Главная страница
Навигация по странице:

  • Экзаменационные вопросы по дисциплине

  • Ответы на билеты по истории искусств. ИоКкультуры ответы печать. Экзаменационные вопросы по дисциплине История отечественной культуры


    Скачать 148.43 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История отечественной культуры
    АнкорОтветы на билеты по истории искусств.
    Дата07.06.2020
    Размер148.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИоКкультуры ответы печать.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #128640
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Экзаменационные вопросы по дисциплине «История отечественной культуры» специальности 51.02.02. «Социально-культурная деятельность» вид: «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»
    Экзаменационные вопросы по дисциплине

    «История отечественной культуры» 2017-2018 уч.год.

    Преподаватель Ганжа Виктория Вадимовна
    1.Расскажите о праздничной культуре Древней Руси в эпоху становления государства славян.

    Древнерусская культура возникла на пересечении влияния ряда великих мировых религий: язычества, христианства, ислама. К концу IX века восточные славяне находились уже на достаточно высоком уровне культурного развития.

    Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое.

    Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа. Самымидревними были праздники, связанные с земледельческим календарем русов – предков русского народа. Их называли календарными или годовыми праздниками, т.к., начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая.

    Главными среди них были Святки, Масленица, Семицкая неделя, Ивано-Купальские праздники, а также праздники сбора урожая, т.е. те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой и божествами. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей.

    Наряду с древними языческими праздниками в русском быту было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в X в. после принятия на Руси христианства.

    Все русские православные праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которую называли «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». Великими праздниками считались двунадесятые, т. е. 12 праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также ещё 5, посвященных евангельским событиям. Это Рождество Христово (25 декабря/7 января), Крещение Господне (6/19 января), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Святая Троица (на 50-й день после Пасхи) Иванов день (24 июня/7 июля), Ильин день (20 июля/2 августа), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Никола зимний (6/29 декабря), Егорьев день (23 апреля/6мая). Большими праздниками считался престольный (храмовый) праздник, проводившийся в честь святого покровителя села, деревни, городского квартала.

    Наряду с большими праздниками внутри деревенских общин и городсских кварталов справлялись малые праздники (полупраздники). Они устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память местночтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками также считались кануны больших праздников, например, сочельник, воскресенье перед Масленицей, суббота перед Троицей, пятница перед Ильиным днем и т.п. Малыми праздниками считались и мужские и женские сборища: никольщины и моросья. Праздниками считались также и воскресенья.

    Перечисленные праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала и улицы. Игнорирование празднества людьми, физически и психически здоровыми, рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений.

    Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, свои песни и заговоры, словесные формулы, нередко свои специфические блюда. В то же время было много и общего. Необходимым компонентом многих из них был молебен и крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, пляска, игры, в том числе и спортивные, посещение ярмарок с их балаганами, райками, каруселями, медвежьими потехами. В программу праздничных дней включалось исполнение обрядов, прежде всего обрядов годового цикла, связанных с хозяйственной деятельностью русского земледельца, а также отдельные компоненты обрядов жизненного цикла, отмечавшие главные этапы человеческой судьбы: рождение, брак, смерть. В глубокой древности они представляли собой сложные, часто драматургически оформленные действия, совершаемые в магических целях. В позднее время религиозно-мифологическая основа этих обрядов была утрачена, а само действие оказалось включенным в праздник в качестве интересной игры, завещанной предками.
    2.Охарактеризуйте язычество как системное мировоззрение и основу славянской духовности.

    Поскольку язычество не религия, в нем нет и жёстких канонов. Каждый язычник вправе иметь свою точку зрения на язычество.
    Плюралистичность языческого миропонимания выражается уже в том, что есть множество богов и божеств, детали образа одного и того же божества в разных местностях или в разные эпохи бывают различны. Но внутренне едина основа миропонимания, заложенная в языческих мифологиях; едина суть, существующая во множестве проявлений. Фактически, язычеств существует столько, сколько есть язычников.

    И при этом, как ни удивительно на первый взгляд, язычество не распадается на сотню отдельных течений (в каждом из которых ровно по одному участнику!), а продолжает существовать как единое явление духовной жизни современного общества.

    Плюралистичность язычества обеспечивает ему богатство внутреннего содержания, одновременное сосуществование в нем большого числа идей, подчас даже противоположных. Какие-то из них в данный момент времени доминируют, их видно извне как "лицо" язычества, они звучат в диалоге язычества с другими мировоззрениями. Язычество как бы "экспортирует" их вовне.

    Как только в сложном и непрерывно меняющемся мире назреет новая проблема, не только к решению, но даже и к постановке, которой монолитные духовные течения были не готовы, обязательно окажется, что в язычестве кто-то уже обдумывал полезные именно для этого случая идеи, и они в латентном виде "носились в воздухе", жили в "информационном поле" языческого сообщества, и только за отсутствием спроса оставались непроявленными. Потому любые резкие изменения окружающего мира потребуют от язычества не спешного выдумывания совершенно новых идей, а всего лишь активизации уже имеющихся заготовок, новой расстановки акцентов.

    Такая динамичность, подвижность языческой мысли вряд ли достижима для моноиделогий. Миф о том, что истина едина, и еще более нелепый миф, что этой единой истиной может единолично обладать верховный иерарх, неприятие всякого инакомыслия и война с каждой свежей мыслью как с ересью делают моноидеологии довольно неповоротливыми. Такую однородность моноидеологий можно даже назвать идейным вырождением.
    3.Расскажите о Старой Ладоге как древней столице Руси. Раскройте значение города-порта в создании древнерусского государства предшественника Киевской Руси.

    Данное поселение находится на высоком берегу реки Волхов, прямо на великом пути "из варяга в греки". Когда в 2015 году археологи проводили раскопки вблизи Старой Ладоги, ими были найдены стоянки древних людей, которые можно датировать аж третьим тысячелетием до нашей эры - а это эпоха неолита. Наверное, именно тогда на данной территории поселился первый человек. Самые первые постройки, которые можно отнести уже к городищу, - это мастерские по починке судов, и относятся они к 753 году. Скорее всего, построены они выходцами из Северной Европы. Как показывают данные археологов, первое поселение было основано скандинавами. Одна из находок археологов - это гребень для волос эпохи Меровингов (первой французской династии королей). Находка примерно датируется VII веком. В VIII веке, а точнее в 760-е годы, это поселение было разрушено одним из племен раннеславянской культуры с юга-запада (скорее всего: из Поднестровья, Подунавья, с верховьев Днепра или Западной Двины). К IX веку Старая Ладога - это уже славянское поселение с небольшим населением (около ста человек), где проходят торговые пути, существует ремесленное дело, земледелие и торговля. Жители Ладоги варили бусы - "глазки", которые исполняли роль первых денег. За "глазки" скупалась пушнина, которая продавалась потом арабским купцам, совершавшим свои длительные переходы по путям "из варяг в греки" и "из варяг в арабы". Как и во многих первых городах северо-западной Руси, будь то Изборск, Псков или Камно, в Старой Ладоге отливали украшение, используя известняковые формочки.

    К сожалению, междоусобные войны не обходили поселение стороной, и Старая Ладога не однажды подвергалась разрушению в VIII-IX веках. Первая крепость была построена в 870-е годы. К этому же периоду относится и развитие Старой Ладоги как небольшого ремесленного города, типичного для севера Древней Руси той эпохи. В главном историческом источнике - в "Повести временных лет" - говорится о Старой Ладоге, что именно она первая столица Древней Руси. Считается, что в 862 году, когда был призван варяг Рюрик править на Руси, первоначально "сел править" он именно в Старой Ладоге. И только спустя два года перебрался в Великий Новгород (тогда еще просто Новгород, но о нем - ниже). Также считается, что именно в Ладоге находится могила Вещего Олега - "курган Олега", который расположен у реки Волхов. Статус города Старая Ладога потеряла в 1704 году, когда указом Петра Великого в устье Волхова был заложен город Новая Ладога.

    4. Расскажите о Крещении Руси и значении христианизации в становлении отечественной культуры.

    Выбор пал на православие, так как:

    1) на Руси было велико влияние Византии; Европа была православная.

    2) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

    Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян

    1) Крещение объединило восточных славян в единое древнерусское общество

    2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства

    3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

    4) Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. В монастырях велось летописание.

    5) Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала социальные протесты и насилие со стороны низов общества. При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему.

    Крещение Руси произошло в 988 г., когда по приказу Великого князя Владимира киевляне должны были принять крещение в водах Днепра, признать единого Бога, отказаться от языческих богов и свергнуть их изображения - идолов. В одних княжествах крещение принималось добровольно, в других вызвало сопротивление народа. Можно предположить, что киевляне восприняли крещение как языческое действо - очищение водой и обретение еще одного бога, покровителя князя.

    Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.

    Уже в XI столетии, по свидетельству иностранцев, Киев соперничал по величине, многолюдству и богатству с Константинополем, слывшим первым городом Европы.

    Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

    Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым - христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга. В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.

    В то же время в древнерусской культуре господствующее место принадлежит внеличностным формам и стилям. Несмотря на то, что многие шедевры древнерусской культуры создавались яркими индивидуальностями, нам не всегда известны имена их творцов. Неизвестно имя автора "Слово о полку Игореве", легендарный Нестор признается лишь одним из возможных авторов «Повести временных лет». Точно также обстояло дело с авторством многих древнерусских храмов и икон: создатели произведений культуры как бы «растворялись» в некоей художественной «общине» в том или ином круге мастеров. Явление анонимности объясняется не стечением обстоятельств или существованием неблагоприятных факторов для формирования творческой личности, оно связано с особым качеством древнерусской культуры, отражавшем ее типологическое своеобразие.

    Культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевых народов, сформировав собственную самобытную и самостоятельную культуру.

    5. Дайте характеристику архитектуре средневековой Руси 10-13 вв . Расскажите об особенностях крестово-купольного типа храма; приведите примеры.

    С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма - типичная для греко-восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм - прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части-нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма - крестово-купольная. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения - апсиды, обычно полукружиями выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными, пилястрами (по-древнерусски - лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.

    6. Опишите особенности архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12-15 веков - храма Успения Богородицы и Дмитриевского собора во Владимире, Церкви Покрова на Нерли.

    Храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всего Санкт-Петербурга. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

    При отделке фасадов были использованы изразцы, мозаика и 14 сортов лекального кирпича - эта разновидность строительного материала, как правило, применяется для декоративного оформления различных фрагментов здания, таких как арка, карниз, угол и другие. Лекальный кирпич вытесывают по специальным рисункам-лекалам.

    В процессе отделки нижней части основного храмового здания и цоколя, в частности, строители применяли оригинальный серый гранит, верхнюю же часть церкви облицовывали специальным отделочным камнем из Польши - радомским песчаником и лекальным кирпичом. Один из его видов, желтый митавский кирпич, обычно поставляемый методом речного сплава из Курляндии, был особенно любим Василием Косяковым и часто применялся в его проектах.

    Для отделки Успенского храма использовался кирпич из желтой глины с берегов реки Лиелупе. Из-за высокой цены митавский кирпич редко использовался для облицовки фасадов, чаще им отделывали декоративные элементы зданий. Однако зодчий при строительстве Успенского храма стремился достичь яркой выразительности архитектурного ансамбля и не скупился на расходы. Результат получился отменный — солидный и представительный пятиглавый храм, высящийся над Васильевским островом и являющийся архитектурной доминантой всего района Невского устья.

    Собор имеет вид правильного четырехугольника, продолговатые стороны которого обращены к северу и югу. Восточная алтарная сторона выступает тремя полукружками, из которых среднее больше других. Западная, северная и южная стены разделяются каждая на три части тонкими колонками, которые идут от самой земли до кровли, и, дугообразно соединяясь между собой, вверху образуют круглые кокошники, а в самых стенах впадины. Посредине стен, кругом всего собора, идет роскошный узорчатый пояс. Своды, опираясь на четырех внутренних столбах, поддерживают высокий купол (фонарь, трибун), увенчанный шлемообразной главой с медным резным четырехконечным крестом.Основной план Дмитриевского собора напоминает устройство храмов Византийского стиля, по которому строились древнерусские Киевские храмы, но главное отличие, резко выделяющее этот собор от одновременных архитектурных памятников церковного зодчества, — это наружные украшения, которыми испещрено почти все здание. Эти барельефы не имеют ничего себе подобного в произведениях византийского искусства, украшавших собой византийские храмы, и свидетельствуют о том, что в постройке собора учувствовали западные зодчие, создавшие свой особый архитектурный стиль, известный под именем романского, а у нас на Руси Владимиро-Суздаслького.

    Церковь Покрова Богородицы на Нерли, единственная из всех церквей эпохи Андрея Боголюбского, сохранила почти полностью свой скульптурный декор. Тем интереснее он для нас.

    Главными элементами этого вполне скромного декора (по сравнению, например, с декором Димитриевского собора во Владимире или уже помянутого Георгиевского в Юрьеве-Польском) являются три одинаковых рельефа на северном, южном и западном фасадах храма, изображающие царя Давида на троне в окружении парных скульптур голубей и львов.

    Царь-псалмопевец представлен с псалтирью — струнным музыкальным инструментом. Однако он не музицирует, а лишь держит его как свой непременный атрибут. Правая рука псалмопевца сложена в характерном благословляющем жесте. Этот жест несет важную смысловую нагрузку. Во-первых, он отсылает нас к образу Христа (самая поза царя Давида напоминает иконографически образ Христа Вседержителя), что вполне соответствует Священному Писанию, ибо именно «из колена Давидова» произошел Спаситель и именно в Псалтири содержатся едва ли не самые яркие пророчества о Нем. Во-вторых — иллюстрирует концепцию «царь-пастырь — народ-паства».
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта