|
13)Экономическое, культурное и духовное развитие Узбекистана в г. Экономическое, духовное и культурное развитие узбекистана за годы независимости
- Дальнейшее углубление рыночных преобразований и либерализация экономики, обеспечение устойчивых и сбалансированных темпов роста, структуризация и модернизация экономики. - Дальнейшее развитие частного сектора, повышение его удельного веса в экономике страны, последовательное снижение присутствия государства в экономике. - Всесторонняя поддержка развитию малого бизнеса и фермерства, решение на этой основе проблем занятости населения и повышения благосостояния людей. - Углубление реформ в банковской и финансовой системе. - Совершенствование налоговой системы. - Учитывая, что около 66% населения проживает на селе, особое внимание в процессе осуществлении рыночных преобразований в Узбекистане уделяется аграрному сектору. Кроме того, именно в аграрном секторе экономики кроются в настоящее время значительные резервы. Вовлекая их, возможно не только улучшить обеспечение населения продовольствием и промышленности сырьем, но и обеспечить достаток населения республики, проживающего на селе. Село - это и важнейший источник национального дохода, основная статья поступления валюты. Но самое главное, село- это то звено в экономике и социальной жизни, а следовательно и в политике, через которое вся республика придет к благополучию и достатку. Основа аграрной политики - отказ государства от прямого регламентирования сельскохозяйственного производства.
Приоритетной задачей является вопрос о собственности на землю. Учитывая дефицит поливных земель в Узбекистане, законодательно закреплена невозможность передачи земли в частную собственность, ее используют на правах долгосрочной аренды. В «Законе о земле» и других нормативных актах были разработаны правовые основы проведения реформы в сельском хозяйстве. В результате преобразований коллективных и государственных форм хозяйствования, не оправдавших себя в годы советской власти и не отвечающих интересам крестьян, были созданы новые виды хозяйств -фермерские и дехканские хозяйства. В укреплении материального положения населения села большое значение имело политика по развитию личных подсобных и дехканских хозяйств за счет сокращению площадей под хлопок. Подсобные хозяйства за счет передачи им земли только в 1997 г. расширились почти на 600000 га и заняли около 3 млн. га, а ведь только в 1989 г. в личном хозяйстве сельских работников находилось лишь 257 тыс. га земли. Постепенно ликвидируется монокультура хлопка. За счет этого получило развитие зерноводство. Ежегодно Узбекистан производит около 7 млн. т. зерна, тем самым обеспечена зерновая независимость республики. - Приоритетной задачей является вопрос о собственности на землю. Учитывая дефицит поливных земель в Узбекистане, законодательно закреплена невозможность передачи земли в частную собственность, ее используют на правах долгосрочной аренды. В «Законе о земле» и других нормативных актах были разработаны правовые основы проведения реформы в сельском хозяйстве. В результате преобразований коллективных и государственных форм хозяйствования, не оправдавших себя в годы советской власти и не отвечающих интересам крестьян, были созданы новые виды хозяйств -фермерские и дехканские хозяйства. В укреплении материального положения населения села большое значение имело политика по развитию личных подсобных и дехканских хозяйств за счет сокращению площадей под хлопок. Подсобные хозяйства за счет передачи им земли только в 1997 г. расширились почти на 600000 га и заняли около 3 млн. га, а ведь только в 1989 г. в личном хозяйстве сельских работников находилось лишь 257 тыс. га земли. Постепенно ликвидируется монокультура хлопка. За счет этого получило развитие зерноводство. Ежегодно Узбекистан производит около 7 млн. т. зерна, тем самым обеспечена зерновая независимость республики.
Дальнейшему укреплению базы реформ в сельском хозяйстве в республике способствовало принятие на X сессии Олий Мажлиса (декабрь 1997 г.) законов «Земельный кодекс», «О дехканском хозяйстве», «О земельном кадастре». Важнейшим направлением современной аграрной политики является высвобождение и использование рабочих рук, занятых в сельском хозяйстве. Как показывают расчеты, у нас на селе занято 6,5 млн. трудоспособного населения. Само сельское хозяйство не может поглотить такое количество рабочих рук. Поэтому особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса на селе. В 2000 г. на укрепление материальной базы субъектов малого и среднего бизнеса кредитные банки Узбекистана выделили 4 млрд. 100 млн. сум, из которых 42% непосредственно на развитие фермерских и дехканских хозяйств. В 2006 г. 86% хлопка–сырца, 75% зерна было произведено фермерскими хозяйствами. На сегодняшний день в Узбекистане функционируют порядка 190 тысяч фермерских хозяйств, в них занято более 1,4 млн. людей. Фермерские хозяйства по существу стали основной формой сельскохозяйственного производства, главным локомотивом в обеспечении его устойчивого роста. - Дальнейшему укреплению базы реформ в сельском хозяйстве в республике способствовало принятие на X сессии Олий Мажлиса (декабрь 1997 г.) законов «Земельный кодекс», «О дехканском хозяйстве», «О земельном кадастре». Важнейшим направлением современной аграрной политики является высвобождение и использование рабочих рук, занятых в сельском хозяйстве. Как показывают расчеты, у нас на селе занято 6,5 млн. трудоспособного населения. Само сельское хозяйство не может поглотить такое количество рабочих рук. Поэтому особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса на селе. В 2000 г. на укрепление материальной базы субъектов малого и среднего бизнеса кредитные банки Узбекистана выделили 4 млрд. 100 млн. сум, из которых 42% непосредственно на развитие фермерских и дехканских хозяйств. В 2006 г. 86% хлопка–сырца, 75% зерна было произведено фермерскими хозяйствами. На сегодняшний день в Узбекистане функционируют порядка 190 тысяч фермерских хозяйств, в них занято более 1,4 млн. людей. Фермерские хозяйства по существу стали основной формой сельскохозяйственного производства, главным локомотивом в обеспечении его устойчивого роста.
- Новый этап в реализации «узбекской модели» начался с 2008 года и продолжается по настоящее время. Он характеризуется началом и обострением мирового финансово-экономического кризиса. Диверсифицированная структура внешнеторгового оборота Узбекистана, которая явилась результатом следования принципам «узбекской модели» развития, стала надежной «подушкой безопасности» в условиях ползучей экспансии мирового экономического кризиса. В 2009 году вышла книга И. Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана».
За годы независимости глубокие перемены произошли и в духовной сфере. С первых дней независимости в Узбекистане большое внимание уделяется возрождению векового духовного наследия, исконных ценностей народа. Духовное совершенствование общества, формирование идеи национальной независимости стало составной частью укрепления суверенитета Узбекистана. Особое место в развитии духовной культуры, в воспитании всесторонне развитой молодежи занимает возрождение наследия великих предков народов Узбекистана таких, как Беруни, Ибн Сина, ал-Бухори, ат- Термези, Мотуруди, ал-Фаргони, Б.Накшбанди, Алишера Навои и др., а также государственных деятелей- Амира Темура, Улугбека, Мангуберди и многих других. Особую роль в восстановленияи духовного наследия играют фонды «Олтин мерос» («Золотое наследие»), имени имама аль – Бухари. В 1994 г. было образовано общество «Маънавият и маърифат» («Духовность и просветительство»). Большая работа за годы независимости проведена по возвращению запрещаемых в советский период национальных и религиозных традиций, обычаев и праздников. В частности, несомненным достижением явилось восстановление несправедливо забытых праздников Навруз, Рамазан – Хайит, Курбан - Хайит и др. Учитывая роль ислама в возрождении национальной духовности, правительство республики инициировало восстановление мечетей и мусульманских учебных заведений. Так, за годы независимости восстановлено или построено заново 3000 мечетей, открыт Исламский университет, научно- исследовательский центр исламоведения и академический лицей при университете. В общем русле возрождения духовных ценностей происходит восстановление прежних религиозно- духовных ценностей и представителей всех других конфессий, действующих в Узбекистане. Им возвращены церкви, молебные дома, созданы равноправные условия для отправления культов, обеспечения своей духовной и просветительской деятельности. В целом к настоящему времени в Узбекистане действуют 15 конфессий и официально зарегистрировано 2061 религиозная организация. - За годы независимости глубокие перемены произошли и в духовной сфере. С первых дней независимости в Узбекистане большое внимание уделяется возрождению векового духовного наследия, исконных ценностей народа. Духовное совершенствование общества, формирование идеи национальной независимости стало составной частью укрепления суверенитета Узбекистана. Особое место в развитии духовной культуры, в воспитании всесторонне развитой молодежи занимает возрождение наследия великих предков народов Узбекистана таких, как Беруни, Ибн Сина, ал-Бухори, ат- Термези, Мотуруди, ал-Фаргони, Б.Накшбанди, Алишера Навои и др., а также государственных деятелей- Амира Темура, Улугбека, Мангуберди и многих других. Особую роль в восстановленияи духовного наследия играют фонды «Олтин мерос» («Золотое наследие»), имени имама аль – Бухари. В 1994 г. было образовано общество «Маънавият и маърифат» («Духовность и просветительство»). Большая работа за годы независимости проведена по возвращению запрещаемых в советский период национальных и религиозных традиций, обычаев и праздников. В частности, несомненным достижением явилось восстановление несправедливо забытых праздников Навруз, Рамазан – Хайит, Курбан - Хайит и др. Учитывая роль ислама в возрождении национальной духовности, правительство республики инициировало восстановление мечетей и мусульманских учебных заведений. Так, за годы независимости восстановлено или построено заново 3000 мечетей, открыт Исламский университет, научно- исследовательский центр исламоведения и академический лицей при университете. В общем русле возрождения духовных ценностей происходит восстановление прежних религиозно- духовных ценностей и представителей всех других конфессий, действующих в Узбекистане. Им возвращены церкви, молебные дома, созданы равноправные условия для отправления культов, обеспечения своей духовной и просветительской деятельности. В целом к настоящему времени в Узбекистане действуют 15 конфессий и официально зарегистрировано 2061 религиозная организация.
Как показывает мировая практика, успехи развития страны во многом зависят от уровня образования, науки и научно – технического прогресса. Поэтому в Узбекистане приоритетное внимание уделяется обновлению системы образования и подъему науки. 63процента населения Узбекистана составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Расходы на образование и науку составляют 38% в госбюджете, 12% национального продукта тратится на образовательную сферу, в то время как в мире этот показатель не превышает 3-5%. По данным Всемирного банка, уровень грамотности в Узбекистане составляет 99,3%. Концепция реформы образования нашла отражение в Законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров принятых 29 августа 1997 г. на X сессии Олий Мажлиса. В основу концепции были заложены следующие принципы: гуманизм, демократичность образования и воспитания, непрерывность, последовательность, научность и светский характер системы образования, приоритет общечеловеческих и национальных культурно – духовных ценностей, независимость образовательных учреждений от политических партий и движений. Дальнейшее совершенствование общеобразовательной школы и повышение ее роли в воспитании гармонично развитой личности предусматривает Указ Президента страны «О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004-2009 гг.» Согласно этой Программе, предусматривается в течении 5 лет реконструировать 90% школ, оснастит их мебелью, современным учебно–лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, спортивным инвентарем и новейшей учебно-методической литературой. На эти цели запланировано выделить один триллион двести миллиардов сумов. - Как показывает мировая практика, успехи развития страны во многом зависят от уровня образования, науки и научно – технического прогресса. Поэтому в Узбекистане приоритетное внимание уделяется обновлению системы образования и подъему науки. 63процента населения Узбекистана составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Расходы на образование и науку составляют 38% в госбюджете, 12% национального продукта тратится на образовательную сферу, в то время как в мире этот показатель не превышает 3-5%. По данным Всемирного банка, уровень грамотности в Узбекистане составляет 99,3%. Концепция реформы образования нашла отражение в Законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров принятых 29 августа 1997 г. на X сессии Олий Мажлиса. В основу концепции были заложены следующие принципы: гуманизм, демократичность образования и воспитания, непрерывность, последовательность, научность и светский характер системы образования, приоритет общечеловеческих и национальных культурно – духовных ценностей, независимость образовательных учреждений от политических партий и движений. Дальнейшее совершенствование общеобразовательной школы и повышение ее роли в воспитании гармонично развитой личности предусматривает Указ Президента страны «О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004-2009 гг.» Согласно этой Программе, предусматривается в течении 5 лет реконструировать 90% школ, оснастит их мебелью, современным учебно–лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, спортивным инвентарем и новейшей учебно-методической литературой. На эти цели запланировано выделить один триллион двести миллиардов сумов.
В соответствии с Программой в 2006 г. введены в эксплуатацию 61 новых школ, произведена капитальная реконструкция 385 и ремонт 530 школ. Обозначились перемены и в структуре образования. Уже с начала XXI века в республике, помимо традиционных учебных заведений, функционирует 185 гимназий, 292 лицея, 47 академических лицея, 260 профессиональных колледжей, 61 вуз, в том числе 17 университетов. Только в 2006 г. введено в эксплуатацию 6 академических лицеев на 8 тысяч ученических мест, 124 профессиональных колледжа на 70 тысяч мест. Приобретено учебно-лабораторного оборудования на 8,7 млрд. сумов и 15 млн. долларов США. В системе высшего образования введена двухступенчатая структура обучения –бакалавриат (4 года) и магистратура (2года). За годы независимости был открыт ряд учебных заведений которых раньше не было: Военная академия, Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский авиационный институт. С сентября 2001 года стала действовать Высшая школа бизнеса, преподавание в которой осуществляется профессорами ведущих зарубежных стран. В 2002 г. Кабинет Министров Узбекистана принял Постановление об организации в Ташкенте Международного Вестминстерского Университета. В 2006 г. при Национальном университете Узбекистана был открыт филиал Московского государственного университета им. Ломоносова, кроме того был открыт Туринский политехнический университет. В 2014 году намечается открытие южнокорейского университета ИНХА. - В соответствии с Программой в 2006 г. введены в эксплуатацию 61 новых школ, произведена капитальная реконструкция 385 и ремонт 530 школ. Обозначились перемены и в структуре образования. Уже с начала XXI века в республике, помимо традиционных учебных заведений, функционирует 185 гимназий, 292 лицея, 47 академических лицея, 260 профессиональных колледжей, 61 вуз, в том числе 17 университетов. Только в 2006 г. введено в эксплуатацию 6 академических лицеев на 8 тысяч ученических мест, 124 профессиональных колледжа на 70 тысяч мест. Приобретено учебно-лабораторного оборудования на 8,7 млрд. сумов и 15 млн. долларов США. В системе высшего образования введена двухступенчатая структура обучения –бакалавриат (4 года) и магистратура (2года). За годы независимости был открыт ряд учебных заведений которых раньше не было: Военная академия, Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский авиационный институт. С сентября 2001 года стала действовать Высшая школа бизнеса, преподавание в которой осуществляется профессорами ведущих зарубежных стран. В 2002 г. Кабинет Министров Узбекистана принял Постановление об организации в Ташкенте Международного Вестминстерского Университета. В 2006 г. при Национальном университете Узбекистана был открыт филиал Московского государственного университета им. Ломоносова, кроме того был открыт Туринский политехнический университет. В 2014 году намечается открытие южнокорейского университета ИНХА.
- В целом система образования в Узбекистане основана на учебных программах международно-признанного базового комплекса знаний. В области образования республика сотрудничает с ведущими организациями такими, как АКСЕЛС, АЙРЕКС, КАПЕ, Британский Совет, фондом Конрада Аденауэра и др. О значительных достижениях Узбекистана в перестройке образовательной сферы свидетельствует тот факт, что в 2001 г. Узбекистан, единственный из 190 стран- членов ЮНЕСКО, был награжден, учрежденным в 2000 году, призом «Опора мира» ООН по вопросам образования, науки и культуры.
- В Узбекистане деятельность по духовно- нравственному совершенствованию общества сочетается с укреплением физического здоровья нации. За годы независимости в республике осуществлена большая работа по развитию физкультуры и спорта. В сентябре 1993 года Узбекистан стал членом Международного Олимпийского Комитета. Важную роль в развитии спорта сыграла Государственная программа по развитию спорта, разработанная Кабинетом Министров. На ее основе ежегодно проводятся мероприятия направленные на развитие массового спорта в республике. Так например, «Умид нихоллари», «Баркомол авлод», «Универсиада».
В преобразовательных процессах нашего общества существенно повышается роль науки. Научно – исследовательский комплекс республики включает в себя 362 учреждения академического, вузовского и отраслевого профиля, в том числе 101 научно–исследовательский институт, 55 научно-исследовательских вузов, 32 научно – производственных объединения, 30 информационно – вычислительных центров. Ядром научного потенциала остается Академия наук РУз, где функционируют такие крупные научные учреждения, как Институт ядерной физики, НПО «Биолог», Астрономический институт, Институт археологии, Институт истории. Важным событием стало восстановление Академии Маъмуна (1994 г.), где в свое время работали такие выдающиеся среднеазиатские мыслители, как Авиценна, Абу Райхон Беруни и мн. др. По республике научно –исследовательскую работу ведут около 46 тысяч человек. Среди них- около 3тыс. докторов наук, более 16.100 – кандитатов наук. Учеными республики созданы научные школы по важнейшим научным направлениям. В их числе исследования в области математики, геологии и сейсмологии, молекулярной генетики, биологии, медицины. - В преобразовательных процессах нашего общества существенно повышается роль науки. Научно – исследовательский комплекс республики включает в себя 362 учреждения академического, вузовского и отраслевого профиля, в том числе 101 научно–исследовательский институт, 55 научно-исследовательских вузов, 32 научно – производственных объединения, 30 информационно – вычислительных центров. Ядром научного потенциала остается Академия наук РУз, где функционируют такие крупные научные учреждения, как Институт ядерной физики, НПО «Биолог», Астрономический институт, Институт археологии, Институт истории. Важным событием стало восстановление Академии Маъмуна (1994 г.), где в свое время работали такие выдающиеся среднеазиатские мыслители, как Авиценна, Абу Райхон Беруни и мн. др. По республике научно –исследовательскую работу ведут около 46 тысяч человек. Среди них- около 3тыс. докторов наук, более 16.100 – кандитатов наук. Учеными республики созданы научные школы по важнейшим научным направлениям. В их числе исследования в области математики, геологии и сейсмологии, молекулярной генетики, биологии, медицины.
- Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что в короткие исторические сроки Узбекистану удалось добиться впечатляющих результатов в экономической, культурно- духовной сфере. Достигнутые успехи вселяют уверенность в будущее, так как уже заложен прочный фундамент устойчивого экономического роста и повышения уровня благосостояния народа, дальнейшего укрепления межнационального и гражданского мира, роста национального самосознания, четко определены ориентиры на перспективу.
- Исторические преобразования, осуществляемые за годы независимости, оказывают огромное влияние на формирование воззрений наших соотечественников. Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал, что ни один народ, четко представляющий свои жизненные цели, заботящийся о своем будущем, никогда не жил и не сможет жить без национальной идеи и идеологии. Без четко определенной цели любое государство и общество неизбежно собьются с пути.
Важнейшим фактором построения нового общества является сплоченность народа, осознания им цели и задач развития, межнациональный и гражданский мир Важным фактором реализации этой задачи является идеология национальной независимости. Как отметил И.А. Каримов на встрече ученых – обществоведов (май 1993 г.), единственной мощной силой, которая сможет вывести наших людей из духовного кризиса, объединить их вокруг цели – идеология национальной независимости. Идеология национальной независимости служит мостом, соединяющим тысячелетнее прошлое с будущим народов Узбекистана. Особенно актуальна роль идеологии национальной независимости в переходный период, в условиях идеологического вакуума, усиления опасности различного рода фундаменталистских и экстремистских течений. Вместе с этим, важнейшей задачей идеологии национальной независимости является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, преданности и любви к своей Родине. Теоретические, идейные основы идеологии национальной независимости были раскрыты в ответах И.Каримова на вопросы корреспондента газеты «Фидокор» в июне 2000 г. - Важнейшим фактором построения нового общества является сплоченность народа, осознания им цели и задач развития, межнациональный и гражданский мир Важным фактором реализации этой задачи является идеология национальной независимости. Как отметил И.А. Каримов на встрече ученых – обществоведов (май 1993 г.), единственной мощной силой, которая сможет вывести наших людей из духовного кризиса, объединить их вокруг цели – идеология национальной независимости. Идеология национальной независимости служит мостом, соединяющим тысячелетнее прошлое с будущим народов Узбекистана. Особенно актуальна роль идеологии национальной независимости в переходный период, в условиях идеологического вакуума, усиления опасности различного рода фундаменталистских и экстремистских течений. Вместе с этим, важнейшей задачей идеологии национальной независимости является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, преданности и любви к своей Родине. Теоретические, идейные основы идеологии национальной независимости были раскрыты в ответах И.Каримова на вопросы корреспондента газеты «Фидокор» в июне 2000 г.
- Важнейшей задачей идеологии национальной независимости является возрождение духовной жизни народа Узбекистана. Раскрывая суть национальной идеи, глава нашего государства отмечал, что она призвана выражать мечты и чаяния народа, служить ему опорой, поддерживать его дух в исторических испытаниях, когда общество ищет решения множества возникающих жизненно важных проблем. Она нужна не только для создания материальных богатств и изобилия, но и является стимулом, побуждающим стремиться к достижению высокой нравственности, факелом, освещающим путь к прогрессу.
- Такая идея основана на благородных вековых устремлениях многонационального народа Узбекистана, его жизненных идеалах на пути к созданию свободной и процветающей Родины, достойной и благополучной жизни. Она способствует глубокому осмыслению значения таких высоких идей, как мир и спокойствие в Отечестве, процветание Родины, благосостояние народа.
- Главные ее цели:
- объединять народ Узбекистана, во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; - воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; - формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; - проявлять самоотверженность ради нашей священной земли. - Ислам Каримов особо подчеркнул важность превращения национальной идеи и идеологии независимости в основу мировоззрения, духовный стержень каждого живущего в нашей стране человека.
- Итог всему сказанному сводится к тому, что прошлое народа, его менталитет вызывает у нас чувство радости и гордости. Однако такое чувство не должно порождать самодовольства, самомнения и желания поставить себя выше других.
- История Отечества учит нас беречь и приумножать выпестованные веками лучшие человеческие качества, быть достойными наших предков, соизмерять свои поступки, деятельность с добрыми традициями, дорожить сегодняшней стабильностью общества, вносить свой вклад в дело процветания страны.
Вопросы для закрепления Вопросы для закрепления - В чем заключается сущность и особенности «узбекской модели» перехода к рыночным отношениям?
- Что такое «социально ориентированная» рыночная экономика?
- Как понимать принцип приоритета экономики над политикой и идеологией?
- Какие реформы были проведены в сфере управления экономикой?
- В чем заключается основной приоритет в реализации экономических реформ на современном этапе общественного развития?
- Какова цель всех проводимых в Узбекистане экономических реформ?
- Какие меры были приняты в Узбекистане для преодоления влияния мирового финансового кризиса на экономику республики?
- В чем заключается сущность национальной модели подготовки кадров? Назовите основные направления реформы образования?
- Какие виды непрерывного образования вы знаете?
- Какие мероприятия были осуществлены в Узбекистане в целях возрождения богатого духовного, культурного и исторического наследия народа?
- Что такое «идея» и «идеология»?
- Какие идеологические угрозы, препятствующие
|
|
|