Главная страница
Навигация по странице:

  • экономических

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Экономические учения древняя индия


    Скачать 43.5 Kb.
    НазваниеЭкономические учения древняя индия
    АнкорЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
    Дата24.01.2021
    Размер43.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.doc
    ТипДокументы
    #170933

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
    Изучая историю ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли древней Индии, следует, прежде всего, обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как "Махабхарата" и "Рамаяна". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

    В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

    "Законы Ману" составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально- экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

    В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

    Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

    Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

    За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

    Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

    Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

    Помимо законов Ману на протяжении IV-III вв. до н. э. Свидетельством древнеиндийской экономической мысли является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»).Его автором является некий Каутилья ( советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан. И каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

    "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли Индии того времени. "Артхашастра" характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.

    "Артхашастра" повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось, что "для ариев не должно быть рабства". Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

    В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

    "Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию ЭКОНОМИЧЕСКОЙ роли государства. В ней проводилась типичная для ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

    Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально- экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.

    Список литературы

    1. Дж. М. Робертс. Доисторическое время и первые цивилизации.

      1. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том 1. – М.: БММ АО, 1998.

    2. Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: АСТ-пресс, 1998.

    3. Е.Ф. Борисов «Экономическая теория в вопросах и ответах», Москва, ЮРИСТ, 2000 г.

    4. В.Я. Иохин «Экономическая теория», Москва, ЮРИСТ, 2000 г.

    5. Под редакцией Д.Д. Москвина «Основы экономической теории. Политэкономия», Эдиториал УРСС, Москва, 2001 г.

    6. С.В. Мочерный, В.Н. Некрасов, В.Н. Овчинников, В.В. Секретарюк В.В.

    7. Э. Райхлин «Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции», Москва 1995 г.

    8. «Экономическая теория: Курс лекций», Иркутск, изд-во ИГЭА, 1996 г.

    9. «Экономическая теория: Хрестоматия», сост. Е.Ф. Борисов, Москва, Высшая школа,1995 г.


    написать администратору сайта