дела суда.

    Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее главной целью было предотвращение новых народным выступлений.

    Через 10 лет, в 1785 году, после этих нововведений Екатерина II завершила организацию своего государства четким определением прав и обязанностей двух ведущий сословий в стране – дворянского и городского. Императрица издала две жалованные грамоты.

    «Жалованная грамота дворянству» содержала все права и привилегии, которые оно получило от власти за годы последний царствований. Дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, уплаты податей и выполнения каких-либо повинностей. Дворяне получили право создавать свои местные сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания. Они выбирали своих предводителей в губерниях и уездах. Дворянские собрания по необходимости могли обращаться и к губернатору, и даже к императрице. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной госслужбы. Имущественные права дворян включали полное и неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревней и владеть землей и крестьянами. Дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Таким образом, дворяне получали гражданские права, которые давно были закреплены в западном обществе для собственников.

    «Жалованная грамота городам» определяла единый статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности горожан. Единый правовой статус населения городов основывался на признании города особой организованной территорией с особыми административной системой управления и видами занятий населения. Население города делилось на 6 разрядов: 1) дворянство и духовенство; 2) купцы трех гильдий; 3) цеховые ремесленники; 4) постоянно проживавшие в городе иностранцы; 5) именитые горожане; 6) посадские люди.

    Каждые три года горожане избирали Общую городскую думу – орган самоуправления, также городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган – шестиглавую думу (орган исполнительной власти), в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли только с ведома городничего, который назначался правительством.

    В области экономики политика Екатерины II была направлена на поддержку свободного предпринимательства. Она стремилась к созданию единого предпринимательского пространства. В 60-е гг. были ликвидированы многие государственные монополии в ряде отраслей производства. В 1775 году манифестом императрицы была объявлена свобода предпринимательства. Предприятия могли свободно открываться. В 1780 году была закреплена собственность на владение фабриками и заводами.

    В 1769 году были созданы дворянский и коммерческий банки, в 1772 году были созданы ссудные и сохранные кассы краткосрочного кредита, в 1786 году был создан Государственный заемный банк. Екатерина II проводила политику покровительства русской промышленности через таможенные тарифы 1766, 1782 и 1796 годов.

    В 1765 году было создано Вольное экономическое общество (ВЭО) с целью оказания помощи помещикам в освоении нового опыта в ведении сельского хозяйства. В 1766 году по настоянию императрицы оно провело конкурс на лучшую работу по вопросу о предоставлении крестьянам права собственности на движимое имущество и землю. Конкурс дал отрицательный ответ.

    Проводя преобразования в экономике Екатерина II допускала развитие буржуазной отношений, которые не меняли сложившегося социального устройства и были необходимы для решения важнейших задач, вставших перед абсолютическим государством.

    Важной составной частью «просвещенного абсолютизма» была идея секуляризации церковных владений. Буржуазные революции в XVII—XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, высказываний, действий. Просвещенные монархии приобщались к этому веянию времени. Так Екатерина II завершила начатое еще Петром I подчинение церкви государству, то есть произошла передача в государственное управление монастырских и церковных земель. Таким образом, церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило ее влияние на общество.

    При Екатерине II была продолжена реформа образования. В 1786 году был провозглашен принцип бессословного обучения при организации губернских и уездных народных училищ. К концу правления императрицы возникло 316 новых школ с числом учащихся до 18 тыс. человек. Дворянское образование базировалось преимущественно на домашнем обучении. При императрице в 1755 году был открыт Московский университет, в 1783 году основана Российская Академия, целью которой являлось изучение русского языка и литературы.

    В основу всей системы образования конечно же были положены идеи французских просветителей. Наиболее последовательным проводником этих идей в России стал талантливый педагог и организатор просвещении И.И. Бецкой. Опираясь на теорию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Бецкой полагал, что наиболее эффективный путь воспитания ребенка возможен в школах закрытого типа, число которых при нем стало стремительно расти.

    Бесспорной заслугой Екатерины II было открытие в Петербурге Смольного института, положившего начало женскому школьному образованию в России. Созданная в 1763 г. Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков.

    Также при Екатерине II получили дальнейшее развитие наука, литература и общественно-политическая мысль.

    Заключение.

    Таким образом, изучив достаточное количество материала, достигнув поставленной цели изучить интерес императрицы Екатерины II к идеям французских просветителей, возможность реализации этих идей в условиях России и, конечно же, рассмотреть взаимоотношения Екатерины с французскими философами, я хочу сделать следующий вывод.

    Главной причиной, толкавшей императрицу на трату личного времени в общении с философами, были прежде всего ее внутренняя любознательность, удовольствие, какое она испытывала всегда, с самых юных лет и до конца жизни, от интереса к мнению другого человека. Обсуждая с философами самые разные проблемы развития России, сравнивая Францию с Россией, у Екатерины складывалось впечатление, что именно в этот момент ее страна проникала через очень узкое горлышко в цивилизованную Европу, объединяющим элементом с которой была именно французская культура.

    Проводя уже на деле политику «просвещенного абсолютизма», Екатерина II все же стремилась к сохранению самодержавной власти и существующей социальной системы, допуская определенные обновления в политике и экономике, которые обеспечивали устойчивость власти и ее главной опоры – дворянства.

    Необходимо понимать, что императрица не могла пойти против дворянства и крепостного права. Она стремилась построить самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители.

    Список использованной литературы.

    1. Каррер д’Анкосс Э. Екатерина II. Золотой век в истории России / Пер. с фр. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 г. – 448 с.

    Издание осуществлено при поддержке Национального центра книги Министерства культуры Франции, 2002 г.

    2. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – Москва: КНОРУС, 2018. – 536 с.

    3. История России: учебник / В.П. Семин. – 3-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2017. – 438 с. – (Бакалавриат).

    4. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. – 768 с.

    5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. – 680 с.

    6. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. и отв. редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 2009; 2011; 2012.

    Электронный ресурс https://refdb.ru/look/1251293-pall.html

    7. Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. В.В. Поповой. Моск. гос. ин-т. Электроники и математики. М., 2006. 212 с.

    Электронный ресурс http://window.edu.ru/resource/394/38394/files/miem2005-01.pdf

    8. История России : Учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. - М. : Абрис, 2012.

    Электронный ресурс http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785437200636.html

    9. Отечественная история / Кузнецов И. Н. - М. : Дашков и К, 2014.

    Электронный ресурс http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394012723.html

    10. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

    Электронный ресурс http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441466.html



    написать администратору сайта