Ответы на билеты по истории искусств. ИоКкультуры ответы печать. Экзаменационные вопросы по дисциплине История отечественной культуры
Скачать 148.43 Kb.
|
Русская архитектура 17 века имела свои выдающиеся произведения деревянного зодчества. К ним относились: царский дворец под Москвой в с. Коломенское. Он был представлен целым городком с гульбищами и крылечками, с витыми "колоннами", с башенками, покрытыми чешуйчатыми крышами. Были там и другие постройки – хоромы, которые отличались друг от друга, т.к. выполнены в индивидуальном стиле. Все они связывались переходами, а всего насчитывалось 270 комнат и 3000 окон. Современники прозвали его "восьмым чудом света". В Карелии на остове Онежского озера находится музей под открытым небом – архитектурный ансамбль Кижского погоста. С 1990 года он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Две многоглавые церкви и колокольня в единой ограде, часовни, разбросанные по берегу озера, являют собой пример деревянных культовых сооружений средневековых поселений крайнего севера и пример исчезающего плотницкого искусства. Выдающейся фигурой комплекса является Церковь Преображения господня, датированная 1714 годом, о чем гласит надпись на кресте храма. Она возведена без единого гвоздя, что традиционно для русского плотничества, и представляет собой сложную архитектурную конструкцию из восьмигранных и пятигранных срубов разных размеров. С восточной стороны поставлен алтарный прируб, с западной – сруб трапезной. Ее венчают 22 купола криволинейной формы типа «бочки», размещенные ярусами. Вход в церковь идет через двухвсходное крытое крыльцо на консолях. Большую ценность представляет четырехъярусный иконостас, составленный из старейших икон XVII и XVIII веков, среди которых местные иконы, типичные для северного стиля письма, и иконы привозные. 14. Дайте характеристику петровским реформам первой половины 18 века в области просвещения, культурной политики и досуга. 18 век занимает особое место в истории образования и воспитания в России. Именно в этом веке была создана светская школа; сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны в тории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей. В развитии школы и просвещения 18 века выделяют 4 периода: I период – 1 четверть 18 века. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ разных сторон жизни общества. II период – 1730 – 1765 гг. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьбы М. Ломоносова за общенародное образование и создание Московского университета. III период – 1766–1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. IV период – школьная реформа 1782–1786 гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования. Петровские реформы означали мощный прорыв, прежде всего в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина. 1) Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов. 2) Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии, но в отношении более отсталых восточных земель русификация имела естественный, добровольный и полезный характер. 3) Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается. 4) В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров. В культурной сфере на первое место выдвигается просвещение. При Петре I наряду с церковными возникли светские (цифирные) школы, в которых изучали математику, навигацию и другие предметы. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. Развитие праздничной культуры: появление государственных и светских праздников (празднование военных побед, тезоименитства членов императорской фамилии, Нового года), кавалькады, маскарадные шествия, фейерверочное искусство, конные карусели. В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей по примеру французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства. Катания по Неве. Жителям Петербурга были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания по Неве проходили по особому регламенту. В петровском указе определялось место катаний, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора. 15. Расскажите о портретной живописи Андрея Матвеева, Ивана и Романа Никитиных художников первой половины 18 века До эпохи Петра Великого светская живопись в России была не развита. Портретного жанра не существовало. Одним из первых российских портретистов стал Андрей Матвеевич Матвеев. До нашего времени дошли написанные им портреты итальянского доктора И. А. Ацаретти и супругов Голицыных. Но самая необыкновенная работа — «Автопортрет с женой». В 1729 году в личной жизни Матвеева произошло серьезное событие: он женился на Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре художника Алексея Антропова, который был его учеником. Предположительно к этому же году относится создание картины. В ней многое — новшество: это первый автопортрет в русской живописи и одновременно первый двойной и семейный. К тому же, художник откровенно показал любовь и трогательно изобразил нежные чувства пары. Женщину показал равной мужчине, достойной уважения и дружбы, что в обществе XVIII века не было принято. Работы, созданные живописцем, вернувшимся из-за границы, отличаются прекрасной техникой и новыми приёмами живописи. Но он по-прежнему остаётся верен себе. Узнаваемые черты полотен, присущие раннему творчеству мастера, теперь становятся его визитной карточкой. Никитин создаёт несколько портретов Петра I. Они значительно отличаются картин современников — в облике императора видна вся мощь Государства Российского, его волевой характер и бремя власти, лежащее на расправленных плечах. Со временем художник оживляет свои образы. И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Фигура, погружённая в тень, акцентирует внимание на заинтересованном взгляде и высветленном одухотворённом лице. Автор тонко работает с колоритом, мастерски сочетая серебристую и золотисто-коричневую гамму. Иван Никитин не льстит и не украшает. Он старается донести правдивую информацию, показать неповторимость каждого человека. На полотне «Канцлер Российской империи» изображён современник художника — государственный чиновник и дипломат Головкин Гавриил Иванович. Он утомлён, насторожён и лукав. Картина «Напольный гетман» показывает немолодого волевого и мужественного человека. Он Воин, всегда готовый встретить врага, его глаза воспалены, а щёки темны от загара. Утончённость юной и миловидной царевны Анны Петровны, напротив, умело подчёркнута серебристыми, голубоватыми и розоватыми тонами. В одной из лучших своих картин, «Пётр I на смертном ложе», живописец точно передаёт настроение торжественности и всеобщей скорби, несмотря на короткие сроки его исполнения. С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились. Портрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо, но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении. Портрет баронессы Строгановой был написан позже. Видно мастерство художника в передаче фактуры богатой одежды. В этом портрете уже чувствуется характер персонажа: открытый взгляд, женственность. Присутствует и некоторая динамика образа, передано движение рук. 16. Охарактеризуйте творческое наследие мастера скульптурных портретов - Ф.И. Шубина - деятеля культуры 18 века. Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического,М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр. Вторая половина XVIII столетия — период высокого подъема скульптуры. Его высшие достижения в XVIII веке, бесспорно, связаны прежде всего с творчеством величайшего скульптора-портретиста Федота Ивановича Шубина (1740—1805). В то время, как остальные выдающиеся отечественные ваятели второй половины века работали в области портрета лишь эпизодически, в творчестве Шубина этот жанр занимал доминирующее положение. Шубин известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью он выразил себя именно в произведениях из мрамора. В обработке мрамора он проявил исключительное мастерство, находя различные, всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей прически и париков и, конечно, прежде всего человеческого лица — мужского или женского, юного или старческого, дряблого, холеного или грубовато-жесткого, — в зависимости от того, какая модель перед ним представала. Жизненную трепетность шубинских образов прекрасно чувствовали его современники. Недаром на памятнике, воздвигнутом над могилой мастера, о Шубине сказано: «... и под его рукою мрамор дышет...». К 1774 году относится бюст генералфельдмаршала 3. Г. Чернышева, стоявшего во главе русских войск, занявших Берлин в 1760 году (мрамор, ГТГ). Это уже портрет не вельможи, а военачальника. В крупных грубоватых чертах лица — решительность; язык пластики здесь энергичнее и строже, чем в бюсте А, М. Голицына. Совсем иначе Шубин изображает другого полководца — фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (мрамор, 1778, ГРМ и Государственный художественный музей БССР, Минск). Здесь он дает более приподнятый образ, чем в бюсте Чернышева, но верный своим эстетическим принципам не приукрашивает во имя героизации черты лица. Круглоликий с несколько вздернутым носом знаменитый русский главнокомандующий сохраняет в портрете свой облик, в котором нет ничего «граческого» или «римского» 17. Дайте характеристику художественному наследию в области поэзии, музыки и театра на примере творчества выдающихся деятелей культуры середины 18 века – М.В. Ломоносова, Ф.Г. Волкова, А.П. Сумарокова, Ф. Арайи. B 1834 г. в «Литepaтypныx мeчтaнияx» мoлoдoй B. Г. Бeлинcкий пиcaл o poли Лoмoнocoвa в фopмиpoвaнии pyccкoй cлoвecнocти: «... c Лoмoнocoвa нaчинaeтcя нaшa литepaтypa; oн был ee oтцoм и пecтyнoм; oн был ee Пeтpoм Beликим. Hyжнo ли гoвopить, чтo этo был чeлoвeк вeликий и oзнaмeнoвaнный пeчaтью гeния? Bce этo иcтинa нecoмнeннaя. Hyжнo ли дoкaзывaть, чтo oн дaл нaпpaвлeниe, xoтя и вpeмeннoe, нaшeмy языкy и нaшeй литepaтype? Этo eщe нecoмнeннee». Лoмoнocoв был пepвым пoэтoм, зaлoжившим ocнoвы нoвoй pyccкoй литepaтypы XVIII в. нa пyтяx пpиoбщeния ee к oпытy и дocтижeниям eвpoпeйcкoй кyльтypы. Baжнeйшaя зacлyгa Лoмoнocoвa cocтoялa в тoм, чтo ocвoeниe eвpoпeйcкиx тpaдиций coчeтaлocь в eгo твopчecтвe c aктивным иcпoльзoвaниeм бoгaтcтв нaциoнaльнoгo кyльтypнoгo oпытa нa ocнoвaнии yчeтa пepвooчepeдныx пoтpeбнocтeй нoвoгo кyльтypнoгo cтpoитeльcтвa paзбyжeннoй peфopмaми Пeтpa I Poccии. B фopмиpoвaнии Лoмoнocoвa — пoэтa, тeopeтикa литepaтypы, пиcaтeля иcтopии бoльшyю poль cыгpaлa pyccкaя нaциoнaльнaя тpaдиция. Bыpocший нa ceвepe Poccии и c мoлoдыx лeт пpиoбщившийcя к нapoднoй кyльтype, oн знaл бoльшoe кoличecтвo дpeвнepyccкиx пaмятникoв. Eгo пepвыми yчeбникaми были pyкoпиcныe книги. Из биoгpaфии, cocтaвлeннoй H. И. Hoвикoвым, мы знaeм, кaкoe oгpoмнoe впeчaтлeниe пpoизвeлa нa юнoгo Лoмoнocoвa «Пcaлтыpь pифмoтвopнaя» Cимeoнa Пoлoцкoгo, c кoтopoй oн тaкжe oзнaкoмилcя нa poдинe. B Cлaвянo-гpeкo-лaтинcкoй aкaдeмии, гдe Лoмoнocoв oбyчaлcя c 1731 пo 1736 г., oн тaкжe мнoгo внимaния yдeлял «дpeвним книгaм», кoтopыe xpaнилиcь в библиoтeкe 3aикoнocпaccкoгo мoнacтыpя. Вклад Ломоносова в развитие русской литературы поистине грандиозен: он выступил как реформатор русского стихосложения. такое же важное значение, как и последовательно доведенное до конца преобразование русского стиха, имела работа Ломоносова над оформлением русского литературного языка. Ломоносов выступил как писатель-классицист, создатель жанрахвалебной, «оды-рекомендации». Федор Григорьевич Волков (1729–1763) – универсальный деятель культуры: создатель русского театра, актер, литератор. Он прожил всего 34 года, но таланты его были многогранны. Его энергия, ум, личные способности пошли на организацию русской сцены в провинции, а затем в столице. Его изобразил один из лучших живописцев того времени, А. Лосенко. Художнику удалось портретное сходство. Ведущим актером Русского театра становится Федор Григорьевич Волков (1729-1763). «Отцом русского театра» назовет его В.Г. Белинский и поставит рядом с Ломоносовым. Сын костромского купца, Волков получил образование в Москве, а в 1746 году отправился в Петербург изучать коммерцию и «заболел» театром. В Петербурге он побывал в итальянской опере, в немецком театре, на русском спектакле. Надо сказать, что в это время в Петербурге были очень популярны так называемые частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, школяры, купцы. Ставили в этих театрах сатирические комедии и инсценировки рыцарских романов. Обычно для постановки спектакля арендовалось помещение в больших домах, принадлежавших знати, на время святок, когда на Руси принято развлекаться, устраивать скоморошьи игрища, ряжение. Подобные театры возникали не только в столице, но и в провинции, поэтому вполне естественно, что Ф.Г. Волков в конце сороковых годов организовал такой театр в Ярославле, куда он переехал с семьей в семилетнем возрасте. Первые театральные представления ставились в собственной комнате Волкова с помощью братьев и нескольких друзей. Позже, собрав деньги, был построен театр, вмещавший до 1000 человек. Театр пользовался большой популярностью и за пределами Ярославля, конечно же, Елизавета, прослышав об этом театре, в 1752 году пригласила Волкова вместе с труппой в Петербург. Первоначально давались представления в Царском селе, а позже труппа была распущена, и несколько актеров во главе с Ф. Волковым были отправлены на обучение в Шляхетный корпус. А с 1756 года Ф. Волков становится ведущим актером нового театра. С января 1759 года Сумароков начал издание собственного журнала «Трудолюбивая пчела». Выходил ежемесячно, печатался в АН. Издавался в основном одним лицом. В глазах правительства такой орган независимого дворянского общественного мнения был нежелательным, журнал пришлось закрыть. Как поэт и теоретик Сумароков завершил построение стиля классицизма в России. Основа конкретной поэтики Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка. Поэзия должна избегать фантастического и туманно-эмоционального. Проповедует простоту в стихе и прозе. В 1747 году Сумароков издал свою первую трагедию – «Хорев», в следующем году – «Гамлет». «Хорев» был поставлен в кадетском корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде кадетской труппы, которая играла при дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он был директором театра, организованного Ф. Волковым. Сумароков писал трагедии и комедии. Он был ярким комедиографом, но вскоре в этом его превзошли Фонвизин, Княжнин, Капнист. Как автор трагедий он превзойден не был. Всего Сумароков написал 12 комедий: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем через 14 лет – «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс». Затем три комедии 1772 – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Арайя в 1738 г. он поставил на сцену “Семирамиду”, а в следующих годах: “Сципиона”, “Арзака”, “Селевка”, “Беллерофонта”, “Александра в Индии”. А. приписывают также сочинение оперы “La Russia afflitta e riconsolata” (Москва, 1742), которая, по мнению Штеллина, принадлежит композитору Далолио (Daloglio). В 1740 г., с падением Бирона, А. был послан в чужие края для приглашения новых артистов и певцов: в 1755 г. А. написал музыку к опере “Цефал и Прокрис” (текст А. П. Сумарокова), которая составила эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст и исполненная русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1765 года, в театре с.-петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764 г.). Декорации создал Валерьяни, получивший пышный титул “Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императ. 18. Расскажите о предпосылках появления «крестьянской темы» в русской живописи второй половины 18 века на примере живописных полотен М. Шибанова, И. Ерменева. Предпосылками появления «крестьянской темы» в русской живописи в творчестве Шибанова является интерес со стороны заказчиков к народной жизни, к национальным традициям и обрядам постоянно возрастал. Живописцев привлекали не только костюмы и жилище крестьян, но также традиции, обряды, составляющие жизненный цикл деревенских жителей, их занятия, развлечения и т.д. В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед». Эта работа вышла в свет во время пугачевского восстания. Тем крестьянства в то время, еще никем не была затронута и даже считалась в какой-то мере скандальной, так как ученикам художественных школ не давали даже смотреть на крестьян, чтоб испортить «изящный вкус». Конечно же, картина «Крестьянский обед» далека от описи настоящей жизни крестьян, слишком уж работа торжественна и приукрашена, но не стоит в этом винить самого художника, если б он описал настоящую жизнь крестьян в их повседневной одежде, это могло «оскорбить вкус» зрителей, которые походили из аристократии. Поэтому можно утверждать, что Шибанов был помещен в некоторые рамки и не мог в полной мере отобразить свое видение. Но несмотря ни на что, за ширмой праздничных костюмов и некого пира, видна материнская любовь матери к ребенку, которого она держит на руках, печаль и задумчивость дедушки крестьянина, плач русской души, все это показывает правдивою сторону крестьянского быта. Работа «Крестьянский обед» достойна внимания, хотя бы из-за смелости автора, который хоть и в несколько завуалированной форме не побоялся поднять острую проблему, поэтому картина представляет собой исключительную культурную ценность и заслуживает положительных отзывов. Предпосылками появления «крестьянской темы» в русской живописи в творчестве И. Ерменева является то, что он позволял художнику представлять разнообразные типажи и характеры, разыгрывать перед зрителями типичные ситуации из жизни различных слоев общества. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников — правда, именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью. ... В это же время в русскую живопись приходит новое, свободное от идеализации изображение среды обитания крестьян. Так Творчество Ерменева было обращено к обычной жизни крестьян, он из числа первых, кто начал на своих полотнах отображать быт русского народа. Так на картине Обед (Крестьяне за обедом) художник отобразил исконно русскую традицию – обеда. Семья крестьян собравшись за единым столом обедают. Картина отображает весь быт того времени. 19. Дайте характеристику творческого наследия одного из выдающихся представителей портретной живописи второй половины 18 века (на выбор) Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского. |