Главная страница
Навигация по странице:

  • Портрете М. И. Лопухиной

  • Храм Воскресенья Христова - "Спаса на крови"

  • Ответы на билеты по истории искусств. ИоКкультуры ответы печать. Экзаменационные вопросы по дисциплине История отечественной культуры


    Скачать 148.43 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине История отечественной культуры
    АнкорОтветы на билеты по истории искусств.
    Дата07.06.2020
    Размер148.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИоКкультуры ответы печать.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #128640
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма. Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей.

    Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.

    С 1800-х г. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02). Для получения таких результатов живописец буквально играл с мазком кисти, достигая особой его текучести или мягкости, огромное внимание уделял фактуре и прозрачности красок. Вообще в плане владения кистью он был настоящим виртуозом живописи.

    Не менее хороши были и его парадные портреты мужчин. Боровиковскому нравилось подчеркивать в первую очередь духовную красоту человека. Особое его внимание привлекали благородные и сильные духом мужчины, достойные своих званий. В эпоху сентиментализма пользовались большой популярностью не только портреты, но и портретные миниатюры, как символ интимного, того, что предназначалось для личного использования. Для их создания Боровиковский использовал медь, жесть, картон или слоновую кость, что позволяло заказчикам носить такую картинку с собой. Их вставляли в медальоны, носили в футлярах или табакерках. К числу лучших работ художника в этом жанре относится портрет В. Капниста. Позже живописец использовал техники миниатюрного письма и в традиционных портретах. Большая часть работ художника находится в крупных музеях, и лишь малая толика сохраняется в частных руках. Поэтому каждое появление его полотен на аукционах является значительным событием. Определить, сколько стоят картины Боровиковского, нам помогут аукционные данные.

    20.Расскажите об истоках зарождения оперной русской национальной классики первой половины 19 века в творчестве М.И. Глинки.
    Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,
    с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.

    с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского).

    М. И. Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы, правдиво воссоздающей героику исторического прошлого и романтику национального эпоса. Он положил начало двум направлениям русской оперы рт народно- музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.

    Мысль о создании русской национальной оперы никогда не покидала композитора, ему особенно хотелось передать в ней ха­рактер русского народа, его героико-патриотический дух. Исто­рические события начала XVII в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для вопло­щения замысла. Сюжет оперы «Жизнь за царя» (1836; в совет­ское время она называлась «Иван Сусанин») был подсказан В. А. Жуковским и одним из стихотворений из цикла «Думы» К. Ф. Рылеева — поэта, казнённого за участие в восстании дека­бристов. Предсмертные слова Ивана Сусанина, приведшего польских захватчиков в занесённый снегом дремучий лес, опре­делили общую тональность оперы:

    Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

    И радостно гибнет за правое дело!

    Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная тепло­та сочетается с твёрдостью духа и глубоким пониманием чувства долга.

    Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печаль­ная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

    21. Расскажите о господстве эклектики в творениях зодчих второй половины 19 века – (на выбор) А.А. Парланда – храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге; А.А. Семенова, В.О. Шервуда – Исторический музей; К. Тона – Храм Христа Спасителя в Москве.
    Эклектика – художественный стиль второй половины XIX века. Характеризуется сочетанием элементов различных стилей: барокко, классицизма, древнерусского и т.п.

    Со второй половины 19 в. быстрое развитие строительной техники еще не получило должного отражения в развитии архитектурных форм. Архитекторы, не имея общих взглядов на пути развития зодчества, механически воспроизводят формы различных исторических стилей. В застройке города основное место начинают занимать доходные дома. Для придания им парадности заимствовались архитектурные мотивы готики, ренесанса и в особенности барокко. В русле эклектики родился псевдорусский стиль. Храм Воскресенья Христова - "Спаса на крови" (Альфред Парланд, 1883-1907) - пример эклектической стилизации русской архитектуры 16-17 вв. с попыткой воспроизведения храма Василия Блаженного. Постройка грандиозного сооружения продолжалась много десятилетий (1832-1883). Высота храма составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор).

    По замыслу К. А. Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, так и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Прототипами храма в Москве служат Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан. Широко разнесенные малые четыре главы венчают колокольни. В плане храм представляет собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады подчинены симметрии (со всех четырех сторон одинаковы). Плоскости стен оформлены резьбой и скульптурой.

    Храм был взорван в 1931 году и воссоздан в 1994-1999 годах.


    22. Дайте характеристику музыкальному жанру романса на примере творчества одного из композиторов-дилетантов – (на выбор) А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.

    Романс – это произведение обычно лирического содержания, относящееся к камерно-вокальному жанру, оно написано для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.

    А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию. Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни», изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле. Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в «разудалых, молодецких» песнях в народно-плясовом духе, таких, как «Песня ямщика» и «Пригорюнюсь ли я». Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре «русской песни». Таковы романсы «Грусть девушки», «Не шуми ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», знаменитый «Колокольчик» и др.


    23. Расскажите о памятниках как организующем центре городского пространства в творчестве скульпторов второй половины 18 века Э. М. Фальконе, М.И. Козловского.

    Стилистическое своеобразие фальконевской скульптуры более всего заключалось в той тонкой живости и грациозности, которой отличались его работы, внешне, безусловно, восходящие к античной пластике. Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике: «Амур» (с повторением), «Флора» (также дважды), «Психея», «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, превосходная обработка поверхности материала -- большинство его работ выполнено в мраморе, и верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года. Добиваясь полной естественности поз и движений фигур, Фальконе вдохнул в них живую прелесть человеческого естества. Свобода композиции, мягкая моделировка и плавность линий нацелены у него на достижение тонкой поэтичности, лёгкости, изящной грациозности и того особого обаяния, которое в том числе достигается благодаря оттенку, запечатлённому в названии скульптуры «Нежная грусть» (1763). Всё это даёт достаточные основания стилистически соотносить творчество Фальконе с рококо середины XVIII столетия.

    Работы художника – статурная пластика, рельефы, монументальная скульптура и надгробия – проникнуты глубокой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом. В стиле его произведений заметно влияние эстетики французской скульптуры XIVIII века. Из них наиболее известными являются: памятник А. В. Суворову в Петрограде, статуи «Самсон, раздирающий пасть льва» (украшает ныне один из петергофских фонтанов), «Сидящая девочка» (Зимний дворец) и «Гименей», созданный по случаю бракосочетания Константина Павловича (также находится сейчас в Зимнем дворце), фигура мужчины, выполненная для изучения анатомии человека. Символический образ, иносказательно прославляющий Россию и ее великого полководца – таким задумал Козловский Михаил Иванович памятник Суворову. Работа началась еще при жизни героя. В семидесятилетнем возрасте генералиссимус заставил весь мир рукоплескать беспримерному в истории героическому переходу русской армии через Альпы. В 63 битвах у русских не было ни одного поражения, 619 знамен неприятеля было захвачено победителями. Знаменитые итальянские походы увенчали российскую армию и полководческий талант Александра Суворова неувядаемой славой. Задача скульптора Козловского заключалась в создании прижизненного триумфального монумента. Заказ обусловливал тему: не деяния долгой героической жизни великого полководца, не своеобразие его душевного облика, а лишь подвиги в итальянской кампании должны были найти отражение в статуе.
    24. Расскажите о выдающихся деятелях эпохи русского Просвещения второй половины 18 века Е. Р. Дашковой, И.П. Кулибине.
    Княгиня Дашкова Екатерина Романовна появилась на свет 17 марта 1743 года. Поставил на ноги Екатерину её родной дядя М.И. Воронцов. Училась она на дому. Ей нравилось читать романы французских писателей с ранних лет.

    Дашкова получила должность управляющего Петербургской Академии наук благодаря содействию Екатерины II. Она проработала там 11 лет. Собрания работ таких литераторов как М.В. Ломоносов, С.П.Крашенинникова, И.И. Лепехина опубликовались при поддержке Дашковой. Теперь можно было получить знания на курсах по естественной истории, физике, математики, естественной истории, минералогии. Екатерина была руководителем журнала «Собеседник российского слова», где опубликовались произведения Державина, Фонвизина, Княжнина, Капниста. Она опубликовывала, написанные лично ей, данные о французской революции. Необычайно способная и умная Дашкова стала одной из первых ученых женщин России. Играла значительную роль в дворцовом перевороте 1762 г., будучи сторонницей Екатерины II. После воцарения Екатерины II с семьей жила во дворце. Во время коронации была пожалована в статс-дамы. Наделенная от природы редкими способностями, честолюбивая, она желала во всем быть первой и считала, что императрица обязана ей престолом. Не получив должного вознаграждения и признания своих заслуг, Дашкова отдалилась от двора. Дашкова была принята в члены многих ученых обществ: была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук.

    По возвращении в Россию в 1783 г. получила должность директора Петербургской Академии наук, став единственной в мире женщиной на этом посту. Она учредила особую Российскую Академию для изучения «российского слова». Основала два научно-литературных издания: «Собеседник любителей российского слова…» и «Новые ежемесячные сочинения», где печатались Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин и др. Автор многих литературных трудов. Особый интерес представляют ее мемуары.

    При воцарении Павла I, Дашкова была отстранена от всех должностей. Ее сослали в деревню, где она прожила до самой смерти императора.

    С 1759 г. была замужем за офицером Преображенского полка князем Михаилом (Кондратом) Ивановичем Дашковым. Имела сыновей Павла и Михаила (рано умершего); и дочь Анастасию, замужем за Андреем Евдокимовичем Щербининым.

    Екатерина Романовна увлекалась музыкой, прекрасно пела. Незадолго до смерти передала в дар Московскому университету свой «естественный кабинет», собранный во время путешествий.

    Похоронена княгиня в церкви села Троицкого Московской губернии.

    Кулибин Иван Петрович (1735—1818), механик, изобретатель.

    Родился 21 апреля 1735 г. в Нижнем Новгороде в купеческой семье.

    Обучившись у дьячка грамоте и счёту, Кулибин самостоятельно изучил механику и открыл часовую мастерскую.

    В 1764—1769 гг. он изготовил часы в форме яйца, в которых каждый час разыгрывалось театральное действие. Изобретатель преподнёс их приехавшей в Нижний Новгород Екатерине II и был назначен заведующим механическими мастерскими Петербургской академии наук. Переехав в столицу, Кулибин в 1769—1787 гг. служил механиком и руководил мастерскими.

    В 70-х гг. XVIII в. он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролёта 298 м (вместо 50—60 м). Модель моста в натуральную величину испытала специальная академическая комиссия, однако мост не был построен. Изобрёл он также много других вещей: приспособление для расточки внутренних поверхностей цилиндров, машину для добычи соли, сеялки, мельничную машину, водяное колесо особой конструкции и т. д.

    Но большинство из них не были востребованы, и последние годы Кулибин прожил в большой нужде.
    25. Опишите тему «русского раздолья» в пейзажах одного из художников второй половины 19 века (на выбор) - И. Шишкина, Ф. Васильева, А. Саврасова, А. Куинджи, В. Поленова.
    Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Для Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня – полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...».
    26. Расскажите об искусстве скульптурного портрета эпохи барокко18 века в творчестве Б.К. Растрелли.
    В Государственном Эрмитаже находятся скульптурные портреты Петра I и Александра Даниловича Меншикова, созданные известным ваятелем Бартоломео Карло Растрелли.

    Бронзовый бюст Петра I является замечательным художественным произведением, образно раскрывающим характер Петра I – его ум, энергию, волю. Произведение уникально по своей достоверности, так как при работе над ней итальянский мастер использовал восковой слепок с лица царской особы, снятый в 1719 году. Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме прославляющих Петра I как создателя могучей России и полководца. Бюст Петра I работы Б. К. Растрелли – одно из наиболее значительных произведений русской скульптуры XVIII века, памятник эпохи борьбы и преобразований. Еще в процессе работы над памятником Петру Растрелли обращался к портрету, в котором он достигает вершины своего творчества. В петровское время, с установкой на документальную точность, именно портрет становится в изобразительном искусстве ведущим жанром. Чтобы добиться «живоподобия», скульптор нередко использовал гипсовые слепки с лица. В 1719 году Растрелли снял маску с Петра I, которой будет пользоваться при работе над портретами императора. Впадая в натурализм, он создал восковые бюст и сидящую фигуру Петра с инкрустированными глазами, натуральными волосами и одеждой. кульптор создает образ человека неукротимой жизненной энергии. При внешнем спокойствии царя ощутимо его сильное внутреннее напряжение, которое проявляется в высоко поднятой голове, сдвинутых бровях, плотно сомкнутых губах и подчеркивается движением складок мантии за его спиной. Известно, что именно этот бюст Петра I серьезно изучала Мари-Анн Колло, исполнившая модель головы Петра I для Медного всадника Фальконе в Санкт-Петербурге. Удивляет необыкновенное мастерство в передаче различных материалов: меха горностаевой мантии, кружев жабо, шелка орденской ленты, металла лат с рельефным изображением сцен битвы.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта