Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенность: Образу родины автор придает черты национального женского характера

  • Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем

  • В.Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца

  • Д. Е. Максимов

  • -по литературе 8 класс. Экзамен по литературе 8 класс


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеЭкзамен по литературе 8 класс
    Дата04.09.2021
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла-по литературе 8 класс.doc
    ТипДокументы
    #229473
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема произведения — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. Темы лирического произведения:

    Тема любви (любовная лирика) 

    Поэтические произведения о проблеме люб­ви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства

    А.С. Пушкин «Я вас любил...», «Храни меня, мой талисман...»

     

    Тема природы (пейзажная лирика)

     

    Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

    С.А. Есенин «Береза», «Топи да болота»

    Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

    Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества

    Пушкин «Пророк»

    Тема поисков жизненного

    Смысла (философская

    лирика)

    Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

    Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»

    Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

    Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

    А.С. Пушкин ода «Вольность», «Деревня»

    Тема дружбы

    Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

    А.С. Пушкин «К портрету Жу­ковского», «К портрету Вяземского»

    Тема одиночества

    Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

    М.Ю. Лермонтов «Парус», «Выхожу один я на дорогу...»

    Тема родины (патриотическая лирика)

    Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

    С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный»

    Тема народа

    Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

    Н.А. Некрасов «Железная доро­га», «Размышления у парадного подъезда» 

    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

        Опять, как в годы золотые,
        Три стертых треплются шлеи,
        И вязнут спицы росписные
        В расхлябанные колеи…

        Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

        Россия, нищая Россия,
        Мне избы серые твои,
        Твои мне песни ветровые – 
        Как слезы первые любви!

        Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта. 
        Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

        Тебя жалеть я не умею
        И крест свой бережно несу…
        Какому хочешь чародею
        Отдай разбойничью красу!

    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины. 

    Особенность:  Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу». 
        Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»

    2. Преданность идеалам. Восстание против царского режима передовых дворян-офицеров, которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года, взбу­доражило всю общественную жизнь России. Оно стало источни­ком вдохновения для А. С. Пушкина — певца воли и свободы, не­навидящего тиранию.

    Глубоко переживая участь офицеров, сосланных на каторгу, впечатленный смелостью и размахом начатого ими дела, поэт пи­шет своим друзьям послание, полное самого искреннего восхище­ния «Во глубине сибирских руд...».

    Во глубине сибирских руд

    Храните гордое терпенье,

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье.

    По мнению А. С. Пушкина и многих передовых людей тоге времени, дело, начатое так решительно, будет поддержано по­томками.

    После подавления восстания многие отвернулись от арестован­ных декабристов, даже друзья, боящиеся царской немилости. Вот почему поэт выражает надежду, что

    Придет желанная пора:

    Любовь и дружество до вас

    Дойдут сквозь мрачные затворы .

    В словах А. С. Пушкина звучит гордость за своих решитель­ных и непокоренных товарищей, уверенность в святости их на­чинаний. Поэт верит, что мечты декабристов обязательно испол­нятся:

    Оковы тяжкие падут,

    Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут.

    3. Вальтер Скотт в своем романе рисует образы смелых, бесстрашных, мужественных людей, как рыцарей, так и простолюдинов. Даже грустно становится оттого, что в современном мире нет смелых странников, которые всегда были бы готовы вступиться за честь. Но я понимаю, что там, где есть рыцарь, добро обязательно победит зло. Настоящему рыцарю не нужны похвалы и награда. Смысл его жизни - приносить свободу и добро тем, кто в этом нуждается.

    Молодой рыцарь ценит в людях, прежде всего, порядочность и искренность. Он не хочет отступать от своих принципов и считает, что власть феодалов должна быть ограниченной. Айвенго также верит в то, что все люди равны перед Богом, потому юноша спасает еврея Исака от ограбления.

    Юноша не только справедливый, но еще и отважный воин. На рыцарском турнире он прекрасно выглядел в боевом снаряжении. На панцире было написано: "Рыцарь, лишенный наследства". Ловкость и юношеская грация просто очаровали зрителей. Айвенго получил в награду за победу золотой венок. Естественно, юноша подарил его своей любимой девушке - леди Ровене, но при этом остался неизвестным. Однако, когда с Айвенго сняли шлем, то все узнали сына могущественного Седрика.

    Тяжелые раны рыцарям обычно лечат друзья и те, кто умеет ценить дружбу, искренность, отзывчивость. Айвенго помогает Исак, его дочь Ребекка, свинопас Гурт и даже сам король Ричард Львиное Сердце. Эти люди сделали все возможное, чтобы юноша выздоровел. Народный герой Локси считает, что его вольные стрелки смогут в любой момент защитить товарища. Свинопас Гурт говорит, что никогда не предаст друга, несмотря на возможное наказание.

    Айвенго хорошо понимает, что сила человека - в дружбе, а его счастье - в любви. Всех, кто его окружает, покоряют щедрость, доброта и простота молодого рыцаря. Едва выздоровев, Айвенго снова становится на защиту обездоленных, спасая Ребекку. Но на этот раз он рисковал своей жизнью.

    Билет No 14

    1. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.

    2. Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

    3. Определите роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер».

    1. «Что делал я на воле? ЖИЛ!»

    Три счастливых дня, провел Мцыри на воле.

    Он вспоминает детство, отца и мать и сожалеет о том, что не
    выполнил свою клятву вернуться домой.
    В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле,
    раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и
    борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила
    воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание
    ее красоты и мощи:
    ...О, я как брат
    Обняться с бурей был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнии ловил.. .

    Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением.
    Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми, но Мцыри не изменяет
    своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать.
    Но ему уже не суждено попасть на родину. Мцыри потерпел поражение
    в споре с судьбой, но у него были три дня, прожитые им на свободе.
    Он находит в себе силы признать поражение и умереть, никого не проклиная.

    Да, он вырвался из крепости монастыря, но внутреннюю тюрьму,
    уже не разрушить.
    Именно осознание этого и убивает Мцыри, он не рожден, чтобы жить
    в рабстве.
    Умирая, Мцыри просит похоронить его в том уголке монастырского
    сада, откуда "виден и Кавказ", чтобы легкий ветерок приносил иногда
    на могилу обрывки родной речи.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет,
    Пришлет с прохладным ветерком.. .

    2. Честь Гринёва и бесчестие Швабрина раскрывает нам Пушкин в "Капитанской дочке". Наша задача - показать это в сравнительной характеристике героев.


    Для начала выясним, что общего у них обоих. И Гринёв, и Швабрин принадлежат к дворянскому сословию, получили примерно одинаковое воспитание и образование. Оба офицеры, оба служат в Белогорской крепости, оба любят Машу Миронову. На этом, пожалуй, их сходство и заканчивается.


    Отношение к воинскому долгу, к чести мундира - наивысшее проявление этого качества. Мирная жизнь в Белогорской крепости прервалась бурными событиями восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Швабрин предательски в первый же день перебежал на сторону восставших под предводительством Емельяна Пугачёва. Главное для него - выжить, пусть даже через унижение. Гринёв готов был расстаться с жизнью, но остаться верным воинской присяге. Он всегда помнил наставления отца: "Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".


    Отношение Гринёва и Швабрина к Пугачёву тоже говорят о многом. Первый - достойный собеседник, уважающий себя, отстаивающий свою независимость. Второй - трусливый перебежчик, раб, угождающий своему хозяину. Жалок и ничтожен Швабрин, не вызывает никаких симпатий, когда валяется в ногах у беглого каторжника и просит о пощаде, подлость для него оборачивается позором.


    По-разному относятся молодые офицеры к любви. Швабрин не смог пережить достойно отказа Маши Мироновой, он мстит ей, очерняя её светлый образ в глазах Гринёва. Гринёв готов драться на дуэли за честь женщины. И далее из разворачивающихся событий мы узнаём, что Гринёв, рискуя жизнью, делает всё ради спасения девушки, а Швабрин злодейскими действиями пытается заставить сироту выйти за него замуж. Уже на этих примерах показаны честь Гринёва и бесчестие Швабрина.


    "Береги честь смолоду" - эти слова служат эпиграфом к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". А что такое честь? Давайте заглянем в толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и выясним для себя это понятие. Читаем. Честь - "1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (честь семьи, честь фабричной марки, честь мундира - уважение к должности, званию, общественному положению) .


    Судьба вознаграждает героев справедливо: Гринёв женится на Маше, а участь Швабрина, несмотря на то, что писатель опускает эту деталь, предопределена и незавидна.
    Эта повесть заставляет нас задуматься о том, как и почему одни становятся изменниками, а другие даже перед лицом смерти остаются верными своим убеждениям. Главное, чему учит повесть, - "береги честь смолоду".

    3. Осенний вечер

    Есть в светлости осенних вечеров

    Умильная, таинственная прелесть;

    Зловещий блеск и пестрота дерев,

    Багряных листьев томный, легкий шелест,

    Туманная и тихая лазурь

    Над грустно-сиротеющей землёю,

    И, как предчувствие сходящих бурь,

    Порывистый, холодный ветр порою,

    Ущерб, изнеможенье – и на всем

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем

    Божественной стыдливостью страданья.

    стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

    В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

    Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

    Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

    Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

    Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.
    Билет No 15

    1. Оценка русской критикой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

    2. Нравственная красота Маши Мироновой (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

    3.Прочитайте наизусть стихотворение А.А.Блока «Россия». Как вы понимаете концовку в этом стихотворении? Раскройте понятие «антитеза».

    1.  Образ Мцыри вызвал неподдельный интерес в русской критике. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности.

    В.Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму...
    Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..

    Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.

    Д. Е. Максимов: Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

    Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри— высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта