Экзамен. Философия. Дик П.Ф. 450 т.з.. Экзамен, Философия, Дик П. Ф. (450 т з.)
Скачать 452 Kb.
|
По определению А. Баумгартена, «совершенство чувственного познания» есть: | Красота | | |||||||||||||||||||||||
213 | Кто ввёл в научный обиход термин «эстетика» как название особой науки? | А. Баумгартен | | ||||||||||||||||||||||
214 | Термином «катарсис» в древнегреческой философии называли | эстетическое переживание, состоящее в возвышающем очищении | | ||||||||||||||||||||||
215 | Сущностная двойственность религиозного сознания выражается в соотношении | естественного и сверхъестественного | | ||||||||||||||||||||||
216 | Выделите ведущий признак религиозного сознания | вера | | ||||||||||||||||||||||
217 | Религиозная деятельность состоит | культовой и внекультовой деятельности | | ||||||||||||||||||||||
218 | Укажите основные типы социально-религиозных организаций | церковь, секта, деноминация | | ||||||||||||||||||||||
219 | К религиям монотеистического типа относятся | христианство, ислам | | ||||||||||||||||||||||
220 | Религия играет ведущую роль в | феодальном обществе | | ||||||||||||||||||||||
221 | Метод познания, который опирается на теоретическое мышление, рациональную рефлексию, направленную на проникновение в суть изучаемых явлений. Определение | философии | | ||||||||||||||||||||||
222 | Метод философского познания – последовательное объективное обнаружение и разрешение реальных противоречий в структуре познаваемого с достижением нового качества знания, – называется | диалектикой | | ||||||||||||||||||||||
223 | Ориентация на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Метод познания называется | догматизмом | | ||||||||||||||||||||||
224 | Познаваемый объект мысленно разлагается на элементарные абстракции, рассматриваемые как относительно самостоятельные. Метод познания называется | анализом | | ||||||||||||||||||||||
225 | Учение кого из указанных мыслителей является позицией солипсизма? | Дж. Беркли | | ||||||||||||||||||||||
226 | Определите гносеологическую программу в высказывании. «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в наших чувствах» | рационализм | | ||||||||||||||||||||||
227 | Абсолютизация изменчивых, относительных сторон познаваемой действительности свойственна | догматизму | | ||||||||||||||||||||||
228 | Кто отрицал познаваемость «вещей самих по себе»? | И. Кант | | ||||||||||||||||||||||
229 | Основу познания диалектический материализм находит в | практике | | ||||||||||||||||||||||
230 | Определите, какому мыслителю принадлежит данный тезис. Объект существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта | И. Канту | | ||||||||||||||||||||||
231 | Субъект и объект по существу тождественны друг другу. Определите, кому принадлежит этот тезис | Г. Гегелю | | ||||||||||||||||||||||
232 | Субъект познания автономен и творчески активен благодаря своей онтологической и логической независимости от объекта. Кому принадлежит тезис? | Р. Декарту | | ||||||||||||||||||||||
233 | Субъект познания исторически производен от субъекта практики. Кому принадлежит суждение? | К. Попперу | | ||||||||||||||||||||||
234 | Какое направление рассматривает познание с позиции отражения? | философия диалектического материализма | | ||||||||||||||||||||||
235 | Социальное познание - это | общественно-научное | | ||||||||||||||||||||||
236 | Кто постулировал зависимость объективного мира от самого процесса познания (т.н. коперниканский переворот в познании)? | И. Кант | | ||||||||||||||||||||||
237 | Принцип верификации в теорию познания ввёл | логический позитивизм | | ||||||||||||||||||||||
238 | Видный представитель сенсуализма | Дж. Локк | | ||||||||||||||||||||||
239 | Эмпиризм опирается | на данные опыта | | ||||||||||||||||||||||
240 | Восприятие относится | к чувственному этапу познания | | ||||||||||||||||||||||
241 | Эмпириокритицизм | субъективно-идеалистическое направление | | ||||||||||||||||||||||
242 | Определите основные характеристики научного знания | объективность, систематичность, воспроизводимость | | ||||||||||||||||||||||
243 | Укажите основные уровни научного познания | эмпирический, теоретический | | ||||||||||||||||||||||
244 | Критерий научной рациональности теории по К. Попперу | принципиальная опровергаемость | | ||||||||||||||||||||||
245 | Движение мысли от знания фактов к знанию законов | индукция | | ||||||||||||||||||||||
246 | Обозначение общепринятых научных достижений, ставших моделью проблем и решений в данной области | парадигма | | ||||||||||||||||||||||
247 | Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения | диалектического материализма | | ||||||||||||||||||||||
248 | Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения | когерентной теории | | ||||||||||||||||||||||
249 | Ценностный аспект истины выражает | аксиология | | ||||||||||||||||||||||
250 | «Правда» есть эквивалент истины в аспекте | этическом | | ||||||||||||||||||||||
251 | Обладает ли обезьяна мышлением? | да, конкретно-наглядным | | ||||||||||||||||||||||
252 | Историческое и логическое, это метод | всеобщий | | ||||||||||||||||||||||
253 | Интуиция – это: | непосредственное постижение истины без всякого обоснования | | ||||||||||||||||||||||
254 | Общество – это: | связи и отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности | | ||||||||||||||||||||||
255 | Термин «философия истории» ввёл в научную практику: | Ф. Вольтер | | ||||||||||||||||||||||
256 | Согласно М. Веберу, социальное действие обязательно характеризуется: | личностным осмыслением действий других субъектов | | ||||||||||||||||||||||
257 | В концепции общества К. Маркса базис – это | совокупность производственных отношений | | ||||||||||||||||||||||
258 | Какой исследовательской программе в обществознании соответствует концепция этногенеза Л. Н. Гумилёва? | натуралистической | | ||||||||||||||||||||||
259 | Географический детерминизм характерен для воззрений на общество | Ш. Монтескье | | ||||||||||||||||||||||
260 | Укажите мыслителей, исходящих из органицизма в интерпретации общества | Г. Гегель | | ||||||||||||||||||||||
261 | Согласно З. Фрейду, механизм социальной защиты, влияющий на поведение человека в обществе, включает: | вытеснение | | ||||||||||||||||||||||
262 | К основным историческим типам этносоциальных общностей относятся: | род, племя, народность, нация | | ||||||||||||||||||||||
263 | Критерием исторического прогресса, согласно Г. Гегелю, является: | развитие свободы | | ||||||||||||||||||||||
264 | Развитие общества как всемирно-исторический процесс рассматривали: | К. Ясперс, Г. Гегель | | ||||||||||||||||||||||
265 | В социальной философии выделяют следующие типы социальной структуры общества: | демографическая, поселенческая, этническая | | ||||||||||||||||||||||
266 | В марксистской традиции в качестве признака класса выделяют: | отношение к средствам производства | | ||||||||||||||||||||||
267 | Наибольший вклад в разработку концепции социальной стратификации внесли: | М. Вебер, П. Сорокин | | ||||||||||||||||||||||
268 | Нацию в геополитическом смысле образуют: | проживающие в стране граждане | | ||||||||||||||||||||||
269 | Ведущим признаком нации является: | национальное самосознание | | ||||||||||||||||||||||
270 | В чём видели причину появления государства представители теории общественного договора? | люди договорились между собой об учреждении «над собой» государства | | ||||||||||||||||||||||
271 | Среди атрибутов государства выделяют: | систему публичной власти, взимание налогов | | ||||||||||||||||||||||
272 | М. Вебер выделяет идеальные типы легитимной власти: | рациональный, харизматический, традиционный | | ||||||||||||||||||||||
273 | С творчеством каких мыслителей связана идея ноосферы? | Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В. Вернадский | | ||||||||||||||||||||||
274 | Ноосфера является сферой: | разума | | ||||||||||||||||||||||
275 | Укажите, какое из приведённых ниже определений характеризуют понятие «природа» в широком смысле слова: | весь мир в многообразии его форм | | ||||||||||||||||||||||
276 | Стратегия коэволюционного взаимодействия общества и природы: | совместное, сбалансированное развитие общества и природы | | ||||||||||||||||||||||
277 | Относительно самостоятельная область знания, исследующая природу культурных универсалий, сущность и значение культуры как особого феномена. Это определение предмета: | философии культуры | | ||||||||||||||||||||||
278 | Цивилизация является последней фазой в историческом развитии каждого локального типа культуры. Так полагает: | О. Шпенглер | | ||||||||||||||||||||||
279 | В рамках какого подхода к исследованию культуры, она определяется как иерархия знаковых систем, имеющих собственную логику развития? | семиотического | | ||||||||||||||||||||||
280 | Какой механизм культурной динамики обеспечивает единство преемственности и развития культуры? | взаимодействие традиций и новаций | | ||||||||||||||||||||||
281 | Какой фактор, с точки зрения Х. Маклюэна, играет решающую роль в социокультурном развитии современной цивилизации? | прогресс информационно-коммуникационных технологий | | ||||||||||||||||||||||
282 | Определите подход к исследованию культуры по данному определению. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей: | аксиологический | | ||||||||||||||||||||||
283 | Какие конфликты С. Хантингтон рассматривает в качестве определяющих в концепции «столкновения цивилизаций»? | культурно-идеологические | | ||||||||||||||||||||||
284 | Первая ступень цивилизации: | аграрное производство | | ||||||||||||||||||||||
285 | Казахстан относится к: | евразийской | | ||||||||||||||||||||||
286 | Понимание человека Л. Фейербахом можно расценить как: | антропологизм | | ||||||||||||||||||||||
287 | «Человек играющий» – определение: | Й. Хейзинги | | ||||||||||||||||||||||
288 | Развитие науки в будущем решит все проблемы человечества. Считает: | сциентизм | | ||||||||||||||||||||||
289 | Какая из перечисленных не относится к глобальной проблеме человечества: | техническая | | ||||||||||||||||||||||
290 | Абсолютизация биологических факторов жизнедеятельности человека происходит: | в социал-дарвинизме | | ||||||||||||||||||||||
291 | Личность есть: | социальное в человеке | | ||||||||||||||||||||||
292 | Укажите, кто из указанных мыслителей представляет экзистенциальную стратегию интерпретации человека: | Ж-П. Сартр | | ||||||||||||||||||||||
293 | Определение сущности человека как «совокупности всех общественных отношений» принадлежит: | К. Марксу | | ||||||||||||||||||||||
294 | Кто из мыслителей является представителем «философской антропологии»: | М. Шелер | | ||||||||||||||||||||||
295 | Какая из ниже перечисленных концепций антропогенеза отстаивает идею естественного происхождения человека? | трудовая | | ||||||||||||||||||||||
296 | Учение, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в достижении счастья: | эвдемонизм | | ||||||||||||||||||||||
297 | Кому принадлежит суждение: «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»? | Эпикуру | | ||||||||||||||||||||||
298 | Эвтаназия – это: | прекращение жизни тяжелобольного по его желанию | | ||||||||||||||||||||||
299 | Ведущей характеристикой деятельности человека является: | осознанность деятельности | | ||||||||||||||||||||||
300 | Творчество в широком смысле: | создание принципиально нового | | ||||||||||||||||||||||
301 | Книга слов. Труд | Абая | | ||||||||||||||||||||||
302 | Проблема начала в теоретическом познании. Труд | Ж. Абдильдина | | ||||||||||||||||||||||
303 | Понятие полного и завершённого совершенства | Абсолют | | ||||||||||||||||||||||
304 | Результат абстрагирования | абстракция | | ||||||||||||||||||||||
305 | Внутренняя удовлетворённость и потому независимость | автаркия | | ||||||||||||||||||||||
306 | Крупнейший представитель патристики | Августин | | ||||||||||||||||||||||
307 | О граде Божием. Труд | Августина | | ||||||||||||||||||||||
308 | Учение, отрицающее возможность познания объектов вне опыта | агностицизм | | ||||||||||||||||||||||
309 | Процесс приспособления к условиям среды | адаптация | | ||||||||||||||||||||||
310 | Соответствие, равенство | адекватность | | ||||||||||||||||||||||
311 | Негативная диалектика. Тип философствования | Адорно | | ||||||||||||||||||||||
312 | Философское учение о ценностях | аксиология | | ||||||||||||||||||||||
313 | Исходное утверждение без доказательства | аксиома | | ||||||||||||||||||||||
314 | Действие и призыв к действию | активизм | | ||||||||||||||||||||||
315 | Переход бытия из состояния возможности в состояние действительности | актуализация | | ||||||||||||||||||||||
316 | Преходящее свойство вещи в отличие от существенного | акциденция | | ||||||||||||||||||||||
317 | Творец метафизики суфизма | Аль-Газали | | ||||||||||||||||||||||
318 | Опровержение философов. Труд | Аль-Газали | | ||||||||||||||||||||||
319 | Философ арабов. Титул | Аль-Кинди | | ||||||||||||||||||||||
320 | О разуме. Труд перипатетика | Аль-Кинди | | ||||||||||||||||||||||
321 | Слово о субстанции. Труд | Аль-Фараби | | ||||||||||||||||||||||
322 | Казахский просветитель, деист | И. Алтынсарин | | ||||||||||||||||||||||
323 | Выбор нечто между взаимоисключающими возможностями | альтернатива | | ||||||||||||||||||||||
324 | «Всё во всём» – принцип философии | Анаксагора | | ||||||||||||||||||||||
325 | Ввёл понятие апейрон | Анаксимандр | | ||||||||||||||||||||||
326 | Мысленное воссоединение целого из частей | синтез | | ||||||||||||||||||||||
327 | Строгость терминологии, перепроверка широких обобщений – черты … философии Запада | аналитической | | ||||||||||||||||||||||
328 | Сходство различных объектов по определённым параметрам | аналогия | | ||||||||||||||||||||||
329 | Два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения | антиномия | | ||||||||||||||||||||||
330 | Мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил | антропософия | | ||||||||||||||||||||||
331 | Трудноразрешимая проблема в философствовании древних греков | апория | | ||||||||||||||||||||||
332 | Знание, изначально присущее сознанию | априори | | ||||||||||||||||||||||
333 | Негативная диалектика. Труд | Т. Адорно | | ||||||||||||||||||||||
334 | Знание, полученное из опыта | апостериори | | ||||||||||||||||||||||
335 | Никомахова этика. Труд | Аристотеля | | ||||||||||||||||||||||
336 | Грек, автор метафизики и логики | Аристотель | | ||||||||||||||||||||||
337 | У К.Г. Юнга: общие для людей психические элементы из сферы бессознательного | архетип | | ||||||||||||||||||||||
338 | В античности: неизменное и непреходящее первоначало | архэ | | ||||||||||||||||||||||
339 | Метод и специальная дисциплина для изучения культуры у М. Фуко: археология … | знания | | ||||||||||||||||||||||
340 | Идеал человека в эпикурействе | атараксия | | ||||||||||||||||||||||
341 | У греков: спокойствие, обретённое благодаря бесстрашию перед страданиями и смертью | атараксия | | ||||||||||||||||||||||
342 | Неотъемлемое существенное свойство | атрибут | | ||||||||||||||||||||||
343 | В концепции общества К. Маркса надстройка – это | формы сознания | | ||||||||||||||||||||||
344 | Труд А. Байтурсынова | Литературоведение | | ||||||||||||||||||||||
345 | Основы семиологии. Труд | Р. Барта | | ||||||||||||||||||||||
346 | Созидатель концепции «интегрального рационализма» | Г. Башляр | | ||||||||||||||||||||||
347 | Эстетическая категория, противоположная прекрасному | безобразное | | ||||||||||||||||||||||
348 | Немецкий философ-мистик, диалектик | Я. Бёме | | ||||||||||||||||||||||
349 | Творческая эволюция. Труд | А. Бергсона | | ||||||||||||||||||||||
350 | Философия свободы. Труд | Н. Бердяева | | ||||||||||||||||||||||
351 | Человек воспринимает лишь свои ощущения. Идея | Дж. Беркли | | ||||||||||||||||||||||
352 | Биолог, основатель общей теории систем | Л. Берталанфи | | ||||||||||||||||||||||
353 | Понятие для обозначения положительной ценности | благо | | ||||||||||||||||||||||
354 | Абсолютное-совершенное духовное существо | Бог | | ||||||||||||||||||||||
355 | Симулякры и симуляция. Труд | Ж. Бодрийяра | | ||||||||||||||||||||||
356 | Исследователь системы вещей и знаков, образующей повседневность | Ж. Бодрийяр | | ||||||||||||||||||||||
357 | Природа есть Бог в вещах. Идея | Дж. Бруно | | ||||||||||||||||||||||
358 | Философия политики. Интересы исследователя | А. Букейханова | | ||||||||||||||||||||||
359 | Разработчик Софии как природы Бога | С. Булгаков | | ||||||||||||||||||||||
360 | Основоположник эмпиризма; развил метод индукции | Ф. Бэкон | | ||||||||||||||||||||||
361 | Постижение мироздания и теория атомизма. Проблематика | вайшешики | | ||||||||||||||||||||||
362 | Видный исследователь культуры, верований и обычного права у казахов | Ч. Валиханов | | ||||||||||||||||||||||
363 | Первооснова: материальное ци. Мнение | Ван Чуна | | ||||||||||||||||||||||
364 | Убеждённость в истинности без строгого обоснования | вера | | ||||||||||||||||||||||
365 | Количественная мера возможности | вероятность | | ||||||||||||||||||||||
366 | У И. Канта: Существование вещей независимо от человека | вещь в себе | | ||||||||||||||||||||||
367 | Основатель философии истории и психологии народов | Д. Вико | | ||||||||||||||||||||||
368 | Учение о жизни как феномене с одушевлённым началом | витализм | | ||||||||||||||||||||||
369 | Представитель деизма и Просвещения; автор соч. «Философские письма» | Ф. Вольтер | | ||||||||||||||||||||||
370 | Способность выбирать цель и достигать её | воля | | ||||||||||||||||||||||
371 | Способность создавать новые образы | воображение | | ||||||||||||||||||||||
372 | Исследование условий возможности понимания у Х.-Г. Гадамера | герменевтика | | ||||||||||||||||||||||
373 | Строгая упорядоченность частей в едином целом | гармония | | ||||||||||||||||||||||
374 | Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Труд | Ж. Делёза | | ||||||||||||||||||||||
375 | Известен созданием диалектических: идеализма (система) и логики (спекулятивный метод) | Г. Гегель | | ||||||||||||||||||||||
376 | Убеждение и этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения | гедонизм | | ||||||||||||||||||||||
377 | Метод наук о духе, в котором язык и есть опыт мира и встречи человека с человеком | герменевтика | | ||||||||||||||||||||||
378 | Учение, признающее жизнь неотъемлемым свойством материи | гилозоизм | | ||||||||||||||||||||||
379 | Предположение, сформулированное по законам теории, но не доказанное согласно критерию достоверности | гипотеза | | ||||||||||||||||||||||
380 | |