Главная страница
Навигация по странице:

  • Психодраматическая группа

  • Эллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеЭллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz
    Дата18.11.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаplay_in_deep.pdf
    ТипРеферат
    #275557
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    http://www.koob.ru образе ведьмы содержатся женские качества, которые оказались неприемлемыми и невостребованными как в жизни матери, таки в жизни дочери, существуя в подавленной, а потому - в искаженной форме чувство и страсть, наслаждение и вожделение, умение обольщать и готовность отдаться. До тех пор, пока этот образ, его восприятие и связанное с ним переживание, не станут осознанными, их воздействие останется разрушительным. Все, что касалось чувственной области (соседка для нее тоже была воплощением чувственности, воспринималось Моной негативно и даже враждебно. Таким образом, благодаря сознательной установке, ее психическое развитие было односторонними потому - неполноценным. По мере того, как она поворачивалась лицом к "злу, - негативному, теневому аспекту Великой Матери, то есть - к вытесненному жизненному содержанию, эти аспекты, которые вызывали у нее страх, начинали несколько трансформироваться. Ас изменением точки зрения на женские черты и качества изменилось представление и о мужских ив отношении отца, ив отношении мужа. Все, что пережила Мона в психодраме, было гораздо больше, чем просто повторением того, что она пережила ранее. Пережитое в психодраме носило символический характер и обладало действенной силой благодаря заключенным в нем архетипическим образами ситуациям. Именно потому переживание вышло за рамки психодрамы, обусловив дальнейшее психическое развитие. Она поняла все, что ее пугало в людях, было ее собственными представлениями об их мыслях и поведении, то есть - ее проекциями. Со временем она научилась узнавать их и принимать их существование. Вовремя драмы было сделано допущение, что между отцом и тетей существовала интимная связь, и психодрама развивалась вокруг этого болезненного воспоминания. Однако в действительности совершенно неважно, существовала эта связь или нет для Моны этот факт был неоспоримыми потому все, что с ним так или иначе было связано, стало ее внутренней реальностью. Психотерапия не занимается дотошным криминалистическим исследованием фактов прошлого, она стремится к распознаванию и принятию интрапсихических фактов, которые оказываются не менее значимыми и реальными, чем объективные. В них отражаются глубинные психические процессы, которые оказывают влияние на последующие переживания. О том, что стечением времени Моне удалось распознать и принять собственные проекции, которые ранее враждебно ею воспринимались, свидетельствуют не только ее изменившееся отношение к родителями к тете, но и тот факт, что она охотно стала играть в теннис со своей соседкой (которая ранее для нее служила воплощением "негативных" женских черт, да и вообще стала делать много такого, что раньше для нее было просто немыслимо.

    Онлайн Библиотека
    http://www.koob.ru
    4 . ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА Межличностные отношения" в психодраме В психодраматической терапии нив коем случае нельзя пренебрегать всевозможными межличностными отношениями. Говоря о "межличностных отношениях"
    (interpersonal relations), Морено имел ввиду три типа "отношений между людьми эмпатию, переноси теле. Я вижу в теле объективный социальный процесс с патологическим (переноси психологическим (эмпатия) ответвлениями. Несмотря на позитивную роль эмпатии, по своему смыслу она не отражает взаимности процесса. Перенос играет отрицательную роль и способствует прекращению и разрушению социальных отношений. Теле же, наоборот, только укрепляет взаимодействие между членами группы..."
    41
    В первом приближении можно считать, что наличие эмпатии предполагает способность отказаться от предвзятого восприятия другого человека как неповторимой индивидуальности, возможность поставить себя на его место, умение ему сочувствовать. В психодраме существование эмпатической связи является непременным условием дублирования. Подлинная эмпатия требует не только наличия непредвзятости, но и самоощущения и самопознания во избежание вторжения собственных переживаний и проецирования их на другого человека. Такая опасность безусловно существует, ибо эмпатия - это процесс односторонний я вчувствуюсь в сущность другого человека, в положение, в котором он находится, но поскольку при этом исключается всякая возможность анализа, моя эмпатия не может считаться верной или, наоборот, признана неадекватной и исправлена. И тем не менее вчувствование, то есть сознательная идентификация, оказывается необходимой, чтобы обрести возможность разделить переживания другого человека, а значит, обогатить и свои собственные эмоциональные переживания. Понятие "перенос" является спорным из-за его разнообразного толкования различными психологическими школами. Морено подразумевал под переносом тоже самое, что Фрейд: "Когда один человек вступает в отношения с другим, он является для него не личностью, значимой самой по себе, а главным образом носителем его бессознательных ожиданий и представлений, связанных сего воспоминаниями. Основанные на переносе отношения не могут развиваться долго, так как в действительности никакой человек не соответствует ни ожиданиям, ни опасениям, содержащимся в переносе. В процессе переноса невозможно установление прочных отношений между людьми, между Я и Ты. Партнер в отношениях выступает более или менее нейтральным объектом, на который выплескиваются собственные иллюзии"
    43
    Юнг рассматривает перенос более дифференцированно: как переведенное на немецкий язык слово "проекция. Здесь становится ясным то, что я говорила о проекции в связи с юнгианским представлением о символе если личность в процессе своего становления и самопознания не в состоянии воспринимать какую-либо точку зрения, кроме своей собственной, ей необходимо (для того, чтобы лучше себя узнать, оказавшись в "положении Архимеда) спроецировать психические составляющие своего я вовне, на вещи и людей, чтобы потом, встретившись сними, суметь разобраться в себе ив дальнейшем распознать свои проекции. Столкнувшись со своими проекциями и их носителями, человек сможет лучше узнать себя и одновременно научиться чувствовать окружающих. Так он приходит к истинной встрече с людьми. Самопознание нельзя рассматривать как теоретический, абстрактно-мыслительный процесс, оно приходит в результате переживания.

    Онлайн Библиотека
    http://www.koob.ru В психодраме проекции существуют в полном объеме. Они обусловливают динамический игровой процесс, изменяющий представления человека о его ближних. Распознавание" проекций происходит при каждом столкновении сними и тем раньше, чем большее число людей является их носителями в общем случае - все участники группы ив частности, каждый исполнитель роли. Здесь на разных людей могут быть спроецированы и восприниматься со стороны разные интрапсихические факторы, желания, страхи, положительные и отрицательные черты личности. В таком случае соприкосновение с источниками проекций проходит легче, чем в "нормальной" жизненной ситуации (или при индивидуальном анализе в терапевтическом альянсе, когда на одного человека переносятся всевозможные бессознательные аспекты своего я, что приводит аналитика к необходимости различать свои и чужие черты. В результате проективного процесса изменяется восприятие Ты начинает восприниматься в соответствии стем, каким человек является в действительности. Это проясняется в общении между людьми, а в психодраме становится особенно ясным, в первую очередь при обмене ролями и дублировании. С другой стороны, проекции имеют еще и огромную терапевтическую ценность однажды их "распознав, человек изменяет представление не только о Ты, но и о самом себе. Процесс индивидуации имеет два принципиальных аспекта с одной стороны, это процесс интеграции, ас другой - столь же необходимый процесс общения - найти себя, свое "ядро" можно только в процессе общения с людьми - и наоборот. То есть процесс самопознания может протекать от проецирования к распознаванию этих проекций и их интеграции. Возможность творчества в человеческих отношениях Морено усматривает в развитии процесса "теле, под которым он подразумевает соответствующие реальные представления людей друг о друге и на основе которого возможны истинная встреча, подлинные взаимоотношения и взаимное узнавание. Психодрама стремится к достижению встречи в смысле достижения реального представления о партнере. Такое становится возможным при помощи разных психодраматических техник. Тогда на конкретных примерах можно увидеть, что мири люди оказываются совсем не такими, какими мы их себе представляем. Основанное на проекциях ложное представление об окружающем мире получает шанс измениться и стать соответствующим действительности. При этом не только восстанавливается справедливость по отношению к нашим ближним, одновременно с ней мы обретаем себя, находим свой внутренний "стержень" или, следуя юнгианской терминологии, приходим к ощущению Самости (Selbst). Отношение к себе является одновременно отношением к ближнему, и нет ничего, что в отношении к ближнему не относилось бы изначально к себе. Это перекликается с ответом Иисуса на вопрос, какова главная заповедь в законе "Возлюби Господа Твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем помышлением твоим. Другая же возлюби ближнего твоего как самого себя" (Евангелие от Матфея) . Психодрама помогает человеку встать на путь самопознания и любви к своему ближнему. Разные представления о группе После описания разных функций протагониста и группы в психодраматическом процессе следует высказать несколько принципиальных соображений относительно индивида и группы, особенно взглянув на психодраму сточки зрения аналитической психологии. Юнг отрицательно относился к разного рода группам, к работе с группами и к групповой терапии. Многие терапевты-юнгианцы до сих пор отвергают групповую терапию, хотя вместе стем растет число аналитиков, усматривающих в ней позитивные

    Онлайн Библиотека
    http://www.koob.ru возможности. Понятие "группа" до сих пор не имеет в социологии четкого определения и обозначает толпу, массу или ограниченное количество людей. Эти люди находятся в разных социальных отношениях между собой и к людям, находящимся вне группы. Понятие "группа" может служить синонимом таких понятий, как слой, класс, часть населения. В психологии и социологии группа, как и организация, является важнейшим социальным образованием, которое связывает индивида и общество. Насколько скептически к этому относился Юнг, явствует из одного письма, написанного им в 1955 г, где он излагает свою позицию по отношению к группе и групповой терапии. "Существует опасность, что человек превратит группу в своих отца и мать, оставшись таким же инфантильным, зависимыми неуверенным в себе, как и прежде. В таком случае группа может представлять источник опасности, которая заключается в деградации и скатывания на более низкий уровень. Но Юнг был настроен скептически и по отношению к "малым группам. Может быть, подобное отрицание всех феноменов группы связано с интровертированным складом психики Юнга и его "своеобразным отношением к объекту. "Интроверт относится к нему (объекту) абстрагированно; он в сущности постоянно озабочен тем, чтобы удержать свое либидо при себе, как будто ему необходимо противостоять превосходству объекта"
    46
    Что касается Морено, который тогда развивал социометрический метод в качестве базы любой групповой терапии, - то он принадлежал к экстравертированному типу личности, о котором Юнг говорит следующее "Экстраверт, напротив, относится к объекту положительно. Объект имеет для него значение в том смысле, что он постоянно на него ориентируется и соотносит с ним свою субъективную точку зрения. Нов сущности объект никогда не обладает для него достаточной ценностью, поэтому следует стремиться к тому, чтобы в глазах экстраверта поднимать его значение"
    47
    Несмотря на изначальный скептицизм, Юнг все же делал уступку времени "В наше время, когда так много внимания уделяется социализации человека, когда особенно важной становится способность к адаптации, большое значение приобретает формирование психологически ориентированных групп. И далее "По моему мнению, только групповая терапия может воспитать социального человека. "Очень важны позитивные отношения между индивидом и обществом или группой, потому что ни один индивид не живет сам по себе, он находится в зависимости от принадлежности к какой- нибудь группе"
    49
    Наконец, Юнг пришел к "неизбежному пониманию того, что индивидуальная аналитическая терапия (в сущности - психоаналитический метод) представляет собой диалектический процесс между двумя индивидами и с коллективно-социальной точки зрения гарантирует только односторонний результат, который может и должен быть дополнен заботливо проводимой психологической работой в малых группах, где "социальный человек" имеет возможность переживания, развивая отношения со своими ближними. В процессе анализа социальных явлений в ХIХ веке исключительность индивида была отодвинута на задний план, что вызвало у него протест ив первой половине ХХ века привело к идейному обесцениванию социальной системы и всех ее составляющих.
    Мореновское экспериментальное исследование группы появилось вследствие этой общественной напряженности. "С одной стороны, с помощью так называемой социограммы Морено открыл новые возможности для изучения динамической структуры групп, с другой стороны, его ролевые игры (психодрама и социодрама) приводят группы к процессу духовного оздоровления. (Это пишет не поклонник Морено, а Петер Р.
    Хоффштеттер в своем весьма объективном докладе, посвященном динамике группового развития

    Онлайн Библиотека
    http://www.koob.ru В психодраме, как ив индивидуальном анализе, речь идет об установлении и развитии взаимоотношений с окружающими. Поэтому и тот и другой метод учитывают то важное обстоятельство, что любой невроз характеризуется, кроме всего прочего, нарушением социальных отношений. Это означает, что индивид и его социальная роль вовсе не одно и тоже, но между ними существует неразрывная связь. Юнг приходит к следующим выводам "1. Групповая терапия необходима для воспитания социального человека. 2. Вместе стем она не заменяет индивидуального анализа. 3. Обе формы психотерапии друг друга дополняют..."
    52
    Психодраматическая группа
    Психодраматические группы невелики (по крайней мере, так принято у юнгианских терапевтов. Их цель заключается в самопознании и приобретении "собственного опыта".
    53
    Эти группы обычно состоят из 10 - 12 участников и образуются по гетерогенному принципу, то есть из людей разного возраста, пола и социального положения. (Вместе стем могут существовать группы со схожей проблематикой участников) Все участники находятся в равном положении. Не следует отбирать участников, исходя из их возраста или социального положения. Со временем в каждой группе выкристаллизовывается свой определенный стиль, отвечающий как особенностям отдельных ее членов, таки ориентации ведущего или пары ведущих. В любом случае цель работы остается терапевтической устранение симптомов, разрешение конфликтов и, наконец, даже исцеление, имея ввиду обретение целостности. У Морено это означало бы возвращение к космической размерности и вместе стем достижения контакта с окружающими у Юнга - поиск человеком себя в смысле возможного синтеза сознания и бессознательного, налаживания контакта между внутренними внешним миром, так как "индивидуация предполагает интеграцию мира, а не его исключение "Общая задача - найти середину, и при этом для каждого - свою. Она может означать констелляцию группой Самости - главного архетипа, установленного Юнгом, которому подвластны все прочие архетипы и структуры, возникающие в процессе переживаний. В работе группы не существует обязательной цели или идеи. Существует лишь терапевтическая идея "способствующего действия, которая не может быть обязательной, а только объединяющей. В давно работающих группах возникает атмосфера доверия, ответственности друг перед другом. Всех объединяет желание встретиться с конкретными или еще неизвестными трудностями и с помощью группы (или несмотря на присутствие других) вступить на путь внутреннего развития, внутренней самоорганизации. Здесь нет первых и последних, ибо в течение определенного времени состав группы остается неизменным. Однако это означает, что участникам следует примириться со взаимными затруднениями в общении, друг друга понять ив процессе работы повлиять друг на друга. Все должны активно участвовать в работе независимо оттого, насколько им это комфортно. Именно в этом и состоит одна из возможностей столкновения со своими трудностями, когда "ошибки" других режут глаз. Поскольку психодрама имеет дело с процессом развития, а нес театром, в ней нет места персоне. Это введенное Юнгом понятие означает "маску" (персона - латинский эквивалент слова маска, которая является приложением (к личности, за которым можно
    - часто бессознательно - надежно спрятаться. Если эту маску удается сбросить, чтобы

    Онлайн Библиотека
    http://www.koob.ru увидеть самому и показать другим свое настоящее лицо, для психодрамы это событие. Здесь под персоной понимается не только несобственная роль, не только "верхняя одежда, в которой удобно представать перед окружающими. Персона - это так называемая социальная оболочка личности, кокон, который защищает ее от окружающего мира. Персона, будь то маска или социальная оболочка, от человека, обладающего слабым личностным ядром или находящегося в неблагоприятной для него социальной обстановке, может отделяться с большим трудом. Чтобы со временем у человека появилась возможность отказаться от этой защиты, между ними группой должно существовать исключительное доверие. Чем лучше это получится, чем непосредственнее сможет вести себя человек, тем полнее его смогут узнать и понять в группе, а кто-то - и полюбить. При этом никого не принуждают поступиться тем, чем бы он не хотел. Это касается не только персоны, но и других личностных аспектов, которые хотелось бы сохранить втайне. Группу объединяет бережное отношение к тайне, к уязвимой стороне каждого человека. Поэтому чем больше участники группы доверяют друг другу и чем они между собой откровеннее, тем выше гарантия сохранения конфиденциальности. В такой группе увеличивается ответственность. Морено требовал, чтобы каждый член группы дал обет молчания и прежде всего ясно понимал все, что может повредить кому-либо из участников группы, не должно выйти за ее пределы. Он сравнивал такой обет с клятвой Гиппократа. Однако "обет, данный всей группой, не был бы психологичен и постепенно вошел в противоречие со спонтанным характером психодрамы. Члены группы постепенно проникаются чувством "полной взаимной ответственности" и усваивают соответствующий способ поведения
    55
    В жизни возможно такое разделение ответственности между несколькими людьми, если каждый существует обособленно от остальных и вместе стем их молчание дает им ощущение собственной защищенности. Вот почему в психодраматической группе создается "защитное поле, которое столь необходимо для индивидуального процесса. Свой вклад в создание этого "защитного поля" вносит ритуальность, правила игры, а также общее построение драмы, прообразом которой является греческая трагедия. Однако об этом я скажу более подробно в следующей главе. Личность и группа в психодраме Личность и группа подобны двум полюсам они представляют собой противоположности и вместе стем обусловливают и дополняют друг друга. Группа является таковой, если в ее состав входят люди, которые более или менее различаются между собой. Но стать индивидуальностью можно, только противопоставляя себя группе. В этих двух аспектах существует скрытая причина амбивалентного отношения к группе многих людей с одной стороны, их привлекает ощущение сплоченности и защищенность, ас другой - они испытывают жгучую потребность в том, чтобы проявить свою индивидуальность. Обоснования возражений против групповой работы и групповой терапии основаны на скрытом страхе - перед неприятием группой или неким авторитетом, а также опасения, связанные с возможностью оказаться под давлением группы или ведущего. Существует и страх перед коллективным сознанием группы и боязнь получить репутацию "ненормального. Многие участники бессознательно опасаются, что в психодраматической группе их персона не сможет послужить им достаточной защитой, и тогда проявятся их слабые места, которые хотелось бы скрыть не только от окружающих, но и от самих себя. Ни один из нас не желает предстать обнаженным перед другими, сбросив свою "социальную оболочку. Вследствие страха или недостаточного понимания кто-то из нас заключает все свои внутренние ценности в "башню из слоновой кости" (то

    Онлайн Библиотека
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта