Главная страница

Эллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеЭллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz
Дата18.11.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаplay_in_deep.pdf
ТипРеферат
#275557
страница10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
http://www.koob.ru форме творчества, когда протагонист из хаоса и множественности, представляющих для него угрозу, в "своем" времени создает "свой" мир. В его внутреннем мире может существовать множество разных ситуаций, событий и персонажей. Его внутреннее время может включать в себя ситуацию в прошлом, где находятся корни конфликта, и одновременно - настоящее и будущее. Описанные ранее стандартные этапы развития психодраматического действия, в которых просматриваются три ступени, ведущие в плоскость игры, можно считать "переходным ритуалом. Здесь имеется ввиду переход, совершаемый из внешнего мира во внутренний, от одной установки к другой, от одного психического состояния с ясным сознанием к другому, в котором возможны игра воображения и создание внутренних образов путем "снижения сознательного уровня. Вместе стем это переход от группы людей, пришедших "извне, к психодраматической группе, участники которой являются одновременно и свидетелями, и исполнителями. Точно также в результате совершения нового "ритуального перехода" члены группы превращаются в персонажей внутреннего мира протагониста. Целостную психодраматическую систему Морено называл "разновидностью космического общения. Она представляет собой "совокупность того, что скрыто за словами, итого, что им предшествует, а впоследствии служит основой для построения мира слов. Совершаемый ритуал оказывает на человека более глубокое воздействие, чем слово или поступок. Он вовлекает человека полностью. Это имеет отношение и к исполнителями к зрителям. Ритуал - это чувственное отражение духовного опыта, когда нечто, до сих пор неуловимое, становится видимыми постижимым. Ритуал - это движение, а всякое движение предполагает путь. Всем, кто находится в движении, ритуал помогает найти свой путь. Психодрама соединяет элементы группового и индивидуального ритуала. Эрих
Нойманн в своей работе "О психологическом смысле ритуала" рассматривал соотношение группы и индивида сточки зрения исполнения ритуала. Групповой ритуал создает определенное обрамление, индивидуальный - саму психодраму. При этом все участники группы, сопереживая и сочувствуя, принимают непосредственное участие в действии. Исполняя ритуал, даже непосвященный обязательно почувствует что-то особенное, так как в нем заключается надличностное архетипическое воздействие. Даже сцены и ситуации, на первый взгляд кажущиеся простыми, приобретают значение и смысл, которыми они не обладали в воспоминаниях и воображении. Важнейшей предпосылкой для получения этого эмоционального опыта является временное включение в группу, так как в процессе ритуального действия в группе возникает связь, которая сегодня в других условиях почти утеряна. На этом примере можно убедиться в необходимости совершения ритуалов. Однако оживление ритуалов следует начинать с восстановления определенных навыков в их исполнении. Именно таки происходит в психодраме вход в драму, построение сцены, разработка темы, структура действия, заключительная часть и т.д. - всегда одинаковы, и это дает возможность обращать больше внимания на вселенское, трансперсональное. В психодраме речь идет об "экстериоризации внутреннего события" (так говорило ритуале Нойманн). "Наблюдатель, наблюдаемое и то, что в этот момент происходит сними, составляют единое психическое целое, для которого внешнее уже не является внешним. В этом смысле любое действие может считаться ответной реакцией на какое- либо событие, которую всегда можно конкретизировать в нуминозном контексте и найти ее соответствие с архетипической ситуацией, если к этому готовы и на это способны участники. В ритуальном действии совмещаются все временные и психологические аспекты. Осознавая это, можно изменить свои представления о внешних и внутренних процессах, и такое осознание обязательно даст результат.

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
Нойманн сравнивал ритуал с системой орошения, позволяющей направить поток бессознательного в личностную сферу. Такое сравнение напрашивается само собой, ибо целительное воздействие ритуала предохраняет человека от переполнения архетипической энергией. В этом смысле ритуальное психодраматическое действие обладает терапевтическим эффектом оно создает защиту, канализирующую стихийную энергию бессознательного и заполняющую пустоту. В процессе действия участники, не имеющие роли и потому не принимающие полноценного участия в драме, должны внутренне или через дублирование включиться в игру, ибо только таким образом они смогут воспринимать экстериоризированное событие как свой внутренний процесс. Именно так психодрама оказывает полезное воздействие на всех ее участников они получают возможность окунуться в базовые общечеловеческие проблемы, а именно такое погружение дает толчок личностному росту. Отличительными чертами, объединяющими психодраму с игрой, являются повторяемость, игровое пространство, идея, на основании которой строится действие, эмоциональное напряжение, наличие определенных правил, спонтанность, свободная деятельность и возможность продолжения. Игра выходит за рамки обыденной жизни, в ней действуют иные правила. Каждый играющий сознательно покидает сферу материальных интересов, обязательств и делает то, что нравится, следуя внутренней потребности, сохраняя при этом определенные временные рамки. В своих рассуждениях я придерживаюсь описания сути игры, которое дано
Хейзингой. С этой точки зрения психодраму можно рассматривать как игру. Нос другой стороны, ее вполне можно считать терапевтическим процессом. Повторяемость игры предопределена условностью времени и драматической структурой. В каждой игре в прямом (материальном) и переносном (идеальном) смысле возникает конкретное игровое пространство. Психодраматическая сцена - это пространство, в котором участники могут свободно передвигаться, или просто круг, который образуют члены группы. В переносном смысле игровое пространство определяется ритуалом в "идеальном" смысле оно является внутренним психологическим пространством протагониста. Психодрама состоит из трех фаз разогрева, сценического действия и шеринга. Параллельно протекает процесс "воплощения" внутренних образов протагониста. Характерной особенностью игры является напряжение "неизвестность, момент выбора. Если напрячься, должно получиться. Такая ситуация для играющего превращается в испытание проверяются его выдержка, находчивость, мужество, стойкость, сила духа" 71. Напряжение возникает в группе уже в самом начале сессии Кто сегодня будет протагонистом Кто будет "играть Потом появляется напряженное ожидание протагониста "Что получится Удастся ли мне вплотную подойти к проблеме" Те же самые вопросы волнуют директора и группу. Чтобы открыть другим свой внутренний мири распознать в себе черты, которые неприятно видеть в других, осознав, сохранив и пережив в себе то, что ранее переживалось в игре, необходимы мужество и душевные силы. Соблюдение правил игры можно сравнить с выполнением ритуала. Они распространяются на всех участвующих. Психодрама может состояться только при серьезном отношении всех ее участников. Отступление отправил приводит к полному "провалу" игры. При этом игра является свободной деятельностью. Игра, которая проводится по сценарию, - это не игра. Так, например, в соответствии с правилами психодрамы человек сам должен выразить желание стать протагонистом любые рекомендации здесь совершенно неуместны. Точно также невозможно заранее определить содержание игры и ее тему. Тему игры называет главный исполнитель, а ее содержание рождается спонтанно. Правилами игры предусмотрено определенное поведение участников даже в тех

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru случаях, когда возникает стрессовая, необычная ситуация. Игра эмоционально интенсивнее обычной жизни, она не ограничена нормативными рамками повседневности. В игре становится возможным то, что вне ее считается неприемлемым или даже недопустимым. Например, вовремя психодрамы человек может высказать то, о чем не станет говорить где-то еще (из страха, осторожности или нежелания. Здесь можно делать все, что в другом месте могло бы вызвать насмешку или заслужить осуждение. В этом смысле содержание игры гораздо богаче "нормальной" жизни. Ее эмоциональная насыщенность может оказаться существенно выше. Хейзинга привел прекрасный пример отец наблюдает за четырехлетним сынишкой, играющим в железную дорогу. Поставив стулья один за другим вряд, ребенок сел на первый. В ответ на поцелуй отца, сын ему говорит "Папа, нельзя целовать локомотива то вагоны подумают, что он ненастоящий. Тоже самое в психодраме если стул заменяет человека, никто не может усомниться в том, что присутствует человек, хотя всем очевидно, что его заменяет стул. Свойственная психодраме серьезность может на нас повлиять, заставив забыть о том, что это игра. Тогда у нас появляется установка, что игра, которая протекает здесь, - это одно, а внешняя жизнь - совершенно иное. Так, ребенок, который проникновенно и серьезно погружен в свою игру, уверен, что он играет. Точно также актер, который вошел в роль, помнит, что он находится на сцене. Даже в самые острые моменты психодрамы нив коем случае не следует забываться, иначе станут невозможными обмен ролями и дублирование, не говоря уже обо всем процессе в целом. Важная особенность психодрамы заключается именно в том, что она развивается одновременно в двух плоскостях одна создается в процессе игры, другая существует в прошлом и будущем. По словам Яблонски, своим открытием Морено очаровал всех игра воображения может изменить мир Морено открыл принцип самоисцеления в игре и на его основе создал метод психодрамы, прототипом которой является античная трагедия. Трагедия возникла из лирических и культовых песнопений (trag-odia) ив веке до Рождества Христова считалась ритуальным действом. Перед зрителями выступал хор сначала вступление, затем основная и, наконец, заключительная часть. По знаку руководителя хора менялась тема выступления она могла касаться горестей, заботили актуальных для народа событий. При афинском тиране Писистрате (560-527) Теспис дополнил хор актером-протагонистом, который стал другим полюсом действия. В отличие от лирически-эмоционального хорового пения его речь была ясной и рациональной. Между двумя полюсами возник эмоциональный контраст, различие между ними усилилось еще больше, когда, меняя маски вовремя выступления хора, актер стал играть все новых и новых персонажей. Это создавало возможности для проявления многогранной природы личности. Здесь нетрудно усмотреть параллель между протагонистом в психодраме и протагонистом античной трагедии. С момента самопредъявления в психодраматической группе усиливается эмоциональный накал. В самом начале драмы протагонист чувствует себя "одиноким, но после введения в роли вспомогательных лиц начинается его анализ, ибо человек привносит в игру разные аспекты своей личности и свои темы. Подобно хору греческой драмы, группа может выражать свое отношение к происходящему через дублирование. Комментарии, обобщения, поиск смысла вовремя шеринга напоминают заключительную часть выступления хора. Если проследить дальнейшее развитие трагедии, параллели становятся еще более очевидными, после того как Эсхил (525-456 гг. дон. э. ) ввел вторую актерскую роль. Число исполняемых ролей увеличилось. Актеры могли выступать по очереди или одновременно, вести диалоги обращаться к хору. Роли становились все более индивидуальными, а действие - драматически более насыщенным. Руководитель хора оставался на заднем плане. Наконец, хор вовсе утратил свою роль, и появилась драма без хора.

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru В современной психодраме хор (группа) сохранился в качестве ее обрамления. Он необходим на начальной и конечной стадиях, а в процессе действия служит вторым планом (зрители, так как в присутствии объективного зрителя субъективное само по себе становится объективным. Здесь возникает ассоциация со "ступенями" психодрамы, которые вводят нас в игровую плоскость появление протагониста, его диалог с директором, их совместное движение по кругу, образованному участниками группы - итак, шаг за шагом, происходит постепенная кристаллизация темы со всеми ее подробностями. В трагедии тема выявляется с помощью художественных приемов сюжет начинается откуда-то издали, подводится к конфликту, конфликт обозначается и становится определенным, затем начинает развиваться действие. Теперь руководитель хора действует только на втором плане. В словесном состязании выясняется "кредо" конфликтующих сторон начинается что-то похожее на введение в роль. Как только становится известной предыстория, начинается драма. Хор сменяется актерами. Протагонист и группа постоянно взаимодействуют между собой, да и психодрама, в общем, не приходит к трагическому концу. Наоборот, в ней совершается попытка пойти навстречу судьбе, вырвавшись из ее хитросплетений. Шаг за шагом протагонист продвигается к осознанию своей возможности избежать трагического финала. Такие попытки уже существовали в трагедиях Эсхила, в которых присутствуют благоразумие и рассудительность и намечается поворот от незнания (agnosia) к знанию (gnosis). В выступлениях хора слышатся страдание и утешение. Кроме того, в них звучат предостережение, совет и пример для подражания. "Заключительная песнь хора - это его последняя возможность (ибо он уже выведен из действия) высказать свое мнение о божественном, о человеке и его сущности, о судьбе, вине и возмездии" 74. В этом действии мы можем узнать шеринг, в котором в соответствии с правилами группа, принимает более заметное и конкретное участие. Действие завершено. Его смысл станет более полными глубоким, если прозвучат еще несколько разных примеров. Страдание человека заметно облегчается в присутствии себе подобных. Здесь можно увидеть некий аналог размышлений о сущности души и Божественном Промысле. В тоже время нет и не может быть никакой окончательной ясности. Шадевальдт писало трагедии "В лучшем случае возникнут новые аспекты темы. Но и они не смогут ее исчерпать, так как есть еще множество других, не менее актуальных аспектов. Цель психодрамы состоит не в получении "правильного" знания, а в открытии новых аспектов существующих проблем. Вслед за Аристотелем Морено считал катарсис, "очищение" или "обновление" основным результатом драмы. Но при этом Аристотель имел ввиду зрителя. В отличие от него, Морено говорил "Мы будем действовать наоборот. Мы начнем нес катарсиса зрителя, ас катарсиса главного исполнителя, протагониста. Он называл катарсисом "любое влияние, оказывающее явное очищающее воздействие. Каждый, кто когда-либо участвовал в психодраме, переживал катарсис как облегчение, изнеможение или ощущение счастья, сочувствие, сострадание, потрясение. Ранее катарсис (лат. purificatio) как с медицинской, таки с религиозной точки зрения рассматривался как очищение, "элементарное удовлетворение, облегчение, возникающее при выведении из организма и души вредных веществ. Протагонист и остальные участники находят "вредные и загрязняющие душу помехи, конфликты, комплексы, изучают их, избавляются от них совсем или, по крайней мере, стараются свести их к минимуму. Все это происходит играючи, с удовольствием, увлеченно и эмоционально.
Шадевальдт говорил, что трагедия не должна влиять. "Речь идет лишь о том, что ей следует соответствовать нашей жизни и тем самым что-то в ней прояснять и делать явными очевидным. В общем, психодрама также не должна оказывать влияния, хотя "в святой

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru серьезности игры" этого нельзя полностью исключить.

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
6. ПРИМЕРЫ В приводимых ниже примерах я не ставила перед собой цель дать полную иллюстрацию психодраматического метода или продемонстрировать применение разных психодраматических техник. Здесь не делается упорна упоминаемые ранее технические "элементы" дублирование, технику "зеркала, обмен ролями а также активное воображение, психодраматическое разыгрывание сказки или сна и т.д.). Примеры не должны служить руководством для "построения" психодрамы. Как уже отмечалось, такое построение является ответственной работой, которой необходимо как следует научиться. Все "технические" варианты, которые использовались нами, основаны на приведенной в этой книге структуре психодрамы. В любой момент в рамки этой структуры могут быть привнесены новые идеи, которые могут исходить от ведущего, протагониста или группы, лишь бы они не противоречили основным правилам. Именно такое сочетание, согласно Морено, называется "свободной игрой" с присущими ей "спонтанностью и творчеством. Фактически здесь идет речь о многоплановом расширении возможностей психодрамы. Таким образом, в данном случае имеются ввиду не психодраматические техники, а та форма, которую приобретает то или иное человеческое переживание, когда оно становится темой психодрамы, и его отражение в разных архетипических образах (таких, как тень, анимус, анима, образ отца, матери, родителей и т.д.). На этих примерах можно убедиться в том, что со своими интрапсихическими аспектами мы сталкиваемся вовне, в носителях проекций, и эти аспекты могут меняться при сознательном отношении к ним реакция" на переживания в психодраме. Несколько примеров разных психодрам помогают проиллюстрировать общий подход аналитической психологии. Это получается само собой, если ведущие являются юнгианскими терапевтами, которые в своей работе опираются на концепции аналитической психологии. Но ив психодрамах других психотерапевтов, работающих на глубоком уровне, только вином ключе, возникают сходные или даже идентичные образы. Однако им придается меньше значения, и они не служат той путеводной нитью, которая ведет к пониманию интрапсихических и межличностных процессов. Но эти архетипические образы и переживания относятся абсолютно к каждому, поскольку представляют собой часть коллективного бессознательного, этого "питательного слоя" психики. Они могут служить выражением нюансов личной жизни и индивидуального человеческого опыта. Нов основном архетипические структуры несут на себе отпечаток коллективного опыта. Такова одна из предпосылок, свидетельствующая в пользу концепции коллективного бессознательного. Разумеется, здесь можно привести лишь небольшое количество из огромного множества архетипических паттернов и образов. Яне даю никаких разъяснений и никакого анализа приводимых примеров в надежде, что самые важные аспекты станут понятными сами по себе. Все участники психодрам, о которых пойдет речь ниже, дали свое согласие на публикацию. Кроме того, я внесла все необходимые изменения в сведения о конкретных людях, чтобы исчезла даже малейшая возможность узнать кого-то из них. Персона На первой встрече психодраматической группы, как и любой другой небольшой группы, участники знакомятся между собой. Каждому из них любопытно, с кем он оказался водной группе, и вполне естественно, что человек чувствует себя напряженно, когда приходится предъявлять себя остальным. То, что оно себе рассказывает и как себя преподносит, во многом характеризует его так называемую персону, которая может быть

Онлайн Библиотека
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта