Главная страница

Экзаменационные вопросы Понятие мировоззрения


Скачать 93.23 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы Понятие мировоззрения
Дата11.03.2022
Размер93.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia.docx
ТипЭкзаменационные вопросы
#392524
страница7 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

Чувственное и рациональное в познании.


• Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств зрение слух осязание обоняние вкус, прежде всего на зрении и слухе.  Формы чувственного познания:  1. Ощущение – отражение отдельных сторон, свойств объекта. 2. Восприятие – отражение предмета в целом. 3. Представление – возможность воспроизведения ранее воспринятых объектов. • Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений. Формы рационального познания: 1. Понятие – определённая мысль, в которой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например, дом – жилище человека. 2. Суждение – определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен. 3. Умозаключение – вывод из 2 или более суждений. 2 вида: 1. Индукция – умозаключение от частных высказываний к общим. Например:  Если идет дождь, земля является мокрой.  Идет дождь.  Земля мокрая. 2. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Например: Италия — республика; Португалия — республика; Финляндия — республика; Франция — республика.Италия, Португалия, Финляндия, Франция — западноевропейские страны. Значит все западноевропейские страны являются республиками. • Эмпиризм ( опыт) основывается на том что чувственное познание является главным, определяющим в научном освоении мира. (Дж. Локк). Нет ничего в интеллекте чего раньше не было в чувствах. Другая крайность – рационализм (разум) (Декарт, Лейбниц). Чувства смутны и обманчивы, поэтому только рациональное познание может привести к истине. Разум может познавать мир без опоры на опыт. В действительности реальное соотношение чувственного и логического характеризуется их органической взаимосвязью.

  1. Понятие истины. Диалектика объективного и субъективного в истине.


Истина-это соответствие знаний действительности, при этом, действительность представляется как в виде объективной реальности, так и виде субъективности.

Истина - объективное отражение объекта, познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе вне сознания.

Истина, одновременно находится и в субъекте и вне его. Истина это соответствие конкретно чувственных и понятийных представлений объективному.

Истина в любом случае носит конкретный характер.

Раз истина всегда конкретна, мы понимаем, что истины вообще без относительной действительности нет.

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства.

Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле. Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Истина относительная - правильные знания, но не полные. Истина абсолютная - полные знания о предметах, процессах, явлениях, которые не могут быть отвергнуты последующим развитием нашего знания. Конкретность истины - всякая истина, даже абсолютная, конкретна - она является истиной в зависимости от условий, времени, места.

Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Свойства истины:

1) объективность – конечная обусловленность истины реальной действительностью и не зависимость ее содержания от человека (понятие «объективная истина»). Игнорирование этого свойства приводит к полному произволу, субъективизму, когда истинным может объявляться все, что угодно.

2) конкретность – означает зависимость знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование этого свойства может превратить истину в его антипода – заблуждение.

  1. Истина как процесс. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Конкретность в истине.


Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении.

Истина – это процесс целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего изменчивое, преходящее).

Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждое из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов

Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий. конкретность – означает зависимость знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование этого свойства может превратить истину в его антипода – заблуждение.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


написать администратору сайта