Главная страница

История экономических учений. 1. История экономических учений. Экономическая мысль Древнего Во. Экономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты


Скачать 91.67 Kb.
НазваниеЭкономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты
АнкорИстория экономических учений
Дата26.02.2020
Размер91.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1. История экономических учений. Экономическая мысль Древнего Во.docx
ТипРеферат
#109968
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Развитие ростовщического и купеческого капитала приводит к возникновению "деловых домов", выполнявших функции своеобразных первых банков (дом Эгиби, дом Иддин-Мардука, дом Мурашу и др.) [15]. Они осуществляли прием и выдачу вкладов, предоставляли кредит, производили учет векселей, оплату чеков, осуществляли безналичный расчет между вкладчиками, финансировали внутреннюю (дом Мурашу) и внешнюю (дом Эгиби) торговлю. Вкладчики получали 13 % годовых на свой капитал, заемщики обычно платили 20%. Следует, однако, подчеркнуть, что собственно банковские операции составляли лишь часть многообразной деятельности "деловых домов".

С покорением Нововавилонского царства державой Ахеменидов, несмотря на льготы, предоставленные персидскими царями Вавилону, происходит постепенное сокращение товарооборота и заметно усиливаются натурально-хозяйственные тенденции в экономике Месопотамии.

1.6 Ветхий завет: борьба с ростовщичеством и долговым рабством

Важным историческим памятником, по которому можно судить об экономических представлениях жителей Восточного Средиземноморья, является древнейший раздел Библии - Ветхий завет. Он интересен не только как документ, отразивший экономические воззрения людей, живших в 1 тыс. до н.э., но и как сочинение, канонизированное позднее христианством, из которого черпали социально-экономические идеи как угнетенные, гак и угнетатели в эпоху поздней древности, в средние века и даже в новое время. Ветхий завет представляет собой сборник произведений, созданных с XIII по II в. до н.э. Это было время, когда еврейские племена, жившие за рекой Евфрат, вторглись на территорию Палестины, подчинив себе расположенные там города-государства. В ходе борьбы с филистимлянами еврейский племенной союз постепенно оформляется в государство. Первым царем становится Саул (ок.1030 до н.э.). Его зять Давид (ок.1004-965 до н.э.) присоединяет к царству Иерусалим и делает его столицей государства. Его младший сын Соломон (ок.965-928 до н.э.) построил в Иерусалиме храм в честь бога Йахве (Яхве, Ягве, Иегова). По числу племен Израильско-Иудейское царство состояло из 12 округов, которые по очереди круглый год обеспечивали царский двор всем необходимым. Кроме того, покоренное население, а позднее и сами израильтяне должны были выполнять трудовую повинность четыре месяца в году. Рост налогообложения привел к восстанию, в результате которого произошел раскол страны. На севере возникло новое Израильское царство, центром которого с IX в. до н.э. стал город Самария. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разгромил Израильское царство и переселил в Мидию Месопотамию 27 тыс. израильтян. С падением Ассирии восстанавливается самостоятельность Иудейского царства. Проводится ряд реформ, важнейшими из которых являются утверждение единобожия и возобновление действия старого закона об ограничении долгового рабства шестью годами. Палестина становится объектом борьбы между Египтом и Нововавилонским царством. В 609 г. до н.э. Иудея была покорена египетским фараоном Нехо II, а в 586 г до н.э. - войсками вавилонского царя Навуходоносора II. Кончилось "вавилонское пленение" израильтян в 538 г. до н. з., когда разгромивший Нововавилонское царство Кир разрешил евреям вернуться на родину и восстановил Иерусалим как храмовый центр. Таковы вкратце социально-экономические и политические условия создания Ветхого завета.

Ветхий завет состоит из трех частей Первая часть называется Закон ("Тора"). Она включает Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Вторую часть составляют Пророки ("Невиим"). Эта часть состоит из книг "старших", "младших" и 12 "малых" пророков. В третью часть входят Священные, или агиографические, писания ("Кетубим").

Вопросы экономической мысли не являются главными в Священном писании древних евреев. Тем не менее различные стороны экономической жизни израильтян не могли не найти отражение в этом сложном и многогранном произведении.

Через все произведение проходит развернутая критика ростовщичества, являющегося причиной разорения и долгового рабства соплеменников (Исх., 21: 1-7; Лев, 25: 39-41; Втор, 15: 12-18 и др.). "И был велик вопль народа и жен их к их братьям иудеям. Одни говорили: "Сынов наших и дочерей наших мы закладываем, чтобы купить нам зерна, есть и жить". Другие говорили: "Поля наши, виноградники наши и дома наши мы закладываем, чтобы купить зерно во время голода". Были и такие, которые говорили: "Серебро мы взяли в долг [под залог] полей наших и виноградников наших для уплаты налога царского". А ведь одной мы плоти с братьями нашими, как их сыновья - сыновья наши, и вот мы вынуждены отдавать сынов наших и дочерей наших в рабство; и среди наших дочерей уже имеются порабощенные, и нет средств у нас [для выкупа], в то время как поля и виноградники наши находятся в чужих руках"" (Неем., 5: 1-5) [16].

В Библии, тем не менее, нет характеристики ростовщичества и рабства как противоестественных социальной природе человека явлений, не содержится призыв к их полной ликвидации, установлению подлинного социального равенства. Предлагаются лишь паллиативные меры.

В частности, в уста бога вкладываются утверждения о том, что земля не должна отчуждаться и если она все же продана, то должна вернуться своему владельцу в юбилейный (пятидесятый) год (Лев., 25: 23-28).

Долговое рабство в Библии ограничивается шестью годами и указывается на целесообразность патриархального отношения к рабам, прежде всего из числа соплеменников, а также к метекам и поденщикам. "Если обеднеет [букв.: опустится] брат твой и ослабеет [букв.: пошатнется] рука его, - читаем мы в Библии, - то поддержи его как метека, и пусть продолжает жить с тобой. Не бери у него процентов, бойся Господа твоего, и пусть брат твой живет с тобой. Серебро свое не давай ему под проценты и пищу не давай ему в рост [или: за процентную надбавку].

Если обеднеет [букв.: опустится] брат твой и продастся тебе [в рабы], не заставляй его работать как раба; как наемник и как поселенец пусть будет он при тебе, до юбилейного года пусть работает у тебя" [17] (Лев, 25: 39-40). Библии осуждается и притеснение поденщиков (Втор., 14: 14-15), неоднократно подчеркивается мысль о необходимости отпуска на волю рабов со средствами к существованию (Втор., 15: 1-5, 7-11 и др.).

Большое место уделяется социальным обличениям пророческой литературе: "Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудия, гоните от ворот" (Ам, 5: 12) [18]. "Малые" пророки Осуждают произвол, критикуют роскошь и богатство, радуют за возврат к патриархальной жизни, призывают восстановлению традиционных норм и обычаев. Однако в условиях развития товарно-денежных отношений и рабства утопизм таких пожеланий очевиден В то же время стремление к "праведной жизни", критика различных форм угнетения, обвинения в социальной несправедливости не могли не встретить сочувствие угнетенных народных масс и рабов, что явилось в дальнейшем одной из 'важных причин возникновения и распространения раннего христианства

Экономическая мысль Передней Азии прошла долгий и содержательный путь. К числу важнейших достижений относится разработка вопросов учета, организации и управления государственным хозяйством. Были найдены различные формы государственного контроля за экономической деятельностью населения, получившие яркое воплощение в законах из Эшнунны, Хаммурапи, Хеттской державы и Ассирии. Важное значение имела защита населения от произвола ростовщиков в Вавилонии и Палестине. Протест населения против долгового рабства и ростовщичества нашел образную форму выражения в Ветхом завете Библии. В Нововавилонском царстве была выработана простая и универсальная форма обязательства для оформления товарно-денежных отношений, появились "деловые дома", выполнявшие функции первых банков.

В то же время экономическая мысль переднеазиатских государств еще не вычленилась в самостоятельную отрасль знания. Статьи, регулирующие экономические отношения в древних судебниках, переплетаются со статьями об уголовных делах, гражданское право причудливо соединено с семейным, информативное начало господствует над обобщением. Государство препятствует развитию частной заинтересованности и инициативы, тщательно контролируя экономическую деятельность своих граждан, осуществляя мелочную регламентацию условий торговли и найма, фиксацию товарных цен и т.д. Постоянные вторжения кочевников разрушают развитые экономические центры, надолго задерживая прогрессивное экономическое развитие наиболее цивилизованных народов.

Глава 2. Особенности зарождения экономической мысли в Древнем Египте

2.1 Материальные предпосылки возникновения и развития экономической мысли

Египет - одна из первых стран, на территории которых разложение первобытнообщинного строя привело к образованию государства. В результате объединения нижнеегипетского и верхнеегипетского царств в единое древнеегипетское в конце IV тыс. до н.э. возникло раннеклассовое общество, своеобразная государственная система земледельческих общин, для которой были характерны незавершенность процессов классообразова-ния, коллективные формы эксплуатации. В качестве объекта эксплуатации выступает земледельческая община, в качестве субъекта эксплуатации - ассоциация рентополучателей, непосредственно совпадающая с государством (государство и класс эксплуататоров в этом обществе совпадают).

В Египте, как и в других странах древнего Востока, возникают три основные отрасли управления: "финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ" [1]. Общественные работы были необходимы для постоянного регулирования режима Нила. Уже к началу III тыс. до н.э. была создана сложная общеегипетская система орошения, которую необходимо было постоянно поддерживать и улучшать. Ее организация явилась фактором, ускорившим формирование мощного бюрократического аппарата. В условиях большой централизации хозяйства, строгой регламентации процесса воспроизводства необходимы были многочисленные грамотные чиновники. Их подготавливали особые школы писцов, находившиеся при центральных ведомствах. Поэтому об экономических представлениях того времени мы можем судить прежде всего по произведениям, написанным государственными чиновниками.

Для того чтобы правильно понять место экономической мысли в общей системе древнеегипетских взглядов, необходимо хотя бы кратко остановиться на особенностях миросозерцания жителей Нильской долины. Прежде всего следует отметить, что экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой.

Главная особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов страны шла на "обеспечение" загробного существования (грандиозное строительство пирамид и заупокойных храмов, огромные затраты на содержание "дома вечности", расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа, и т.п.). Каждый мало-мальски зажиточный египтянин стремился еще при жизни построить себе гробницу (на что уходили годы и десятилетия). Кроме того, он обязан был поддерживать в надлежащем порядке гробницы предков, а также создавать специальный набор предметов, "необходимых" ему самому на том свете. Вполне понятно поэтому, что значительная часть дошедших до нас памятников письменности - это религиозная литература ("Тексты пирамид", "Мемфисский богословский трактат", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых", "Книга дыхания", "Книга прохождения вечности" и т.п.). Источники экономической мысли среди памятников письменности составляют ничтожное меньшинство. Основными из них являются:

1) для Раннего (ок.3100 - ок.2800 до н.э.) и Древнего царств (ок.2800-2250 до н.э.) - биографии вельмож (псевдоавтобиографии);

2) для Первого переходного периода (ок.2250-2050 до н.э.) - "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара", "Речения Ипусера" и "Пророчество Неферти";

3) для Среднего царства (ок. 2050 - ок.1750 до н.э.) и Второго переходного периода (ок.1710 - 1560 до н.э.) - "Повесть о красноречивом жителе оазиса", "История пастуха", "Поучение Ахтоя, сына Дуа-уфа, своему сыну Пиопи" и др.;

4) для Нового царства (ок.1580-1085 до н.э.) - "Анналы Тутмоса III", дипломатический архив в Ахетатоне, должностные инструкции о служебных обязанностях верховного сановника, "Большой папирус Гарриса", "Папирус Вильбура", школьные поучения, юридические документы и др.;

5) для Позднего периода (ок.1085-332 до н.э.) - архив арамейских документов из Элефантины, различные документы частного права (дарения земли храмам, договоры об аренде, найме и т.д.).

Задачей настоящей главы является не столько хронологический разбор отдельных памятников древнеегипетской мысли, сколько тематический, логический подход, основанный на выделении основных экономических проблем, которые были актуальны на протяжении всей истории Древнего Египта.

2.2 Вопросы организации и управления государственным хозяйством

Административно-хозяйственные документы, особенно хорошо сохранившиеся от эпохи Нового царства, являются важными памятниками экономической мысли. Они дают возможность глубоко и всесторонне охарактеризовать механизм управления государственным хозяйством в Древнем Египте, увидеть огромную бюрократическую машину в действии. Остановимся прежде всего на анализе тех документов, которые раскрывают особенности организации труда царских земледельцев и ремесленников - непосредственных производителей материальных благ.

В Древнем Египте осуществлялся строгий учет материальных и трудовых ресурсов. С этой целью периодически проводились переписи населения, составлялись земельные кадастры, учитывался скот и другие материальные ресурсы. Приведем в качестве примера стенную роспись гробницы писца войска, относящуюся к концу XV в. до н.э. Сопроводительный текст росписи гласит: "Учитывает всю страну пред его величеством [и] творит смотры ока каждого (т.е. всех людей) и численность войска, жречества хему царя, мастеров всех страны всей целиком (а также крупного рогатого) скота, птицы [и] мелкого скота всего, писец войска." [2].

Следует обратить внимание на то, что переписи населения осуществлялись по определенным разрядам: воины, жрецы, царские земледельцы и мастера. Истоки этой классификации восходят к эпохе первобытности, для которой было характерно деление на возрастные классы: дети (отроки), юноши, зрелые мужи, старики. Об этом свидетельствуют многочисленные источники." [Как] вышел человек из утробы матери своей, - читаем мы в школьном поучении (Анастаси II, 7, 3-4), - [так и] согнулся перед начальником своим: отрок сопровождает воина; юношу [отдают] в новобранцы; старика постоянно дают в земледельцы, [зрелый] муж (становится) воином" [3].

Каждый возрастной класс выполнял свои функции. Перевод в другой возрастной класс, распределение и перераспределение трудовых ресурсов по определенным профессиям являлись прерогативой представителей государственной власти. В ходе царских смотров часть прошедших соответствующую подготовку юношей становились чиновниками (писцами), часть пополняли ряды жрецов, часть становились воинами, часть - мастерами, оставшиеся превращались в царских земледельцев ("старика постоянно дают в земледельцы"). Условием повышения социального статуса царских земледельцев было получение образования или профессии, поэтому важное значение для продвижения по службе имела грамотность.

В древнеегипетской литературе мы постоянно встречаемся с поучениями - произведениями, прославляющими карьеру писца. Наиболее известным из них является "Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи". Появившееся еще в период Среднего царства, это сочинение пользовалось большой популярностью в последующие эпохи и дошло в списках иератических папирусов Нового царства времени правления XIX - XX династий.". Неграмотность - ничто, она равносильна зависимости", - утверждает Ахтой. Между тем". [занятие писца] превосходит любое занятие; нет равного ему в Земле этой (т.е. в Египте). [Ведь] он (т.е. писец) начинает процветать еще ребенком." [4]. Для обоснования этого тезиса профессия писца сравнивается с другими профессиями: медника, плотника, ювелира, гончара, строителя и т.д. Все они не идут ни в какое сравнение с профессией чиновника, писца. "Смотри, - заключает Ахтой, - нет занятий, свободных от начальников, кроме писца. Он - сам начальник. Смотри, нет писца, лишенного пропитания из имуществ Дома царя, да будет он жив, цел, здоров" [5].

"Поучение Ахтоя" - это не только обобщение житейской мудрости. Перед нами древнейшее описание социальной организации Древнего Египта. Дело в том, что противопоставление профессии писца другим профессиям, чиновничества - народу - не просто художественное сравнение или красивая метафора, направленная на приобщение молодежи к учебе и образованию. Ахтой показывает реальную альтернативу: если его сын не станет чиновником, ему придется заняться одной из указанных профессий. Как уже отмечалось, все население Древнего Египта было разбито на возрастные классы и социальные разряды, поэтому выбора - учеба или безделье, постижение письма или праздное, беззаботное существование - не было. Чтобы занять высокое положение в государственном аппарате, мальчику необходимо было учиться. В противном случае его ожидала участь воина, жреца, ремесленника или земледельца.

В Древнем Египте учитывались не только трудовые ресурсы, но и материальные, прежде всего земля. До нас дошли документы, в которых представлены результаты периодически проводившегося учета государственных земель. Наиболее известным из них является "Папирус Вильбура" [6]. Это земельный кадастр, в котором в сжатой форме отразились результаты осмотра и обмера государственных (царско-храмовых) земель на левом берегу реки Нила в Среднем Египте, в 4-й год правления Рамсеса V (в июле - августе 1158 г. до н.э.). В "Папирусе Вильбура", составленном в период разлива Нила, даются оценки норм валового сбора зерна (эммера и ячменя) в зависимости от типов земли, величины засеянной площади, средних норм урожайности (для каждого типа земли) и числа ответственных за сбор урожая земледельцев. В этом папирусе выделяются три типа земли в зависимости от урожайности. Если урожайность худшей - "высокой" (каит) - земли взять за 1, то урожайность средней - "уставшей" (тени) - земли составит 1,5, а лучшей - "свежей, девственной" (нехеб) - земли - 2. Такое соотношение определяется степенью орошения и использования земли. Высокие (хуже орошаемые) земли составляют первую категорию, а низкие (хорошо орошаемые) земли делятся на две категории: старые и новые. Необходимо отметить, что часто ответственными за сбор урожая являлись не сами непосредственные производители, а специальные чиновники государственной власти - "агенты" фиска, которые осуществляли контроль за деятельностью царских земледельцев, следили за выполнением "семенного предписания". Важную роль в обеспечении государственных поступлений играли центральные и местные храмы. Сохранилась надпись, которая повествует о том, как Рамсес IX хвалит "первого жреца" Амуна-Ра Аменхотепа "за исполнение", которое он "осуществил [в отношении] урожая, налогов, повинностей. людей дома Амуна-Ра, царя богов", находящегося под его контролем: "Ты доставлял их соответствующими их заданиям, ты передавал. то, что они производили, ты повелевал, чтобы образовывали они поступления сокровищниц, хранилищ, двойных житниц дома. Амуна-Ра, царя богов, за те поступления [с] голов [и] рук жителей хозяйства Амуна-Ра, царя богов. относительно которых ты распорядился, чтобы доставляли [их] фараону, твоему господину" [7]. По оценке советского египтолога И.А. Стучевского, за контроль над государственным (царско-храмовым) комплексом местные храмы получали 7,5% урожая, тогда как централизуемая часть, поступающая в государственную казну, составляла 22,5% [8]. Собранная с непосредственных производителей рента-налог использовалась в качестве материального обеспечения огромного культового строительства, осуществляемого государственной властью. На эти средства, в частности, содержались работники службы царского некрополя. О его функционировании можно судить по источникам второй половины II тыс. до н.э. из Дер эль-Медины (откуда до нас дошло свыше 19 тыс. древнеегипетских текстов). Документы царского некрополя рассказывают об особенностях планирования, организации и нормировании труда мастеров и вспомогательной рабочей силы (людей самдет). Как и все древнеегипетское население, работники царского некрополя были разбиты на возрастные классы и профессиональные категории. Каждая группа должностных лиц получала наряд на выполнение определенной работы в соответствии с общим планом. Существовали декадные и месячные нормы. Десятидневные нормы устанавливались, в частности, для горшечников, дровосеков, прачечников и т.д.; месячные - для садовников, рыбаков и др. Важную роль в организации труда непосредственных производителей материальных благ играли государственные чиновники - писцы царского некрополя. Они направляли на работу людей, устанавливали нормы труда, проверяли их выполнение, выдавали зерновой паек и другие продукты питания.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта