Главная страница
Навигация по странице:

  • Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но указать на будущее возмездие

  • Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно

  • Диалог

  • Городничий

  • Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную

  • Композиция

  • Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Экспозиция

  • Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

  • Композиция . Пролог

  • Он видит в помещении для регистрации вновь поступающих

  • Когда же герой окончательно поправляется, ему никак не удается вырваться из больничных стен, п

  • Что же высмеивает писатель в своем рассказе

  • -по литературе 8 класс. Экзамен по литературе 8 класс


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеЭкзамен по литературе 8 класс
    Дата04.09.2021
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла-по литературе 8 класс.doc
    ТипДокументы
    #229473
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Идея комедии «Ревизор» в эпиграфе, предшествующем комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — заложена основная мысль пьесы. Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но указать на будущее возмездие

    Осмеивается среда, порядок, устои. Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной... жизни». В статье «Петербургская сцена в 1835-36 году» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие». Немая сцена, завершающая действие, яркое тому свидетельство. Чиновников уездного города ожидает возмездие. Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через положительного героя (такового нет в пьесе), а через действие, поступки, диалоги. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя. Разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок», — писал Н.В. Гоголь.

    Проблематика

    Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России.

    Автор бичует в ней взяточников, казнокрадов, мошенников, лгунов, занимающих ответственные посты, беспощадным, карающим смехом, который он назвал единственным честным лицом комедии.

    В "Ревизоре" Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно. Обратимся к примерам из пьесы, которые показывают такую гибель.

    Городничий искренне считает, что "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". На что судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин возражает: "Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".

    Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль..."

    2. В романе В. Скотта «Айвенго» введены два образа прекрасных девушек — Ровени и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.

    Но социальное состояние, и характеры у них разные. По-разному они ведут себя в критических ситуациях, по-разному сложилась и их судьба.

    Ровена — знатная саксонка, ее опекал Седрик Ротервудский. Опекун боготворит ее, ни в чем ей не отказывает и связывает с ней свои надежды на возобновление власти саксов. Из-за этого он даже выгоняет своего сына и лишает его наследства. Однако Ровена решительно противостоит браку без любви с потомком княжеского рода Альтестаном. Попав в плен, девушка, которая привыкла к общему поклонению, теряет свою волю, плачет. Только счастливый случай спасает ее, а затем судьба опять улыбается ей и она становится женой любимого рыцаря Айвенго.

    Ребекка — дочь богатого еврея Исаака. Ее племя постоянно испытывало гонения и унижения. И хотя девушка выросла, не зная ни в чем отказа, все же поняла, что ей нужна большая сила воли, знания, «чтобы выжить в этом жестком мире».

    Она научилась лечить, помогала всем, кто в этом нуждался. В критические минуты искала выхода, и, не найдя его, отдала преимущество смерти, а не бесчестью. Это очень сильная натура. Не найдя ответ на свои сердечные чувства, Ребекка решает заняться доброчинными делами: лечить, помогать страждущим. Она и дальше будет поддерживать честь и достоинство своего народа, оберегать веру предков.

    Эти женские образы играют значительную композиционную роль, помогают глубже раскрыть характеры главных героев и отобразить историческую эпоху. Их красота, ум и доброта облагораживали этот жестокий мир.

    1. В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Пер­вый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До сви­дания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др. В них раскрывается ду­ховный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

    Эмоциональный заряд, заключенный в стихах и песнях Окуджавы, силен не­обычайно по интенсивности переживаемого поэтом чув­ства.
    Стихотворение «Мы за ценой не постоим» пронизано глубокими патриотическими чувствами, автор преклоняется перед подвигом рядовых солдат в годы Великой Отечественной войны. Цена Победы – жизнь солдата, но «мы за ценой не постоим» , а это значит – готовы отдать жизнь за Победу, за любимую Родину, за правое дело.

    «Нас ждёт огонь смертельный – и всё ж бессилен он». Антитеза «смертельный» - «бессилен» усиливает понимание величия совершённого простым солдатом подвига: сама смерть бессильна перед готовностью солдата победить любой ценой.

    Здесь птицы не поют,
    Деревья не растут,
    И только мы к плечу плечо
    Врастаем в землю тут.

    Метафора «мы врастаем в землю» подчёркивает единство и сплочённость всего народа в борьбе с немецкими захватчиками. Тема единства подчёркивается общей целью: «нам нужна победа одна на всех».

    «Десятый наш десантный батальон» - уточнение номера батальона показывает массовость и монолитность сознания всего народа: сколько их было, таких батальонов? Тысячи. Благодаря «номеру» батальона песня воспринимается ещё как личное переживание каждым фронтовиком, каждый помнит о своём батальоне…

    «Бьёт пулемёт неутомим» - метафора подчёркивает, как трудно было дойти «до самых вражеских ворот, такие, брат, дела». Обращение «брат» делает стихотворение сердечным, дружеским, как будто фронтовик рассказывает товарищу о своём боевом пути, атмосфера стихотворения – дружеская, доверительная.

    Последние строки – «уходит в ночь отдельный
    Десятый наш десантный батальон» - поднимают в душе чувство отчаянной тревоги: а вернулся ли из боя десятый батальон? Дальше ведь ничего неизвестно.

    И у нас, читателей, остаётся в душе и в памяти: в ночь ушёл десятый батальон за нашу Родину, за Победу, за нас. Кто-нибудь вернулся? И в глазах – слёзы…

    Билет No 19

    1.Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

    2. Жизнеутверждающий финал трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и его значение.

    3.Как вы понимаете слова героя думы «И мы не праздно в мире жили» (К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»)?

    1. Сатира – это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей.

    В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются.

    Смех – главное оружие сатиры, оружие острое и мощное.

    Комичность ситуаций , основанная на жизненной достоверности, - особенность сатирического произведения. Образ Хлестакова сопровождается авторскими ироническими оценками: «молодой человек… без царя в голове», «говорит и действует без всякого соображения».

    Речь персонажей «Ревизора» откровенно комически выражает их характер. Христиан Иванович вообще не умеет говорить по-русски, что чётко его характеризует как врача и вызывает смех.

    В сатире гипербола (преувеличение) получила наибольшее распространение. Масштабы вранья Хлестакова перерастают из гиперболы в гротеск: «с Пушкиным я на одной ноге». Ещё примеры гротеска – слияние реального с фантастическим: «…тридцать пять тысяч одних курьеров», «… в семьсот рублей арбуз» «Я с Пушкиным на дружеской ноге», «…суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа».

    Роль сатиры в комедии - через злобное, едкое обличение пороков человека и окружающей действительности воздействовать на читателя путём вызывания возмущения, содрогания к размышлению. Гоголь использует типичные для сатиры приёмы осмеяния: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм. Объект осмеяния – социально значимые пороки действительности (казнокрадство, взяточничество ит.д.), а также частные недостатки человека (скудоумие, лживость и т.д.).

    2. Существенным для этой трагической нормы любви является то, что помимо раскрытия всей силы и очарования юной страсти Шекспир показывает ее развивающее и обогащающее действие на человеческую личность.


    Ромео вырастает в пьесе на наших гладах, последовательно проходя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он хочет тоже принять участие в типично ренессансном (сравните с этим сонеты, поэмы, некоторые ранние комедии Шекспира) культе любви, хочет не отстать от других и внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом же деле это чисто «мозговое», надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Как бы желая подчеркнуть это, Шекспир вовсе не выводит на сцену этот бледный фантом, в отличие от Брука, делающего его вначале активным действующим лицом. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты, все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.
    Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большей высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим. Теперь Ромео начинает понимать мир лучше, чем раньше.

    Ему открываются силы, руководящие людьми. В эту минуту высшего страдания и высшей ясности мысли Ромео, покупая у аптекаря яд, называет золото, которое дает ему, «ядом похуже», чем полученное им зелье (V, 1). Когда затем, у гробницы Джульетты, он встречает Париса, этот молодой аристократ с благородными, но неглубокими чувствами кажется Ромео ребенком по сравнению с ним, и он называет его в «юношей». Таким же образом, под влиянием овладевшего ею всепоглощающего чувства вырастает в пьесе и Джульетта. Из кроткой и наивной девочки какой она показана вначале, она превращается и созревшую душой женщину, идущую на все ради своего чувства, в подлинную героиню. Она порывает со своей семьей, со своими привычками и обстановкой жизни ради любимого. Во имя своей любви она подвергает себя величайшей опасности, когда решается выпить снотворный напиток. Достаточно прочесть ее замечательный монолог по этому поводу (в конце сцены).

    Несмотря на все беды, невзгоды, на все катаклизмы, в мире властвует чистота, честь, достоинство и Любовь. Вот почему мы можем говорить о "светлом трагизме" финала.

    1. Покоряя Сибирь, Ермак действовал на свой риск и страх. Во всех летописях ни слова не говорится, чтобы Ермак действовал именем царя и требовал дани для России. Он шел не для завоеваний и приобретения новых земель, а на борьбу с неверными, исконными врагами христианской веры; на борьбу, составлявшую удел казачества и воспитавшую в нем в течение веков неукротимый воинственный дух, жажду деятельности, стремление вперед, к чему-то далекому, неизвестному.

    Сибирь, как страна, ему была не нужна, при том он и не мог удержать ее в своих руках по своей малочисленности. Хотя много писалось в нашей литературе о том, что Ермак, как завоеватель, думал даже сделаться носителем сибирской короны и властвовать неограниченно в восточных землях, но подобные измышления имеют, быть может, значение для художественного творчества, но не для исторической правды.
    Щедро наградив казаков и простив им все вины, Иоанн послал Ермаку два богатые панцири, серебряный ковш, шубу с своего плеча и кусок сукна, и грамоту, в которой величал его князем Сибирским. Около двух лет казаки господствовали в Сибири и успели завести торговые сношения с самыми отдаленными азиатскими странами. Бухарские караваны приходили к ним с восточными товарами через степи киргиз-кайсаков, и вскоре столица Сибири превратилась в оживленный ярмарочный торг.

    Билет No 20

    1.Дайте определение терминам «монолог», «ремарка», «диалог». Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    2.Как фамилия главных героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» связана с отношениями в их семье?

    3.Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Как произведение связано с биографией поэта?

    1. Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

    Например:

    Хлестаков один.

    Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так хочется, как еще никогда не хотелось. Разве из платья что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме. Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?» А лакей входит (вытягивается и представляя лакея): «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?» Они, пентюхи, и не знают, что такое значит «прикажете принять». К ним если приедет какой-нибудь гусь помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь: «Сударыня, как я …» (Потирает руки и подшаркивает ножкой.) Тьфу! (плюет) даже тошнит, так есть хочется.

    Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.

    Например: Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

    Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

    Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

    Городничий. Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

    Аммос Федорович. Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

    Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма) , уточняющее или дополняющее какие-либо детали.

    Например: . К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь: «Сударыня, как я …» (Потирает руки и подшаркивает ножкой.) Тьфу! (плюет) даже тошнит, так есть хочется.

    В скобках – ремарки.

    2. А.А.Фет «Алмаз»

    Не украшать чело царицы,

    Не резать твёрдое стекло,

    Те разноцветные зарницы

    Ты рассыпаешь так светло.

    Нет! В переменах жизни тленной

    Среди явлений пёстрых – ты

    Всё лучезарный, неизменный

    Хранитель вечной чистоты.

    лучайно ли автор наделил героев такой замечательной фамилией?

    (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами).

    "Куст сирени"
    Здесь все счастливы. Жена тем, что смогла помочь любимому мужу выпутаться из критической ситуации.
    Но ещё больше счастлив ее муж, который имеет такую жену. Женщину, которая без колебаний и рассуждений всё делает для него.
    Для Алмазовых куст сирени (поступок) принес счастье и успокоение, стал символом их любви на всю жизнь.
    В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: "Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его»

    3. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» - писал критик Белинский.


    За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.
    Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

    Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.
    Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
    Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.
    После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагаче стоит его полк.
    Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом - Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

    Билет No 21

    1. Дайте определение понятию «композиция». Определите особенности композиции произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    2. В чем проявились самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

    3. Прочитайте наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (по своему выбору ).



    1. 1. Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

    Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

    Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе.

    Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
    Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    «1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, встреча с «вожатым», все события до прибытия в Белогорскую крепость…
    2. Завязка: знакомство с Марьей Ивановной…
    3. Развитие действия: жизнь в Белогорской крепости, ссора со Швабриным…
    4. Кульминация: дуэль, письмо отца (пятая глава), совпавшие с наступлением Пугачёва.

    5. Развязка: казнь Пугачёва.

    6. Заключение: повествование о том, как сложилась дальнейшая жизнь Гринёва.
    Основная черта композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета.

    Кроме того, каждая глава в отдельности тоже имеет свою собственную композицию.
    Вторая черта композиции романа - строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость - общее свойство прозы Пушкина.

    2. Героиня рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" Вера Алмазова,
    молодая женщина, жена офицера.
    Они небогаты, и Верочке приходится прикладывать усилия,
    чтобы вести домашнее хозяйство.
    Она отказываю себе во всём, создавая, нужный для напряженно работающего мужа, комфорт.
    Не будь её, он "махнул бы на всё рукою",не находя в себе достаточно энергии.
    Вера разделяла с ним все его проблемы и "приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом" .
    Была для мужа "переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой". Эта женщина сильнее, смелее и ярче, чем ее муж. Верочка не живет своей жизнью, она вся в заботах и делах мужа. Его поступление в Академию – это дело её жизни. Именно поэтому Верочка решается на обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен.


    Из-за случайной небрежности, помарки педантичный немец не принял чертеж Алмазова. Отчаявшийся офицер приходит домой чуть ли не плача.
    Конечно, Верочка не могла видеть мужа в таком состоянии. Поэтому она решается надерзкий, но неблагородный поступок – обмануть профессора,
    посадить кусты сирени в том месте, где они были на плане Алмазова.
    Собрав свои драгоценности Вера вместе с Николаем отправилась в ломбард, где заложила свои серьги, старинное кольцо с солитером и браслет и на вырученные двадцать три рубля она наняла садовников, на указанном месте посадили кусты сирени.


    И лишь когда Алмазов получает долгожданную оценку, Верочка успокаивается. Она -счастлива.И никто из этих героев не думает о том, что совершил аморальный поступок. Для Алмазова этого неважно, главное – он добился своей цели, удовлетворил свои амбиции.Для Верочки это также неважно, потому что она сделала всё,
    что могла, для горячо любимого мужа.
    Именно любовь к мужу движет её поступками, ради него она и
    идёт на любые жертвы.

    Билет No 22

    1. Своеобразие жанра частушек и их исполнения.

    2.Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

    3. Дайте толкование слову «исповедь». В чем своеобразие исповеди Мцыри?

    1. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми» . Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» . Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки («страдания» , «семеновна» и др.) , исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Частушки относятся к лирическому роду поэзии.

    2. Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.

    А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

    Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

    Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.

    Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

    Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

    Шли бойцы за нами следом,
    Покидая пленный край.
    Я одну политбеседу
    Повторял:
    – Не унывай.
    Не зарвемся, так прорвемся,
    Будем живы – не помрем,
    Срок придет, назад вернемся,
    Что отдали – все вернем.

    Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

    Переправа, переправа!
    Берег левый, берег правый.
    Снег шершавый, кромка льда…
    Кому память, кому слава,
    Кому темная вода.
    Ни приметы, ни следа.

    Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Теркина.

    Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

    Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.

    В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.

    Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

    Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

    3. Исповедь — 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.


    Мцыри — послушник в монастыре. В монастыре слово «исповедь» привычно употребляется в первом значении, но рассказ Мцыри назвать такой исповедью нельзя. Он не кается в грехах, не сожалеет о произошедшем, но счастлив тем, что прожил эти дни на свободе. Он отстаивает своё право на полноту впечатлений, на возможность самому выбирать свою судьбу, не подчиняясь заведённым кем-то порядкам. Он заявляет, что отказаться от чего-либо можно, только познав его, поэтому монахи знали, что теряли, а он – нет.
    Билет No 23

    1.Дайте определение понятию «композиция». Назовите особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

    2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

    3. Поэты Сергиева Посада (биография, творчество, анализ стихотворения).
    1. Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

    Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

    Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе.

    Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
    Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

    Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

    Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

    3. по выбору учащихся (Виктор Боков)

    Билет No 24

    1. Песня как жанр устного народного творчества. Историческая основа русских народных песен, их место в жизни народа. Прочитайте наизусть песню (по своему выбору).

    2.Актуальность проблем в рассказе С.В. Лукьяненко «Чужая боль».

    3.Как вы понимаете фразу, которой заканчивается рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? («Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)


    1. Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определённые дни года, по праздникам. Таких песен было очень много.

    Другой вид народных песен – лирические. Обычно они медленные, протяжные, раздумья, сетования. Любовные песни – не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен. В них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни. Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни – особая группа лирических песен. Среди песен есть и обрядовые,  и причитания-плачи, и частушки, и исторические. Все они в полной мере отражают жизнь народа. Поэтому одним из способов изучения истории народа является изучение его песен.

     

    Ты, звезда ли моя, звездочка,
    Высоко ты, звёздочка, восходила, —
    Выше леса тёмного,
    Выше садика зелёного,
    Становилась та звёздочка,
    Над воротами решётчатыми.
    Как во темнице, во тюремнице,
    Сидел добрый молодец,
    Добрый молодец Емельян Пугачёв!
    Он по темнице похаживает,
    Кандалами побрякивает...
    „Кандалы, мои кандалики,
    Кандалы мои тяжёлые,
    По ком вы кандалики, доставалися?
    Доставались мне кандалики,
    Доставались мне тяжёлые,
    Не по тятеньке, не по маменьке -
    За походы удалые, за житьё свободное!".


    1. Проблема «чужой боли» сегодня в мире как никогда актуальна: идут войны, льётся кровь. «Чужой боли» быть не должно, человек не имеет права оставаться равнодушным к чужому горю, потому что он ЧЕЛОВЕК.


    Действие рассказа С.Лукьяненко (фэнтези) происходит в «будущем». На первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека.
    Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать… Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет.
    Но это так кажется только на первый взгляд. Главный герой Дэн не похож на всех. Во время игры на Майданеке ( а это бывший немецкий концлагерь) он сорвался, вышел из роли. Бросился на эсэсовцев с голыми руками. А игра-то называлась «Вооруженное восстание». Все аж ошалели… Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы…
    Таким образом, автор поднимает в рассказе ещё одну актуальную проблему: проблему памяти. Неужели люди будущего забудут фашистские лагеря, горе, страдания погубленных людей? Неужели на Майданеке будут только играть и развлекаться?
    В «будущем» игра стала синонимом жизни… Любимая девушка задаёт дикий для нас, нынешних, вопрос:

    — Дэн, почему ты не выстрелил в меня?

    Действительно, бояться нечего: регенерационная система сработает. Играют потому, что больше нечего делать.

    «Делать вид, что управляешь машинами, которые давно не нуждаются в управлении? Сидеть в лаборатории, пытаясь научить человека видеть не только в инфракрасных, но и в ультрафиолетовых лучах? Или ждать очереди на колонизацию очередной планеты? Там Игра станет реальностью…

    — Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

    Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей И кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва…
    Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке «Майданек» смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей… Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра».
    Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть! И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.
    Его убили к вечеру второго дня. Дом штурмовали морские пехотинцы, зеленые береты, самураи династии Тан и бригада СС из дивизии «Мертвая голова». Они умирали, воскресали, шли в бой снова. А он стрелял, зная, что уже выведен из памяти регенерирующей системы…
    И всё-таки Дэн победил – он прекратил игру.



    1. В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
      Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.
      Герой В. Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён» . Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
      Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.
      Невозможно не согласиться с мыслями автора. В. П. Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.


    Билет No 25
    1. Дайте определение понятию «композиция». Укажите основные

    композиционные элементы трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

    2. Юмор и сатира в рассказах М.М. Зощенко (на примере рассказа «История болезни»).

    3. Объясните смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    1. 1. Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

    Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

    Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе.

    Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
    Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.


    Композиция. Пролог в трагедии выступает в роли экспозиции.

    Завязка. В первом действии происходит столкновение между слугами Капулетти и Монтекки, затем между племянниками последних – Тибальтом и Бенволио, потом на сцене появляются главы враждующих семей, князь Вероны и Ромео.

    В третьем действии столкновение между Капулетти и Монтекки повторяется: на этот раз в драке участвуют родственник князя и друг Ромео – Меркуцио и Тибальт и Тибальт и Ромео. Исход первой дуэли – смерть Меркуцио, исход второй – смерть Тибальта.

    Второе и четвёртое действие пьесы посвящены развитию любовной линии: во втором действии происходит объяснение Ромео и Джульетты и подготовка их к венчанию, в четвёртом – пытающаяся избежать повторного брака Джульетта встаёт на страшный путь воссоединения с любимым супругом. Это кульминация.

    Столкновение заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти и Монтекки, а затем князя, выносящего убийственное для Ромео решение об изгнании из Вероны. Пятое действие вновь возвращает сюжет в привычное дуэльное русло: на этот раз бой происходит между Парисом (родственником князя, предполагаемым мужем Джульетты, то есть потенциальным Капулетти) и Ромео. Парис гибнет от руки Ромео, Ромео убивает себя ядом под воздействием непреодолимых обстоятельств, наложенных на него волей отца Джульетты.

    Пятое действие и вся трагедия заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти, Монтекки и князя, примирением семейств и посмертным воссоединением Ромео и Джульетты – в виде стоящих рядом золотых статуй.

    Развязка. Гибель детей (Ромео и Джульетты) – продолжателей семейных традиций Монтекки и Капулетти – ставит решающую точку в конфликте враждующих веронских семей как на сюжетном, так и моральном уровне.

    2.

    Сатира - обличающее, бичующее осмеяние.

    Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности, называется сатирическим.

    Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде.

    Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-то.

    Рассказ “История болезни” начинается так: “Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома”

    Больного с диагнозом “брюшной тиф” привозят в больницу.

    Он видит в помещении для регистрации вновь поступающих огромный плакат на стене: “Выдача трупов от 3-х до 4-х”.

    Больной говорит герой фельдшеру, едва оправившись от шока, что “больным не доставляет интереса это читать”.

    В ответ слышит: «Если.. . вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать”.
    Медсестра приводит его в ванную комнату и предлагает залезть в ванну, где уже купается какая-то старуха. Казалось бы, медсестра должна извиниться и отложить на время процедуру “купанья”. Но она привыкла видеть перед собой не людей, а пациентов. А с пациентами что церемониться? Она спокойно предлагает ему залезть в ванну и не обращать на старуху внимания: “У нее высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения”

    На этом испытания больного не заканчиваются. Сначала ему выдается халат не по росту. Затем, через несколько дней, уже начав выздоравливать, он заболевает коклюшем. Все та же медсестра ему сообщает: “Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. Там у нас детское отделение. И вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок”.

    Очень характерно: виноват не тот, кто отвечает за чистоту прибора, а тот, кто из нее “кушает”

    Когда же герой окончательно поправляется, ему никак не удается вырваться из больничных стен, потому что его то забывают выписать, то “кто-то не пришел, и нельзя было отметить”, то весь персонал занят организацией движения жен больных. Наконец, уже после того как больной все же покидает больницу, дома его ждет последнее испытание: жена рассказывает, как неделю назад она получила из больницы извещение (позже выяснилось, посланное по ошибке) с требованием: “По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа”.

    “В общем, — сообщает бывший пациент, — мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел. И теперь хвораю дома ”.
    Что же высмеивает писатель в своем рассказе? Низкий уровень медицинского обслуживания.


    “История болезни” — один из тех рассказов Зощенко, в котором изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной черствости доведено до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется уже тому, что остался жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает “хворать дома”.
    3. Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают исчерпанность героев в их бесплодной погоне за миражом. Поза каждого персонажа в немой сцене пластически передает степень потрясения, силу полученного удара. Тут множество оттенков ― от застывшего «в виде столпа с распростертыми руками и закинутою назад головою» городничего до прочих гостей, которые «остаются просто столбами». Важно, что характер персонажа и поведение во время действий также отразились в его позе, например, Бобчинский и Добчинский застыли с «устремившимися движениями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами».

    На театральных подмостках замер город духовной нищеты, низости, глупости и жалости человеческой, застыла картина убожества, бессмысленности и уродства, порожденных полицейско‑бюрократическим режимом николаевской эпохи.

    Вряд ли под настоящим ревизором Гоголь подразумевал какого‑то честного и порядочного чиновника, который восстановит справедливость и законность в городе, покарает казнокрадство и мздоимство. Эта сцена имеет широкий символический смысл, она напоминает всем зрителям и читателям произведения об их личной ответственности за происходящее с ними и вокруг них, говорит о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигает каждого, кто живет не в ладу с совестью, кто не дорожит высоким званием человека.
    Билет No 26

    1.Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы.

    2.Злоключения главного героя в рассказе М.М. Зощенко «История болезни».

    3.Раскройте смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица).

    1. Смотри билет №1, вопрос №1.

    2. Смотри билет №25, вопрос №2.

    3. Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобраз­ным ответом автора комедии на негодова­ние чиновной публики в связи с постанов­кой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.

    Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вку­су». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»? Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взя­точничества, казнокрадства, злоупотреб­лений, характерные для русской жизни николаевской России. Гоголь ответил сво­им эпиграфом тем, кто упрекал его в кле­вете на русскую действительность и поку­шение на честь и достоинство чиновниче­ства. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (дейст­вие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..»

    Билет No 27

    1. Дайте определение понятию «юмор» на примере рассказа М.М. Зощенко «История болезни».

    2.Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

    3.Какие художественные фильмы, созданные на основе сюжетов классических произведений, вы знаете? Дайте отзыв об одном из них.


    1. Смотри билет №25, вопрос №2.

    2. Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а
      яркие краски природы. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную
      свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарём, а испытать радость
      встречи с бурей, грозой препятствиями. Не только в мыслях, но и в ощущениях Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал – покой, самоотречение, ради служения надуманной цели, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья "в святом заоблачном краю". Мцыри всем своим существом это отрицает.


    Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем. Да, Мцыри - это нарушитель запрета, обреченный смерти за невоздержную любовь к жизни и свободе. Но вместо оправдательной интонации Ионафана: "Я отведал.. . немного меду", - у Лермонтова слышится горький упрек: "мало", "так мало" меда.


    Напряжение всех сил, упоение открытой и честной борьбой, полное
    слияние с "дикой" природой, радость и торжество победы – вот сплав чувств, овладевших Мцыри в кульминационный момент его жизни на свободе. Поэт любуется отвагой, решимостью, мужеством Мцыри, его способностью отдаться битве до конца.

    У Лермонтова Мцыри – не реально существовавший мальчик-послушник, а литературный герой, несущий огромную морально-философскую нагрузку. Тот Мцыри, который создал Лермонтов, не мог не сразиться с барсом и не мог не победить его. Создав поэму, Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие. Он утверждал борьбу, активность как принцип человеческого бытия. Но борьбу не ради победы, а борьбу во имя обретения родины, без которой нет для человека ни счастья, ни
    свободы.


    1. На основе сюжетов классических произведений создано много фильмов: «Ромео и Джульетта», «Ревизор», «Капитанская дочка».

    Я расскажу о фильме «Капитанская дочка».

    Роль бунтовщика Емельяна Пугачёва исполнил замечательный советский актер Сергей Лукьянов, оставил очень сильные впечатления от этого запоминающегося образа. 
    И Гринёв Стриженова , и Маша Арепиной, и Швабрин Шалевича сильно уступают Пугачёву в обаянии. Пугачёв неоднозначен , этим и заставляет задуматься о себе. Словно сплелось все разнообразие народного характера. В одно и то же время персонаж по-разбойничьи жесток, так как не боится проливать кровь, мудр, потому что понимает всю обречённость собственной затеи, но твердо знает для себя лично, что лучше бороться с несправедливостью и погибнуть, чем сидеть покорно. В то же время очень благороден, потому , что помнит добро , оказанное ему когда-то давно , и готов осыпать человека своей милостью. Колоритный персонаж, внешностью своей напоминает былинного богатыря. 
    Фильм сам по себе мощно передаёт то время и настроения людей, не извращает, а достоверно рассказывает события, описанные А. С. Пушкиным. И диалоги практически не отличаются от книжных.
    Чего только стоит сцена казни , Емельян Пугачёв, просящий перед концом прощения у православного народа. Выступить не боясь последствий. 

    Фильм мне очень понравился.
    Билет No 28

    1. Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.

    2.Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

    3.Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд».Как вы понимаете слова: «скорбный труд», «высокое стремленье», «свободный глас»?

    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта