Главная страница

Экзаменационные вопросы Понятие мировоззрения


Скачать 93.23 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы Понятие мировоззрения
Дата11.03.2022
Размер93.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia.docx
ТипЭкзаменационные вопросы
#392524
страница13 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Понятия человек, индивид, личность.


Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид – это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества.

Индивидуальность – уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность.

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и делающих его субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что каждый человек по рождению, от природы потенциально имеет личностные качества. Но в процессе социализации эти качества могут быть реализованы, а может быть и нет.

  1. Формирование личности.


Формирование личности

     Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

  Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, носовершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоенияпроисходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение.

 Достичьэтого простым усвоением невозможно это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новыепотребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании:этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда

 — эмоционально насыщенный, часто

 —субъективно творческий.
  1. Свобода и ответственность.


Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода)

или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость«.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека.

Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

  1. Специфика законов развития общества.


Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

Само определение законов истории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть своя специфика и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими законами имеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же общественных законов,

во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны.

Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются; ведь они «должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются» .

В-третьих, это показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности.

  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта