Экзистенциальное творчество А. Камю и русская философская мысль рубежа XIXXX веков точки пересечения Курсовая работа
Скачать 77.8 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» Факультет русской филологии и национальной культуры Кафедра литературы Экзистенциальное творчество А. Камю и русская философская мысль рубежа XIX-XX веков: точки пересечения Курсовая работа Выполнила: Коркина Е.М. студентка 4 курса, группы 2401, специальность – педагогическое образование: русский язык и литература Научный руководитель: Пахомова И.В. ВведениеРоль творчества Достоевского в мировой культуре сложно не оценить по достоинству, оно, будучи неразрывно связано со всем мировым литературным процессом, оказало огромное воздействие на развитие литературы. Ф.М. Достоевский, как и всякий гениальный художник, влияет на шедших вслед за ним многогранностью своего духовного облика. И поэтому воздействие его испытывают такие неодинаковые по своей творческой индивидуальности писатели, как Т. Манн, Т. Драйзер, Р. Роллан, У. Фолкнер, А. Зегерс и А. Камю. Ж.П. Сартр в одной из публичных лекций перед французскими студентами назвал Достоевского своеобразным предшественником экзистенциализма. Русский писатель, по мнению французского мыслителя, в своем творчестве сформулировал многие исходные пункты данной философии. Достоевский действительно оказал серьезное влияние на многих представителей как атеистического, так и религиозного экзистенциализма. Например, в философских работах А. Камю можно найти ссылки на романы Достоевского. Камю писал о том, что впервые прочитал произведение русского писателя в двадцать лет и испытал огромное потрясение. Французский философ вел метафизический диалог с Достоевским всю жизнь. В. Кауфман, немецкий философ, поэт и переводчик, в своей работе «От Шекспира к экзистенциализму» писал: «Мне действительно кажется, что первая часть “Записок из подполья” – лучшее из когда–либо написанных вступлений к экзистенциализму. С неизменной силой и тонкостью большинство идей, описанных в этом произведении, узнаваемы во всех работах так называемых экзистенциалистов от Кьеркегора до Камю» [ ]. Кроме того, необходимо особо отметить влияние романов Достоевского на таких представителей русского религиозного экзистенциализма, как Н.А. Бердяев и Л. Шестов. Н.А. Бердяев, например, в своей философской автобиографии «Самопознание» пишет, что является своеобразным «учеником» Достоевского, изучение творчества писателя было одним из главных направлений в его жизни. «Достоевский имел определяющее значение в моей духовной жизни, – пишет русский философ. – Еще мальчиком получил я прививку от Достоевского. Он потряс мою душу более чем кто–либо из писателей и мыслителей» [5; с. 92]. Не менее восторженно высказывался о романах русского писателя и Л.И. Шестов, отмечая, что они дают обширное поле для острой постановки вопросов в экзистенциальной философии. В двух исследованиях о Достоевском он отметил, что русский писатель один из первых в истории мысли столь отчетливо изобразил экзистенцию индивида перед лицом смерти. После констатации такого мощного воздействия Достоевского на представителей экзистенциальной философии, появляется соблазн назвать его предшественником данного философского направления, но это было бы не совсем корректно с научной точки зрения. Достоевский экзистенциален лишь постановкой своих вопросов, но не их разрешением. Писатель в XIX веке предельно остро выразил глубокий кризис человеческого существования, переломный характер своего времени в России и на Западе. Писатель полагал неосуществимым реальное функционирование общества на разумных, гуманных началах, ведь трагическая бессмыслица жизни, анархичность и бездумье, иррационализм человеческих поступков обрекают человечество на бесперспективное будущее. Достоевский был великим поэтом крайних, необычных, болезненно заостренных состояний человеческой души, «предвосхитил процесс потери индивидом бытийного самопонимания, отчуждения личности от своего собственного, настоящего Я» [14, с. 125]. Отдельный человек в творчестве Ф.М. Достоевского «страдает от невозможности ощутить себя личностью, и именно это ощущение себя личностью было <…> самой важной и настоящей потребностью» [Фридлендер Г.]. Кроме того, актуальность исследования творчества Достоевского состоит в том, что в своих произведениях писатель предвидел многие тенденции глубоких изменений человека в ХХ и ХХI веках, а значит изучение философской мысли, заключенной в текстах писателя, полезно не только для филолога, но и для рядового читателя. Поэтому философское исследование его идей имеет основополагающее значение не только для диахронического, но и для синхронического литературоведения. В этой работе раскрывается понятие литература экзистенциализма, основные положения экзистенциальной философии, ее теоретиков, проанализируем произведения Ф.М. Достоевского как писателя–экзистенциалиста, сопоставим его творчество с творчеством А. Камю – яркого представителя французской литературы экзистенциализма. Объект исследования: творчество Ф.М. Достоевского и А. Камю Предмет исследования: философия экзистенциализма в произведениях Ф.М. Достоевского и А. Камю Цель исследования: выявить различия и сходства русской философской мысли XIX века (на основе творчества Ф.М. Достоевского) и зарубежной экзистенциальной литературы (на основе творчества А. Камю) Задачи исследования:
Метод исследования: наблюдение, анализ, сопоставление Структура работы: работа состоит из двух глав, которые включают в себя по две подглавы Список литературы представлен текстами произведений Ф.М. Достоевского и А. Камю, исследовательскими статьями в научных сборниках, газетах университетов, монографиями, посвещенными исследованию творчества Ф.М. Достоевского и А. Камю |