Экзистенциальное творчество А. Камю и русская философская мысль рубежа XIXXX веков точки пересечения Курсовая работа
Скачать 77.8 Kb.
|
ЗаключениеЭкзистенциализм (от позднелатинского – ex(s)istentia – существование), или философия существования, – одно из крупнейших направлений философии 20 в. Экзистенциализм возник накануне 1–й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2–й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. еще во время 1–й мировой войны, Сартр, Мерло–Понти, Камю) [Новейший философский словарь. С. 833] Согласно философии экзистенциализма, человек –– это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Человек не должен убегать от осознания своей смертности, а поэтому высоко ценить все то, что напоминает ему о суетности его практических начинаний. С этим связано учение о «пограничных ситуациях» –– предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И смерть –– главное из таких обстоятельств. Экзистенциализм выдвигает на передний план проблему человека, сосредотачивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Представители этой философии «отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства» Радугин А. А. Философия : курс лекций. С. 251 Преимущественным объектом философского осмысления здесь выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности. Одна из главенствующих установок экзистенциализма –– это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне. За многолетнюю историю толкования творчества Достоевского, многие исследователи и писатели назвали его предшественником экзистенциализма, а некоторые считали экзистенциальным творчество, а не самого автора. В творчестве Ф.М. Достоевского присутствуют ключевые аспекты экзистенциальной философии: проблема бытия, человека, личности, свободы, а также теория отчуждения. Так в своем произведении «Записки из подполья» писатель показывает путь растворения человека в безликой общественной среде, социум видоизменяет личность и порождает совершенно специфического индивида. Главный герой этого произведения желает выйти из системы детерминирующего влияния общества, ибо оно хочет навязать герою то, что ему абсолютно чуждо. Персонаж данного произведения не желает, чтобы его жизнь проживали другие. Ему предлагают весьма тривиальный вектор развития: он должен стремиться либо к социальному статусу, либо к максимальному увеличению своей покупательной способности, либо к славе и успеху. Но все это навязывается личности извне, она захвачена внешним процессом, в котором медленно распыляется ее индивидуальность. Свобода совести, система личностных аксиологических установок не может быть отторгнута от человека, нельзя, используя манипуляторные технологии, деформировать внутренний мир личности, преступно раскалывать ее мировоззренческое ядро. В этом смысле Достоевского можно отнести к предшественникам экзистенциальной философии [23, с. 94]. Но в чем его отличие от экзистенциалистов? Оно, прежде всего, в том, что русский писатель был защитником морали традиционного общества. Прямым следствием экзистенциальной установки на идее «порочности» общества и на тезисе о всеобщей некоммуникабельности является своеобразное раскольниковское «право на преступление» [5, с. 49]. Прежде всего разъединяет и та модель личности, которую рисовали в своих произведениях Достоевский и представители экзистенциализма. Например, для Ж.П. Сартра, А. Камю и М. Хайдеггера совершенно атомизированная, одинокая личность, потерявшая всякую осмысленность своего существования, есть нормальная, типичная персона для данного западного социума. Экзистенциальные авторы предполагают, что есть другая «модель» индивида, но не рассматривают ее. Творчество Достоевского действительно содержит аспекты кризиса личности, которые рассматривает экзистенциальная философия. Тема одиночества, «отпадения» индивида от некоего целого, анархический элемент человеческой свободы и, наконец, проблема гармоничного взаимодействия индивидуального и социального в человеке – все это объединяет Достоевского со многими представителями экзистенциальной философии. Достоевский предупреждает нас о том, что личность, отвергшая Бога как своеобразный нравственный Абсолют, тем самым отвергает и себя, как, впрочем, и своего ближнего. В этом существенное отличие позиции Достоевского от большинства теоретических постулатов представителей атеистического экзистенциализма. Русский писатель, с одной стороны, настаивает на том, что социальное первично по отношению к индивидуальному, но, с другой – важно и то, какое это социальное. Социум, который основан на перманентной борьбе всех против всех, на конкуренции и несправедливом распределении материальных благ, в котором личность превратилась в вещь и товар, способен производить только «искалеченного» человека, в котором его экономическая и функциональная сторона заменяет все остальные. Концепция личности в философии экзистенциализма противоположна гуманистической: ситуация человека в мире безысходно трагическая. Такая концепция обуславливает появление замкнутости сознания, индивидуализма. У Достоевского же концепция человека сходна с экзистенциальной в том, что ввиду этой темы поднимается проблема кризиса и дана критика рационалистически–гуманистической концепции личности. Но выход из него Достоевский видит не в отказе от гуманизма, а в его углублении. Достоевский не разуверился в человеке. Он видит трагизм судьбы человека в мире, сложность отношений личности и общества. Проблемы, затронутые Достоевским в его произведениях, отражены в последующих работах философов–экзистенциалистов, ведь вопросы «кто такой человек?», «какова его сущность?», «что такое жизнь для него?» сугубо экзистенциальны. При сопоставлении романа «Счастливая смерть» Альбера Камю и романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно сделать вывод о том, что внешне в «Счастливой смерти» «перелицовку» романа русского классика. Между этими романами есть существенная параллель: в романе Камю молодой алжирский клерк Патрис Мерсо убивает богатого калеку Загрея и овладевает его деньгами. В романе Достоевского молодой человек, Родион Раскольников, убивает старуху–процентщицу Алену Ивановну и забирает ее деньги. Это главная, наиболее явная параллель в этих романах Камю и Достоевского. В обоих романах мы сталкиваемся с проблемой ценности человеческой жизни, с проблемой сущности жизни, ее смысла. Однако эти проблемы решаются по–разному. В образе Патриса Мерсо мы видим более гармоничную с природой личность, которая хочет лишь одного – жить, но жить счастливо. С другой стороны, это личность болезненно индивидуалистическая: его эгоцентрические стремления затмевают то лучшее, что есть в нем. Он стремится к счастью, поняв, что нет в жизни каких–либо высоких идей, которым можно посвятить свое существование. Следовательно, нет никаких ценностей. Остается лишь жить, но жить для себя, в свое удовольствие, чтоб, умирая, со спокойной душой сказать: «Я был счастлив!» Совершенно по–другому эта проблема ставится у Достоевского в «Преступлении и наказании». Для Родиона Раскольникова не было понятия индивидуалистического счастья, о своем счастье он даже не думал. Ему важно было осчастливить других, миллионы душ, которыми было заполнено русское общество. Понятие счастья у Раскольникова было шире того понимания, которое было у Патриса. Счастье для Раскольникова – общечеловеческая ценность. Одной личности нельзя быть счастливой в одиночку. Раскольников хотел переустроить, сделать лучше, чище мир, спасти тысячи семейств Мармеладовых. Таким образом, можно заключить, что первая литературная проба, несмотря на существенные различия и «ошибки–недопонимания», все же была, несомненно, продиктована размышлениями Альбера Камю над творчеством Достоевского. Таким образом, до появления романов А.Камю и Ж.П. Сартра Достоевский создал достаточно много персонажей, которых можно назвать героями с экзистенциальной проблематикой. И героев Достоевского, и главных героев французских экзистенциалистов мучают одинаковые вопросы. Но ответы на трагические и смыслообразующие вызовы человеческой жизни они дают разные. Это и порождает основные сходства и различия между русской философской мыслью и западной экзистенциальной. Поэтому можно сказать, что Достоевский действительно много дал экзистенциализму, ставя перед собой и миром «проклятые вопросы» и не всегда давая на них свой ответ. Библиографический список:
ОглавлениеВведение 2 Глава 1. Теоретический аспект философии и литературы экзистенциализма. 5 1.1.История вопроса 5 1.4. Экзистенциализм в литературе 11 Глава 2. Творчество Ф.М. Достоевского и литература экзистенциализма 13 2.1. Философская экзистенциальная зарубежная литература и творчество Ф.М. Достоевского: общее и различное 13 2.2. Диалог А. Камю с творчеством Ф.М. Достоевского: «Счастливая смерть» и «Преступление и наказание» 32 Заключение 37 Рязань – 2018 |