Главная страница

История экономических учений. 1. История экономических учений. Экономическая мысль Древнего Во. Экономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты


Скачать 91.67 Kb.
НазваниеЭкономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты
АнкорИстория экономических учений
Дата26.02.2020
Размер91.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1. История экономических учений. Экономическая мысль Древнего Во.docx
ТипРеферат
#109968
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

Содержание


Введение

Экономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни.

Особенности хозяйственной системы стран Востока нашли отражение в многочисленных хрониках, летописях, философских трактатах, юридических установлениях и т.п.

Взгляды ученых древнего востока основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций неотъемлемо связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений. Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.

Создание первых государственных образований было обусловлено потребностью обеспечения общих условий хозяйственной деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для обороны от внешних вторжений. Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников. Такова актуальность выбранной темы.

В процессе исследования необходимо изучить литературу по вопросам истории экономических учений.

Объектом исследования данной работы являются особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока. Предметом исследования является экономические учения в различных странах Древнего Востока.

В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи реферата, обосновать его содержание и структуру.

Целью данной работы является исследование особенностей зарождения экономической мысли Древнего Востока.

Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.

Во-первых, необходимо проанализировать вопросы зарождения экономической мысли в первых очагах развития цивилизации - древнем Египте, Индии и Китае.

Во-вторых, важно исследовать основные экономические мировоззрения в странах древнего Востока.

В-третьих, следует рассмотреть основные особенности экономической мысли в разных странах древнего Востока.

Реферат состоит из введения, первого, второго, третьего и заключения.

В первом параграфе реферата освещены особенности зарождения экономической мысли в Передней Азии. Второй параграф посвящен исследованию экономических учений Древнего Египта. В третьем параграфе исследованы экономические учения Древнего Китая.

В заключение вынесены итоги и приведены общие выводы по работе, дано изложение результатов, составляющих теоретическое значение проведенной исследовательской работы.

Глава 1. Особенности зарождения экономической мысли

1.1 Древний Шумер: учет, как основа организации государственного хозяйства

Одним из древнейших очагов цивилизации является плодородная долина двух рек - Тигра и Евфрата - Двуречье, названное греками Месопотамией В VII-IV тыс. до н.э. здесь шло разложение первобытнообщинного строя, возникало раннеклассовое общество. В отличие от Египта Передняя Азия представляла собой конгломерат непрочных государственных образований, враждовавших между собой и нередко становившихся жертвами соседних кочевых племен. Имеющиеся в настоящее время источники не позволяют проанализировать экономическую мысль всех этих государственных образований с одинаковой степенью глубины и полноты. Поэтому в данной главе мы остановимся на характеристике наиболее известных памятников. К их числу, безусловно, относятся многочисленные документы хозяйственной отчетности Древней Месопотамии, законы Вавилонии, Хеттской державы и Ассирии, а также Ветхий завет Библии.

С начала III тыс. до н.э. появляются первые юрода-государства в Шумере (Урук, Киш, Эреду, Лагаш, Ур, Шуруппак, Умма, Исин, Ниппур, Ларса и др.). Позднее происходит возвышение Аккада и образование первого крупного государства (XXIV - XXII вв. до н.э.), которое, однако, просуществовало сравнительно недолго и пало под натиском кочевников-кутиев. Но и их власть оказалась непрочной. В конце XXII в. до н.э. возникает новое Шумеро-Аккадское царство с центром в Уре (III династия Ура).

Основным условием земледелия в Древней Месопотамии являлась ирригация. Работы по созданию и очистке каналов требовали больших, коллективных усилий. Если в Древнем Египте разливы Нила происходили ежегодно примерно в одно и то же время, и их последствия можно было более или менее точно предсказать, то разливы Тигра и Евфрата происходили нередко внезапно, нанося большой урон. Опасность непредсказуемых разливов усиливали морские приливы, возникающие под влиянием ветра с Персидского залива. Не случайно именно в Древней Месопотамии возникли истоки библейской легенды о "всемирном потопе". Справиться с разбушевавшейся стихией древние люди могли, лишь объединив свои усилия. Поэтому одной из материальных основ государственной власти в Древней Месопотамии было регулирование водоснабжения. Все население страны привлекалось к общественным работам по созданию и очистке каналов. Налаженная система ирригации способствовала получению высоких урожаев, обеспечивала накопление прибавочного продукта в руках господствующего класса.

Центрами социально-экономической и общественно-политической жизни шумерских общин в III тыс. до н.э. являлись храмы, в которых и сосредоточивалась основная масса прибавочного продукта. В каждом городе-государстве был храм, посвященный главному богу. Наряду с главным храмом города-государства существовали храмы супруги главного бога, их детей и других богов, так или иначе связанных с главным богом. В результате труда зависимого от храма населения в храме накапливался резервный фонд, который нередко использовался для обмена на металл, камень, строительный лес. Постепенно храмовые земли отделяются от общинных земель. Храм становится крупным земельным собственником, центром ремесленного производства, организатором ирригационных работ.

Храмовая земля состояла из трех частей. Ее первую часть составляли земли, обрабатываемые рабами, разорившимися общинниками и другими зависимыми от храма людьми, которым за работу выдавалось натуральное довольствие. Доходы с этой земли шли на нужды культа и храма. Вторую часть образовывали служебные наделы, являвшиеся своеобразной платой должностным лицам храма, ремесленникам и обслуживающему персоналу. Они владели этой землей без права отчуждения и наследования. Наконец, третью часть составляли земли, сдаваемые в издольную аренду за сравнительно невысокую плату. Обычно она не превышала1/5 урожая.

С укреплением государственной власти главной формой становится хозяйство верховного жреца и правителя города-государства - энси. Он руководит строительством ирригационных сооружений и храмов, организует работы во всем храмовом комплексе, осуществляет сбор налогов, утверждает отчеты по всем видам деятельности, является главнокомандующим. Более высокий уровень объединения храмовых хозяйств был достигнут при III династии Ура (конец XXII - начало XX в. до н.э.). В это время государственное хозяйство включает не только царское хозяйство столицы государства, но и энсиальное хозяйство местных центров. Отдельные энсиальные хозяйства являлись по существу филиалами единого государственного хозяйства. Многие храмовые хозяйства попадают в прямую зависимость от государственного.

Современный исследователь Древней Месопотамии располагает письменными источниками четырех видов: хозяйственными архивами, памятниками древнейшего законодательства, дипломатическими документами и текстами исторического содержания (надписями летописного характера и т.п.). Для анализа экономической мысли Древней Месопотамии III тыс. до н.э. наибольшее значение имеет первая группа.

Хозяйственные архивы Урука, Джемдет-Насра, Ура, Лагаша, Гирсу, Шуруппака позволяют проследить основные этапы развития храмового, энсиального и государственного хозяйств. Они содержат в себе прежде всего многочисленные документы хозяйственной отчетности. Хотя каждый документ несет весьма скромную и ограниченную информацию, тем не менее, взятые в целом, они позволяют с определенной точностью восстановить механизм функционирования экономического строя.

В рамках государственного хозяйства велся тщательный учет рабочей силы и средств производства. Периодически производились обмеры обрабатываемых полей, что находило отражение в специальных земельных кадастрах, в которых указывался не только перечень полей, но и качество обрабатываемой земли, а также особенности ее местоположения. Рабочая сила также оценивалась с точки зрения ее качества и количества. В частности, выделялись работники полной и половинной силы, а в Ниппуре и Пуприждагане, как показал академик А.И. Тюменев, встречаются даже работники, которых оценивают в 1, 2/3, 1/2, 1/3 и 1/6 рабочей силы [1]. В государственном и храмовых хозяйствах эксплуатировался труд зависимых и рабов. Кроме того, помимо труда постоянных работников (зависимых и рабов) в государственном и храмовых хозяйствах применялся наемный труд. Объем выполненных работ исчислялся в человеко-днях.

В хозяйственных документах отражалось также движение материальных ценностей - средств производства и предметов потребления (выдача сырья, инструментов, поступление готовой продукции). Кроме этого, осуществлялся ежемесячный и ежегодный учет хранящихся на центральном и местном складах материальных ресурсов. Выдача продовольствия, прежде всего зерна, храмовому персоналу производилась регулярно - раз в месяц. Периодически выдавались другие виды продовольствия (рыба, хлеб, растительное масло, финики, пиво и другие напитки), а также ткань или шерсть (на одежду) и даже небольшое количество денег (серебра).

Такое громоздкое государственное хозяйство просуществовало сравнительно недолго. С падением III династии Ура оно исчезло совсем. Однако крах жестко централизованной системы организации государственного хозяйства не означал полного прекращения вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Оно проявляется в форме высшего государственного контроля и регламентации за деятельностью непосредственных производителей. Эти новые формы получили свое классическое выражение в законах Старовавилонского царства (XIX - XVI вв. до н.э.).

1.2 Старовавилонское царство: формы государственного контроля экономической деятельности населения

Ликвидация крупного государственного хозяйства и раздача царско-храмовых земель (в качестве должностного пожалования либо для неотчуждаемой аренды царскими людьми) способствовала укреплению частной собственности, распространению аренды и субаренды. Общинники все в большей мере втягиваются в товарный обмен. Некоторые из них попадают в сети ростовщиков, разоряются и становятся рабами. Возникает достаточно многочисленный слой неполноправных (зависимых) людей. Он пополняется за счет военнопленных и разорившихся свободных общинников. Все острее становится необходимость государственного регулирования частноправовых отношений с целью защиты свободных общинников от ростовщиков (охраны их собственности, законодательного оформления условий торговли, аренды, найма и т.д.). Были предприняты попытки решить эти задачи с помощью законодательства. С точки зрения экономической мысли наибольший интерес представляют законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.), законы Липит-Иштара (XX-XIX вв. до н.э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Текст законов из Эшнунны начинается установлением твердых цен на основные продукты: "1 гур (мера объема, равная, по одним данным, 300, по другим - 252,6 л.) ячменя [должен продаваться] за 1 сикль (8,4 г.) серебра. 3 ка (1 ка равен 0,84 л.) первосортного масла [должно продаваться] за 1 сикль серебра.1 сут (5 л, по другим данным - 8,4 л.) и 2 ка кунжутного масла [должны продаваться] за 1 сикль серебра. "2 и т.д. и т.п. В первом параграфе устанавливаются цены на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и другое в серебре (продукты берутся в таком объеме, чтобы стоимость их равнялась 1 сиклю); во втором параграфе даются цены на различные виды масла в ячмене. Таким образом, в качестве основного всеобщего эквивалента выступает серебро, в качестве дополнительного - ячмень. Причем между этими эквивалентами устанавливается строгое соответствие. Не случайно первой является цена ячменя, выраженная в серебре (§ 1). Утверждение твердых цен позволяет составителям законов определить уровень наемной и арендной платы, размеры штрафов (§ 3-11, М и др.), норму процента (§ 18а), плату за воспитание, хранение и т.д. Норма процента составляла 20% годовых и серебре и З3 1/3% в зерне. Притом, что в Древнем Египте даже более позднего времени (X-VIII вв. до н.э.) норма ростовщического процента нередко достигала 100% (см. гл.1). Более скромная норма процента в Старой Вавилонии не только свидетельствует о вмешательстве государства в хозяйственную жизнь страны, но и отражает более развитый характер товарно-денежных отношений. Древнеегипетская экономика, несомненно, в большей степени, чем ближневосточная, была натуральной. Таким образом, перед нами не просто акт произвола нового царя, а попытка увязать платные услуги в соответствии с ценами, установленными на основные товары.

Законы из Эшнунны допускают и продажу недвижимости. Тем не менее они предусматривают преимущественное право покупки дома со стороны предыдущего владельца в случае повторной продажи его (§ 39). Эта статья свидетельствует о сохранении традиционных, полупервобытных представлений об особом характере связи между собственником и собственностью [3].

Наибольшую известность приобрел сборник законов, подготовленный при шестом царе I вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Он не только воспроизвел ряд более древних правовых норм, но и стремился упорядочить социально-экономические отношения, сложившиеся к XVIII столетию до н.э. в Древней Месопотамии.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, в верхней части которого изображен бог Солнца и справедливости Шамаш, вручающий законы царю Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, основной части, включающей, согласно принятой ныне классификации, 282 статьи, и заключения. На первый взгляд он кажется бессистемным сборником отдельных судебных казусов. Действительно, для большинства его статей характерна недостаточно абстрактная форма, многие из них носят частный характер. К тому же в сборнике не проводится четкого разделения частного и публичного права, уголовных и гражданских дел. Тем не менее говорить об отсутствии какой-либо системы нельзя. Другое дело, что в основу этой системы положен непривычный для нас ассоциативный принцип построения. Одна тема как бы незаметно переходит в другую [4].

Хотя законы Хаммурапи не отражают всего многообразия правоотношений в старо-вавилонском обществе (например, в них отсутствуют статьи о налогах и сборах, о политических и религиозных преступлениях граждан, об умышленном убийстве и т.д.), тем не менее они являются подлинной энциклопедией жизни жителей Вавилонии XVIII в. до н.э. В них отражены реальные случаи отношений между людьми во всей их конкретности и своеобразии.

Наиболее интересными для характеристики экономической мысли жителей Месопотамии XVIII столетия до н.э. следует признать группы статей, в которых рассматриваются вопросы защиты собственности вавилонских граждан, аренды, ростовщичества и найма.

Главным лейтмотивом законов является защита собственности граждан Вавилона, или, как демагогически говорится во введении к законам, создание условий, при которых бы "сильный не притеснял слабого". При этом особое внимание уделяется защите собственности дворца и храма, а также вавилонских граждан и государственных служащих, прежде всего воинов: редум и баирум (§ 26-41). Законы Хаммурапи запрещают продажу их наделов, как и вообще служебных наделов. "Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или плательщику дохода, - творится в § 36, - не могут быть проданы за серебро" [5]. Более того, вавилонские граждане, будучи куплены в качестве рабов за пределами своей страны, обретают свободу по возвращении на родину (§ 280).

Большая группа законов направлена против произвола ростовщиков (§ 66-96 и др.). В случае неурожая разрешалось продление долга на один год (без уплаты дополнительных процентов) (§ 48). Законы Хаммурапи запрещают ростовщикам самим, без разрешения должника, забирать урожай в счет уплаты долга (§ 113). Они строго регламентируют норму процента в денежной (20 %) и натуральной (ЗЗ 1/3 %) формах (§ 51).

В кодексе Хаммурапи предусмотрено даже наказание ростовщиков (в том числе и в законодательном порядке) зa плохое обращение с заложником (§ 116). Однако главным фактором, препятствующим широкому развитию ростовщичества, было ограничение долгового рабства фемя годами. "Если долг одолел человека и он продал за серебро его жену, его сына и его дочь или отдал их в кабалу, - говорится в § 117, - [то] три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода" [6]. Непоследовательный характер законодательства против ростовщичества выражается, однако, в том, что освобождение должника не предусматривает наделение его средствами производства или существования. Не имея никаких средств, освобожденный должник должен был снова обращаться к ростовщику.

Законы Хаммурапи составлены с учетом трех категорий населения: полноправных свободных граждан (авилум), неполноправных свободных (мушкенум) и рабов. Классовый характер кодекса проявляется в том, что за один и тот же проступок для этих категорий установлены разные меры наказания: наименьшие - для свободных, наибольшие - для рабов (§ 196-208, 221-223 и др.). В рамках класса свободных также существует градация: на высших по положению и низших (§ 202). Необходимо, однако, обратить внимание не только на социальное неравенство, конкретные проявления которого отразились в законодательстве, но и на то обстоятельство, что мушкенум и рабы также обладали определенными правами. Мушкенум, в частности, могли иметь свое хозяйство, рабов и т.д. Рабы имели семью, разрешались браки свободных с рабынями и дворцовых рабов и рабов мушкенумов со свободными, причем их дети признавались свободными. Более того, оговаривались случаи, когда дети, появившиеся у свободного от рабыни, могут быть признаны законными наследниками движимого имущества наряду с родившимися от свободной женщины (§ 170). Сохранение элементов правоспособности у рабов свидетельствует о недостаточно высоком уровне развития рабовладения.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта