Дягилев_Л.Р._№2. Электронные учебные материалы
Скачать 164.49 Kb.
|
Глава 22.1. Подготовительный этап2.1.1. Анализ существующих ЭУМ по растровой графикеПрежде чем начать работу над созданием ЭУМ по выбранной теме, возникает необходимость рассмотрения и анализа существующих электронных книг, учебников, курсов. Естественно, компьютерная графика крайне актуальна последнее время. Абсолютно обоснованно можно утверждать, что наряду с профессиональным обучением компьютерной графике, прикладным пакетам, актуальным для подготовки специалистов индустрии телевидения, рекламы и дизайна, необходимо говорить и об общем обучении графике, цели которого должны быть ориентированы на приобретение учащимися знаний о важном направлении в компьютерной индустрии, а также большой части прикладных программ для работы с графикой. Все направления образования должны в какой-то степени развивать творческие способности учащихся. Особое значение в теме «Компьютерная графика» должно уделяться практическому освоению технических средств, креативному подходу в изучении средств работы с графической информацией. Компьютерная графика и анимация – наиболее мощное средство творческой реализации учащихся. Поэтому по данной теме существует множество совершенно различных разработок. Как показывает практика, большинство из них не выполняют основного требования ЭУМ – наличие некой интерактивности, мультимедийной информации. То есть большинство доступных материалов по теме «компьютерная графика» это копия печатного учебника в электронном формате, соединенными гиперссылками в качестве системы навигации. Это, конечно, не совсем правильно. ЭМ способны использовать массу возможностей ИТ, а сейчас это в основном только погоня за доступностью информации. На рынке обучающих систем появляется с каждым днем все больше программных продуктов, именно для использования их в учебном процессе, или также для самостоятельной работы дома. По растровой компьютерной графике в том числе существует множество разработок, но обычно она включается в раздел информатики, так например, широко известные программные продукты от фирмы «Кирилл и Мефодий». Но даже в таких больших и проектах обычно учебник представляет собой предоставленный теоретический материал. Что говорить, о материалах доступных в сети Интернет, обычно, это печатные книги, переведенные в электронный вариант. И говорить об использовании их в учебном процессе непозволительно, ведь, для них не разработаны ни методические указание, планы занятий и т.д.. Наиболее распространенные графические редакторы, это продукты зарубежных разработчиков, и очень часто, в ЭУМ речь идет о нерусифицированной версии графического редактора, что вызывает очень большие трудности с восприятием, ведь, обычно используют русифицированный софт. Все чаще встречаются авторские программы по курсам компьютерной, и в том числе растровой, графики, которые используются на специальных курсах повышения квалификации и пользовательских курсах, естественно, что для использования этих разработок массово в образовательных учреждениях затруднено, и по большей части невозможно. Разработан ряд неплохих интернет-учебников, на которые стоит обратить внимание, но использование их затруднено ограниченным доступом в сеть Интернет учащимися школ и других образовательных учреждений, по этой же причине, они непригодны для самостоятельной работы дома. К тому же интернет-учебник не может содержать больших объемов информации, а качественные ЭУ обязательно должны быть мультимедийными, что естественно, сказывается на размерах разработки, и зачастую слишком больших для использования в сети Интернет. Также возникают трудности при выборе материалов с теоретической стороны дела, ведь обычно с растровой графикой знакомятся на примере какого-то конкретного графического редактора, и во многих учебниках нет теоретического материала по основам самой графики, а только описание среды. Это не совсем подходит для изучения компьютерной графики в рамках образовательного учреждения. Рассматривая ряд популярных ЭУМ по теме «растровая компьютерная графика», можно сделать вывод о том, что только меньшая часть из них пригодна для применения в образовательном процессе. Это связано с тем, к учебным электронным материалам ставятся достаточно жесткие требования, и достичь их выполнения сложно. Поэтому программных продуктов удовлетворяющим сем требованиям к ЭУ, сочетающих в себе хорошую теоретическую основу и базу практических занятий, а также хорошо выполненные методические указания, крайне мало. 2.1.2. Анализ и выбор средств создания ЭУМВ связи с обилием выбора средств для разработки ЭМ, следует уделить большое внимание их анализу, с целью выбора наиболее оптимального для получения планируемого результата. От выбора средств для разработки ЭМ зависит практически все, и успех учебника в целом. Начиная от возможностей создания красочного, современного дизайна, удобного интерфейса, поддержкой файлов различных форматов, до возможностей использования какого-либо языка программирования для достижения интерактивности. Немаловажным является момент привязки конечного продукта к той или иной авторской системе, и конечно, предпочтительней создание приложения, не зависящего от установленного на ПК программного обеспечения. Средств для разработки ЭУМ можно огромное количество, и если широко на это смотреть, то учебник может быть создан в любом приложении, позволяющим сохранять текстовую информацию. От выбора средства разработки зависит то, в каком формате будет выполнен учебник. Мой выбор был сделан именно исходя из этого параметра. В качестве возможных были рассмотрены следующие средства и технологии : Языки программирования (Delphi) Flash-технологии (Macromedia Flash, Adobe Flash CS3) Текстовые форматы (MS Word, MS PowerPoint) [32] PDF (Adobe Acrobat Exchange, InDesidn, PDFWriter и Acrobat Distiller) HTML (Adobe Dreamweaver CS3) Специализированые программы ToolBook II Assistant и AuthorWare 7.0 Формат разработки описывает каким образом в файле будет представлена информация, его выбор должен зависеть от назначения разрабатываемых материалов, кем, в каких целях будет использоваться учебник. У каждого из перечисленных варианта есть свои плюсы и свои минусы. Так, например, используя языки программирования мы получаем конечный откомпилированный файл в .exe формате, это достаточно удобно, поскольку его работа обеспечена на компьютере с любым установленным или неустановленным программным обеспечением, но с другой стороны такой файл будет достаточно громоздким, и что самое главное, в него будет невозможно внести изменения и дополнения. Flash-технологии очень популярны и находят все большее распространение, но на мой взгляд не предоставляют возможности использования большого объема текстового материала, что делает его неподходящим для разработки самостоятельного ЭУ, однако их использование крайне предпочтительно в разработке мультимедийных иллюстраций и flash-роликов для учебника.[31, 36] PDF (Portable Document Format) предоставляет большие возможности работы с текстовой информацией, а также возможность создания гиперссылок в тексте, однако работа со звуком и видео крайне затруднена, к тому же для просмотра готового учебника необходимым условием является наличие специального ПО. HTML (Hyper Text Markup Language) – гипертекстовый язык разметки страниц предоставляет широкие возможности реализации графической составляющей учебника, его интерфейса, а также предоставляет возможность программирования на скриптовых языках, что делает его очень гибким в использовании. Формат используется как основной для документов в сети Internet, поэтому при желании готовый продукт можно легко сделать общедоступным. Недостаток же состоит в том, что большое разнообразие используемых браузеров для просмотра web-страниц не позволяет оптимизировать готовый продукт под все из них и возможно некорректное отображение той или иной страницы.[33] Программный продукт ToolBook II Assistant Version 6.0 предназначен для без какого бы то ни было программирования создавать и распространять обучающие программы доступные, как в локальном варианте, так и в сетевом для ЛС и интернет. В ToolBook II Assistant Version 6.0 имеется управляемый посредством шаблонов интерфейс, который позволяет вести обучение шаг за шагом. Разработчики могут начать работу с этим продуктом со специально разработанного модуля Book Specialist, который проведет их по всем основным этапам создания приложения. Добавление в учебную программу видео, звука, графики и интерактивных функций производится путем простой буксировки (drag-and-drop) мышью соответствующих файлов. Проведя анализ различных средств и технологий для разработки ЭУМ, был сделан выбор в пользу HTML, это связано с тем, что язык HTML предоставляет большие возможности для разработки, для работы с текстом, графикой, мульмедийной информацией. Кроме того, упрощается использование его как интернет-ресурса, если в этом возникнет необходимость. Также немаловажна возможность быстрого изменения и добавления материала, если предложенный со временем потеряет актуальность.[34] 2.1.3. Этапы создания ЭУМСоздание электронного учебного курса, электронного учебника или любых электронных материалов достаточно сложное дело, требующее особого внимания к содержанию материала, устройству учебника, его структуре и удобству представления материала. Должен присутствовать внедренный простой и быстрый механизм проверки знаний, внешняя привлекательность, удобный интересный интерфейс, который при этом не должен отвлекать учащегося от чтения материала и выполнения заданий. Учебник должен соответствовать требованиям которые выдвигаются к ЭУ[35]: 1. Приятная для глаз цветовая схема учебника 2. Шрифт должен быть читаемым 3. Должны содержать различную мультимедийную информацию 4. Материал должен соответствовать теме учебника, недопустимо наличие фактических ошибок. 5. Материал должен быть хорошо структурирован, разбит на уроки или главы 6. Удобная система навигации по учебнику Для того чтобы удовлетворить всем требованиям и достичь желаемого результата, был разработан план работы. Согласно этому плану, разработка была разбита на несколько этапов. Рассмотрим эти этапы и цели, которые на них реализуются: 1. Определение целей и задач разработки. На этом этапе были поставлены цели и задачи разработки, для этого был проведен анализ сложившейся в образовании ситуации по внедрению ИТ. Как выяснилось, информатизация образования набирает обороты, а вот качественных программных средств не хватает. Поэтому была поставлена цель: разработать, удовлетворяющие основным предъявляемым требованиям, ЭУМ для использования их при обучении растровой компьютерной графике студентов ВУЗов, а также учащихся школ в качестве факультативных или элективных курсов. В зависимости от целей обучения электронные учебники необходимо выбрать тип разрабатываемого учебника и разработать его структуру. 2. Разработка структуры электронного учебника Структура совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Структурные элементы учебника были выбраны на основе требований к учебникам и на основе поставленной цели. Было решено разработать учебник с не совсем стандартной структурой, но с удобным интерфейсом и удобным перемещением по учебнику. Можно выделить основные структурные элементы: Титульный лист Лекционная часть Практическая часть Система контроля Методические указания Все разделы находятся в общей оболочке, они должны быть взаимосвязаны между собой, должна быть осуществлена возможность быстрого перехода от одного раздела в другой, также интерфейс должен быть простым и интуитивно-понятным, чтобы поиск нужной ссылки не отвлекал от работы по учебнику. 3. Разработка содержания по разделам и темам ЭУ На этом этапе проводится анализ учебного плана и аудитория. Разрабатываемый электронный учебник предназначен для самостоятельной работы студентов по освоению темы растровая компьютерная графика университетского курса, а также для слушателей факультативных и элективных курсов по растровой графике. Теоретическая часть должна быть разбита на лекции, практическая на лабораторные работы. Подборка материала и способ изложения должны быть выполнены так, чтобы с учебником могли работать как начинающие пользователи, так и более опытные. На этом этапе также необходимо осуществить подборку мультимедийной информации. 4. Разработка интерфейсной части электронного учебника Графическая оболочка имеет огромное значение для электронного учебника. Интерфейс должен быть приятным пользователю, иметь современный дизайн, тщательно должна быть продуманная система навигации. Дизайн было принято разрабатывать с помощью графического редактора Adobe Photoshop, не только из-за его мощных средств создания изображений, но и как пример возможностей редакторов растровой графики. Основная задача, поставленная на этом этапе: разработать приветливый, современный и приятный дизайн, с удобной и простой системой навигации, который не будет отвлекать от основной задачи учащегося – изучения нового материала. В связи с этим была воплощена идея внедрения ссылок на все элементы учебника с любой страницы, поскольку меню сделано в верхней части экрана, таким образом верхний коллаж страницы совмещает в себе функции заголовка и меню, что позволяет не загромождать пространство страницы с текстовой информацией и меньше отвлекать учащегося от чтения. 5. Разработка контролирующей системы Контроль знаний должен быть полным, чтобы была возможность проверить все знания и умения учащихся. Должна осуществляться функция автоматической проверки результата, а также информирования учащегося о результатах прохождения теста, с указанием верных и неверных ответов. 6. Наполнение разработанных шаблонов информацией Информация должна быть последовательной, связанной, корректной. 7. Описание некоторых методических указаний для работы с данным учебником, включающее в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнения практических заданий, указания по рациональной технологии усвоения учебного материала. 8. Подготовка методического пособия для пользователя Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического пособия для учителя. Оно может содержать следующие материалы: содержание отдельных программных модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника; инструкцию для работы с ЭУ; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции ЭУ. Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе. Вывод: Подготовительный этап к разработке ЭУМ проходил в несколько этапов. Был произведен анализ существующих ЭУМ по теме «растровая компьютерная графика», который показал проблемную ситуацию с ЭМ по данной теме пригодными для использования их в процессе обучения компьютерной графике, и необходимость разработки ЭУМ по данной теме. Также была выбрана среда разработки (HTML), как наиболее оптимальная для создания учебника по выбранной теме. Был разработан план работы над созданием электронного учебника, и описаны его основные этапы. Поставлена цель разработки ученика, и задачи, которые постепенно решаются на каждом из этапов. |