Главная страница

История экономических учений. 1. История экономических учений. Экономическая мысль Древнего Во. Экономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты


Скачать 91.67 Kb.
НазваниеЭкономическая мысль возникла на заре существования цивилизации. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты
АнкорИстория экономических учений
Дата26.02.2020
Размер91.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1. История экономических учений. Экономическая мысль Древнего Во.docx
ТипРеферат
#109968
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Взгляды Ли Куя на важную роль земледелия в укреплении государства развил крупнейший представитель школы легистов Гунсунь Ян (390-338 до н.э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна - правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в "Книге правителя области Шан", составленной его учениками в конце IV - первой половине III в. до н.э.

В концепции Шан Яна сельскому хозяйству, а точнее, хлебопашеству отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения завоевательных войн. Шан Ян подчеркивал, что "государство добивается процветания [при помощи двух средств]: земледелием и войной" [10].

Через весь трактат Шан Яна проходит мысль о запущенном состоянии сельского хозяйства тогдашнего Китая. Мыслитель сетовал, что многие земли заброшены из-за злоупотреблений корыстных чиновников, которые затягивали время выполнения крестьянами трудовых повинностей и не соблюдали закон о налогах. Обуздать чиновников - важная задача правителя. Для этого Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.

Шан Ян показал, что Государство с помощью законов должно проводить активную политику "возвращения к земле". Для этого необходимо было привлечь к земледелию "нахлебников", "кутил", "бродячих бездельников". Легист выступил против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных торговцев. "Пусть торговцы, - считал он, - не имеют возможности скупать зерно, а земледельцы продавать его [купцам]". Будучи противником скупки зерна по дешевой цене и спекуляции им в неурожайные годы, Шан Ян предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием. Шан Ян советовал произвести учет купцов, их людей, а также принадлежащих им рабов и всех привлечь к выполнению государственных повинностей,

Шан Ян показал, что действенной мерой повышения цен на вино и мясо будет введение на них высоких налогов. В этом случае " [в стране] станет меньше торговцев, земледельцы не станут наслаждаться обильными возлияниями, а высшие сановники не смогут бражничать и чревоугодничать" [11]. Крестьяне вернутся к своим полям, а чиновники - к исполнению государственных дел.

Легист был обеспокоен последствиями разложения свободного общинного крестьянства, переходом обедневших общинников под покровительство аристократии и чиновников-землевладельцев. Он был противником превращения свободного податного населения в арендаторов, наемных работников и рабов. Стремясь поставить под государственный контроль податное сельское население, Шан Ян выступал за определенную консервацию деревенской общины. Он предлагал запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян, которые уходили на заработки или переселялись в города, а также освободить от зависимости "младших сыновей" бедных семей, попавших в кабалу к крупным землевладельцам. "Младших сыновей" предлагалось поставить на довольствие и использовать при отработке государственных повинностей. Шан Ян предложил ввести в деревне, кроме того, "систему взаимной ответственности за преступления". Интересно, что система круговой поруки и была введена Шан Яном в царстве Цинь в 351 г. до н.э.

Шан Ян являлся сторонником государственной монополии на добычу и производство соли и железа. Причем эта идея была осуществлена и проводилась в жизнь многими династиями старого Китая.

В противовес Конфуцию Шан Ян выступил как ярый противник культуры во всех ее проявлениях. Если люди не любят ученость, подчеркивал он, они считают, что важнее всего заниматься земледелием. Легист призывал уничтожить ряд "паразитов": книги, музыку, нормы этики конфуцианцев, почитание старых порядков, острый ум. Одновременно в разряд "паразитов" он зачислил и стремление беспечно жить на склоне лет, пристрастие к роскоши, красивой одежде и вкусной пище, стяжательство, пренебрежение своими обязанностями. В "простоте" народа, а точнее - в его невежестве, Шан Ян видел основу успешного управления государством. "Если люди глупы, - заявлял он, - их легко принудить к тяжкому труду, а если они умны, то принудить нелегко. "

Могущество государства Шан Ян видел не в народе, а в армии. На государство, почитающее силу, трудно напасть. Суровые наказания признавались одним из главных инструментов государственной политики. Поэтому необходим " [правитель, который] внушает трепет, одним [усилием] добивается десятикратной [выгоды], одним звуком своего голоса добивается успеха". Война должна служить укреплению личной власти императора.

Выступая против родовой аристократии, Шан Ян проповедовал принцип "равных возможностей" при выдвижении людей на административные посты. Но в его схеме централизованного управления чиновникам отводилась роль простых исполнителей воли правителя, "учетчиков богатства".

Другим представителем школы легистов был Хань Фэй (ум.233 до н.э.). Трактат "Хань Фэй-цзы", написанный самим Хань Фэем и его учениками, представляет собой сочинение, обобщающее все теоретические достижения легизма. Большое значение при этом имела выдвинутая Хань Фэем концепция прогрессивного развития общества. Он считал, что главная причина изменений в обществе - это рост населения. В древности земных плодов и кореньев было много, поскольку людей было мало.

Яркое представление о развитии экономической мысли Древнего Китая дает трактат "Янь те лунь" ("Рассуждения о соли и железе"), отражающий дискуссию между ле-гистами и конфуцианцами (81 до н.э.) по вопросу монополии государства на добычу соли и производство железных изделий. Дело в том, что введение в 120 г. до н.э. императором У-ди этой монополии привело к ухудшению качества железных орудий. Кроме того, стали богатеть чиновинки, контролирующие эти отрасли. Все это позволило конфуцианцам выступить с критикой государственной политики. Они настаивали на реставрации такой системы, где земледелие являлось бы основным занятием народа. По их мнению, нельзя проводить политику усиления "побочных занятий" - ремесла и торговли. Конфуцианцы требовали упразднения государственных монополий и "системы рыночного выравнивания". Они подчеркивали, что "рыночное выравнивание" не исключает спекуляции и злоупотреблений чиновников.

Легисты, представлявшие интересы государственной власти, видели причину нехватки продовольствия в стране в недостаточном снабжении земледельцев орудиями труда. Поэтому изъяны экономической системы следовало, по их мнению, искать не в ослаблении земледелия, а в развитии ремесла и торговли. По их мнению, государственные монополии были введены для ограничения прибылей торговцев. Легисты считали, что богатства приобретаются не благодаря тяжелому физическому труду, а за счет манипуляций на рынке. Кроме того, железные орудия и военное снаряжение крайне важны для страны, государство не может допустить, чтобы они попали в частные руки.

Таким образом, легисты отдавали предпочтение углублению общественного разделения труда между сельским хозяйством и ремеслом. Нехватка орудий, несомненно, отрицательно сказалась бы на агрикультуре. Однако легисты ничего не могли противопоставить доводам конфуцианцев о низком качестве сельскохозяйственной техники. При этом конфуцианцы высказывали плодотворную идею о необходимости производства более совершенных орудий, соответствующих характеру почвы. "Рассуждения о соли и железе" свидетельствуют о высоком уровне древнекитайской экономической мысли, о том, что практика становилась основой проверки и отбора идей.

Легизм дискредитировал себя в условиях террористического режима империи Цинь (III в. до н.э.) Однако многие идеи, получившие свое воплощение в ходе создания централизованной империи, отразились в господствующей идеологии.

3.3 Трактат "Гуань-цзы" о государственном регулировании экономики

Трактат "Гуань-цзы" занимает особое место в истории общественной мысли Китая. В начале IV в. правитель могущественного царства Ци основал своего рода академию - "Дворец наук у западных ворот", где работало несколько тысяч ученых. Ученые академии написали более 500 сочинений, которые были объединены одним общим названием "Гуань-цзы". До нас дошло лишь 76 глав этого поистине энциклопедического труда. Среди ученых академии, по-видимому, были и экономисты. По крайней мере в трактате достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

Авторы трактата, изучив действие товарно-денежных отношений, предлагали использовать их при создании механизма стабилизации натурального хозяйства. В трактате остро ставилась проблема защиты хозяйства от рыночной стихии посредством выравнивания товарных цен. "Рынок - это то, - отмечалось в "Гуань-цзы", - по чему узнают порядок и беспорядок [в состоянии хозяйства]". Если правитель "сам держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна может быть в устойчивом состоянии" [13].

В "Гуань-цзы" подчеркивалось, что важнейшим условием стабилизации экономики является "усиление земледелия", а также создание государством постоянных хлебохранилищ. Однако ни ремесло, ни торговля не считались бесплодными занятиями. В трактате было предложено провести широкую регламентацию труда и жизни служилого люда, земледельцев, ремесленников, торговцев. Эти "четыре группы народа" должны были не менять занятия, а передавать свои знания, навыки и обычаи младшим

Для стабилизации положения основной социальной группы населения - земледельцев необходимо было провести ряд мероприятий. Чтобы "управлять землей", государству нужно знать ее природные свойства. В трактате делалась попытка установления шкалы качества земли. При "выравнивании земли" должно учитываться плодородие почвы.

В "Гуань-цзы" подчеркивалось, что следует более равномерно распределять посевные участки и не отвлекать крестьян во время земледельческих работ. Более гибкой следует сделать и податную систему: уровень налогообложения должен соответствовать качеству земли. Таким образом, речь идет о создании земельного кадастра. В "Гуань-цзы" предлагалось ввести количественные нормы повинностей и изменять их исходя из ситуации в стране. Интересно, что в трактате есть идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну прибылью от эксплуатации природных ресурсов. Согласно "Гуань-цзы", для управления государством лучше всего взять в казну "горы и моря", а надбавки к цене соли и железа должны заменить налоговые сборы. Помимо этих мер авторы трактата предлагали также произвести "выравнивание как труда, так и получаемых земельных участков". Чтобы достичь устойчивости хозяйства, необходимо, по их мнению, дать точные количественные соотношения между числом производителей и "едоков", учитывая также продуктивность земли. Трактат ставил перед государством одну важную задачу - регулировать цены одинаково по всей стране. Это должно было "пресечь [возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.]".

В "Гуань-цзы" был выдвинут "принцип уравновешивания хозяйства". Для этого у правителя должно накапливаться до половины всего хлеба. Он "распоряжается продовольствием [своих подданных], управляет их средствами потребления, регулирует их избытки и контролирует их недостатки". Весь механизм регулирования состоит в том, что "искусный правитель пускает в обращение то, в чем народ испытывает недостаток, и держит у себя то, что у народа в избытке". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну большие прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов оно делает закупки дешевых товаров.

В целях поддержания экономического равновесия "Гуань-цзы" предложил применять количественные нормативы регламентации производства. "Вместо того чтобы уравновешивать при помощи налогов, - советовали авторы трактата, - нормируйте при помощи денег". Государство, зная об избытке хлеба (сверх нормы потребления) у крестьян плодородного района, устанавливало норму выпуска денег, с помощью чего происходила закупка излишков зерна. Спрос на продовольствие со стороны государства способствовал бы росту хлебных цен. Зная о недостатке хлеба в горных районах, государство предоставляло бы населению денежные кредиты для закупки продовольствия, цена которого выросла. В результате такой операции государство концентрировало бы в своих руках огромные денежные ресурсы. В этих условиях "деньги будут дороги, а вещи будут дешевы" и государство вновь может повторять предложенную форму товарообмена с населением. Однако выгодная для казны операция приостанавливается " [лишь тогда], когда [деньги] начинают подниматься [по стоимости] " [14].

"Гуань-цзы" удалось установить некоторые закономерности развития денежного хозяйства в условиях простого товарного производства. Авторы трактата пришли к выводу, что рост товарных цен приводил к удешевлению денег. В этих условиях государству для нейтрализации торгово-ростовщического капитала необходимо было повышать продовольственные цены.

Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Многие его идеи были использованы в хозяйственной практике. В нем была выдвинута плодотворная мысль о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Представляло большой интерес исследование денежного хозяйства. Авторы трактата не только открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

3.4 Социальные утопии

В Древнем Китае возникали социальные утопии, отражавшие в той или иной мере чаяния народных масс. Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао-цзы (VI - V вв. до н.э.) - современник Конфуция. Считается, что Лао-цзы является автором "Дао дэ цзина" - канонической книги даосов. Основная категория этого сочинения - дао. Это понятие означало у Лао-цзы естественный (соответствующий их природе) путь вещей, который не допускал какого-либо внешнего вмешательства. С этих позиций Лао-цзы выступал против достижений цивилизации, которые нарушают дао. Излишние богатства знати Лао-цзы объявлял разбоем и бахвальством, считал нарушением дао. "Нет большего несчастья, - отмечал мыслитель, - чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению [богатств] " [15].

Что же означало следовать дао, или естественности? Прежде всего Лао-цзы советовал соблюдать принцип недеяния, уменьшить личные желания и освободиться от страстей. Он предлагал в управлении страной не опираться на знания, отменить запретительные законы, поскольку, когда их много, народ становится бедным. "Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны", - замечал Лао-цзы. По его мнению, возврат к естественному состоянию приводит к уравнению имущества: "Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао - наоборот" [15]. Более того, Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда.

Социальная утопия Лао-цзы, безусловно, содержала элементы реакционности - полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средством их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в "естественное" состояние первобытного мира.

Другим крупнейшим представителем даосизма был Чжуан Чжоу (369-286 до н.э.), или Чжуан-цзы. Он полагал, что нельзя считать умными людей, собирающих богатства для "большого вора". "Укравшего поясную пряжку казнят, - говорил он, - а укравший государство становится правителем". Чжуан-цзы считал, что воровство становится все более изощренным при применении знаний и измерительных приборов. Необходимо отказаться от знаний и культурных ценностей, "и тогда люди в Поднебесной начнут обретать собственное мастерство в труде" [13], а великое мастерство естественно.

Известной философской школой Древнего Китая был моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы), который жил в V в. до н.э. (479 - 400 до н.э.). Основным источником моизма является дошедшая до нас книга "Мо-цзы". Она представляет собой труд коллектива философов, написанный в III - II вв. до н.э.

Моисты принадлежали к прослойке "служилых", но их идеи отражали настроения трудовых низов китайского общества - ремесленников, земледельцев, мелких торговцев. Мыслители считали, что высшая ценность - это народ. Воля Неба и воля народа совпадают. Небо - образец для государя, поэтому он должен любить народ. Но пока знатные люди развлекаются колокольным звоном и барабанным боем, где простой люд возьмет пищу и одежду?

Социальный идеал моистов основывался на ряде важных положений. Первое условие достижения счастья - усердный труд. "Кто опирается на усилия [в труде], - подчеркивалось в книге, - тот живет". Монеты наивно полагали, что господствующие сословия перестанут вести паразитический образ жизни.

Но высшими принципами учения моистов были "всеобщая любовь" и "взаимная выгода". По их мнению, Небо не различает ни знатных, ни бедных. Все люди - слуги Неба, и оно кормит всех. Так монеты выражали идею естественного равенства людей. Но Небо не только кормит, но и питает всеобщую любовь ко всем живущим. Оно желает, "чтобы люди взаимно любили друг друга и приносили друг другу пользу".

Мо Ди и его сторонники считали, что беспорядки в стране происходят оттого, что люди не любят друг друга. Но и просто любви для поддержания порядка было недостаточно. Злые люди питают "отдельную любовь", и лишь "всеобщая выгода и всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу" [14]. Моизм поставил важную проблему о соотношении общего и частного интересов. "Всеобщая любовь" не исключает любви к себе, но нужно одинаково любить других людей и себя. Поздние монеты представляли всеобщую любовь как равноправные отношения между людьми, а всеобщую пользу - как сумму отдельных интересов. Поэтому взаимосвязь любви и пользы они рассматривали как стремление принести конкретному человеку такую пользу, которая полезна именно ему.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта