Главная страница

Эллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеЭллинор Барц игра в глубокое введение в психодраму Перевод с немецкого кб. Кузьминой под редакцией В. К. Мершавки Ellynor Barz
Дата18.11.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаplay_in_deep.pdf
ТипРеферат
#275557
страница2 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
http://www.koob.ru ее основе лежит очень непростое последовательно осуществляемое действие. Его греческое название - драма. Драматически изображается и переносится в действие сложная внутренняя проблема. В результате таких психодрам возрастает мужество, необходимое для вступления в контакт с забытыми воспоминаниями, с голосами и образами внутреннего мира. В настоящее время уже сама по себе психодрама может стать для человека поворотной точкой в его жизни, во взаимоотношениях с окружающими, в конфликтной ситуации. Сильное переживание имеет большие последствия, подобно расходящимся поводе кругам от упавшего камня. Такое переживание продолжает оказывать воздействие в реальной повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит его в движение. Неосознанное, подавленное, давно отодвинутое в сторону содержание теперь требует работы над собой, осмысления и тогда, наконец, в сознании происходят существенные изменения. Предпосылкой этого процесса является внутренняя готовность к психодраматической работе. Для психодраматического метода требуется надежный фундамент, который, образно говоря, мог бы обеспечить безопасное пространство драматического психического процесса. И, наконец, нужен директор-ведущий, который полностью осознает свою ответственность, соединяя в себе основательную теоретическую психологическую) концепцию с собственным опытом, обладающий интуицией, способный добросовестно вести психодраматический процесс к успешному завершению. То, что произошло в приведенном примере и что неопытному зрителю (если бы таковой оказался) показалось бы счастливым случаем, конечно же, основывается на счастливом стечении обстоятельств. Но, вместе стем, огромное влияние на процесс оказывают душевная потребность и способность к самораскрытию, то есть совместное воздействие разных сил к методике психодрамы и концепции глубинной психологии директора подключаются спонтанность и креативность группы как единого целого и каждого ее участника в отдельности, а также практическое конкретное взаимодействие с содержанием сознания и бессознательного. В зависимости от психологического направления, приведенный пример можно по- разному понять и психологически объяснить ив соответствии с этим по-разному построить следующие психодрамы (исходя из концепции психоанализа (Фрейд), аналитической психологии (Юнг, бихевиоральной терапии или трансактного анализа) в зависимости от преследуемой цели (педагогической или аналитической) итак далее. Длительное участие в психодраме не проходит бесследно для развития каждого из участников и работы группы в целом. На работу группы накладывают отпечаток лишь различия в понимании содержания бессознательного - как личного, таки коллективного, - хотя об этом в теории нигде не говорится. Однако личная точка зрения ведущего в этом вопросе не может не иметь конкретных последствий. В этой книге представлен метод психодрамы Морено сточки зрения аналитической психологии или, если сказать точнее, сточки зрения психодраматического опыта юнгианских терапевтов. В связи с этим мне кажется необходимым начать с биографий людей, ставших "изобретателями" и основателями психодрамы и аналитической психологии. Их жизнь и характер, или же структура их психики и соответствующий личный жизненный опыт являются предпосылкой и составной частью их деятельности. Затем я опишу психодраму в том виде, в котором ее разработал Морено и, наконец, покажу ее модификацию юнгианскими терапевтами. Мы еще раз рассмотрим и подробно проанализируем приведенный выше пример психодрамы. Дальше последуют примеры психодрам, посвященных различной тематике, чтобы читатель мог получить представление о возможной трактовке таких разнообразных тем. В заключение я остановлюсь на неожиданном сходстве между основными

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru положениями психологически-философской и терапевтической концепцией Морено и Юнга. Разумеется, нельзя ожидать этого понимания в результате беглого знакомства с психодрамой и юнгианской психологией, которые приповерхностном взгляде кажутся совершенно разными системами.

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
1. МОРЕНО И ЮНГ - ОСНОВАТЕЛИ ПСИХОДРАМЫ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Создание психодрамы и аналитической психологии фактически стало делом всей жизни их основателей. Якоб Леви Морено и Карл Густав Юнг были врачами- психиатрами и почти современниками (Юнг 1875-1961; Морено примерно 1889-1974). Но вместе стем это были две совершенно разные личности, у каждого из этих людей был свой, особый жизненный путь. Якоб Леви Морено Рождение Морено до сих пор остается окутанным тайной. В энциклопедическом словаре Мейера днем его рождения считается 20 мая 1882 года по другим источникам, он родился 18 мая 1889 г. (Грета Лейтц, 1974); в регистрационной службе венского пригорода Фезлау, где Морено позже работал врачом общины, годом его рождения указан й. Он родился или в Бухаресте (энциклопедия Мейера), или на корабле вовремя путешествия своих родителей по Черному морю (Лейтц), что очень хорошо соотносится сего дальнейшей жизнью, проходившей в постоянном движении. Если жизнь и деятельность Юнга, а также его мысли и сны широко известны, в том числе из его неоднократно переиздававшейся автобиографии, то автобиография Морено, которую, по словам его ученика и друга Левиса Яблонски, он получил от Морено для прочтения незадолго до смерти последнего и которую они уже начали обсуждать, по всей вероятности, исчезла. Поэтому я опираюсь на автобиографические сведения, разбросанные в его книгах, на устные сообщения его друзей и учеников (прежде всего, Дина и Доры Элефтери и Греты Лейтц), а также на вышедшую в 1955 году книгу "Прелюдии к моей автобиографии. Морено написал ее после замечания одного из критиков, что в его научных трудах слишком много автобиографического материала. Между тем в "Прелюдиях к автобиографии" содержится материал, который почти полностью относится к зарождению и распространению его дела) Морено родился в еврейской семье в Бухаресте, с пяти лет жил в Вене, где позже изучал медицину, в 1917 году стал врачом и откуда в 1925 году уехал в США. Начало своей психодраматической деятельности сам Морено относит к пятилетнему возрасту, когда он был директором "своей первой психодрамы. "С группой других детей он играл в погребе родительского дома в Вене и предложил им игру- импровизацию, в которой принял на себя роль бога, а другие дети стали ангелами. Они соорудили из стульев башню до самого потолка, на самом верху которой сидел Морено, тогда как другие дети с пением кружились вокруг и махали руками, словно крыльями. Маленький Якоб был очень доволен представлением, пока один из детей не спросил, может ли тот летать. Морено попробовал (вне всякого сомнения, он очень хорошо вжился в свою роль) и тотчас упал на пол, сломав себе руку. Несмотря на то, что этот эпизод произошел задолго до рождения психодрамы, он уже несет в себе ее характерные черты креативность, спонтанность, катарсис и, благодаря произошедшему несчастному случаю, осознание. Морено был человеком, страстно любившим игру во всех жизненных ситуациях он находил творческое игровое решение. Играя, он сам способствовал своему развитию и даже направлял его.

В американской традиции Морено - знаменитый «Джей Эл». В данной работе мы сочли возможным сохранить европейскую транскрипцию его имени

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru Сам Морено и его друзья охотно рассказывали, как он, наблюдая за игрой детей в городских парках Вены, рассказывал им разные истории и сказки. Играя сними, он подошел к истокам созданной им впоследствии психодрамы. Грета Лейтц описывает это так "Стечением времени все больше детворы стало стекаться в привычные часы к сказочному дубу, окружая сидящего в тени дерева Морено и зачарованно внимая его рассказам. При случае к ним присоединялись матери, бонны, смотрители парка. Благодаря своей радостной готовности к игре побуждаемые Морено дети быстро превращали рассказанные им истории в действо, внося в них дополнения и изменяя их. Морено наблюдал за игрой детей и играл вместе сними. Задействованы были абсолютно все. От его опытного взгляда медика не могло ускользнуть ни странное поведение некоторых детей, ните изменения, которые они вносили вовремя предложенной им игры. Хвастуны и хулиганы получали в игре уроки воспитание благодаря выбранной теме, определенным ролями своим товарищам. Постепенно они становились более конформными. Застенчивые дети в игре вели себя свободнее. Замкнутые постепенно вливались в детский коллектив (прежде всего вследствие того распределения ролей, которое делал Морено. Дети охотно входили в свои роли и тем самым приобретали новые навыки поведения. Ролевое поведение стало отдушиной для их агрессивности. Эти творческие игры и эксперименты проходили в студенческие годы Морено в Вене и продолжались после того, как Морено, став в 1917 году врачом, начал работать с пациентами из самых разных слоев общества. Еще в студенческие годы он замышлял основать "храм гуманистического театра жизни. Он писал прозу, сочинял стихи. Его пленяли разные религиозные идеи. В его ранних произведениях (начавших выходить с 1914 года) в стиле экспрессионизма изложена философская экзистенциальная концепция, которая легла в основу его дальнейшего творчества. Завещание отца начинается с "Божественного автора далее следуют Божественный оратор, "Божественный актер" и т. д. и заканчивается "Дорогой ко мне. В "Царском романе" он выводит "нескончаемый ряд конфликтов. С 1918 по 1920 год он издает в венском издательстве Анценгрубера литературный журнал "Der Daimon" (daimon гр) - божество, дух - Прим.пер.). В произведениях того времени отразились, как он позже сам скажет в "Прелюдах, его страстное увлечение религией и попытки творческого решения жизненных и метафизических вопросов
7
Он постоянно (соответственно со своей ориентацией экстраверта) находится в "группах после игр с детьми в Аугартене - терапевтическая работа с группой проституток из Шпиттельберга в 1913 году после 1918 года Морено - лечащий врач беженцев в лагере Миттерндорф под Веной, где он впервые способствовал переориентации членов этого сообщества с помощью социометрических методов, которые он позже исследовали переработал. Кроме того, он создал вокруг себя рабочую группу коллег по госпиталю. А в Театре спонтанности, который в 1922 году открылся на венской улице Майседергассе, он был режиссером и одновременно исполнял роли в своей первой психодраматической группе. Создав Театр спонтанности, Морено рассчитывал совершить театральную революцию. Здесь должны были слиться воедино реальное и воображаемое, стереться граница между сценой и зрительным залом, между участниками действия и зрителями. "С уничтожением противопоставления исполнитель - зритель все пространство театра становится полем действия, - пишет он в вышедшей в 1923 году книге "Театр спонтанности. - Это театр, собирающий всех воедино, это полный отход отбытия ни один человек не может властвовать над игрой. Все вместе, играя, должны помочь театру стать великим, ибо бога бы не было, если бы его не создали люди"
8
Театр спонтанности не стал событием в театральной жизни Вены. Но здесь, уже работая со взрослыми, Морено накопил тот опыт, который ему потребовался для

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru
психодраматической деятельности и групповой психотерапии. Истоками созданной им позже групповой психотерапии Морено считал медицину, социологию и религию
9
Медицина привносит в терапию интерес к разным патологиями желание исцеления. Морено видел в терапии дело совести, то есть не только способ лечения, но ив более широком смысле - служение людям, исходя из своего мировоззрения, сформированного на основе социологии и религии. (Therapeutes (гр) - слуга. Объект своей терапевтической деятельности он называл "эмоциональным пролетариатом, в отличие от экономического пролетариата Маркса. Проблемы "терапевтического" или "эмоционального пролетариата" Морено считал более сложными для понимания, чем проблемы пролетариата экономического. Переформируя группы, он стремился создать этим многочисленным жертвам различных бедствий благоприятные условия жизни, в которых каждый человек получил бы возможность лучше раскрыть свою истинную сущность. А поскольку социология того времени (1914 -1925 гг.) не располагала объективными методами исследования и анализа отношений в группе, Морено пришлось разрабатывать их самому. Он исследовал социодинамические эффекты и изобрел социометрический тест, позволяющий выявить распределение пристрастий и отвержений среди членов группы. Тем самым он заложил основы социометрии и, обнаружив причины человеческой изоляции, комплексов неполноценности, пассивности и т.д., разработал оригинальную форму терапии - психодраму. Третья причина, побудившая его к исследованию групповой динамики и к занятиям групповой терапией, относится к религиозной сфере. Оставаясь неравнодушным к религии, Морено сокрушался, что в современной культуре не существует более живой религиозной формы, позволяющей человеку ощущать себя частью миропорядка, наполненного глубоким смыслом. Он сожалело начатом Спинозой развенчании божественного идеала, который отождествил Бога со Вселенной, и продолженном Ницше, Марксом и Фрейдом в переоценке моральных ценностей, экономических законов и психоаналитических идей. "Маркс видел в человеке только члена общества, считая его уделом борьбу внутри этого общества. Фрейд видел в человеке странника, идущего по пути от рождения к смерти. Стоящий за этим Космос совершенно не принимался во внимание. Задача нашего века заключается в возвращении человека во Вселенную"
10
Морено не был знаком с идеями Юнга. Но несмотря на это, его стремление повернуть человека, который по своей сути является "космическим" созданием, к спонтанности и креативности, к "своему центру, как мы убедимся позже, имеет глубокое сходство с воззрениями Юнга. Возможно, следует изменить последовательность обстоятельств, которые обусловили творчество Морено. Стремясь к переориентации, следуя своему религиозному чувству, он, будучи творческим человеком, вступил в полемику с современным ему миром и обществом. Он исследовал их конкретную природу и пришел к терапии "космоса. Морено рассматривал человека как "космическое" создание. Это понятие несет в себе гораздо больше смысла, чем в индивидуальной (у Фрейда) или социально- зкономической (у Маркса) единице. В качестве космического создания человек является носителем мирового порядка (космоса, способным преодолеть время, пространство и объективную реальность. Если раньше человек был настолько верующим, что ему хватало невидимой системы ценностей, тов настоящее время большинство людей утратило веру в высший космический порядок. Но при этом "Бог не умер. И обрести его можно только в самом человеке. "Образ бога можно увидеть в каждом человеке. "Мы видим. миллионы людей, которые могут служить воплощением бога. Поэтому центр мира психодрамы принадлежит воплощению. "Каждый человек может исходя из своих поступков дать свою версию бога"
11
Космос следует искать и во Вселенной, ив человеке во встрече человека с

Онлайн Библиотека
http://www.koob.ru человеком, "бога во мне с богом в тебе. В Вене основное содержание работы Морено составляли социолого- терапевтические идеи. В то время совсем немногие разделяли его мысли и ожидания, связанные с театром спонтанности как одной из возможных форм терапии. Театр спонтанности получал все меньше положительных откликов. Морено был тем больше разочарован, что именно с помощью театра спонтанности он надеялся "одержать победу" над психоанализом Фрейда. Он был противником психоанализа, ему не нравились "sterile setting" (стерильность метода, двумерное пространство (кушетка в качестве места действия, беседа пациента и терапевта безучастия окружения пациента. Морено считал, что психоанализ не соответствует человеческой природе. Он предпочитал пространство, в котором каждый участник мог бы все время свободно двигаться и действовать спонтанно и считал необходимым создание условий для раскрытия психического конфликта во всей его полноте именно в присутствии группы, в общении с окружающими (как это было в театре спонтанности, находя в этом возможность решения не только терапевтических, но и педагогических задач. Всей своей сущностью Морено был против психоанализа, поскольку ему казалось, что психоанализ наносит ущерб конкретному переживанию и пониманию жизни, ибо он направлен в прошлое, а не происходит "здесь и теперь, а также исключает живой человеческий контакт между пациентом и терапевтом. "В то время как социологи упускают из виду наличие коллектива, психоаналитики пренебрегают существованием группы. Поэтому Морено стремился получить метод, который охватывал бы в терапевтическом процессе и отдельного человека, и группу в целом
12
Однако успехи Фрейда снижали шансы Морено. Его победа в противостоянии психоанализу была маловероятна, и тогда он задумался, куда ему отправиться из Вены то ли на восток (в Россию, то ли на запад (в США, где он мог бы получить возможность для дальнейшего развития своих идей. Он отдал предпочтение Соединенным Штатами в 1925 году туда уехал. Незадолго до этого Морено сделал одно открытие. Постоянно размышляя о возможности, которая позволяла бы ему сохранить прошедшее событие (например, удавшееся представление в театре спонтанности, он изобрел прибор для воспроизведения звука. Фактически это был предшественник современного магнитофона. В 1924 году он запатентовал этот прибора в 1925 уехал в Нью-Йорк. Продав там патент, он купил на эти деньги в буквальном смысле слова базу (для своей дальнейшей деятельности, представлявшую собой участок земли в Биконе, на котором он построил дом, свою первую психодраматическую сцену и частный психиатрический санаторий.
1925 год стал началом его всесторонней деятельности, его многолетнего социометрического эксперимента и исследований в общежитиях, тюрьмах и клиниках. Итогом оказалась книга "Кому удастся выжить" или "Основы социометрии"
14
, а также открытие в 1942 году института социометрии и театра психодрамы в Нью-Йорке. Не было ли решение Морено покинуть Вену и отправиться в США, страну неограниченных возможностей, следствием его "направленности вовне, его экстравертной ориентации Или его отъезд было уступкой внутренней потребности разобраться с теоретической и философской точек зрения в выдвинутых им постулатах и аксиомах, а также в разногласиях с другими психотерапевтами Будучи верным своему характеру, он не противопоставлял Фрейду и психоанализу словесных аргументов, а заставлял свой метод действовать. Он оставался верен тому, что представляло для него "высшую ценность" и продолжал, "ставя во главу угла межличностные отношения, свою работу с группами и исследования групповой динамики. Только в Соединенных Штатах он расширили научно обосновал грандиозный эксперимент с социальными и терапевтическими группами (попытки такого эксперимента уже были в Вене, проводя многолетние исследования в воспитательных домах, тюрьмах

Онлайн Библиотека
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта