Экзаменационные вопросы Понятие мировоззрения
Скачать 93.23 Kb.
|
Движение как способ существования материи.Движение как философская категория означает изменение любое, всякое, вообщее -количества, качества, меры, положения, состояния, функций структуры. Движение есть способ существования материи. Движение представляет собой противоречие абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение – внутренне присущее прирождённое свойство материи, без которого материя не существует. Одни формы превращаются в другие, и ни один вид не берется ниоткуда. Движение абсолютно и в то же время оно относительно. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. Покой - момент движения, фиксирующий его относительность. Всякий покой относителен. Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Философские категории Бытия и Ничто в философии. Целостность Бытия и Ничто. Основные формы бытия.Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить. Учение о бытии называется онтологией. Ничто́ — категория, фиксирующая отсутствие, небытие определённой сущности, или отсутствие, отрицание бытия вообще. Как чистое отрицание «ничто» удерживается только в языке. Все, что существует, имеет определённость, и поэтому «ничто» не существует, его нет, но мы способны отнестись к любой определенности со стороны отрицания и удерживать эту позицию. Таким образом, «ничто» в этом мире существует благодаря нам, нашей способности отрицанию, как нигилизм есть отрицание ценности мира. Философы, выражая через указания на ничто границу мышления о бытии, независимо от того, какая конкретная проблема, категория, языковая структура заполняет смысл бытия, так понимаемый философом, выражают само человеческое существование в его предельном совпадении с целостным бытием. формы бытия: • Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого; бытие вещей и процессов, произведённых человеком. • Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически - человеческое бытие. • Бытие духовного (идеального) - которое делится на индивидуализированное духовное о объективизированное (внеиндивидуальное) духовное. • Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества. Сущность сознания и теория отражения.Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение. Понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле. При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. Теория отражения Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения. Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств. |