Главная страница

Эллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеЭллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz
Дата18.11.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаplay_in_deep.pdf
ТипРеферат
#275557
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
http://www.koob.ru работы, которая бы радовала - это еще может прийти жены, которая была бы на твоей стороне а если она к тому же была бы веселой и жизнерадостной, удовольствие было бы обоюдными семья была бы прекрасной, а не такой, как у нас. В том случае, если у вспомогательного лица при введении в роль все жене хватает какой-то важной информации, он может задать вопрос "Как я выгляжу в глазах своей дочери Как ясней разговариваю" Таким образом, исполнитель настолько "входит" в свою роль, заряжаясь энергией ее носителя, что действительно начинает ощущать себя отцом, матерью и т.д. Вместе стем, каждый участник группы точно знает, с кем именно конфликтует протагонист и какие стороны своей личности он хочет для себя прояснить. Такое развитие метода Морено качественно дополняет объективное восприятие реальности и объективное переживание протагониста. Это происходит за счет внесения субъективного, личностного аспекта в объективное восприятие все действующие лица могут рассматриваться как части я протагониста. (Именно это имел ввиду Морено, когда говорило функции вспомогательных лиц. В этой разновидности психодрамы функция вспомогательного я становится иной, чем та, которая была раньше. Вспомогательное я больше не играет роль, оно служит исключительно для поддержки протагониста и постоянно находится с ним рядом. Вся работа входе психодраматической сессии нацелена на то, чтобы помочь протагонисту. Но это не означает, что протагониста будут щадить. Вовремя психодрамы протагонист получает возможность соприкоснуться с бессознательными тогда его могут ожидать очень неприятные сюрпризы, так как бессознательные аспекты часто оказываются архаичными, присущими более низкой ступени развития психики. Именно здесь для подкрепления протагонисту и может оказаться необходимым дублирующее вспомогательное я. Оно, как тень, всегда находится у протагониста за спиной, говорит, как говорит он - от первого лица, является его alter ego, "номером 2". Все происходит так, будто протагонист разговаривает сам с собой, будто у него сорвалось с языкато, что он не хотел или несмел сказать. Протагонист воспринимает вспомогательное я не как что-то внешнее, а как свой внутренний голос. Если же что-то из сказанного вспомогательным я дублем) не соответствует ощущениям протагониста, тот непроизвольно отмахивается, и действие продолжается так, будто он ничего не слышал. Назначение дублирующего вспомогательного я очевидно с первого взгляда. Оно находится позади протагониста, совсем близко к нему, но при этом так, чтобы он его не замечал. Вспомогательное я маркирует протагонисту аспекты, близкие его сознанию, которые не до конца им осознаны, которые протагонист не замечает, не воспринимает и с которыми находится в бессознательном конфликте. Морено считал, что протагонист не должен играть никакой роли, он должен лишь быть самим собой. В данном контексте это означает следующее. Протагонист может обрести самого себя, только если он сможет снять перед группой (и самим собой) маску, как бы она ни была нужна ему в жизни. Таким образом, реплики вспомогательного я относятся, прежде всего, к "персоне" (латинский эквивалент слова "маска. Например Почему я все время подчеркиваю, какая я хорошая мать" Или "Ане слишком ли для меня важно, что обо мне думают другие Я хочу казаться человеком без предрассудков"
- и т.д. Вспомогательное я подобно тени протагониста оно выполняет функцию компенсации, расставляя акценты на отрицательных или положительных впечатлениях и ощущениях, которые протагонист не воспринимает вообще или о которых умалчивает. Оно постоянно маркирует протагонисту его чувства, особенно если тот собирается действовать, но при этом находится в плену своих предубеждений и скован своей беспомощностью, страхами, нереализованными внутренними потребностями. (Мне тяжело, меня бросает в дрожь, я ощущаю себя отверженным. Мне необходимы защита и помощь) Вспомогательное я предупреждает самообман протагониста, его

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru заблуждения (Яне хочу, чтобы мой муж делал только то, что доставляет ему удовольствие. Так он выйдет из-под моего контроля и перестанет быть моим) Вспомогательное я пытается "навести мосты" между сознанием и бессознательным, преодолеть границу между ними, сделать ее проницаемой. Если же протагонисту становится трудно противостоять "напору" директора, вспомогательных лиц или других членов группы, вспомогательное я приходит к нему на помощь, укрепляет его сознательное я, поднимает в нем "боевой дух, оказывает буквальную поддержку. (Так, после одной психодрамы женщина-протагонист сказала своему вспомогательному я "Ты - мой ангел-хранитель, я была такой смелой, потому что чувствовала себя сильной. Это ощущение я должна сохранить. А ведь ты говорила то, что я итак сама знала) Введение ко-терапевта в качестве вспомогательного я протагониста делает роль директора более определенной. Ему больше ненужно брать на себя три функции, а иногда и более. Он является ведущими терапевтом-аналитиком и внешне находится вне игры, хотя на самом деле это совсем не так. Вспомогательное я , исполнители ролей, а также, как мы позже увидим, - все члены группы, включая протагониста, являются действующими (выделено мной - В.М.) лицами психодрамы. Директор же только расставляет акценты, он выбирает сцены, определяет, в каком порядке они будут разыгрываться, вводит в роли и предлагает поменяться ролями. Он имеет определенную терапевтическую цель ив каждой психодраме стремится к ней приблизиться. Ни одна отдельно взятая психодрама не может разрешить ни одну жизненную проблему. Но каждая психодрама имеет определенную терапевтическую цель. Протагонист все время видит перед собой директора. (У Морено директор то находится рядом или позади протагониста, как бы его защищая, то передним, атакуя и бросая ему вызов) Ведущий руководит протагонистом, что-то от него требует, вступает с ним в конфликт, противопоставляя ему себя. А вспомогательное я сопровождает протагониста, "дополняет" его, между ними существует тесная связь намереваясь произнести свою реплику, вспомогательное я кладет руки протагонисту на плечи так, как это происходит при введении в роль. С одной стороны, это нужно для того, чтобы протагонист ощутил свое единение с ко-терапевтом, с другой - для того, чтобы реплика вспомогательного я не оказалась для протагониста неожиданной. Между ведущим группы и ко-терапевтом должно быть полное взаимопонимание в отношении теории психодрамы, в распределении между ними ролей и задача также в отношении основной концепции. Они должны настолько хорошо знать друг друга, чтобы понимать без слов, поскольку им необходимо, не советуясь, принимать единое решение, которое для протагониста в психодраме становится путеводной нитью, ведущей к достижению терапевтической цели. Кроме того, им следует осознанно прорабатывать свои взаимоотношения, чтобы никакая бессознательная напряженность, касающаяся только их двоих по возможности не вмешалась в психодраматическое действие. Такое распределение функций между двумя терапевтами может показаться искусственным или абстрактным. В самом деле, непосвященному человеку, впервые пришедшему на психодраматическую сессию, сразу бросается в глаза, и даже может показаться гротескной фигура, постоянно следующая за протагонистом, подражающая его жестами манерам. Он будет озадачен еще больше, если будет продолжать следить за развитием действия и увидит обмен ролями, технику "зеркала" и дублирование. Но именно "отчуждение, составляющее основу метода, могло бы указать на скрытый в нем смысл. Метод можно рассматривать как выявление личностных аспектов, которых чуждается сознательное я, не признавая их своими, но которые вместе стем являются важной составляющей личности, существующей автономно от сознания, в ее бессознательном. Дуэт директора и ко-терапевта работает подобно заботливым, внимательным супругам. В особенности, если это мужчина и женщина, которые подходят друг другу по

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru возрасту. Они воспринимаются членами группы как родители. Четкое распределение ролей позволяет им постоянно анализировать свои функции. Они символизируют отца и мать или мужское и женское начало - одно требует и конфликтует, другое - поддерживает и дополняет, при этом возникает напряжение, вступают во взаимодействие логос и эрос, духи чувства, сознательное и бессознательное, появляется тенденция к их синтезу. Символ является одним из главных признаков психодрамы. Цель всякой игры, назначение любой роли и каждой фазы психодрамы - перейти от конкретных впечатлений, связанных со зрительными и чувственными образами, к переживаниям, помогающим распознать более глубокие отношения. В какой плоскости будет реализовано пережитое в психодраме - дело конкретного человека, его разума и интуиции. В словесную форму выводы просто не облекаются. Группа была и остается пятым важнейшим элементом психодрамы. Пока мы будем говорить о группе, имея ввиду только ее задачи и роль в процессе психодраматической сессии. В следующей главе мы подробно рассмотрим возможные взаимодействия группы и индивида, а также особые формы существующих в психодраме межличностных отношений. Очень важно, чтобы психодраматическая группа была не слишком велика, а каждый ее участник мог становиться протагонистом достаточно часто. С другой стороны, она не должна быть слишком мала, так как протагонисту необходимо выбирать подходящее число партнеров, и после этого еще должна оставаться какая-то часть группы, которая не принимает непосредственного участия в действии, а сопереживает происходящему и "поддерживает" его своим вниманием. Как правило, группа состоит из 8
- 12 человек. В психодраме, центрированной на протагонисте, группа "обрамляет" действие. В центре него находится протагонист. Теперь у группы возникают новые задачи все ее участники должны непросто сочувствовать, сопереживать, но и содействовать. В первую очередь это имеет прямое отношение к участникам, выбранным на роли вспомогательных лиц. Но и остальные члены группы также имеют возможность принимать участие в действии и прежде всего - в дублировании. Сначала у них на глазах шаг за шагом строилось психодраматическое действие, и теперь у них же появляется возможность спонтанно включиться в игру каждый член группы может стать дублем протагониста, идентифицируя себя с ним или любым другим исполнителем роли. Это означает, что он принимает на себя роль вспомогательного я, которое на этот момент временно отстраняется. Дубль кладет руки на плечи играющему роль ив этот момент как бы заявляет о своей идентичности с ним, привнося в действие именно то, чего, по его мнению, в нем не хватает. Это могут быть эмоции - от едва сдерживаемого гнева до молчаливого разочарования, - которые теперь становятся ясно выраженными (Когда ты говоришь, то совсем на меня не смотришь ты меня совсем не любишь" Или "От твоего холодного взгляда мне становится не по себе мне кажется, что ты меня ненавидишь) Это может быть новое отношение к проблеме, возникшее в результате идентификации Теперь тыне можешь бросить меня на произвол судьбы ты должен остаться, потому что именно сейчас ты мне очень нужен ...") Не только протагонист "отражает в действии коллективный опыт любая другая роль является отражением собственного опыта. Активное участие в игре, дублирование возможны только при условии, если человек ощущает себя "задетым за живое, сознательно идентифицируя себя с протагонистом и чувствуя вместе с ним обоюдную ответственность за происходящее. Здесь не место эгоистическому стремлению получить облегчение, ибо тогда может непроизвольно "вмешаться" агрессия. В данную конкретную психодраму каждый дубль должен непременно "вписаться. В этом случае каждый член группы может стать "терапевтическим агентом" другого человека.
6
Оригинальные выражения Морено

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru Так как в психодраме возникают архетипические ситуации и архетипические паттерны человеческого поведения и опыта, каждый участник может найти в ней свой аспект и почувствовать сопричастность. При дублировании у него возникает возможность соотнести свой опыт с другими и, обогатив его, сделать более многогранным. При этом не существует никакой опасности внушения или назидания, так как протагонист может проявлять свою реакцию на слова дубля и при необходимости ему отвечать. Дублирование может вызвать положительную реакцию протагониста, но оно может быть и отвергнуто "Моя мать так никогда бы не поступила. Мой отец так бы не сказали т.д. Если же дубль оказывается совсем неподходящим, его вообще можно игнорировать. Действие продолжается, как будто дублирования не было. Несмотря на то, что протагонист испытывает возбуждение, ему следует сосредоточиться. В этом смысле активное подключение всех членов группы может "растревожить" в нем очень многое. В психодраме, которая, на первый взгляд, является индивидуальной, часто возникают моменты, которые могут иметь отношение к любому из ее участников. Именно такая "всеобщность, а не личная заинтересованность каждого члена группы делают любую психодраму такой захватывающей. Даже вовсе несценичные" психодрамы могут быть очень напряженными, так как подобно сказкам, мифам, легендам они уводят в глубину человеческой психики. Не менее важным, чем дублирование, оказывается обмен ролями. В процессе действия или диалога директор может попросить протагониста поменяться ролями с вспомогательным лицом ив течение какого-то времени отвечать и действовать уже из этой роли. Фактически протагонист временно берет на себя исполнение другой роли. Особенно важно отметить, что при обмене ролями динамика процесса существенно обостряется. Так, например, в психодраме, связанной с проблемой взаимоотношений между отцом и сыном, сын просто вынужден войти в роль отца (которого, быть может, считает авторитарным. У него уже была возможность проявить свою эмпатию по отношению к отцу при "введении" вспомогательного лица в его роль, а теперь он может получить более полное представление, что и как чувствует другой человек. Иногда обмен ролями оказывается необходимым для корректировки исполнения роли. "Мой отец никогда бы так не сказали протагонист быстро "превращается" в своего отца. Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о более глубокой эмпатии. Именно благодаря ей иногда находятся ответы на очень важные вопросы. (К примеру, на вопрос "Отец, а ты вообще-то когда-нибудь меня любил" - протагонист лучше всего ответит себе сам устами своего отца) При обмене ролями протагонист узнает о других людях много такого, чего прежде не знали не замечал, потому что не мог или не хотел их понять. Теперь он может "увидеть" свои проекции и узнать в них то, что отвергала или не замечала другая часть его я, и после этого понять, что в другом человеке он любил лишь самого себя. Когда протагонист научится распознавать свои проекции на окружающих, "они не потеряют над ним своей власти и своих чар он просто "овладевает" ими. Его собственное я получит возможность обрести себя и установить внутреннее равновесие" Происходит так называемый "катарсис интеграции. Теперь сознание способно в какой-то мере постичь и принять бессознательное
39
Проблема, которую протагонист в психодраме сознательно "предъявляет, - это продукт его я. Выступая в роли другого человека, он сталкивается с собственными бессознательными аспектами, а точнее стем их содержанием, которое он на этого человека спроецировал. Обращаясь к самому себе от имени другого лица при обмене ролями, протагонист получает шанс "подключить" свое сознание к бессознательному. Когда видишь, как мало людей в состоянии считаться с мнением другого человека, становится страшно, несмотря на то, что эта способность может считаться непременным условием существования любого общества. С этой универсальной

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru проблемой сталкивается каждый человек, который находится в разладе с самим собой. В той же самой мере, в какой он не считается с другими, он отказывает им вправе на существование в своем внутреннем мире - и наоборот. Способность к внутреннему диалогу является мерилом внешней объективности" (Юнг При обмене ролями, когда возникает необходимость эмпатического переживания, становится возможной новая точка зрения на определенного человека и на его уже сформировавшийся внутренний образ. А это означает, что проекции уже становятся узнаваемыми и поэтому могут быть возвращены, а другой человек теперь воспринимается объективно, переставая быть "экраном" для проекций. Чем лучше человек себя знает, чем объективнее он относится к другим, тем легче ему оказаться в позиции "зеркала. В технике зеркала Морено усматривал для человека возможность взглянуть на себя со стороны и благодаря этому лучше узнать себя. Находясь в позиции зеркала, протагонист, как в зеркале, видит свою привлекательность, свои достоинства и свои пороки, но вместе стем свою беспомощность и неловкость. Он имеет возможность посмотреть на себя глазами других, что, вероятно, поможет ему преодолеть пропасть между собой "внешними собой "внутренним. Он обнаруживает в себе новые черты, о которых до сих пор не имел ни малейшего представления. В этом отношении психодраму в целом можно рассматривать в качестве разновидности (или обобщения - В.М.) техники зеркала каждый персонаж является отражением определенной части я протагониста, а все вместе они составляют единое целое во всей его многогранности. По окончании психодраматического действия, которое вовсе не означает счастливого решения проблем, все участники снова, как и вначале, собираются в тесный круг, чтобы приступить к шерингу. Только теперь происходит постепенное возвращение протагониста к действительности. Этот процесс совершается следующим образом протагонист прощается с каждым персонажем в отдельности, расставаясь с ним именно так, как ему кажется правильным он сам "разбирает декорации каждый предмет возвращается на свое место, становясь обыкновенным табуретом, стулом или столом. Так, шаг за шагом, отступает мир грез. Протагонисту необходимо время, чтобы снова свыкнуться с группой и конкретным помещением. Участники группы поддерживают у протагониста впечатление, что он вернулся издалека. Это ощущение тем сильнее, чем больше ему удалось освободиться от контроля сознания и "погрузиться" в психодраматическое действо. Возможно, что потом протагонист осознает, какую он принес жертву и какое испытал удовлетворение, когда отбросил все условности и показал себя таким, какой есть, что возможно только в интимных отношениях. Но сейчас ему стыдно, он чувствует себя "раздетым, поэтому ему очень нужно участие людей, которое могло бы ему помочь от этого чувства избавиться. "Он отдал любовь, и теперь они (участники) ее ему возвращают. Они посвящают его в свои печали, ибо он поведал им свои, - пишет Морено. В этом заключается смысл шеринга, соучастия, сопереживания, обмена дарами. Однако о "прекрасных дарах" говорят и тогда, когда происходит нечто непредвиденное и неприятное. Входе психодрамы вполне может возникнуть и такая ситуация. В момент начала психодрамы каждый готов быть открытыми участливым, вести себя так, будто речь идет о его ближнем. То, что происходит потом, некоторых может смутить, рассердить, вызвать у них чувство беспомощности. Так случается, если протагонист решается вступить в конфликт сочень неприятным теневым аспектом, например, убийцей, существующим в нем самом. Чтобы принять такую тень и счесть ее для себя возможной, группе потребуется решительность, мужество и любовь. Здесь у членов группы вряд ли найдутся похожие "проблемы скорее, они проявят восхищение мужеством и честностью протагониста. С другой стороны, протагонист может заговорить о проблеме, которая кажется ему

Онлайн Библиотека
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта