Главная страница

Экология и учения о биосфере. Философские основания экологическо. Экология и учения о биосфере. Философские основания экологической этики


Скачать 27.11 Kb.
НазваниеЭкология и учения о биосфере. Философские основания экологической этики
Дата05.03.2019
Размер27.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкология и учения о биосфере. Философские основания экологическо.docx
ТипДокументы
#69614

Экология и учения о биосфере. Философские основания экологической этики.

Современное состояние природной среды, периодически возникающие локальные экологические кризисы вызывают в обществе большой интерес к изучению закономерностей взаимосвязей биосферы и антропосистем человечества.

Совокупность всех биогеоценозов на поверхности Земли, связанных обменом вещества, энергии и информации, называется биосферой. Биосфера – это целостная самоорганизующаяся система, состоящая из различных компонентов (экологических систем, биоценозов, популяций, организмов и т. п.), которые в свою очередь могут рассматриваться как самостоятельные самоорганизующиеся системы. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы. Биосферу рассматривают как единую систему, в которой масса живого вещества, несмотря на все изменения и переходы из одного состояния в другое, сохраняется на одном уровне. Структура, состав и энергия биосферы определяются прошлой и настоящей деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. В современном представлении о биосфере подчеркиваются взаимозависимость и взаимовлияние живой и неживой природы; биосфера – это живые организмы и среда их обитания. Качественные преобразования биосферы уже не раз случались на протяжении геологической и биологической эволюции, что сопровождалось исчезновением одних биологических видов и появлением других.

Термин «биосфера» был впервые использован в 1875 г. австрийским ученым Э. Зюссом, который понимал под биосферой «совокупность организмов, ограниченную в пространстве и времени и обитающую на поверхности Земли». Таким образом, первоначально понятием «биосфера» обозначалась совокупность только живых организмов. Связь живой и неживой природы трактовалась односторонне: отмечалась зависимость живых организмов от химических, физических, геологических и т. п. факторов, однако обратное воздействие оставалось вне поля зрения ученых. Изменил представление о биосфере русский ученый и философ В.И. Вернадский.

Центральной идеей В.И. Вернадского стало представление о живом веществе – совокупности всех живых организмов на планете. В процессе жизнедеятельности организмы получают из окружающей среды необходимые химические вещества, а после смерти они возвращают их обратно, таким образом, живое и неживое находятся в постоянном взаимодействии. В.И. Вернадский подчеркивает активное влияние живых организмов на косную материю. По его мнению, живое вещество составляет незначительную по объему и весу часть биосферы, однако оно является ее определяющим компонентом. Живые организмы – та геохимическая сила, которая играет ведущую роль в формировании облика нашей планеты.

Человечество наряду с растениями и животными является частью живого вещества. Однако в отличие от других элементов биосферы человечество оказывает интенсивное влияние не только на неживую материю, но и на само живое вещество, создавая новые виды растений и животных. С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа, писал В.И. Вернадский, планета вступает в качественно новую стадию своей истории. Ступень развития биосферы, связанная с появлением человека, называется ноосферой. 

Ноосфера имеет трёхчастное строение:

  • техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.

  • социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.

  • идеосфера - сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.

Учение В.И. Вернадского о ноосфере, которое создавалось в 1930-е гг., не сложилось в законченную теорию, более того, русский ученый даже само понятие ноосферы употреблял в разных смыслах. В его понимании, ноосфера – это: новое геологическое явление, суть которого заключается в возможности человека преобразовывать Землю своим трудом и мыслью;

  • область проявления научной мысли: «эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества»;

  • главный фактор преобразования и дальнейшей эволюции биосферы: «человек своей деятельностью создает новую живую природу».

Развитие концепции биосферы привело к созданию новой науки экологии. Слово «экология» происходит от греческих oikos – местопребывание, жилище и logos – учение. Буквальный смысл термина «экология» – учение о жилище, учение о доме. Экология – наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и со средой обитания, т. е. всю совокупность связей и взаимодействий в биосфере и способы сохранения равновесия в этой системе. Термин «экология» введен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем.

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:

  1. права животных,

  2. этика земли,

  3. экофеминизм,

  4. глубокая экология,

  5. поверхностная экология,

  6. права геообъектов (скал, долин),

  7. биоэтика.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям:

1)люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой;

2)природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Задачи экологической этики:

1)разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы;

2)выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

Проблема выживания человеческой цивилизации начинает все острее звучать в научных, политических, экономических кругах. И для этого есть достаточно веские основания, связанные с необратимым влиянием антропогенного фактора на биосферу, в результате чего возникает реальная угроза вымирания человечества как биологического вида. Тому есть реальные эмпирические доказательства: истощение невосполнимых минеральных ресурсов; катастрофическое уменьшение площади озонового слоя, защищающего планету от губительного ультрафиолетового излучения; уменьшение биотического разнообразия на планете; глобальное потепление климата; огромные арсеналы атомного оружия, способного уничтожить не только человечество, но и всю биосферу.




написать администратору сайта