Раздел философии, в котором рассматриваются природа и сущность познания
гносеология
|
| 381
| Левиафан. Труд
| Т. Гоббса
|
|
382
| Мировоззренческий принцип, признающий человека высшей ценностью
| гуманизм
|
|
383
| Творческая активность субъекта определяет его структуру и «жизненный мир». Идея
| Э. Гуссерля
|
|
384
| Изменение вообще
| движение
|
|
385
| Критический разбор наличных понятий у М. Хайдеггера
| деконструкция
|
|
386
| Сближение философии и «просто жизни» как чистой имманентности. Тезис
| Ж. Делёза
|
|
387
| Философ французской современности; зачинатель деконструкции
| Ж. Деррида
|
|
388
| Учение о всеобщей, в том числе естественно-причинной, обусловленности и взаимозависимости явлений
| детерминизм
|
|
389
| Краткое логическое определение
| дефиниция
|
|
390
| Целесообразное изменение человеком внешнего мира и самого себя
| деятельность
|
|
391
| Прагматизм. Труд
| У. Джеймса
|
|
392
| В античной диалектике: процесс поиска истины
| диалог
|
|
393
| Создатель теории познания наук о духе на основе метода понимания
| В. Дильтей
|
|
394
| Понятийное мышление
| дискурс
|
|
395
| В этике: высшее благо
| добро
|
|
396
| Должные нравственные качества личности
| добродетель
|
|
397
| Некритический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями, принимаемыми без доказательств
| догматизм
|
|
398
| Императивный механизм морали
| долг
|
|
399
| Преступление и наказание. Автор труда
|
| Ф. Достоевский
|
|
400
| В этике: абсолютная ценность человека как разумно-нравственного существа
| достоинство
|
|
401
| Несчастная Жамал. Автор труда
| М. Дулатов
|
|
402
| Единство сознания и активно действующей силы в личности (по А. Лосеву)
| дух
|
|
403
| Внутренний мир человека, тесно связанный с его духом и телом
| душа
|
|
404
| Автор инструментализма (идея есть продукт опыта)
| Д. Дьюи
|
|
405
| Свойства, присущие лишь отдельному предмету
|
| единичное
|
|
406
| Понятие у А. Бергсона: однажды зародившись из духа, жизнь развёртывается скачками
| жизненный порыв
|
|
407
| Понятие у Э. Гуссерля: всеобщий мир совместной жизни людей, вбирающий множество миров
|
| жизненный мир
|
|
408
| Осмысление высшего переживания человека
| жизнь
|
|
410
| Непреднамеренное несоответствие суждений субъекта об объективной действительности
|
| заблуждение
|
|
411
| У М. Хайдеггера: сущее человеческого существования
| забота
|
|
412
| Существенная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений
| закон
|
|
413
| Сбалансированность обыденного сознания индивида
| здравый смысл
|
|
414
| Представления есть отпечаток вещей в душе. Автор этой идеи, греческий стоик
| Зенон
|
|
415
| Древнегреческий философ; известен апориями
| Зенон
|
| 5
|
|
416
| Чувственно воспринимаемый предмет, который представляет другой предмет
| знак
|
|
417
| Функция знака представлять, выражать содержание
| значение
|
|
418
| Идеальное выражение объективных связей мира в знаках
| знание
|
| 5
|
|
419
| Арабо-испанский философ; обосновал теорию «двойственной истины»
|
| Ибн-Рошд
|
|
420
| Арабско-таджикский философ; автор труда «Книга исцеления»
| Ибн-Сина
|
|
421
| Предельный образец духовно-нравственной личности
| идеал
|
|
422
| Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира
| идеализм
|
|
423
| У М. Вебера: условная мыслительная конструкция
|
| идеальный тип
|
|
424
| Духовный прототип; у Гегеля: истинное бытие
| идея
|
|
425
| Свойство, внутренне присущее предмету, явлению
|
| имманентное
|
|
426
| Направление, отрицающее обусловленность явлений в мире
|
| индетерминизм
|
|
427
| Учение о знании как только орудии приспособительной деятельности человека
| инструментализм
|
|
428
| Способность к осознанному нестандартному поиску и опережающему выявлению необходимых феноменов
| интеллект
|
|
429
| Гибко-глубинное быстродействие ума
| интеллигенция
|
|
430
| Направленность сознания на какой-либо предмет
| интенция
|
| 5
|
|
431
| Глубинные причины действий человека, социальной группы
| интерес
|
|
432
| Истолкование, объяснение; поиск иного смысла
|
| интерпретация
|
|
433
| Прямое познание вне разума и опыта, субъекта и объекта
| интуитивизм
|
|
434
| Значимые новые сведения
| информация
|
|
435
| Натурфилософская школа древнекитайской философии
| иньянь-цзя
|
|
436
| Форма практически-духовного освоения мира человеком в художественных образах на основе переживания
| искусство
|
| 5
|
|
437
| Откровенность бытия
| истина
|
|
438
| Осознание всего ставшим или становящимся
|
| историзм
|
|
439
| Миф о Сизифе. Автор труда
| А. Камю
|
|
440
| Критика чистого разума. Автор труда
| И. Кант
|
|
441
| Известен как установитель символического мира
| Э. Кассирер
|
|
442
| Форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру
| категория
|
| 5
|
|
443
| Человек – цель, а не средство (И. Кант)
|
| категорический императив
|
|
444
| Система характерных черт предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим
| качество
|
|
445
| Определённость предмета, изменение в которой не приводит к изменению качества
| количество
|
|
446
| Социум, основанный на общей собственности и равном распределении благ
| коммунизм
|
|
447
| Вещь, явление или система в совокупности всех своих сторон и связей
|
| конкретное
|
|
448
| Французский философ, основатель позитивизма
|
| О. Конт
|
|
449
| Спор о ценностях, доходящий до открытой борьбы
| конфликт
|
|
450
| Идея взаимного преображения космоса и человека
| космизм
|
|