Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Врачевание в Древнем Китае

  • Ответы по истории медицины © Секта. Экзаменационные вопросы по истории медицины история медицины как наука. Источники изучения истории медицины


    Скачать 275.89 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по истории медицины история медицины как наука. Источники изучения истории медицины
    Дата09.06.2019
    Размер275.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по истории медицины © Секта.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #80998
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    5. Врачевание в Древнем Египте.

    В противоположность Месопотамии, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом.
    Название страны – «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
    Сами египтяне называли свою страну Кемет или Такемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее - «чернозём», - в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.
    Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
    Население Древнего Египта формировалось постепенно из местных племен Северной и Восточной Африки. Таким образом, древнеегипетская культура африканского происхождения. Ее характерные черты — иероглифическое письмо, религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль — зародились до 3000 г. до н.э.
    Согласно мифологическим представлениям главным божеством древних египтян был бог солнце Ра.
    Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот).
    Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось и составление самых древних египетских медицинских текстов.
    Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы.
    Богиня Исида — почиталась как охранительница царской власти, покровительница детей и изобретательница магического врачевания.
    Культ животных занимал значительное место в верованиях древних египтян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д.
    Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестями.
    Убийство священного животного каралось смертной казнью.
    Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара.
    Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт. Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.
    Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами.
    Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.
    Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в загробной жизни даруется через единство (совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»).
    Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и обитают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хоронил умерших в «красной земле» соседних с долиной Нила пустынь. Воздух и почва Египта обладают превосходными консервирующими свойствами. Развитие цивилизации привело к строительству специальных закрытых помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon — бальзам).
    Мумия египетского фараона.
    Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете. Тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки — Геродот (около 484— 425 гг. до н.э.) и Диодор (около 90 — 21 гг. до н.э.). Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый со-вершенный и самый дорогой из них заключается в следующем:
    «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)».
    Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:
    «С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости».
    Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».
    Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренности (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человеческой или звериной головы — канонах (от греч. kanobos — название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению египтян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека, и было необходимо ему в царстве Осириса.
    Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установили, что в большинстве случаев труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высыхании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полностью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг.
    Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом.
    Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным.
    Развитие медицинских знаний являлось неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта. Оно возникло из практического опыта народа и в то же время тесно переплеталось с мифологическими воззрениями древних египтян.
    Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.
    Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев.
    Уже в середине 2-го тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль они отводили сердцу и сосудам. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций.
    Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме». «Пневма» - это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.
    Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах - «мету» не допустить «закупорки» , «переполнения», «недостаток» и т.д.
    Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). Изобретение клизмы приписывают египтянам.
    Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н.э.) — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит 900 прописей лекарственных средств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, чеснок, салат, бобы, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.
    В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, с одной стороны, усиливали действие лекарственных средств, а с другой — отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д.
    Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать Древний Египет родиной косметики.
    В Древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообщают, что характерными признаками глистных заболеваний в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос.
    Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством ВОЗ — Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. по предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.
    В Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов об оперативном лечении (хирургии) — Большой хирургический папирус Эдвина Смита (XVI в. до н.э.). В нем описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких-либо элементов магии и мистики. Представляя каждый травматический случай, автор папируса Смита дает ему название, описывает признаки повреждения, делает заключение и назначает лечение. Причем в заключении определяется степень тяжести каждого случая и возможность его излечения: «Это болезнь, которую я вылечу» или «Это болезнь, с которой следует бороться», или «Эта болезнь неизлечима».
    Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».
    В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса давал четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.
    При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Лечили раны, проводили ритуальное обрезание и кастрацию евнухов.
    В Древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли (как и в Древней Месопотамии) наличием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, но не останавливали дальнейшего развития заболевания.
    Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки (эллины) считали египтян основателями “предупредительной” медицины.
    Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные резервуары — колодцы. В некоторых городах обнаружены многочисленные глиняные трубы, пролегающие под землей. Они могли служить как для подачи воды, так и для стока нечистот. Во дворцах фараонов и домах знати имелись ванные и туалетные комнаты.
    В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.
    Врачебное искусство в Египте было разделено таким образом, что каждый врач излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.
    Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.
    Деятельность врачевателей в Древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.
    В Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.
    Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

    6. Врачевание в Древнем Китае

    В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Пережитки родового строя в Китае переплетались с рабовладением. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов. Китай имел торговые связи со многими странами: с Индией, странами Средней Азии (Ферганой), Персией, Сирией, а позднее через них с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гончарные, костяные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас (магнитная игла). Больших успехов достигли в Древнем Китае математика, астрономия, исчисление времени: еще во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного неба, календарь. В Древнем Китае достигли развития также и агрономические, биологические и другие знания.
    Все это способствовало распространению материалистических идей в Древнем Китае. Известное развитие получила и медицина.
    Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме — взаимоотношению «первоэлементов». Китайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье или болезнь определялись их соотношением. Болезни делились в основном на эти же две группы: «ян» и «инь»- Болезни первой группы можно определить как характеризующиеся повышенной функцией, второй группы — пониженной функцией организма.
    Существовали анатомические и физиологические представления; китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови и др. В китайских анатомических рисунках наряду с более или менее правильными изображениями одних частей имелись ошибочные изображения других. Анатомические атласы, на протяжении веков многократно перерисовывавшиеся, дошли до последнего времени. В диагностике большое внимание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса — в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др.; о пульсе было написано много исследований.
    Осматривали язык и естественные отверстия организма — ноздри, уши, глаза, рот, выделения — испражнения и мочу. Моча исследовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и др. При исследовании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.
    Много внимания китайской медициной уделялось общему гигиеническому режиму — «разумной умеренности», правильному распорядку работы, отдыха, сна, правильному питанию. В китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Лечение в условиях рабовладельческого строя было доступно исключительно рабовладельцам.
    В Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции его были шире и включали различные вопросы медицинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии). Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.
    Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.
    Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты — рога молодого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее (при кровохарканье) применялся костный клей (желатина). В ходу были и разнообразные минеральные вещества — ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.
    Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалывание и прижигание. Назначение уколов — облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине применяется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.
    В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем и т. п. Под наркозом делались операции в грудной и брюшной полостях. Позже, в связи с религиозными запретами в эпоху феодализма, развитие хирургии приостановилось, и хирургическая деятельность ограничилась такими элементарными вмешательствами, как, например, вскрытие абсцесса.
    В китайских лечебниках встречаются указания на передачу некоторых болезней через одежду. Отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы в портовых городах.
    Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и крупным трудом («Шаньхань-лунь») на эту тему, и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан-ди Нэй-цзин» («О природе и жизни»), переработанная в VIII веке врачом Ван Бином.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта