ЭКСКУРСИЯ. экскурсия в музей Истории окружающих нас предметов. Экскурсия Истории окружающих нас предметов.
Скачать 35.95 Kb.
|
Экскурсия « Истории окружающих нас предметов .» Самовар Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало. Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Коромысло Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра - и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают. У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли. В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла. Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади. О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит». «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца». «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет». «Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!» Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5...7 см и длиной 190...210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло. ЕНДОВА Ендова – большая посудина, в которой приносили напитки на стол. Ендова никогда не считалась ценным предметом, и наравне с простыми деревянными чашами носила исключительно функциональный характер: ендовой активно пользовались, но не выставляли на видное место на столе или в доме. Делали ендовы в основном из дерева, реже – для князей – из металлов, в том числе драгоценных. По форме ендова напоминала чашу, в верхней части которой в отверстие вставлен желобок, через который, собственно, и разливались напитки. Вместимость этой утвари доходила до ведра, поэтому к некоторым ендовам крепили рукояти, чтобы удобнее было разливать напитки. Происхождение посуды История посуды насчитывает уже несколько тысячелетий. Ученые считают, что время ее происхождения - 6-7 тысяч лет назад. В то время посуда была не очень похожа на то, что мы подразумеваем под этим словом сегодня. Основным материалом ее создания была глина. На тот момент этот материал был доступным и устойчивым к высоким температурам. Но спустя какое-то время посуду начали делать из меди и чугуна. Это произошло примерно в IV—VI веке до н. э. Применение других материалов связано с тем, что пищу начали готовить на конфорках, а не непосредственно в печах. Нержавеющая сталь как материал для создания посуды появился лишь в XX веке, а антипригарное покрытие используется с конца 50-х годов XX века. Само слово «посуда» в нашей стране появилось сравнительно недавно, в XVII веке. До этого приборы для употребления пищи назывались «судно» или «сосуд». История возникновения некоторых предметов посуды Блюдо – это древний предмет столовой посуды, который использовался для подачи пищи. Чаще всего блюдо было предназначено для нескольких человек, из него ели вдвоем или даже втроем. Блюда выполнялись из различных материалов: из дерева, стекла, олова или серебра. Сегодня блюдо сохраняет свои корни в таком столовом приборе как блюдце. Миски в Древней Руси являлись альтернативой тарелкам. Из мисок можно было есть всей семьей, на это указывают многочисленные исторические источники. Практически в каждом доме присутствовал этот предмет посуды. Зачастую все столовые приборы ограничивались горшком для приготовления пищи и миской для подачи обеда на стол. Горшок был единственным кухонным предметом посуды в то время. Он обычно делался из глины. Использование горшка разнообразно – в нем можно было готовить еду, также он использовался для хранения продуктов. Горшок стал прототипом разнообразных предметов кухонной посуды – кастрюль, сковородок, супниц и так далее. Тарелки в обиходе появились значительно позже. Этимология этого слова исходит от немецкого слова «талер». Тарелки как предмет столовой посуды впервые появились во Франции. В то время они сильно отличались от привычных нам тарелок. Этот предмет был меньше, чем блюдо или миска, использовался для приема пищи одним человеком. Альтернативой тарелкам часто случили хлебные куски, которые впоследствии также съедались. Домбра Домбра (Шаблон:Lang-kz) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями. Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту. Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. История домбры и легенды о её происхождении Править Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад[1]. О домбре и её происхождении существуют легенды: Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. В 50 годы ХХ века, при раскопках городов Согда, Кой кырылган (древний Хорезм) нашли скульптуру, в котором изображен музыкант с домброй. Скульптуре 2000 лет. Значит домбра, которую мы сейчас используем, была известна уже тогда. Домбыра – это щипковый музыкальный инструмент, имеет корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделенный ладами. Это один из основных казахских музыкальных инструментов, но аналоги есть и у других народов. И название у них созвучное: у татаров – думра, у калмыков – домр, у манголов – домбур, у узбеков – танбур, по украинский – бандура. Даже оказывается у индусов есть похожий инструмент – только он четырехструнный, называется тампура, и у греков – пандура. История возникновения Маслоойки Доказательства использования масла уже датируются 2 000 до н.э, [3] и есть упоминание об этом в библейских работах. Сама маслобойка, возможно, существовала уже в 6-ом столетии нашей эры, как может быть замечен тем, что, кажется, крышка маслобойки, датирующаяся с той эры. [4] В европейской традиции, маслобойка была прежде всего устройством, используемым женщинами, и взбалтывание масла было существенной ответственностью наряду с другими домашними хлопотами. [5] В более ранних традициях создания масла, кочевые культуры поместили молоко в сумки кожи и произвели масло или встряхивая сумку вручную, или возможно прилагая сумку к вьючному животному, и производя масло просто посредством движения животного. Некоторые теоретики полагают, что это - то, как процесс создания масла был обнаружен. Некоторые культуры все еще используют процесс, подобный этому, посредством чего сумка заполнена молоком, привязанным к палке, и энергично встряхиваемый. Прялка Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ейсвекровью прялке, «чтобы богатее жить». Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор сосвекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет. Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью Предполагается, что появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом. . История патефона. Патефон — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус. Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук. Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов. Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми. Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Граммофон В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут , т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы. Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером. Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась. Веретено Изобретение веретена представляло собой, с точки зрения развития принципов механической технологии, огромное достижение первобытнообщинного строя. Наряду со сверлильными инструментами, колесом, воротом и ручным жерновом оно явилось одним из важнейших объектов применения вошедшего в арсенал техники поздней родовой коммуны ротационного принципа. В связи с происшедшим первым крупным разделением труда в обществе отделением земледелия от скотоводства в отдельных зонах намечается диференциация текстильного производства по видам сырья. У скотоводческих племен преобладает использование волокон животного, у земледельческих волокон растительного происхождения. У древних перуанцев в Америке, выращивавших породы лам, развиваются методы изготовления шерстяных материй, так же как и у кочевых народов средней и южной Африки. Древние египтяне, после того как они осели в долине Нила, специализируются в текстильном деле главным образом на обработке льна. Их полотняные изделия еще за два тысячелетия до н. э. пользуются всеобщей известностью в странах Востока. В Сирии, . где рядом со льном и коноплей произрастал дикий хлопчатник, очень рано появляются изделия из хлопчатой бумаги. По свидетельству греческого историка Геродота (V в. до н.э.) в Индии в его время изготовлялись прекрасные хлопчатобумажные ткани, еще совершенно неизвестные странам Средней Европы. В римскую эпоху знаменитый ученый — естествоиспытатель Плиний (I в. н. э.) отмечает существование специальных хлопковых плантаций у финикиян и египтян.2 Американские племена, находившиеся в период испанских завоеваний на последних стадиях родового строя, были уже хорошо знакомы с культурой хлопчатника. Ложка Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех. Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси, как на средневековом Западе, не было до очень позднего времени. Пищу резали ножом, который обычно носил с собой каждый человек (обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах). Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым. Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах. В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам" Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. “Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар. Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми можно есть. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Утюги Столь необходимый в каждом доме бытовой прибор имеет давнюю историю. Когда-то ткань гладили так: тяжелым камнем придавливали одежду, разложенную на ровной поверхности, затем наматывали ее на гладкую палку и прокатывали рифленой доской. Именно этот способ использовался на Руси. Назывался такой "утюг" - рубель. Кстати, по такому же принципу работают некоторые современные гладильные машины: белье в них наматывается на вал и отглаживается при помощи специальных роликов. Первое упоминание о русском утюге находим в 1636 году в книге расходов царского двора: “Кузнецу Ивашке Трофимову выдано пять алтын, дабы он заделал утюг железный для царской палаты” В историю развития утюга внесли свой вклад и греки, которые изобрели способ плиссировки с помощью горячего металлического прута. Известно также, что римляне гладили одежду металлическим молотком. Вообще до появления утюга белье гладили всем, что попадалось под руку: стеклянными шарами, донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой, и инструментами, похожими на большую сковородку. Настоящий утюг известен уже две с половиной тысячи лет. Изобрели его в Китае, на родине шелка. Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра I. Их отливали или ковали по воле мастера, придавая им форму фигур льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще - ничем не украшая. Прибор, очертания которого отдаленно напоминали современный утюг, появился лишь в XVIII веке. Он весил около 10 килограммов, и перед использованием его нагревали в печи. Позже стали пользоваться утюгами, в которые закладывали горящие угли. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками - горячей ручкой и способностью быстро остывать. Был в истории и спиртовой утюг, действующий по принципу керосиновой лампы. В России он не прижился, несмотря на то, что был самым удобным. Спирт заливался в воронку, разливался внутри утюга и, подожженный равномерным пламенем, нагревал прибор. Предполагают, что происхождение спиртовых утюгов - немецкое, наши мастера их даже не делали. С изобретением электричества в роли нагревателя стала выступать электрическая спираль, размещенная внутри прибора. Электрический утюг появился в 1882 году, американский изобретатель Генри Сеели (Henry W. Seely) запатентовал первый в мире электрический утюг. Вес "малютки" составлял 15 кг, а для нагрева монстру требовалось около 30 минут. В это же время во Франции был изобретен еще один электрический утюг. Но его конструкция и составляющие были еще более нерациональными. В 1903 году изобретатель Эрл Ричардсон убедил нескольких домохозяек опробовать его новое изобретение -- облегченный утюг с электрическим нагревом. Прослышав про грандиозный успех Ричардсона, Томас Эдисон в 1905 году также запатентовал электрический утюг. |