Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть.............................................................................................5

  • Структура исследования

  • Список использованной литературы

  • мир людей в кодифицированном памятнике права. Мир+людей+в+первом+кодифицированном+памятнике+русского+права. Мир людей в первом кодифицированном памятнике русского права


    Скачать 67.5 Kb.
    НазваниеМир людей в первом кодифицированном памятнике русского права
    Анкормир людей в кодифицированном памятнике права
    Дата10.02.2021
    Размер67.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМир+людей+в+первом+кодифицированном+памятнике+русского+права.doc
    ТипДокументы
    #175432



    Эссе на тему: Мир людей в первом кодифицированном памятнике русского права

    Оглавление:


    Введение..........................................................................................................3

    Основная часть.............................................................................................5

    Заключение...................................................................................................10

    Список источников и литературы..........................................................11

    Введение
    Актуальность исследования. Русь в XI вв. является очень интересным отрезком времени в истории Российского государства. В это столетие поистине решалась судьба страны, на карту были поставлены: её целостность, культура, и самое главное - будущее.

    В XI веке Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию с великим киевским князем во главе. При нем сложился совет из наиболее знатных и могущественных феодалов, а также действовал аппарат из дружинников. В города назначались княжеские представители (посадники и воеводы). В вассальной зависимости от великого князя находились его родственники – удельные князья, бояре - владетели больших земельных массивов - и более мелкие феодалы.

    Одним из самых прославленных русских князей времен Древнерусского государства является Ярослав, которого современники прозвали «Мудрым». Киевский князь сочетал в себе воина и дипломата, законодателя и просветителя. Ярослав был весьма многогранной личностью для своего времени. При нем появился первый письменный свод законов страны, который вошел в историю под названием «Русская Правда», или как называли акт современники «Закон Ярослава»

    Цели исследования: проследить и проанализировать общество Древней Руси по первому написанному законодательному акту - «Русской Правде».

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть сословное деление в Древней Руси, права сословий;

    2. Проанализировать судебную систему и ответственность ряда групп населения;

    3. Охарактеризовать отражение славянских ритуалов и традиций в «Русской Правде»

    Структура исследования: Настоящее исследование состоит из введения, основной части, а также списка использованных в работе источников и литературы.

    Ярослав Мудрый развивал науку и культуру Руси. Киевский князь закладывал храмы в городах. Из православной Византии приглашались мастера и архитекторы. В Новгороде и в Киеве были открыты большие школы. Церкви и храмы расписывались по византийскому образцу. Князь активно закупал книги и наполнял свои библиотеки. Киев при нем стал красивым городом - жемчужиной Восточной Европы. 

    Важно дополнить к его портрету и качества законодателя. Письменный памятник Киевской Руси - «Русская правда». В этом ценном, со всех точек зрения, документе отражены законодательные нормы Древнерусского государства. За каждое преступление было пояснение вины и наказания преступнику. Всё это говорит о высокой правовой роли киевского князя.

    Право людей в «Русской Правде» было закреплено на законодательном уровне. Ввиду сословности общества, определенные права касались исключительных общественных групп.

    Советский исследователь Древней Руси М.Н. Тихомиров считал, что «Русская Правда» является нефундаментальным документом, так как изобилует ошибками и пропусками1.

    По мнению  А.А. Горского, в IX веке и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца, как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим классом являлась не общинная знать, сведения о которой отсутствуют, а дружинная корпорация во главе с князем. Боярами именовались представители и потомки «старшей» дружины, а не общинная знать2.

    В «Русской Правде» мир людей делился на сословия - свободных и зависимых людей.

    Свободные привилегированные люди и люди из низших слоев по-разному наказывались за убийство. Юридические привилегии распространялись на субъектов, именованных в «Русской Правде» следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане 1

    Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически, независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие)2.

    Среди безземельного крестьянства выделяют закупов и изгоев. Они очень часто могли перейти в зависимое сословие3.

    За­куп - человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» - заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги4

    Интересно определение в законе «изгоев». Как отмечает историк Смирнов, они изгонялись из общины за определенные свершения. Как правило, это были мелкое воровство или обман. Порой это были вольноотпущенники - бывшие холопы5.

    Из несвободного населения важно выделить смерда и холопа. Как утверждает А.А. Зимин: «холоп – наиболее бесправный субъект права». Он был вещью в руках хозяина6.

    Преступление по «Русской Правде» определялось как причинение морального или материального вреда (обида)7.

    Важно отметить, что пол не играл ведущей роли в рассмотрении преступления. «В отношении к полу убитого, - как пишет Н.Д. Иванишев, – в «Русской Правде» не делается никакого различия. Это можно заключать из того, что, исчисляя виры свободных лиц, закон не упоминает о вире за голову женщины; а говоря о лицах несвободных состояний, везде мужеский пол ставится наряду с женским1.

    Русская Правда знает особые формы, так называемого, досудебного процесса или, как считает М.А. Чельцов, «досудебного установления отношений» между потерпевшим (будущим истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (будущим обвиняемым). Эти отношения регулировались Статьями Русской Правды о «своде» и «гонении следа», которые являются трансформированными обычными нормами. Автор считает, что и «свод» и «гонение следа» были «некогда способами коллективной самопомощи соседских общин, требовавшими участия большого числа близких потерпевшему людей»2.

    Говоря о характере процесса по Русской Правде, М.А. Чельцов писал: «Состязательная (обвинительная) форма борьбы сторон, естественно, выросла из тех методов разрешения конфликтов, которые существовали еще в эпоху родоплеменных отношений»3.

    Древние ритуалы и традиции так же присутствовали в «Русской Правде». Правовые нормы «Русской правды», в основу которых были положены славянские правовые традиции, связанные с лесами, на протяжении многих веков влияли на развитие законодательства.

    В исследованиях Б. Д. Грекова приводится пример, связанный с лесными промыслами - давний обычай считать бобров собственностью князей4. Эта норма вошла в законодательный акт в статье 69 «Русской правды», в которой был наложен высокий штраф за кражу бобра.

    Историк М.С. Грушевский указывал, что традиция платить дань мехами пошла еще от полян, которые, таким образом, «откупались» от хазар. Плата мехом оттуда пришла и в новый закон. 5

    В «Русской Правде» существовали родовые обычаи, например,кровной мести. Б.Д. Греков, рассматривая этот вопрос, писал: «Можно с уверенностью сказать, что кровная месть, например, была хорошо известна в то время и вошла, хотя и в урезанном виде, в Русскую Правду, где жила до законодательной отмены в XI веке»2.

    В условиях родового общества, коллектив прибегал иногда и к таким мерам воздействия на своих членов, как изгнание из своей среды. Этому мог подвергнуться человек, чем-либо нарушивший интересы всего коллектива. С ним же изгонялась и вся его семья. «Такого рода отказ группы от одного из своих членов сохранился и после распада общины, основанной на кровном родстве, в общине соседской, территориальной»3.

    В «Русской Правде» можно найти отсылки и к праву на сверхъестественные силы в суде. Так называемые ордалии, то есть, Божий суд, в «Русской Правде» описываются следующим образом: в ст. 22 упоминается об испытании водой и раскаленным железом, указывая, что истец может требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием железа4. Как отмечает авторитетный ис­следователь «Русской Правды» А. А. Зимин, целью ордалии было по существу «подтвердить обвинения», падавшие на такого человека, «добрую волю» которого никто не хотел свидетельствовать (вряд ли были случаи, когда обвиненный не обжигался)5. Важно особо отметить, что подобные суды Божьи были и в варварских правдах в Средних веках.

    Как отмечает Л.В. Черепнин, в одной грамоте идет речь о конфликте между кредитором и должником. Должник считает неправомерными действия кредитора, неправильно начисляющего проценты по договору займа, и поэтому обращается с призывом выяснить в суде путем испытания водой, кто из них прав1.

    Заключение


    В истории Древнерусского государства было много ярких личностей. Одним из таких многогранных правителей  в русской истории и был Ярослав Мудрый. Киевский князь стал одной из знаковых фигур Киевской Руси. Исторический портрет его до сих пор интересен исследователям -историкам. Ярослав, помимо политической деятельности, можно сказать, был первым правоведом и законодателем Руси. Он смог создать свод письменных законов, обязательных для исполнения, вошедший в историю как «Русская правда» или «Правда Ярослава».

    В «Русской Правде» - первом законодательном акте Древнерусского государства, собрана законодательная база, которая регулирует общественную жизнь в стране. Важно отметить, что в сборнике существует синтез обычного права, который пришел из родового строя и реалий XI в. В документе идет градация сословий, их прав и положения в стране. Указываются нормы судопроизводства и ответственность сторон. Существует и Божий суд (ордалии), который относится и к родовому строю, и христианской вере.

    Список использованной литературы:



    1. Горский А.А. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М., 2016.

    2. Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца Х1У века. Киев, 1991.

    3. Греков Б.Д. Правда Русская: учебное пособие. М.: Изд-во АН СССР, 1940.

    4. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 2006.

    5. Иванишев Н.Д. О плате за убийство в древнем русском и других славянских законодательствах в сравнении с германскою вирою. Киев, 1840.

    6. Исаев М.М. Уголовное право Киевской Руси. – М., 1946. Вып. VIII.

    7. Зимин А.А. Холопы на Руси. М., 1973.

    8. Кудимов А.В. Правовое положение феодалов в Древней Руси/ А.В.Кудимов, М.М.Шафиев // История государства и права. - 2009. - № 10.

    9. Памятники русского права: Вып. 1. – М., 1952.

    10. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М., 1987.

    11. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

    12. Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII-XIII веков. - М.; 2006.

    13. Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов / М. Н. Тихомиров ; Акад. наук СССР. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1941.

    14. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990.

    15. Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. – М., 1957. Т. I.

    16. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. – М., 1969.

    17. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950.



    1 Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов / М. Н. Тихомиров ; Акад. наук СССР. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1941. С.5.

    2 Горский А.А. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М., 2016. С.32.

    1 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М., 1987.С.186.

    2 Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950. С. 239.

    3 Кудимов А.В. Правовое положение феодалов в Древней Руси/ А.В.Кудимов, М.М.Шафиев // История государства и права. - 2009. - № 10. - С.9.

    4 Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988. С.60.

    5 Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII-XIII веков. - М.; 2006.

    6 Зимин А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973. С.193.

    7 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990. С.83.

    1 Иванишев Н.Д. О плате за убийство в древнем русском ,и других славянских законодательствах в сравнении с германскою вирою. Киев, 1840 С.93.

    2 Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. – М., 1957. Т. I. С. 636-637.

    3 Там же. С.637.

    4 Греков Б.Д. Правда Русская: учебное пособие. М.: Изд-во АН СССР, 1940. С. 75.

    5 Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца Х1У века. Киев, 1991. С.373.

    2 Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 2006. С. 523

    3 Исаев М.М. Уголовное право Киевской Руси. – М., 1946. Вып. VIII. С. 167.

    4 Памятники русского права: Вып. 1. – М., 1952.

    5 Зимин А.А. Холопы на Руси. М., 1973. С.65.

    1 Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. – М., 1969. С.50.





    написать администратору сайта