литература. литр экзмен. Экзамен по литературе 1 Общая характеристика литературы первой половины xix века
Скачать 32.3 Kb.
|
ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1) Общая характеристика литературы первой половины XIX века. Появление классицизма (простоты, сдержанности и пропорциональности). Лермонтов, Фет, Тютчев. И прежде всего Пушкин. 2)А.С. Пушкин. Этапы жизненного творческого пути. Основные темы и мотивы лирики. 1) Лицейский 2)Петербургский 3)Период южной ссылки 4)Ссылка в Михайловское 5)Московский период 6) Болдинская осень 7)Творчество 30-х К основным мотивам лирики А. С. Пушкина относятся темы дружбы, Родины, природы, любви, философской жизни, поэта и поэзии. 3)Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». Тем более что Россия – страна полуазиатская, где с древних пор царили деспотия и тирания, которая воспринималась и народом, и правителями как должное. 4)М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. Жажда свободы, вольности, борьбы, разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог». Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Непосредственно одиночеству посвящены стихотворения «И скучно, и грустно», «Одиночество» (Как страшно жизни сей оковы), «Пусть я кого-нибудь люблю…», Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи». 5)«Петербургские повести» Н.В. Гоголя: проблематика, художественное своеобразие, особенности сатиры. Влияние власти и денег на человека. В цикл «Петербургские повести» входят повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель». Название циклу было дано исследователями, сам Гоголь никогда не объединял данные повести. 6)Русская литература второй половины XIX. Расцвет реализма. Реализм - это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах. связывают с именами писателей натуральной школы - И.С.Тургенева, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова 7)А.Н. Островский - создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Основной конфликт пятиактной драмы – противостояние все еще существующего в России допетровского уклада жизни и нового, прогрессивного. 8) Катерина: истоки характера, конфликт с «темным царством» и внутренние противоречия. Конфликт Катерины с “темным царством” — это конфликт трагический, в его основе лежит противоречие между героем и обществом. Кабаниха-страх, подчинение. Катерина-любовь, свобода. 9)И.А. Гончаров. Проблема русского национального характера в романе «Обломов» В этом произведении создается образ русского человека с его многогранным характером, в котором столкнулись самые пагубные и самые благородные черты, не позволяющие герою реализовать свой потенциал. 10)Обломов и Штольц. Прошлое и будущее России. Любовь в жизни Обломова. России нужны оба, т.к. они дополняют друг друга: Штольц был деятельным, не разбалованным и умным человеком, а Обломов-душевным и добрым. Ольга пробудила в Обломове любовь к жизни, природе, людям она разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. Обломов попал в водоворот любви из которого не мог выбраться! 11)Тургенев. Роман «Отцы и дети»: смысл названия и основной конфликт романа. Конфликт романа заключается в противоборстве барской и демократической России, эпох уходящей и рождающейся. 12)Базаров: философия и поведение. Развязность, небрежность, грубоватость. Материалист, не признавал философию. 13)Тютчев. Тютчев как поэт-философ. В философской лирике Тютчева – мотивы трагической раздвоенности души, мятущейся между верой и безверием, приобщенностью к высшим, «божественным» сферам бытия и обреченностью на земное существование, одиночества в социуме и потерянности в мироздании; темы «хаоса» и «бездны», пророческих откровений, бесследности жизни, памяти и страдания. 14)Фет. Природа и любовь- основные ценности фетовского мира. Природа и любовь — главные темы творчества А. Фета. В 1843 году было опубликовано первое стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом...». Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова. 15)Поэма «Кому на Руси жить хорошо»- книга жизни писателя: незавершенность текста и проблема композиции. Смерть лишила Н.А. Некрасова возможности закончить произведение. Крестьяне не нашли единственно верного ответа на вопрос: "Кому живется весело вольготно на Руси?" Каждый отстаивал свою точку зрения. После прочтения поэмы возникает ощущение недосказанности. Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. 16) Фольклорные и исторические истоки сюжета поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. 17) Народ- герой поэмы. Герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка... 18)Н.С. Лесков. Повесть « Очаровательный странник»: особенности сюжета и смысл названия. Главный герой, Иван Северьянович Флягин, всю свою жизнь странствовал. Как физически - от родительского дома до монастыря, так и морально и духовно - от безбашенного юнца, забившего плетью насмерть монаха, до инока, старающегося спасти свою душу. Сюжет представляет собой как бы калейдоскоп истории «бусы, нанизанные на нитку». Критики говорят, что эти «бусы» вообще не связаны между собой, то есть являются отдельными моментами воспоминаний героя. 19) Основной конфликт « История одного города » Салтыков-Щедрин. Глупов как город-гротеск. Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.История Глупова начинается с «Описи градоначальников». Первого градоначальника звали Амадей Мануйлович, который получил такую должность «за искусную стряпню макарон». Весь ужас данного гротеска в том, что за более чем сто лет глуповцы выбирали себе градоначальников за знание заграничной болтовни, экзотическую фамилию и тому подобное. 20) Л.Н. Толстой. Великие личности. Война и мир - как роман эпопея Он не просто писал поучительные рассказы для детей, романы и эпопеи, которые актуальны и в наши дни. Он занимался с крестьянской ребятнёй, давал им уроки, считал, что обучение грамоте должно быть доступно всем, а хорошее воспитание поможет искоренить и нищету, и невежество. Живя в деревне, Л.Н. Толстой старался быть для местных крестьян добрым помещиком, заботился о них как мог. А творчество было для него прежде всего способом начать новую жизнь, переделать самого себя. 21) Жанр и композиция в романе. Светское общество в романе. Многоплановое прозаическое полотно, созданное Львом Николаевичем Толстым, – правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Объемность произведения и масштабность описания характерно вызывают и многоплановую проблематику романа. Одной из проблем, которая решается Л.Н. Толстым, является изучение нравственной сущности светского общества в романе «Война и мир». 22) Эволюция главных героев. А Болконский (Живая мысль) и П.Безухов (Живая душа) В романе Льва Толстого «Война и мир» рассматривается множество проблем. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова занимают центральное место в произведении. Через судьбы этих героев писатель показал простую истину: в жизни нужно «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, вечно бороться и лишаться». Только так можно найти смысл существования. 23)Эволюция главных героев Н.Ростова (живая жизнь) Образ Наташи Ростовой в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» описан автором с любовью. В этой героине Толстой показал своё понимание идеальной женщины, воплотившей в себе гармонию телесного и духовного начала. 24) Роль войны 1812 года в судьбах героев и страны. Кутузов и Наполеон Образы Кутузова и Наполеона в авторской оценке выглядят как образы военных стратегов, придерживавшихся разных взглядов на историю, имеющих разные цели. Мироощущение Кутузова, носящего в груди народное чувство, близко Толстому, а мироощущение Наполеона, «палача народов», писатель не приемлет. Наполеон для Толстого — вероломный и жестокий завоеватель. 25) «Мысль народная» в романе (Образы Тимохина, Тихона Щербатого,Платона Каратаева) В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории. 26) Изображение партизанской войны в романе. 27) Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Специфика романа Год написания – 1866 г. История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний. Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир. Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя. Жанр – Роман. Направление – Реализм. 28) Образ Петербурга. "Униженные и оскорблённые " в романе Образ Петербурга всегда представал перед читателем городом светским, Пушкин, Гоголь, Блок воспевали его красоту. Но у Достоевского всё иначе: образ города перекликается с психологическим состоянием героев. Петербург Достоевского особенный – мрачный, грязный, с трущобами и пивными, с узкими закоулками и тёмными комнатами, словом, это город бедняков. Такой пейзаж соответствует роману «Преступление и наказание», он дополняет и подчёркивает отчаяние и безнадёжность героев. Жара ещё больше усугубляет их положение – усиливается зловонье распивочных, духота мешает дышать. В грязных, тёмных комнатах умирают мечты о счастье. 29)Теория "сильной личности "и ее опровержение в романе В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. 30) Чехов - враг пошлости, фальши и бездуховности. "Маленькая трилогия" В каждом человеке Чехов стремился видеть высокие нравственные идеалы. Каждый должен воспитывать себя: избавляться от недостатков, повышать культуру. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”,— говорил он; к этому он стремился и сам. 31) Проблема деградации личности в рассказе "Ионыч" Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. 32) Прошлое, настоящее и будущее в пьесе "Вишневый сад" Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье.Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. 33) Литература ХХ века (общая характеристика) Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим – глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. 34) Природа, родина и любовь в поэзии и прозе Бунина. В творчестве Бунина всегда выделяли его любовь к родной природе. Так он раскрывал свою истинную любовь к России, его трепетное отношение к ее природному богатству и красоте, показывали, насколько сильна его духовная связь с Родиной. "Густой зеленый ельник у дороги…" На первый взгляд, это стихотворение посвящено красоте природы - поэт воспевает ее великолепие и разнообразие. 35) Истинные и ложные ценности по рассказу «Господин из Сан-Франциско»). В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель открыто обличает мнимые ценности, показывая нам несостоятельность искусственной регламентации жизни и невозможность заменить живую стихию какими-то условными рамками, заставить ее подчиняться силе денег. 36) Куприн, любовь как высшая ценность мира в повести «Гранатовый браслет». Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». 37) Споры о предназначения человека в пьесе М. Горького ‹На дне» В пьесе «На дне» спор о правде и назначении человека ведут три персонажа. Это бродяга Лука, Сатин и Бубнов. Лука в пьесе считает, что все люди достойны сочувствия и жалости. 38) Серебряный век русской поэзии. Основные модернистические направления. Серебряный век – период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX – начала XX вв. Данный термин связан с модернистскими литературными направлениями, которые выходили за рамки реалистического направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников). 39) А. Блок. Основные темы лирики. Поэма «Двенадцать»: благословение революции или сомнение в ней? “Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.” 40) Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифмы, неологизмы) В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Его особый стиль, внимание к ритму стихотворения, нетрадиционные рифмовки, использование новых слов – все это отличает поэзию Маяковского от традиционной лирики. В поэтической системе Маяковского очень важны рифмы, усеченные строки, разноударные стихи. 41) Художественное своеобразие лирики С. Есенина. Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина» Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения событий. 42) Изображение Гражданской войны в книге рассказов И. Бабеля ‹ Конармия». Сборник рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны, далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных. Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые — отнюдь не только злодеями. 43). Жизнь и творчество М.А, Булгакова. Сатирические произведения. Литературное творчество Булгакова началось с повести «Похождения Чичикова», которая была написана в сатирическом ключе. Потом он опубликовал «Записки на манжетах», которые отчасти были автобиографическими. За ними пришла очередь социальной драме «Дьяволиада». Эти произведения сделали Булгакова известным, а роман «Белая гвардия» только добавил ему популярности. 44) Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — известнейшее произведение автора, оно по праву относится к классике русской литературы. В нем отражается многогранность души, показана сущность человеческой натуры во всех ее проявлениях. 45)Утопические идеи ‹ общей жизни › в повести А. Платонова «Котлован» Утопические идеи общей жизни как основа сюжета повести "котлован" А.Платонова - конкретный сюжет переходит в символику времени и пространства и создает философию жизни. Нельзя построить фундамент на земле, истощенной старданиями людей. 46)О. Мандельштам. Противостояние поэта «веку - волкодаву» О мандельштам противостояние поэта веку-волкодаву - Стихотворение "век-волкодав" есть образец гражданской лирики Мандельштама. Образ века, переломной эпохи, встречающийся в нескольких стихотворениях поэта, осмысливается не философски, а с точки зрения попавшего в колесо советской машины винтика, не утратившего своего человеческого достоинства. 47) Индивидуальность пути и оригинальность стиля М. Цветаевой. Индивидуальность пути и оригинальность стиля М. Цветаевой - В поэзии Марины Цветаевой повсеместно присутствуют побудительные предложения. Марина Цветаева предпочитала работать над ритмом, словом, доводить игру звуками до совершенства. 48) Жизненный и творческий путь М А Шолохова. Роман «Тихий Дон». Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года Ростовская обл. в семье служащего торгового предприятия. В биографии Шолохова следует отметить, что первое образование будущий писатель получил в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив на курсы рабфака, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В то же время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена революции и войны – роман «Тихий Дон» 49) Изображение Гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Изображение гражданской войны в романе тихий дон - Гражданская война, как показывает Шолохов, да и иные страшные войны, сильно меняют человека, его мировоззрение. Невозможно после боевых действий оставаться самим собой. Как прежде уже быть не получиться, ибо война – жуткое и беспощадное событие, из-за которого рушатся судьбы людей.В результате Шолохов приходит к выводу: война – бессмысленное событие, которое только и делает, что приносит вред. 50) Характер и судьба Григория Мелехова. Характер и судьба григория мелехова - характер: В начале романа Григорий Мелехов – пылкий молодой казак, способный на безрассудные поступки. Противоречивый характер и двойственность натуры свойственны главному герою и в военной жизни. Во время Первой мировой войны он ведет себя смело и отважно, доказательством его смелости служат многочисленные награды и Георгиевские кресты. В условиях войны раскрывается вся человечность и великодушие образа Мелехова. Он спасает своего кровного врага, пытается защитить девушку, которую насилуют его товарищи. Судьба: Метания Григория в личной жизни между двумя женщинами и на войне между несколькими лагерями делают его несчастным. Он не уверен в правильности своего выбора. 51) Литература периода Великой Отечественной войны. Литература периода великой отечественной войны - Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства. С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить. 52) 52) Жизненный и творческий путь А. Ахматовой. Проявление трагедии народа и поэмы «Реквием». Проявление трагедии народа и поэта в поэме реквием - Ахматова смогла запечатлеть не только трагедию личности, но и трагедию семьи и целого народа. Поэтесса прошла все круги ада сталинских репрессий, она смогла прочувствовать всю материнскую боль. Ахматова знала о современности из своего собственного опыта. 53) Тема войны и памяти в творчестве А. Т. Твардовского Тема войны и памяти в лирике твардовского - Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык.В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. 54) Литература 50-90х годов. Литература 50-90х годов 19 века -Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности.Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. 55) Жизнь и творчество Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» Год написания – 1945-1955 годы. История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля. Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории. Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго. Жанр – Многожанровый роман. Направление – Реализм. 56) Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича » и рассказа «Матренин двор» А. Солженицына 57) Изображение русской деревни в произведениях Шукшина. В рассказах Шукшина очень многое строится на анализе столкновения города и деревни, двух разных психологии, представлений о жизни. Писатель не противопоставляет деревню городу, он лишь выступает против поглощения городом деревни, против утраты тех корней, без которых нельзя сохранить в себе нравственное начало. Мещанин, обыватель - это и есть человек без корней, не помнящий своего нравственного родства, лишенный "доброты душевной", "интеллигентности духа". А в русской деревне еще сохранились и удаль, и чутье правды, и стремление к справедливости - то, что стерто, искажено в людях городского склада. В рассказе "Мой зять украл машину дров" герой боится прокуратура, человека равнодушного к его судьбе; страх и унижение подавляют сначала чувство собственного достоинства героя Шукшина, Но врожденная внутренняя сила, корневое чувство правды заставляют героя рассказа преодолеть страх, животную боязнь за себя, одержать над своим противником нравственную победу. 58) «Тихая» лирика Н. Рубцова «Тихая» лирика во многом противопоставлена "громкой" как в плане поэтики (ибо стремится в целом к традиционализму), так и в аспекте проблематики: ее волнуют вечные вопросы, непреходящие ценности; не настойчивое поступательное движение вперед, а спокойное, элегическое созерцание, медитативное раздумье о смысле бытия. Это попытка наперекор убыстряющемуся жизненному темпу остановиться и поразмышлять над тем, зачем живет человек, каково его предназначение в этом мире. Особый тип отношений, находящийся в поле зрения "тихой" лирики, – человек и природа, их взаимовлияние и органичное слияние в наиболее важные и сложные для человека жизненные минуты. "Тихие" лирики – тонкие мастера создания пейзажа. Словесное рисование, которым они владеют в совершенстве, по глубине мастерства можно сравнить с живописью художников-реалистов. 59) Творчество И. Бродского Бродский Иосиф Александрович (русский поэт, драматург) 1940-1996 гг. Родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Через два года, когда прошла блокада, в биографии Бродского состоялся переезд в Череповец. Но образ послевоенного Ленинграда надолго сохранился творчестве поэта. После окончания семи классов Бродский оставил школу. С тех пор перепробовал множество профессий пытался стать врачом, был матросом, рабочим, но все время интересовался литературой. Первое публичное выступление поэта прошло 14 февраля 1960 года. В 1963 году вышла статья о Бродском, явно коверкающая его стихи, а 1964 году писателя арестовали. Писателя отправили в ссылку в Архангельскую область на пять лет. 60) Литература на современном этапе. Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений. Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий. |